Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 449
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игры психодрамы (социодрамы) и трансакционного анализа разработаны в рамках соответствующих направлений групповой психотерапии, которые, как уже указывалось, основываются на определенных концепциях личности и моделях ее изменения. Вместе с тем, отдельные игровые приемы могут успешно применяться в различных формах группового тренинга, что и наблюдается на практике. Например, из психодрамы заимствуются и применяются в классическом или модифицированном виде такие приемы, как «обмен ролями», «зеркало», «волшебный магазин», «идеальный другой» и т.д. В соответствии с основными положениями трансакционного анализа в групповом тренинге могут отрабатываться в различных игровых ситуациях те или иные виды трансакций, изменение «состояний» личности участников.
-
Методы, основанные на невербальной активности.
Методы, основанные на невербальной активности, реже используются, по сравнению с дискуссионными и игровыми методами, в групповом социально-психологическом тренинге, так как, во-первых, являются достаточно специфическими, а, во-вторых, некоторые из них в большей степени предназначены для решения психотерапевтических задач и, поэтому, чаще применяются в индивидуальной и групповой психотерапии. Выделяют три основных вида таких методов:
-
Психогимнастика. -
Танцевальный метод. -
Метод художественного самовыражения.
Психогимнастика представляет собой комплекс различных приемов, направленных на организацию невербального проявления личности и общения участников. В практике группового социально-психологического тренинга этот метод чаще используется как вспомогательный метод, хотя некоторые ведущие применяют его как основной.
Как вспомогательный метод психогиснастические упражнения могут использоваться в трех аспектах:
Во-первых, психогимнастические упражнения могут применяться на этапе разминки, в процессе проведения и в завершении сеанса (в целях снятия напряжения, уменьшение психологической дистанции, активизации участников). Например, выразить определенное чувство посредством прикосновения к другому участнику, вращение участника в кругу группы, вывести партнера из психического равновесия (например, заставить улыбнуться), ходьба по росе, против ветра и т.д.
Во-вторых, психогимнастические упражнения можно использовать как средство экспресс-диагностики участников. Например, характер выполнения упражнения «сесть на стул, занятый другим человеком» дает представление, хотя и общее, о типичных способах достижения человеком цели в ситуации противоречия интересов, а выполнение упражнения «встреча спешащих людей на узкой дороге» дает информацию о вежливости, уступчивости или, наоборот, бесцеремонности человека.
В-третьих, психогимнастические упражнения можно использовать для формирования некоторых невербальных навыков, важных с точки зрения целей конкретного тренинга.
В случае, если психогимнастика выступает основным методом обучения, то структура каждого сеанса состоит из трех частей.
Подготовительная часть направлена на повышение физической ловкости и подвижности, снятие напряжения, формирование готовности к выразительному невербальному самопроявлению участников.
Пантомимическая часть является самой главной и занимает большую часть времени. На этом этапе ведущий задает темы, которые участники должны выразить своими невербальными движениями. Темы могут быть предназначены для индивидуального исполнения («какой я есть», «каким бы я хотел быть»), парного исполнения («встреча на узкой скамье», «конфликт между друзьями») или для всей группы («группа на тонущем корабле»). После исполнение темы следует обсуждение.
Заключительная часть предназначена для расслабления, снятия напряжения, которое возникло на предыдущем этапе.
Танцевальный метод является ведущим в такой разновидности групповой психотерапии, как танцевальная терапия, где различные виды танца используются для расширения сферы осознания участниками возможностей собственного тела, обучения управлению своим телом (в частности, невербальными движениями), развития навыков телесного самовыражения в общении. Существуют более конкретные цели танцевальной терапии, которые достаточно полно описаны К.Рудестамом[15]. Танцевальный метод является достаточно специфическим и, поэтому, в групповом социально-психологическом тренинге, преследующем иные цели, по сравнению с танцевальной терапией, может быть использован для решения ограниченного круга задач. Например, этот метод можно применить для преодоления неуверенности, застенчивости человека по отношению к противоположному полу в процессе быстрых и медленных танцев с различными партнерами.
Метод художественного самовыражения наибольшее применение имеет в психотерапии искусством. Существуют различные конкретные способы художественного самовыражения: рисование, лепка, моделирование с бумагой (оригами), деревом, камнями, создание художественных произведений, коллекционирование, пение, общение с природой и др.[3],[4],[15]. Метод художественного самовыражения выполняет различные функции (творческая, деятельностная, сублимационная, проективная) и, поэтому, может быть использован в различных целях.
Творческая функция заключается в том, что художественная активность является средством актуализации творческих возможностей человека, средством его самореализации, в результате чего повышается самоуважение, самооценка человека. Деятельностная функция позволяет человеку отвлечься от чрезмерной концентрации на собственной болезни или болезни родственников, поддерживает в нем оптимизм, интерес к жизни. Сублимационная функция обеспечивает выражение человеком деструктивных тенденций (например, агрессия) в социально приемлемой форме, т.е. в форме рисования, лепки, сочинения стихов и т.д. Проективная функция стимулирует проявление в художественном творчестве индивидуально-психических особенностей человека, его проблем, переживаний, что способствует их лучшему осознанию.
В групповом социально-психологическом тренинге чаще всего используется проективная функция художественного самовыражения в виде такого метода, как проективный рисунок. Он может использоваться на различных этапах тренинга как метод экспресс-диагностики каждого участника или группы в целом. Например, на начальном этапе функционирования группы участникам трудно сразу вербализовать свои личностные проблемы. Проективный рисунок позволяет же участникам лучше выразить свои трудноосознаваемые проблемы.
Существует две фазы проективного рисования: «рисова- тельная» и «дискуссионная».
«Рисовательная» фаза - создание рисунка - длится, как правило, не более 10-15 минут. Способ изображения может быть различным и ведущий подчеркивает, что художественная ценность рисунка не имеет особого значения. На обратной стороне рисунка автор указывает свое имя. Темы для проективного изображения задаются в соответствии с целями тренинга или общей темой сеанса. Например, «Я-реальное» и «Я-идеальное», «Что мне мешает успешно общаться», «Что мне помогает общаться», «Я и группа», «Я на работе».
Формы рисования могут быть различными: индивидуальное рисование, «разговорное» рисование (партнеры общаются с помощью рисования), дополняющее рисование, совместное рисование.
«Дискуссионная» фаза заключается в обсуждении рисунков, которое может происходить в двух формах: во-первых, производится разбор каждого рисунка по отдельности без предварительного указания автора, которому слово предоставляется в последнюю очередь, во-вторых, все рисунки выставляются одновременно, чтобы можно было сравнивать, находить общее и разное в содержании рисунков. Проективный рисунок позволяет лучше узнать не только его автора, но и других членов группы, которые в процессе анализа смысла рисунка раскрывают собственные психические качества и проблемы.
В отличие от существующих проективных тестов (например, «несуществующее животное»), где имеются более или менее четкие алгоритмы обработки и интерпретации результатов, интерпретация проективного рисунка, применяемого в групповом тренинге, произвольна.
-
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ
Вопрос подбора участников тренинга является одним из важных в процедуре подготовки, предшествующей процессу обучения, так как от этого может зависеть успешность работы группы и эффективность психологического воздействия. Комплектование тренинговой группы следует осуществлять на основе некоторых принципов и параметров.
К основным принципам комплектования группы относятся:
а) «Принцип добровольности участия в тренинге», в соответствие с которым каждый человек должен иметь собственное желание участвовать в тренинге. Если же участие в тренинге осуществляется по принуждению, например, со стороны родственников или директора предприятия, где работает человек, то могут возникнуть следующие последствия. Во-первых, человек не будет включаться в работу группы, что, в конечном счете не оправдывает его участие в тренинге, а, во-вторых, участник может, своим демонстративным поведением, мешать ведущему и работе группы. В этом случае имеет смысл убедить заинтересованных лиц в том, что участие в тренинге человека, против его желания, будет бессмысленной тратой времени и денег.
б) «Принцип соответствия» означает, что не следует включать в группу большое число людей, обладающих теми знаниями и навыками, которые предполагается формировать в процессе тренинга, так как такие люди не нуждаются в обучении и, кроме того, могут своей активностью подавлять активность остальных участников. Однако было бы целесообразным пребывание в группе одного-двух таких участников, которые, благодаря своему опыту, содействовали бы обучению других членов группы.
в) «Принцип осведомленности»- потенциальный участник тренинга имеет право знать в общих чертах то, что будет происходить в процессе обучения.
Комплектование тренинговой группы желательно производить с учетом ряда параметров, таких как: численный состав группы, возраст, пол, индивидульно-психические особенности, культурная принадлежность, профессия, должностной статус, знакомство участников.
-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10