Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 429

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ



  • дискуссионные методы;

  • игровые методы;

  • методы, основанные на невербальной активности участников.

В одних случаях некоторые из этих методов могут высту­пать ведущими или единственными в рамках конкретного тренинга или сеанса (например, в психоаналитических тренингах ведущим является метод биографической дискуссии, в поведенческом тре­нинге - игровой метод). В других случаях гибко используется соче­тание разных методов, например, игровой метод сочетается с дис­куссионным методом. Стратегия выбора методов определяется теоретической ориентацией ведущего и видом тренинговой груп­пы, целями и концепцией обучения, а также, рядом дополнитель­ных факторов, таких как, продолжительность обучения, специфика контингента участников и т.д. В конечном счете, отбор методов должен зависеть не от их «популярности» или «экстравагантно­сти», не от принципиальной приверженности ведущего определен­ной теоретической ориентации, а от конечной эффективности при­менения методов в соответствии с поставленными целями.

Следует отметить, что некоторые методы первоначально разрабатывались в рамках определенного направления группового тренинга или групповой психотерапии, где ставились свои специ­фические цели воздействия, разрабатывалась своя концепция личности и модель изменения человека, которые предполагали создание соответствующих методов и приемов воздействия (на­пример, трансакционный анализ или психодрама). Однако практи­ка показала, что приемы воздействия, созданные в рамках одного вида тренинга, могут эффективно использоваться в других формах тренинга, вне зависимости от теоретических положений того на­правления, в русле которого были разработаны эти приемы. На­пример, приемы «монолог», «обмен ролями», «зеркало» и др., созданные в психодраме, активно используются в различных раз­новидностях группового социально-психологического тренинга.

Еще один вопрос, на который надо обратить внимание, за­ключается в том, что обозначенная классификация методов тре­нинга в определенном отношении является условной. Прежде все­го это касается игровых методов и методов, основанных на невер­бальной активности, так как некоторые разновидности методов последней группы, например, психогимнастика, безусловно содер­жат в себе элементы игры.

  1. Дискуссионные методы.


В групповом социально-психологическом тренинге и груп­пой психотерапии применяются три разновидности дискуссионного метода:

  • биографическая дискуссия;

  • тематическая дискуссия;

  • интерактивная дискуссия.

Биографическая дискуссия, как правило, применяется в групповой психотерапии (например, в психоаналитических группах, психодраме). При проведении такой дискуссии в центре внимания группы находится конкретный человек, который рассказывает о своем прошлом, своих неприятных мыслях, переживаниях, а чле­ны группы, в последующем обсуждении, пытаются помочь челове­ку выделить его внутриличностные проблемы и, на основе этого, более глубоко их осмыслить. Таким образом, группа рассматрива­ет отдельные фрагменты биографии человека и анализирует его проблемы «впрямую».

В тематической дискуссии в центре внимания группы нахо­дится не конкретная личность, а определенная тема. В этом слу­чае, в отличии от биографической дискуссии, личные проблемы участников актуализируются и рассматриваются опосредованно, так как в процессе обсуждения темы происходит косвенная проек­ция индивидуально-психических качеств и проблем высказываю­щихся участников. Это дает определенные преимущества данному виду дискуссии. Во-первых, в процессе сеанса участники могут содержательно рассмотреть ряд актуальных для них тем и, тем самым, осмыслить свои проблемы. Во-вторых, снижается уровень напряженности в работе группы, по сравнению с биографической дискуссией, когда надо открыто высказываться о себе. В-третьих, повышается вероятность участия в дискуссии тревожных, неуве­ренных участников, которые боятся из чувства стыда прямо выска­зываться о своих проблемах.

Когда в тренинге используется тематическая дискуссия, то необходимо учитывать ряд вопросов:

а) Организация дискуссии, которая может иметь различные формы: весь сеанс проводится в форме тематической дискуссии; в процессе проведения обычного сеанса предполагается обсужде­ние некоторых тем, которые ведущий заранее формулирует, а затем предлагает участникам для обсуждения; в процессе прове­дения обычного (недискуссионного) сеанса участники стихийно формулируют темы для обсуждения.

б) К выбираемым темам дискуссии должны предъявляться определенные требования - тема (проблема) должна соответство­вать интересам и возможностям участников, но не быть слишком легкой и предполагающей однозначного решения. Если тема акту­альна, но является сложной для участников, например, из-за от­сутствия у них определенных психологических знаний, то ведущий может дать некоторую информацию, необходимую для последую­щей дискуссии.



в) Выбор конкретной темы для обсуждения определяется общей целью тренинга и общей темой сеанса.

г) Некоторые ведущие считают, что после выбора темы желательно выдерживать паузу, в течение которой каждый участ­ник может обдумать тему и, таким образом, начинающие обсужде­ние не оказывают существенное влияние на мнение тех участни­ков, которые будут высказываться позже.

д) При проведении дискуссии, ведущему желательно под­держивать ее конструктивный характер - равноправие участников в плане высказывания собственного мнения, активность и включен­ность каждого участника в обсуждение, дискуссия должна прохо­дить на фоне преобладания положительных отношений между участниками.

Отличительной особенностью интерактивной дискуссии является то, что в центре внимания группы находится не конкрет­ный человек или тема, а тренинговая группа, когда вся активность участников направлена на анализ внутригрупповых процессов. Такая разновидность дискуссии чаще всего используется, напри­мер, в Т-группах.

Выделяют две разновидности интерактивной дискуссии: неструктурированная и структурированная. Неструктурированная дискуссия заключается в том, что ведущий не вмешивается в ра­боту группы, не дает никаких заданий для участников. Создавае­мая таким образом ситуация неопределенности вынуждает участ­ников предпринимать какие-то действия (вербальные или невер­бальные), которые послужат в качестве предмета последующего обсуждения. В структурированных дискуссиях ведущий первона­чально предлагает группе, в соответствии с темой сеанса, какое- нибудь задание (например, игровую ситуацию), выполнение кото­рого предполагает взаимодействие участников. Далее, на основе наблюдения за этим взаимодействием, участники начинают его анализировать. Вместе с тем, следует отметить, что практически во всех случаях использования тех или иных заданий, не обяза­тельно предполагающих взаимодействие, а, иногда, ограничи­вающихся лишь поведением конкретного участника, необходимо проведение группового обсуждения результатов выполненного задания.

Продолжая изложение интерактивной дискуссии, необхо­димо отметить, что в ряде случаев ведущие используют специаль­ные приемы, предназначенные для более наглядного, вырази­тельного выделения взаимодействия между участниками. К таким приемам относятся: социограмма, построенная на основе приме­нения метода социометрии; «пространственная социограмма»; «интеракционные графики», для построения которых используются различные критерии межличностного выбора и межличностного восприятия.


  1. Игровые методы.

Прежде, чем обозначить основные игровые методы тре­нинга, необходимо определиться в понятии «игра», функциях и отличительных признаках игровой деятельности.

По определению Д.Б.Эльконина, игра представляет собой такую деятельность, в которой воссоздаются социальные отноше­ния (правила и нормы взаимоотношений) между людьми вне усло­вий непосредственно утилитарной деятельности. Игра, как вид деятельности, позволяет человеку успешно усваивать содержание новой деятельности (формы поведения), является средством про­явления его творческих возможностей, облегчает адаптацию чело­века к новым, незнакомым для него условиям.

К отличительным признакам игровой деятельности, кото­рые имеют важное значение в групповом социально­психологическом тренинге, относятся:

а) Условность игры: участники тренинга действуют в рам­ках условной реальности (что они вполне осознают), которая име­ет свои правила в отличии от правил реальной жизни. Одни авто­ры считают, что необязательно стремиться к максимальному вос­созданию в тренинговых ситуациях реальных условий, так как игра - это свободная импровизация, искусство, создающее интерес у участников. Другие авторы утверждают, что по своему содержанию игровая ситуация должна быть в максимальной степени прибли­жена к реальной ситуации.

б) Символичность игры: участников игры не сковывает бо­язнь нанести своими действиями моральный и материальный ущерб себе и своим партнерам по общению, боязнь совершить ошибку, которая поставит их перед необходимостью несения от­ветственности. В игре можно преодолеть то, что кажется непре­одолимым в реальной жизни. В результате этого появляется воз­можность для принятия более рискованных решений, эксперимен­тирования со своим поведением.

в) Неопределенность игры: межличностные игры чаще все­го не имеют однозначно предсказуемого развития, что лишает участников тренинга возможности использовать четкие алгоритмы принятия решения и вынуждает их применять находчивость и со­образительность.

г) Пространственно-временная обособленность игры: в иг­ре пространство и время как бы «сжимаются», что делает игру динамичной и насыщенной событиями.

д) Ролевая неограниченность игры: участники могут высту­пать в различных ролях, о многих из которых у них не имеется дос­таточных представлений, что позволяет, с одной стороны, лучше понять людей играющих эти роли, а, с другой стороны, расширить собственный репертуар ролей.


По большому счету можно выделить два вида игровых ме­тодов, которые используются в обучении взрослых людей:

1. Операционные (деловые) игры, в которых предпочте­ние отдается инструментальному, т.е. предметно­профессиональному аспекту обучения и не предусматривается обучение общению. В таких играх имеется заранее подготовлен­ный сценарий, в который заложен более или менее жесткий алго­ритм принятия решения, четкие критерии оценки принятого реше­ния (правильно - неправильно). Как правило, такие игры проводят­ся среди руководителей, что наиболее популярным было в 1980-х годах. К основным разновидностям операционных игр относят: анализ конкретных ситуаций, ролевые и имитационные игры, кото­рые по своему содержанию существенно отличаются от игр, при­меняемых в групповом тренинге или групповой психотерапии[12].

  1. Межличностные (социально-психологические) игры направлены на формирование коммуникативной компетентности, изменение личности человека и активно используется в групповом социально-психологическом тренинге. В межличностных играх часто отсутствует жесткий алгоритм поведения, четкие критерии анализа и оценки его адекватности, могут существовать несколько возможных правильных вариантов принятия решения, поведения в игровой ситуации. На практике используются три вида межлично­стных игр:

  • игры не концептуального содержания;

  • игры психодрамы и социодрамы;

  • игры трансакционного анализа.

В литературе достаточно подробно излагается содержание этих игр, поэтому нет необходимости останавливаться на деталь­ном их описании[2],[9],[13],[15],[19].

Игровые приемы не концептуального содержания предна­значены для формирования социально-психологических знаний, навыков и умений, необходимых для адекватного поведения чело­века в конкретных жизненных ситуациях, которые моделируются в тренинге вне зависимости от какой-то концепции. Например, си­туация встречи безработного с работодателем, ситуация конфлик­та начальника с подчиненным. Ведущий может разрабатывать различные игровые ситуации, варьировать степень их сложности в зависимости от целей тренинга.