Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 428
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Численный состав группы.
Наиболее оптимальным количественным составом группы, с точки зрения продуктивности ее работы за ограниченный период времени, является 8-12 человек. Увеличение или уменьшение числа участников может приводить к ряду нежелательных последствий.
Следствием увеличения численности группы может быть:
В результате этого отдельные участники тренинга фактически «выключаются» из работы группы, возникают трудности в управлении группой, снижается возможность реализации всех поставленных ведущим задач и оказания требуемого воздействия на каждого участника.
Уменьшение численности группы может сопровождаться:
Комплектование тренинговой группы, на основе возрастных характеристик потенциальных участников, предполагает учитывать, с одной стороны, приемлемые для обучения возрастные границы («нижнюю» и «верхнюю»), а, с другой стороны, оптимальные диапазоны возраста участников тренинга.
Нецелесообразно проводить групповой социальнопсихологический тренинг среди подростков и детей более младшего возраста, так как в этом возрасте еще не сформирована способность к рефлексии, а также возможно несерьезное отношение подростков к занятиям, что делает их обучение не результативным.
В период поздней взрослости и пожилом возрасте у людей заметно возрастает ригидность, стереотипность мышления. Изменение прежних, например, социально неадекватных ценностей, установок, форм поведения таких людей, требует много времени и изменение устоявшегося их образа жизни. Поэтому, в тренинге трудно добиться требуемого эффекта воздействия на людей такого возраста. Кроме того, формирование социальнопсихологической компетентности у людей предпенсионного и пенсионного возраста, в большинстве случаев, лишено жизненного смысла, значения для самих этих людей. Исключение составляет проведение специфического тренинга среди людей этого возраста, когда решаются такие общие для них проблемы, как социальная реадаптация к новой жизненной ситуации (выход на пенсию), одиночество и др.
Другой важный вопрос, возникающий при комплектовании группы, заключается в определении оптимальных, с точки зрения обучения, диапазонов возраста участников и, на основе этого, их подбор в конкретные группы. С одной стороны, выделение возрастных диапазонов можно осуществлять на основе существующих в психологии, социологии периодизаций психического развития человека. Например, Д.Бромлей составил периодизацию (в которой нас интересует только поздняя юность и период взрослости), с учетом уровня развития интеллекта, эмоционально-волевой и социальной сфер:
С другой стороны, некоторые психологи, занимающиеся групповым социально-психологическим тренингом, выделяют возрастные диапазоны на основе имеющегося у них практического опыта. Так, В.П.Захаров предлагает следующие, предпочтительные для проведения тренинга, возрастные диапазоны: до 35 лет; 28-40 лет; 35-50 лет.
Таким образом, в одну тренинговую группу желательно включать людей, относящихся к одной и той же возрастной категории, так как они имеют примерно одинаковый уровень жизненного опыта, мировосприятия, близкие жизненные интересы и проблемы, что позволит им более легко находить «общий язык», понимать друг друга.
Однако, в некоторых случаях, наоборот, необходимо включать в одну группу существенно отличающихся по возрасту людей. Например, когда ставится задача осмысления и преодоления людьми проблем, возникающих в отношениях между поколениями или задача обучения общению между людьми разных возрастов.
По мнению ряда специалистов более предпочтительными являются гетерогенные, по половому признаку, тренинговые группы, когда количество мужчин и женщин в группе должно быть примерно одинаковым. Это объясняется несколькими причинами. Во- первых, в гетерогенных группах действует принцип «взаимодополнения», когда мужчины привносят в группу более рациональный подход к игровым ситуациям, дискуссиям, анализу всех тех процессов, которые происходят в группе, тогда как женщины, в большей степени, обеспечивают проявление в группе эмоциональности, сопереживания, сочувствия. Во-вторых, в гетерогенных группах существует больше возможностей для эффективного проигрывания ситуаций и обсуждения тем, содержанием которых является взаимодействие между представителями противоположного пола (например, игровая ситуация «трудоустройство на работу», где работодатель - мужчина, а безработный - женщина).
Не рекомендуется включать в тренинговую группу людей, которые имеют:
а) Органические или функциональные нарушения психики (например, невроз). С одной стороны, такие люди больше нуждаются в лечении и, следовательно, было бы более логичным их участие в индивидуальной или групповой психотерапии, а не в групповом социально-психологическом обучении. С другой стороны, некоторые из них могут мешать ведущему и работе группы в целом (например, страдающая истерией женщина, будет различными средствами постоянно сосредотачивать внимание группы на себе, своих проблемах).
б) Низкий уровень интеллекта. В этом случае участники не смогут осмыслить, в необходимой мере, свое поведение и происходящие в группе процессы, что не приведет к формированию у них нового позитивного опыта, а значит, сделает бессмысленным их обучение.
в) Высокий уровень ригидности (когнитивной, эмоциональной или социальной). Высокоригидные люди обладают низкой способностью к изменению своих установок и форм поведения и, часто, отвергают обратную связь, которая не соответствует их собственному представлению о самих себе. Некоторые из таких участников часто отвергают даже обратную связь, отражающую единое мнение группы и обратную видеосвязь, которая характеризуется объективностью, не предвзятостью других.
Не рекомендуется включать в одну тренинговую группу представителей сильно отличающихся культур, этнических групп, особенно, если они плохо знают культурные традиции друг друга. Например, среди представителей «контактной культуры» (южноамериканские народности, арабы), общение на близкой дистанции, прикосновение, обнимание при встрече, считается нормой поведения и проявлением уважения к партнеру, тогда как, такое же поведение по отношению к представителям «не контактной культуры» (западноевропейцы) воспринимается ими как не воспитанность или проявление неуважения.
Также, немаловажное значение для продуктивной работы тренинговой группы, имеет среда проживания людей в конкретном обществе или отдельном его регионе. Так, одновременное пребывание в группе людей из крупного города и малонаселенных поселков, сельской местности, вызывает некоторые трудности в проведении тренинга, которые заключаются в недостаточном взаимопонимании участников из-за различного их образа жизни и бытовых проблем.
Однако, при решении некоторых задач, наоборот, необходимо включать в одну группу представителей разных культур. Например, когда речь идет о «межкультурном тренинге», целью которого является облегчение адаптации эмигрантов к национальным традициям, нормам той страны, в которую они переселяются.
В большинстве случаев, например, при обучении деловому общению, наиболее продуктивно будут функционировать те тренинговые группы, в которые включены участники, занимающиеся близкородственными профессиями. В данном случае имеется возможность для создания большого количества игровых ситуаций и выбора тем для дискуссий, одновременно отражающих проблемы профессиональной деятельности всех участников, что вызовет их общую заинтересованность и активное участие каждого в тренинге.
Нежелательно включать в одну группу людей, сильно отличающихся по своему должностному статусу, особенно, тех, которые находятся в непосредственных отношениях руководства и подчинения. Это объясняется высокой вероятностью возникновения напряженности и проявления низкой активности некоторых участников в процессе проведения тренинга.
Не следует включать в одну группу людей, которые хорошо знают друг друга (например, родственники, друзья, коллеги по работе), так как на их поведение, взаимодействие в тренинговой группе будет проецироваться на ранее сложившиеся знания друг о друге и опыт межличностных отношений. Это будет оказывать подавляющее влияние на все новое, приобретаемое участниками в процессе тренинга.
Однако, когда целью воздействия является изменение конкретной реальной группы (производственной, учебной, семейной), например, коррекция хронических конфликтов, формирование более гуманистических групповых норм, то все члены такой группы одновременно становятся участниками тренинга.
В заключение этого раздела следует отметить, что ведущий не часто имеет возможность, в силу объективных обстоятельств, комплектовать тренинговую группу в соответствии со всеми перечисленными параметрами. Тем не менее, учитывая эти параметры, ведущий сможет составить более адекватную программу тренинга, смоделировать такие игровые ситуации и подобрать такие темы для обсуждения, которые скомпенсируют, сгладят возможные нежелательные последствия неоптимальной композиции группы. Так, если участники сильно отличаются по возрасту, то ведущий должен подбирать такие игровые ситуации и дискуссионные темы, которые были бы значимы, интересны одновременно для всех.
Поведение ведущего, который воспринимается членами группы как более или менее официальный руководитель, является ключевым моментом в проведении тренинга. От характера его поведения зависят многие аспекты функционирования группы: заинтересованность и активность участников, оптимальный уровень межличностного взаимодействия участников, адекватность воздействия группы на конкретных участников, результативность воздействия и его последствия (эффект «последействия») для членов группы. Поведение ведущего может определяться относительно постоянными (опыт ведущего, его приверженность к определенной теоретической концепции тренинга) и ситуативными (цель тренинга, композиция группы) факторами. Наиболее важными элементами поведения ведущего являются: функции ведущего, виды его активности в группе и этические аспекты проведения им тренинга.
Наиболее оптимальным количественным составом группы, с точки зрения продуктивности ее работы за ограниченный период времени, является 8-12 человек. Увеличение или уменьшение числа участников может приводить к ряду нежелательных последствий.
Следствием увеличения численности группы может быть:
-
уменьшение числа непосредственных контактов между участниками; -
сокращение времени, посвящаемого группой и ведущим отдельным участникам; -
возрастание чувства скованности и неуверенности отдельных членов группы; -
увеличение вероятности возникновения конфликтующих подгрупп; -
уменьшение времени (в случае проведения видеотренинга) для использования видеозаписи и воспроизведения обратной видеосвязи.
В результате этого отдельные участники тренинга фактически «выключаются» из работы группы, возникают трудности в управлении группой, снижается возможность реализации всех поставленных ведущим задач и оказания требуемого воздействия на каждого участника.
Уменьшение численности группы может сопровождаться:
-
формированием между участниками слишком тесных эмоциональных взаимоотношений, не способствующих продуктивной работе группы; в этом случае вся активность участников будет подчиняться задаче поддержания хороших отношений и ими фактически не будет использоваться отрицательная обратная связь; -
уменьшением объема и разнообразия обратной связи, получаемой участниками друг от друга; -
ограничением возможности подбора «подходящих» участников для исполнения ими вспомогательных ролей в игровых ситуациях; -
уменьшением количества наблюдаемых моделей поведения (адекватных и неадекватных), демонстрируемых участниками в процессе выполнения ими заданий.
-
Возраст участников.
Комплектование тренинговой группы, на основе возрастных характеристик потенциальных участников, предполагает учитывать, с одной стороны, приемлемые для обучения возрастные границы («нижнюю» и «верхнюю»), а, с другой стороны, оптимальные диапазоны возраста участников тренинга.
Нецелесообразно проводить групповой социальнопсихологический тренинг среди подростков и детей более младшего возраста, так как в этом возрасте еще не сформирована способность к рефлексии, а также возможно несерьезное отношение подростков к занятиям, что делает их обучение не результативным.
В период поздней взрослости и пожилом возрасте у людей заметно возрастает ригидность, стереотипность мышления. Изменение прежних, например, социально неадекватных ценностей, установок, форм поведения таких людей, требует много времени и изменение устоявшегося их образа жизни. Поэтому, в тренинге трудно добиться требуемого эффекта воздействия на людей такого возраста. Кроме того, формирование социальнопсихологической компетентности у людей предпенсионного и пенсионного возраста, в большинстве случаев, лишено жизненного смысла, значения для самих этих людей. Исключение составляет проведение специфического тренинга среди людей этого возраста, когда решаются такие общие для них проблемы, как социальная реадаптация к новой жизненной ситуации (выход на пенсию), одиночество и др.
Другой важный вопрос, возникающий при комплектовании группы, заключается в определении оптимальных, с точки зрения обучения, диапазонов возраста участников и, на основе этого, их подбор в конкретные группы. С одной стороны, выделение возрастных диапазонов можно осуществлять на основе существующих в психологии, социологии периодизаций психического развития человека. Например, Д.Бромлей составил периодизацию (в которой нас интересует только поздняя юность и период взрослости), с учетом уровня развития интеллекта, эмоционально-волевой и социальной сфер:
-
15-21 год (поздняя юность); -
21-25 лет (ранняя взрослость); -
25-40 лет (средняя взрослость); -
40-55 лет (поздняя взрослость).
С другой стороны, некоторые психологи, занимающиеся групповым социально-психологическим тренингом, выделяют возрастные диапазоны на основе имеющегося у них практического опыта. Так, В.П.Захаров предлагает следующие, предпочтительные для проведения тренинга, возрастные диапазоны: до 35 лет; 28-40 лет; 35-50 лет.
Таким образом, в одну тренинговую группу желательно включать людей, относящихся к одной и той же возрастной категории, так как они имеют примерно одинаковый уровень жизненного опыта, мировосприятия, близкие жизненные интересы и проблемы, что позволит им более легко находить «общий язык», понимать друг друга.
Однако, в некоторых случаях, наоборот, необходимо включать в одну группу существенно отличающихся по возрасту людей. Например, когда ставится задача осмысления и преодоления людьми проблем, возникающих в отношениях между поколениями или задача обучения общению между людьми разных возрастов.
-
Пол участников.
По мнению ряда специалистов более предпочтительными являются гетерогенные, по половому признаку, тренинговые группы, когда количество мужчин и женщин в группе должно быть примерно одинаковым. Это объясняется несколькими причинами. Во- первых, в гетерогенных группах действует принцип «взаимодополнения», когда мужчины привносят в группу более рациональный подход к игровым ситуациям, дискуссиям, анализу всех тех процессов, которые происходят в группе, тогда как женщины, в большей степени, обеспечивают проявление в группе эмоциональности, сопереживания, сочувствия. Во-вторых, в гетерогенных группах существует больше возможностей для эффективного проигрывания ситуаций и обсуждения тем, содержанием которых является взаимодействие между представителями противоположного пола (например, игровая ситуация «трудоустройство на работу», где работодатель - мужчина, а безработный - женщина).
-
Индивидуально-психические особенности участников.
Не рекомендуется включать в тренинговую группу людей, которые имеют:
а) Органические или функциональные нарушения психики (например, невроз). С одной стороны, такие люди больше нуждаются в лечении и, следовательно, было бы более логичным их участие в индивидуальной или групповой психотерапии, а не в групповом социально-психологическом обучении. С другой стороны, некоторые из них могут мешать ведущему и работе группы в целом (например, страдающая истерией женщина, будет различными средствами постоянно сосредотачивать внимание группы на себе, своих проблемах).
б) Низкий уровень интеллекта. В этом случае участники не смогут осмыслить, в необходимой мере, свое поведение и происходящие в группе процессы, что не приведет к формированию у них нового позитивного опыта, а значит, сделает бессмысленным их обучение.
в) Высокий уровень ригидности (когнитивной, эмоциональной или социальной). Высокоригидные люди обладают низкой способностью к изменению своих установок и форм поведения и, часто, отвергают обратную связь, которая не соответствует их собственному представлению о самих себе. Некоторые из таких участников часто отвергают даже обратную связь, отражающую единое мнение группы и обратную видеосвязь, которая характеризуется объективностью, не предвзятостью других.
-
Субкультурная принадлежность участников.
Не рекомендуется включать в одну тренинговую группу представителей сильно отличающихся культур, этнических групп, особенно, если они плохо знают культурные традиции друг друга. Например, среди представителей «контактной культуры» (южноамериканские народности, арабы), общение на близкой дистанции, прикосновение, обнимание при встрече, считается нормой поведения и проявлением уважения к партнеру, тогда как, такое же поведение по отношению к представителям «не контактной культуры» (западноевропейцы) воспринимается ими как не воспитанность или проявление неуважения.
Также, немаловажное значение для продуктивной работы тренинговой группы, имеет среда проживания людей в конкретном обществе или отдельном его регионе. Так, одновременное пребывание в группе людей из крупного города и малонаселенных поселков, сельской местности, вызывает некоторые трудности в проведении тренинга, которые заключаются в недостаточном взаимопонимании участников из-за различного их образа жизни и бытовых проблем.
Однако, при решении некоторых задач, наоборот, необходимо включать в одну группу представителей разных культур. Например, когда речь идет о «межкультурном тренинге», целью которого является облегчение адаптации эмигрантов к национальным традициям, нормам той страны, в которую они переселяются.
-
Профессия участников.
В большинстве случаев, например, при обучении деловому общению, наиболее продуктивно будут функционировать те тренинговые группы, в которые включены участники, занимающиеся близкородственными профессиями. В данном случае имеется возможность для создания большого количества игровых ситуаций и выбора тем для дискуссий, одновременно отражающих проблемы профессиональной деятельности всех участников, что вызовет их общую заинтересованность и активное участие каждого в тренинге.
-
Должностной статус участников.
Нежелательно включать в одну группу людей, сильно отличающихся по своему должностному статусу, особенно, тех, которые находятся в непосредственных отношениях руководства и подчинения. Это объясняется высокой вероятностью возникновения напряженности и проявления низкой активности некоторых участников в процессе проведения тренинга.
-
Знакомство участников.
Не следует включать в одну группу людей, которые хорошо знают друг друга (например, родственники, друзья, коллеги по работе), так как на их поведение, взаимодействие в тренинговой группе будет проецироваться на ранее сложившиеся знания друг о друге и опыт межличностных отношений. Это будет оказывать подавляющее влияние на все новое, приобретаемое участниками в процессе тренинга.
Однако, когда целью воздействия является изменение конкретной реальной группы (производственной, учебной, семейной), например, коррекция хронических конфликтов, формирование более гуманистических групповых норм, то все члены такой группы одновременно становятся участниками тренинга.
В заключение этого раздела следует отметить, что ведущий не часто имеет возможность, в силу объективных обстоятельств, комплектовать тренинговую группу в соответствии со всеми перечисленными параметрами. Тем не менее, учитывая эти параметры, ведущий сможет составить более адекватную программу тренинга, смоделировать такие игровые ситуации и подобрать такие темы для обсуждения, которые скомпенсируют, сгладят возможные нежелательные последствия неоптимальной композиции группы. Так, если участники сильно отличаются по возрасту, то ведущий должен подбирать такие игровые ситуации и дискуссионные темы, которые были бы значимы, интересны одновременно для всех.
-
РОЛЬ ВЕДУЩЕГО В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИНГА
Поведение ведущего, который воспринимается членами группы как более или менее официальный руководитель, является ключевым моментом в проведении тренинга. От характера его поведения зависят многие аспекты функционирования группы: заинтересованность и активность участников, оптимальный уровень межличностного взаимодействия участников, адекватность воздействия группы на конкретных участников, результативность воздействия и его последствия (эффект «последействия») для членов группы. Поведение ведущего может определяться относительно постоянными (опыт ведущего, его приверженность к определенной теоретической концепции тренинга) и ситуативными (цель тренинга, композиция группы) факторами. Наиболее важными элементами поведения ведущего являются: функции ведущего, виды его активности в группе и этические аспекты проведения им тренинга.