Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 449

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ



Игры психодрамы (социодрамы) и трансакционного анали­за разработаны в рамках соответствующих направлений групповой психотерапии, которые, как уже указывалось, основываются на определенных концепциях личности и моделях ее изменения. Вме­сте с тем, отдельные игровые приемы могут успешно применяться в различных формах группового тренинга, что и наблюдается на практике. Например, из психодрамы заимствуются и применяются в классическом или модифицированном виде такие приемы, как «обмен ролями», «зеркало», «волшебный магазин», «идеальный другой» и т.д. В соответствии с основными положениями трансак­ционного анализа в групповом тренинге могут отрабатываться в различных игровых ситуациях те или иные виды трансакций, изме­нение «состояний» личности участников.

  1. Методы, основанные на невербальной активности.

Методы, основанные на невербальной активности, реже используются, по сравнению с дискуссионными и игровыми мето­дами, в групповом социально-психологическом тренинге, так как, во-первых, являются достаточно специфическими, а, во-вторых, некоторые из них в большей степени предназначены для решения психотерапевтических задач и, поэтому, чаще применяются в ин­дивидуальной и групповой психотерапии. Выделяют три основных вида таких методов:

  • Психогимнастика.

  • Танцевальный метод.

  • Метод художественного самовыражения.

Психогимнастика представляет собой комплекс различных приемов, направленных на организацию невербального проявле­ния личности и общения участников. В практике группового соци­ально-психологического тренинга этот метод чаще используется как вспомогательный метод, хотя некоторые ведущие применяют его как основной.

Как вспомогательный метод психогиснастические упражне­ния могут использоваться в трех аспектах:

Во-первых, психогимнастические упражнения могут приме­няться на этапе разминки, в процессе проведения и в завершении сеанса (в целях снятия напряжения, уменьшение психологической дистанции, активизации участников). Например, выразить опреде­ленное чувство посредством прикосновения к другому участнику, вращение участника в кругу группы, вывести партнера из психиче­ского равновесия (например, заставить улыбнуться), ходьба по росе, против ветра и т.д.


Во-вторых, психогимнастические упражнения можно ис­пользовать как средство экспресс-диагностики участников. Напри­мер, характер выполнения упражнения «сесть на стул, занятый другим человеком» дает представление, хотя и общее, о типичных способах достижения человеком цели в ситуации противоречия интересов, а выполнение упражнения «встреча спешащих людей на узкой дороге» дает информацию о вежливости, уступчивости или, наоборот, бесцеремонности человека.

В-третьих, психогимнастические упражнения можно ис­пользовать для формирования некоторых невербальных навыков, важных с точки зрения целей конкретного тренинга.

В случае, если психогимнастика выступает основным ме­тодом обучения, то структура каждого сеанса состоит из трех час­тей.

Подготовительная часть направлена на повышение физи­ческой ловкости и подвижности, снятие напряжения, формирова­ние готовности к выразительному невербальному самопроявлению участников.

Пантомимическая часть является самой главной и занима­ет большую часть времени. На этом этапе ведущий задает темы, которые участники должны выразить своими невербальными дви­жениями. Темы могут быть предназначены для индивидуального исполнения («какой я есть», «каким бы я хотел быть»), парного исполнения («встреча на узкой скамье», «конфликт между друзья­ми») или для всей группы («группа на тонущем корабле»). После исполнение темы следует обсуждение.

Заключительная часть предназначена для расслабления, снятия напряжения, которое возникло на предыдущем этапе.

Танцевальный метод является ведущим в такой разновид­ности групповой психотерапии, как танцевальная терапия, где раз­личные виды танца используются для расширения сферы осозна­ния участниками возможностей собственного тела, обучения управлению своим телом (в частности, невербальными движения­ми), развития навыков телесного самовыражения в общении. Су­ществуют более конкретные цели танцевальной терапии, которые достаточно полно описаны К.Рудестамом[15]. Танцевальный метод является достаточно специфическим и, поэтому, в групповом со­циально-психологическом тренинге, преследующем иные цели, по сравнению с танцевальной терапией, может быть использован для решения ограниченного круга задач. Например, этот метод можно применить для преодоления неуверенности, застенчивости чело­века по отношению к противоположному полу в процессе быстрых и медленных танцев с различными партнерами.



Метод художественного самовыражения наибольшее при­менение имеет в психотерапии искусством. Существуют различ­ные конкретные способы художественного самовыражения: рисо­вание, лепка, моделирование с бумагой (оригами), деревом, кам­нями, создание художественных произведений, коллекционирова­ние, пение, общение с природой и др.[3],[4],[15]. Метод художест­венного самовыражения выполняет различные функции (творче­ская, деятельностная, сублимационная, проективная) и, поэтому, может быть использован в различных целях.

Творческая функция заключается в том, что художествен­ная активность является средством актуализации творческих воз­можностей человека, средством его самореализации, в результате чего повышается самоуважение, самооценка человека. Деятель­ностная функция позволяет человеку отвлечься от чрезмерной концентрации на собственной болезни или болезни родственни­ков, поддерживает в нем оптимизм, интерес к жизни. Сублимаци­онная функция обеспечивает выражение человеком деструктив­ных тенденций (например, агрессия) в социально приемлемой форме, т.е. в форме рисования, лепки, сочинения стихов и т.д. Проективная функция стимулирует проявление в художественном творчестве индивидуально-психических особенностей человека, его проблем, переживаний, что способствует их лучшему осозна­нию.

В групповом социально-психологическом тренинге чаще всего используется проективная функция художественного само­выражения в виде такого метода, как проективный рисунок. Он может использоваться на различных этапах тренинга как метод экспресс-диагностики каждого участника или группы в целом. На­пример, на начальном этапе функционирования группы участникам трудно сразу вербализовать свои личностные проблемы. Проек­тивный рисунок позволяет же участникам лучше выразить свои трудноосознаваемые проблемы.

Существует две фазы проективного рисования: «рисова- тельная» и «дискуссионная».

«Рисовательная» фаза - создание рисунка - длится, как правило, не более 10-15 минут. Способ изображения может быть различным и ведущий подчеркивает, что художественная ценность рисунка не имеет особого значения. На обратной стороне рисунка автор указывает свое имя. Темы для проективного изображения задаются в соответствии с целями тренинга или общей темой се­анса. Например, «Я-реальное» и «Я-идеальное», «Что мне мешает успешно общаться», «Что мне помогает общаться», «Я и группа», «Я на работе».


Формы рисования могут быть различными: индивидуаль­ное рисование, «разговорное» рисование (партнеры общаются с помощью рисования), дополняющее рисование, совместное рисо­вание.

«Дискуссионная» фаза заключается в обсуждении рисун­ков, которое может происходить в двух формах: во-первых, произ­водится разбор каждого рисунка по отдельности без предвари­тельного указания автора, которому слово предоставляется в по­следнюю очередь, во-вторых, все рисунки выставляются одновре­менно, чтобы можно было сравнивать, находить общее и разное в содержании рисунков. Проективный рисунок позволяет лучше уз­нать не только его автора, но и других членов группы, которые в процессе анализа смысла рисунка раскрывают собственные пси­хические качества и проблемы.

В отличие от существующих проективных тестов (напри­мер, «несуществующее животное»), где имеются более или менее четкие алгоритмы обработки и интерпретации результатов, интер­претация проективного рисунка, применяемого в групповом тре­нинге, произвольна.

  1. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ

Вопрос подбора участников тренинга является одним из важных в процедуре подготовки, предшествующей процессу обу­чения, так как от этого может зависеть успешность работы группы и эффективность психологического воздействия. Комплектование тренинговой группы следует осуществлять на основе некоторых принципов и параметров.

К основным принципам комплектования группы относятся:

а) «Принцип добровольности участия в тренинге», в соот­ветствие с которым каждый человек должен иметь собственное желание участвовать в тренинге. Если же участие в тренинге осу­ществляется по принуждению, например, со стороны родственни­ков или директора предприятия, где работает человек, то могут возникнуть следующие последствия. Во-первых, человек не будет включаться в работу группы, что, в конечном счете не оправдыва­ет его участие в тренинге, а, во-вторых, участник может, своим демонстративным поведением, мешать ведущему и работе груп­пы. В этом случае имеет смысл убедить заинтересованных лиц в том, что участие в тренинге человека, против его желания, будет бессмысленной тратой времени и денег.

б) «Принцип соответствия» означает, что не следует вклю­чать в группу большое число людей, обладающих теми знаниями и навыками, которые предполагается формировать в процессе тре­нинга, так как такие люди не нуждаются в обучении и, кроме того, могут своей активностью подавлять активность остальных участ­ников. Однако было бы целесообразным пребывание в группе одного-двух таких участников, которые, благодаря своему опыту, содействовали бы обучению других членов группы.


в) «Принцип осведомленности»- потенциальный участник тренинга имеет право знать в общих чертах то, что будет происхо­дить в процессе обучения.

Комплектование тренинговой группы желательно произво­дить с учетом ряда параметров, таких как: численный состав груп­пы, возраст, пол, индивидульно-психические особенности, куль­турная принадлежность, профессия, должностной статус, знаком­ство участников.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10