Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 428

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Численный состав группы.

Наиболее оптимальным количественным составом группы, с точки зрения продуктивности ее работы за ограниченный период времени, является 8-12 человек. Увеличение или уменьшение числа участников может приводить к ряду нежелательных послед­ствий.

Следствием увеличения численности группы может быть:

  • уменьшение числа непосредственных контактов между участниками;

  • сокращение времени, посвящаемого группой и ведущим отдельным участникам;

  • возрастание чувства скованности и неуверенности от­дельных членов группы;

  • увеличение вероятности возникновения конфликтующих подгрупп;

  • уменьшение времени (в случае проведения видеотренин­га) для использования видеозаписи и воспроизведения обратной видеосвязи.

В результате этого отдельные участники тренинга факти­чески «выключаются» из работы группы, возникают трудности в управлении группой, снижается возможность реализации всех поставленных ведущим задач и оказания требуемого воздействия на каждого участника.

Уменьшение численности группы может сопровождаться:

  • формированием между участниками слишком тесных эмоциональных взаимоотношений, не способствующих продуктив­ной работе группы; в этом случае вся активность участников будет подчиняться задаче поддержания хороших отношений и ими фак­тически не будет использоваться отрицательная обратная связь;

  • уменьшением объема и разнообразия обратной связи, получаемой участниками друг от друга;

  • ограничением возможности подбора «подходящих» уча­стников для исполнения ими вспомогательных ролей в игровых ситуациях;

  • уменьшением количества наблюдаемых моделей поведе­ния (адекватных и неадекватных), демонстрируемых участниками в процессе выполнения ими заданий.

  1. Возраст участников.

Комплектование тренинговой группы, на основе возрастных характеристик потенциальных участников, предполагает учиты­вать, с одной стороны, приемлемые для обучения возрастные гра­ницы («нижнюю» и «верхнюю»), а, с другой стороны, оптимальные диапазоны возраста участников тренинга.


Нецелесообразно проводить групповой социально­психологический тренинг среди подростков и детей более младше­го возраста, так как в этом возрасте еще не сформирована спо­собность к рефлексии, а также возможно несерьезное отношение подростков к занятиям, что делает их обучение не результатив­ным.

В период поздней взрослости и пожилом возрасте у людей заметно возрастает ригидность, стереотипность мышления. Изме­нение прежних, например, социально неадекватных ценностей, установок, форм поведения таких людей, требует много времени и изменение устоявшегося их образа жизни. Поэтому, в тренинге трудно добиться требуемого эффекта воздействия на людей тако­го возраста. Кроме того, формирование социально­психологической компетентности у людей предпенсионного и пен­сионного возраста, в большинстве случаев, лишено жизненного смысла, значения для самих этих людей. Исключение составляет проведение специфического тренинга среди людей этого возраста, когда решаются такие общие для них проблемы, как социальная реадаптация к новой жизненной ситуации (выход на пенсию), оди­ночество и др.

Другой важный вопрос, возникающий при комплектовании группы, заключается в определении оптимальных, с точки зрения обучения, диапазонов возраста участников и, на основе этого, их подбор в конкретные группы. С одной стороны, выделение возрас­тных диапазонов можно осуществлять на основе существующих в психологии, социологии периодизаций психического развития че­ловека. Например, Д.Бромлей составил периодизацию (в которой нас интересует только поздняя юность и период взрослости), с учетом уровня развития интеллекта, эмоционально-волевой и со­циальной сфер:

  • 15-21 год (поздняя юность);

  • 21-25 лет (ранняя взрослость);

  • 25-40 лет (средняя взрослость);

  • 40-55 лет (поздняя взрослость).

С другой стороны, некоторые психологи, занимающиеся групповым социально-психологическим тренингом, выделяют воз­растные диапазоны на основе имеющегося у них практического опыта. Так, В.П.Захаров предлагает следующие, предпочтитель­ные для проведения тренинга, возрастные диапазоны: до 35 лет; 28-40 лет; 35-50 лет.

Таким образом, в одну тренинговую группу желательно включать людей, относящихся к одной и той же возрастной катего­рии, так как они имеют примерно одинаковый уровень жизненного опыта, мировосприятия, близкие жизненные интересы и проблемы, что позволит им более легко находить «общий язык», понимать друг друга.



Однако, в некоторых случаях, наоборот, необходимо вклю­чать в одну группу существенно отличающихся по возрасту людей. Например, когда ставится задача осмысления и преодоления людьми проблем, возникающих в отношениях между поколениями или задача обучения общению между людьми разных возрастов.

  1. Пол участников.

По мнению ряда специалистов более предпочтительными являются гетерогенные, по половому признаку, тренинговые груп­пы, когда количество мужчин и женщин в группе должно быть при­мерно одинаковым. Это объясняется несколькими причинами. Во- первых, в гетерогенных группах действует принцип «взаимодопол­нения», когда мужчины привносят в группу более рациональный подход к игровым ситуациям, дискуссиям, анализу всех тех про­цессов, которые происходят в группе, тогда как женщины, в боль­шей степени, обеспечивают проявление в группе эмоционально­сти, сопереживания, сочувствия. Во-вторых, в гетерогенных груп­пах существует больше возможностей для эффективного проигры­вания ситуаций и обсуждения тем, содержанием которых является взаимодействие между представителями противоположного пола (например, игровая ситуация «трудоустройство на работу», где работодатель - мужчина, а безработный - женщина).

  1. Индивидуально-психические особенности участни­ков.

Не рекомендуется включать в тренинговую группу людей, которые имеют:

а) Органические или функциональные нарушения психики (например, невроз). С одной стороны, такие люди больше нужда­ются в лечении и, следовательно, было бы более логичным их участие в индивидуальной или групповой психотерапии, а не в групповом социально-психологическом обучении. С другой сторо­ны, некоторые из них могут мешать ведущему и работе группы в целом (например, страдающая истерией женщина, будет различ­ными средствами постоянно сосредотачивать внимание группы на себе, своих проблемах).

б) Низкий уровень интеллекта. В этом случае участники не смогут осмыслить, в необходимой мере, свое поведение и проис­ходящие в группе процессы, что не приведет к формированию у них нового позитивного опыта, а значит, сделает бессмысленным их обучение.

в) Высокий уровень ригидности (когнитивной, эмоциональ­ной или социальной). Высокоригидные люди обладают низкой спо­собностью к изменению своих установок и форм поведения и, час­то, отвергают обратную связь, которая не соответствует их собст­венному представлению о самих себе. Некоторые из таких участ­ников часто отвергают даже обратную связь, отражающую единое мнение группы и обратную видеосвязь, которая характеризуется объективностью, не предвзятостью других.


  1. Субкультурная принадлежность участников.

Не рекомендуется включать в одну тренинговую группу представителей сильно отличающихся культур, этнических групп, особенно, если они плохо знают культурные традиции друг друга. Например, среди представителей «контактной культуры» (южно­американские народности, арабы), общение на близкой дистанции, прикосновение, обнимание при встрече, считается нормой поведе­ния и проявлением уважения к партнеру, тогда как, такое же пове­дение по отношению к представителям «не контактной культуры» (западноевропейцы) воспринимается ими как не воспитанность или проявление неуважения.

Также, немаловажное значение для продуктивной работы тренинговой группы, имеет среда проживания людей в конкретном обществе или отдельном его регионе. Так, одновременное пребы­вание в группе людей из крупного города и малонаселенных по­селков, сельской местности, вызывает некоторые трудности в про­ведении тренинга, которые заключаются в недостаточном взаимо­понимании участников из-за различного их образа жизни и быто­вых проблем.

Однако, при решении некоторых задач, наоборот, необхо­димо включать в одну группу представителей разных культур. На­пример, когда речь идет о «межкультурном тренинге», целью кото­рого является облегчение адаптации эмигрантов к национальным традициям, нормам той страны, в которую они переселяются.

  1. Профессия участников.

В большинстве случаев, например, при обучении деловому общению, наиболее продуктивно будут функционировать те тре­нинговые группы, в которые включены участники, занимающиеся близкородственными профессиями. В данном случае имеется воз­можность для создания большого количества игровых ситуаций и выбора тем для дискуссий, одновременно отражающих проблемы профессиональной деятельности всех участников, что вызовет их общую заинтересованность и активное участие каждого в тренин­ге.

  1. Должностной статус участников.

Нежелательно включать в одну группу людей, сильно отли­чающихся по своему должностному статусу, особенно, тех, кото­рые находятся в непосредственных отношениях руководства и подчинения. Это объясняется высокой вероятностью возникнове­ния напряженности и проявления низкой активности некоторых участников в процессе проведения тренинга.


  1. Знакомство участников.

Не следует включать в одну группу людей, которые хорошо знают друг друга (например, родственники, друзья, коллеги по ра­боте), так как на их поведение, взаимодействие в тренинговой группе будет проецироваться на ранее сложившиеся знания друг о друге и опыт межличностных отношений. Это будет оказывать подавляющее влияние на все новое, приобретаемое участниками в процессе тренинга.

Однако, когда целью воздействия является изменение кон­кретной реальной группы (производственной, учебной, семейной), например, коррекция хронических конфликтов, формирование более гуманистических групповых норм, то все члены такой группы одновременно становятся участниками тренинга.

В заключение этого раздела следует отметить, что веду­щий не часто имеет возможность, в силу объективных обстоя­тельств, комплектовать тренинговую группу в соответствии со всеми перечисленными параметрами. Тем не менее, учитывая эти параметры, ведущий сможет составить более адекватную про­грамму тренинга, смоделировать такие игровые ситуации и подоб­рать такие темы для обсуждения, которые скомпенсируют, сгладят возможные нежелательные последствия неоптимальной компози­ции группы. Так, если участники сильно отличаются по возрасту, то ведущий должен подбирать такие игровые ситуации и дискуссион­ные темы, которые были бы значимы, интересны одновременно для всех.

  1. РОЛЬ ВЕДУЩЕГО В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИНГА

Поведение ведущего, который воспринимается членами группы как более или менее официальный руководитель, является ключевым моментом в проведении тренинга. От характера его поведения зависят многие аспекты функционирования группы: заинтересованность и активность участников, оптимальный уро­вень межличностного взаимодействия участников, адекватность воздействия группы на конкретных участников, результативность воздействия и его последствия (эффект «последействия») для членов группы. Поведение ведущего может определяться относи­тельно постоянными (опыт ведущего, его приверженность к опре­деленной теоретической концепции тренинга) и ситуативными (цель тренинга, композиция группы) факторами. Наиболее важны­ми элементами поведения ведущего являются: функции ведущего, виды его активности в группе и этические аспекты проведения им тренинга.