Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 674
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития саморегуляции у младших школьников
Особенности саморегуляции у младших школьников
Анализ подходов к развитию навыков саморегуляции у младших школьников
Программа развития навыков саморегуляции у младших
Анализ эффективности развития навыков саморегуляции в ходе реализации программы
| использовать дома тогда, когда вам будет плохо. |
Заключительная | 3. Упражнение на релаксацию «Лентяй». |
часть | Дети изображают ленивых барсуков. Звучит медленная музыка. |
| Психолог произносит текст: Хоть и жарко, хоть и зной, Занят весь народ |
| лесной. |
| Лишь барсук – лентяй изрядный – Сладко спит в норе прохладной. |
| Лежебока видит сон. |
| Будто делом занят он. На заре и на закате Все не слезть ему с кровати. |
| Подводится итог занятия. Анализ дневников настроений. |
Занятие 7
Тема | Как победить страх | |
Цели и задачи | развивать мимические и пантомимические способности; предупреждать и корректировать страхи; обучать детей приемам расслабления. | |
Ход занятия | ||
Вводная часть | Мимическая гимнастика. Дидактическая игра «Покажи настроение». Психолог: ребята, вы уже знаете, что люди переживают самые разные чувства. Как можно определить, что чувствует человек, какое у него настроение? Психолог раскладывает на столе пиктограммы основных эмоциональных состояний изображением вниз и предлагает детям выбрать по одной карточке и не показывать ее друг другу. Затем игроки по очереди показывают с помощью мимики эмоцию, схематически изображенную на пиктограмме, а остальные угадывают какая это эмоция, и изображают ее. | |
Основная часть. Работа по теме | Упражнение «Рисуем свой страх». Ведущий задает детям вопросы:
Психолог предлагает детям нарисовать свой страх. Затем все рисунки вывешиваются на доску, и все дети рассматривают их. Работа с текстом. Психолог читает детям рассказ «Ночные страхи». «Вот уже несколько ночей подряд медвежонок Топтыжка не спал. Как только выключали свет, и становилось темно и тихо, в углу комнаты что-то начинало шевелиться и блестеть. Это очень пугало Топтыжку, он залезал под одеяло с головой. Закрывал глаза и уши, но страх все равно не давал ему уснуть. Но однажды Топтыжка не выдержал, встал с кровати и громко сказал:
Он считал, что привидения могут только пугать.
|
| хотело познакомиться с кем-нибудь, но почему-то все пугались и убегали от него.
Обсуждение:
Психолог предлагает детям нарисовать рядом со своим страхом себя (как можно крупнее), а затем зачеркнуть свой страх и оставить только себя, и подписать рисунок «Чего я уже не боюсь». |
Заключительная часть | Игра «Найди способ выйти из круга». Все дети встают в круг, взявшись за руки. Один ребенок стоит внутри круга и должен постараться любым способом выйти из него. Игра повторяется три раза. Анализ дневников настроений. |
Занятие 8
Тема | Прогоняем злость | |
Цели и задачи | развивать мимические и пантомимические способности; предупреждение агрессивных состояний детей; обучение их способам снятия агрессивных состояний; обучать детей приемам расслабления. | |
Ход занятия | ||
Вводная часть | Мимическая гимнастика. Дидактическая игра «Прочитай письмо». Психолог сообщает ребятам, что с утренней почтой доставлено два письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме схематически изображены не более пяти эмоциональных состояний, которые необходимо расшифровать. Психолог предлагает детям «прочитать» письма. Первое письмо начинает читать ведущий, дети продолжают развивать заданный сюжет, показывают соответствующие эмоциональные состояния. Второе письмо ребята расшифровывают самостоятельно. В случае затруднения психолог задает дополнительные вопросы, например: «Как изменилось настроение героя? Что могло произойти?»; принимает участие в развитии детьми сюжета (поощряет, советует, уточняет). Вариант письма и примерная расшифровка: 1. Любопытство – печаль – удивление – страх – радость. «Однажды утром Сережа отправился на рыбалку. Он закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Ему было очень любопытно: какой будет улов? Сережа долго сидел и смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему стало очень грустно. Вдруг леска натянулась и стала уходить вниз. Сережа удивился: что это такое? Он потянул за удочку, но |
| она только прогнулась, вот-вот сломается. Сережа испугался и позвал на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большого окуня. Сережа очень обрадовался». 2. Самодовольство – отвращение – злость – спокойствие – радость. |
Основная часть. Работа по теме | Детям предлагается вспомнить ситуацию, когда они очень разозлились, и изобразить свое состояние с помощью мимики и жестов. Психолог задает детям вопрос: -Для чего нужна эмоция злости (предварительно обсуждается, что все эмоции нужны человеку)? Следует подвести ребят к выводу о необходимости защиты чести и достоинства – собственных и других людей. Игра «Воробьиные бои». Эта игра на снятие физической агрессии. Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Проигрывает тот, кто упадет или уберет руки с колен. Обсуждение темы: детям предлагается закончить предложения:
После того, как все выскажутся, психолог предлагает вопросы для обсуждения:
Затем можно предложить несколько способов снятия эмоционального раздражения:
Главным является умение владеть своими эмоциями в разных ситуациях. |
Заключительная часть | Упражнение на релаксацию «Насос и мяч». Психолог: А сейчас найдите свою пару – мы с вами поиграем в насос и мяч. Один из вас – большой надувной мяч, а другой надувает насосом этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув (ноги полусогнуты, корпус отклонен несколько вперед, голова опущена). Начинаем надувать мяч, качаем |
| воздух (движение рук сопровождаются звуком «С-с-с»). А мяч надувается все больше и больше: сначала выпрямляются ноги в коленях, потом туловище, поднимается голова, надуваются щеки, руки разводятся (показ движений). Мяч надут. Тут шланг насоса выдергивается и из мяча выходит воздух: «Ш-ш-ш». Мяч снова сдулся. Дети, выполняя упражнение, меняются ролями. Подводится итог занятия. Анализ дневников настроений. |
Занятие 9
Тема | Саморегуляция | |
Цели и задачи | развивать мимические и пантомимические способности; научить детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессии; обучать детей приемам расслабления. | |
Ход занятия | ||
Вводная часть | Мимическая гимнастика.
Психолог предлагает детям прослушать стихотворения о знакомых им гномах и определить. О каком настроении идет речь, назвать настроение и выразительно передать его с помощью мимики. Все ребята во дворе Весело играют. Только гном болеет дома И с утра скучает. (Печаль). Гном зимой поймал снежинку, Подобрал на горке льдинку. Прибежал домой и …ах! Лишь вода была в руках. (Удивление). Ночь пришла, и в темноте Тени движутся везде. Гном забрался под кровать. Спрятался и стал дрожать. (Страх). Гном- неряха на прогулке Весь испачкался в грязи; Прибежал домой обедать – Все из-за стола ушли. (Отвращение). Целый день он хмурит брови И грозит всем кулаком. Да. Сегодня гном не в духе – Навестим его потом. (Злость). Вечер. В доме тихо-тихо, Только тикают часы. Гном сидит на кресле, дремлет. А вокруг витают сны. (Спокойствие). Заявляет гном друзьям: «Все могу я делать сам! Могу допрыгнуть до Луны, Могу найти алмаз. Могу я даже видеть сны, Не закрывая глаз! (Самодовольство). Говорят, что на поляну Приземлились марсиане. Гном спешит увидеть сам: Кто же там и что же там? (Любопытство). У него сегодня День рожденья И подарков от друзей не счесть: Книжки, сладости, игрушки, Даже шар воздушный есть! (Радость). | |
Основная часть. Работа по теме | Психолог предлагает детям подумать, как можно избавляться от гнева, и задает вопросы:
|
| 1) Тренинг смены настроений. Психолог предлагает детям закрыть глаза и задуматься о том, что они делают, когда недовольны или сердиты.
Затем надо представить состояние, когда они бывают довольны.
Далее каждому ученику предлагается походить по комнате (классу) и молча изображать любое из состояний (сердитое или довольное), не обращая внимания на других детей. По команде все замирают и постепенно меняют свое состояние на противоположное. Упражнение повторяется 2-3 раза. 2) Обучение способам снятия агрессии. Психолог предлагает детям проделать следующие упражнения:
3) Релаксационное упражнение и направленное воображение. Психолог говорит: «Сели удобно, расслабились, закрыли глаза, глубоко вдохнули 3-4 раза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. Здесь выставлены фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите ему все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать». Вопросы для обсуждения:
|
Заключительная часть | Упражнение на релаксацию «Холодно – жарко». Психолог предлагает детям превратиться в медвежат. «Медвежата» идут в берлогу, ложатся всвои кроватки (ребята удобно устраиваются на ковре или выполняют упражнение, сидя на стульях). Психолог: - Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. (Упражнение повторяется 2-3 раза). Подводится итог занятия. Анализ дневников настроений. |