Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 429
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
дискуссионные методы; -
игровые методы; -
методы, основанные на невербальной активности участников.
В одних случаях некоторые из этих методов могут выступать ведущими или единственными в рамках конкретного тренинга или сеанса (например, в психоаналитических тренингах ведущим является метод биографической дискуссии, в поведенческом тренинге - игровой метод). В других случаях гибко используется сочетание разных методов, например, игровой метод сочетается с дискуссионным методом. Стратегия выбора методов определяется теоретической ориентацией ведущего и видом тренинговой группы, целями и концепцией обучения, а также, рядом дополнительных факторов, таких как, продолжительность обучения, специфика контингента участников и т.д. В конечном счете, отбор методов должен зависеть не от их «популярности» или «экстравагантности», не от принципиальной приверженности ведущего определенной теоретической ориентации, а от конечной эффективности применения методов в соответствии с поставленными целями.
Следует отметить, что некоторые методы первоначально разрабатывались в рамках определенного направления группового тренинга или групповой психотерапии, где ставились свои специфические цели воздействия, разрабатывалась своя концепция личности и модель изменения человека, которые предполагали создание соответствующих методов и приемов воздействия (например, трансакционный анализ или психодрама). Однако практика показала, что приемы воздействия, созданные в рамках одного вида тренинга, могут эффективно использоваться в других формах тренинга, вне зависимости от теоретических положений того направления, в русле которого были разработаны эти приемы. Например, приемы «монолог», «обмен ролями», «зеркало» и др., созданные в психодраме, активно используются в различных разновидностях группового социально-психологического тренинга.
Еще один вопрос, на который надо обратить внимание, заключается в том, что обозначенная классификация методов тренинга в определенном отношении является условной. Прежде всего это касается игровых методов и методов, основанных на невербальной активности, так как некоторые разновидности методов последней группы, например, психогимнастика, безусловно содержат в себе элементы игры.
-
Дискуссионные методы.
В групповом социально-психологическом тренинге и группой психотерапии применяются три разновидности дискуссионного метода:
-
биографическая дискуссия; -
тематическая дискуссия; -
интерактивная дискуссия.
Биографическая дискуссия, как правило, применяется в групповой психотерапии (например, в психоаналитических группах, психодраме). При проведении такой дискуссии в центре внимания группы находится конкретный человек, который рассказывает о своем прошлом, своих неприятных мыслях, переживаниях, а члены группы, в последующем обсуждении, пытаются помочь человеку выделить его внутриличностные проблемы и, на основе этого, более глубоко их осмыслить. Таким образом, группа рассматривает отдельные фрагменты биографии человека и анализирует его проблемы «впрямую».
В тематической дискуссии в центре внимания группы находится не конкретная личность, а определенная тема. В этом случае, в отличии от биографической дискуссии, личные проблемы участников актуализируются и рассматриваются опосредованно, так как в процессе обсуждения темы происходит косвенная проекция индивидуально-психических качеств и проблем высказывающихся участников. Это дает определенные преимущества данному виду дискуссии. Во-первых, в процессе сеанса участники могут содержательно рассмотреть ряд актуальных для них тем и, тем самым, осмыслить свои проблемы. Во-вторых, снижается уровень напряженности в работе группы, по сравнению с биографической дискуссией, когда надо открыто высказываться о себе. В-третьих, повышается вероятность участия в дискуссии тревожных, неуверенных участников, которые боятся из чувства стыда прямо высказываться о своих проблемах.
Когда в тренинге используется тематическая дискуссия, то необходимо учитывать ряд вопросов:
а) Организация дискуссии, которая может иметь различные формы: весь сеанс проводится в форме тематической дискуссии; в процессе проведения обычного сеанса предполагается обсуждение некоторых тем, которые ведущий заранее формулирует, а затем предлагает участникам для обсуждения; в процессе проведения обычного (недискуссионного) сеанса участники стихийно формулируют темы для обсуждения.
б) К выбираемым темам дискуссии должны предъявляться определенные требования - тема (проблема) должна соответствовать интересам и возможностям участников, но не быть слишком легкой и предполагающей однозначного решения. Если тема актуальна, но является сложной для участников, например, из-за отсутствия у них определенных психологических знаний, то ведущий может дать некоторую информацию, необходимую для последующей дискуссии.
в) Выбор конкретной темы для обсуждения определяется общей целью тренинга и общей темой сеанса.
г) Некоторые ведущие считают, что после выбора темы желательно выдерживать паузу, в течение которой каждый участник может обдумать тему и, таким образом, начинающие обсуждение не оказывают существенное влияние на мнение тех участников, которые будут высказываться позже.
д) При проведении дискуссии, ведущему желательно поддерживать ее конструктивный характер - равноправие участников в плане высказывания собственного мнения, активность и включенность каждого участника в обсуждение, дискуссия должна проходить на фоне преобладания положительных отношений между участниками.
Отличительной особенностью интерактивной дискуссии является то, что в центре внимания группы находится не конкретный человек или тема, а тренинговая группа, когда вся активность участников направлена на анализ внутригрупповых процессов. Такая разновидность дискуссии чаще всего используется, например, в Т-группах.
Выделяют две разновидности интерактивной дискуссии: неструктурированная и структурированная. Неструктурированная дискуссия заключается в том, что ведущий не вмешивается в работу группы, не дает никаких заданий для участников. Создаваемая таким образом ситуация неопределенности вынуждает участников предпринимать какие-то действия (вербальные или невербальные), которые послужат в качестве предмета последующего обсуждения. В структурированных дискуссиях ведущий первоначально предлагает группе, в соответствии с темой сеанса, какое- нибудь задание (например, игровую ситуацию), выполнение которого предполагает взаимодействие участников. Далее, на основе наблюдения за этим взаимодействием, участники начинают его анализировать. Вместе с тем, следует отметить, что практически во всех случаях использования тех или иных заданий, не обязательно предполагающих взаимодействие, а, иногда, ограничивающихся лишь поведением конкретного участника, необходимо проведение группового обсуждения результатов выполненного задания.
Продолжая изложение интерактивной дискуссии, необходимо отметить, что в ряде случаев ведущие используют специальные приемы, предназначенные для более наглядного, выразительного выделения взаимодействия между участниками. К таким приемам относятся: социограмма, построенная на основе применения метода социометрии; «пространственная социограмма»; «интеракционные графики», для построения которых используются различные критерии межличностного выбора и межличностного восприятия.
-
Игровые методы.
Прежде, чем обозначить основные игровые методы тренинга, необходимо определиться в понятии «игра», функциях и отличительных признаках игровой деятельности.
По определению Д.Б.Эльконина, игра представляет собой такую деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения (правила и нормы взаимоотношений) между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Игра, как вид деятельности, позволяет человеку успешно усваивать содержание новой деятельности (формы поведения), является средством проявления его творческих возможностей, облегчает адаптацию человека к новым, незнакомым для него условиям.
К отличительным признакам игровой деятельности, которые имеют важное значение в групповом социальнопсихологическом тренинге, относятся:
а) Условность игры: участники тренинга действуют в рамках условной реальности (что они вполне осознают), которая имеет свои правила в отличии от правил реальной жизни. Одни авторы считают, что необязательно стремиться к максимальному воссозданию в тренинговых ситуациях реальных условий, так как игра - это свободная импровизация, искусство, создающее интерес у участников. Другие авторы утверждают, что по своему содержанию игровая ситуация должна быть в максимальной степени приближена к реальной ситуации.
б) Символичность игры: участников игры не сковывает боязнь нанести своими действиями моральный и материальный ущерб себе и своим партнерам по общению, боязнь совершить ошибку, которая поставит их перед необходимостью несения ответственности. В игре можно преодолеть то, что кажется непреодолимым в реальной жизни. В результате этого появляется возможность для принятия более рискованных решений, экспериментирования со своим поведением.
в) Неопределенность игры: межличностные игры чаще всего не имеют однозначно предсказуемого развития, что лишает участников тренинга возможности использовать четкие алгоритмы принятия решения и вынуждает их применять находчивость и сообразительность.
г) Пространственно-временная обособленность игры: в игре пространство и время как бы «сжимаются», что делает игру динамичной и насыщенной событиями.
д) Ролевая неограниченность игры: участники могут выступать в различных ролях, о многих из которых у них не имеется достаточных представлений, что позволяет, с одной стороны, лучше понять людей играющих эти роли, а, с другой стороны, расширить собственный репертуар ролей.
По большому счету можно выделить два вида игровых методов, которые используются в обучении взрослых людей:
1. Операционные (деловые) игры, в которых предпочтение отдается инструментальному, т.е. предметнопрофессиональному аспекту обучения и не предусматривается обучение общению. В таких играх имеется заранее подготовленный сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм принятия решения, четкие критерии оценки принятого решения (правильно - неправильно). Как правило, такие игры проводятся среди руководителей, что наиболее популярным было в 1980-х годах. К основным разновидностям операционных игр относят: анализ конкретных ситуаций, ролевые и имитационные игры, которые по своему содержанию существенно отличаются от игр, применяемых в групповом тренинге или групповой психотерапии[12].
-
Межличностные (социально-психологические) игры направлены на формирование коммуникативной компетентности, изменение личности человека и активно используется в групповом социально-психологическом тренинге. В межличностных играх часто отсутствует жесткий алгоритм поведения, четкие критерии анализа и оценки его адекватности, могут существовать несколько возможных правильных вариантов принятия решения, поведения в игровой ситуации. На практике используются три вида межличностных игр:
-
игры не концептуального содержания; -
игры психодрамы и социодрамы; -
игры трансакционного анализа.
В литературе достаточно подробно излагается содержание этих игр, поэтому нет необходимости останавливаться на детальном их описании[2],[9],[13],[15],[19].
Игровые приемы не концептуального содержания предназначены для формирования социально-психологических знаний, навыков и умений, необходимых для адекватного поведения человека в конкретных жизненных ситуациях, которые моделируются в тренинге вне зависимости от какой-то концепции. Например, ситуация встречи безработного с работодателем, ситуация конфликта начальника с подчиненным. Ведущий может разрабатывать различные игровые ситуации, варьировать степень их сложности в зависимости от целей тренинга.