Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 674

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




использовать дома тогда, когда вам будет плохо.

Заключительная

3. Упражнение на релаксацию «Лентяй».

часть

Дети изображают ленивых барсуков. Звучит медленная музыка.




Психолог произносит текст: Хоть и жарко, хоть и зной, Занят весь народ




лесной.




Лишь барсук лентяй изрядный Сладко спит в норе прохладной.




Лежебока видит сон.




Будто делом занят он. На заре и на закате Все не слезть ему с кровати.




Подводится итог занятия. Анализ дневников настроений.

Занятие 7

Тема

Как победить страх

Цели и задачи

развивать мимические и пантомимические способности; предупреждать и

корректировать страхи; обучать детей приемам расслабления.

Ход занятия

Вводная часть

Мимическая гимнастика. Дидактическая игра «Покажи настроение». Психолог: ребята, вы уже знаете, что люди переживают самые разные чувства. Как можно определить, что чувствует человек, какое у него настроение? Психолог раскладывает на столе пиктограммы основных эмоциональных состояний изображением вниз и предлагает детям выбрать по одной карточке и не показывать ее друг другу. Затем игроки по очереди показывают с помощью мимики эмоцию, схематически изображенную на пиктограмме, а остальные угадывают какая это

эмоция, и изображают ее.

Основная часть. Работа по теме

Упражнение «Рисуем свой страх». Ведущий задает детям вопросы:

  • Что такое страх?

  • Нужен ли страх?

  • Чего боитесь вы?

Психолог предлагает детям нарисовать свой страх. Затем все рисунки вывешиваются на доску, и все дети рассматривают их.

Работа с текстом. Психолог читает детям рассказ «Ночные страхи».

«Вот уже несколько ночей подряд медвежонок Топтыжка не спал. Как только выключали свет, и становилось темно и тихо, в углу комнаты что-то начинало шевелиться и блестеть. Это очень пугало Топтыжку, он залезал под одеяло с головой. Закрывал глаза и уши, но страх все равно не давал ему уснуть. Но однажды Топтыжка не выдержал, встал с кровати и громко сказал:

  • Эй, кто там? Ты кто такой? Отвечай сейчас же! В углу все сразу стихло. Топтыжка спросил еще раз:

  • Есть там кто-нибудь? Эти слова помогли ему успокоиться, и он уже не так боялся. Через некоторое время в углу снова что-то зашевелилось, и раздался очень тихий, робкий голос:

  • Ты не мог бы мне помочь?

  • Помочь?! переспросил Топтыжка. Разве Привидению нужна помощь?!

Он считал, что привидения могут только пугать.

  • Если тебе нужна помощь, то выходи из угла и давай поговорим, - сказал Топтыжка.

  • Хорошо, только ты, пожалуйста, не бойся меня, - раздался шепот из угла, и оттуда вышло маленькое пушистое Привидение с добрыми светящимися глазами. Привидение рассказало Топтыжке, что давно





хотело познакомиться с кем-нибудь, но почему-то все пугались и убегали от него.

  • Меня можно увидеть только в темноте, - сказало Привидение, - но темнота многих пугает, а я так хочу, чтобы кто-нибудь научил меня танцевать.

  • Если ты хочешь, - сказал Топтыжка, - то я с удовольствием научу тебя танцевать. Он взял Привидение за руки, и они начали весело кружиться и подпрыгивать».

Обсуждение:

  • Чего боялся Топтыжка?

  • Чего боялось Приведение?

  • Как им удалось справиться со страхом?

  • Можно ли сказать, что страх это боязнь неизвестности?

  • Как справиться с неизвестностью?

  • Вам удавалось справляться со страхом? Работа с рисунками.

Психолог предлагает детям нарисовать рядом со своим страхом себя

(как можно крупнее), а затем зачеркнуть свой страх и оставить только себя, и подписать рисунок «Чего я уже не боюсь».

Заключительная часть

Игра «Найди способ выйти из круга».

Все дети встают в круг, взявшись за руки. Один ребенок стоит внутри круга и должен постараться любым способом выйти из него. Игра повторяется три раза. Анализ дневников настроений.


Занятие 8

Тема

Прогоняем злость

Цели и задачи

развивать мимические и пантомимические способности; предупреждение

агрессивных состояний детей; обучение их способам снятия агрессивных состояний; обучать детей приемам расслабления.

Ход занятия

Вводная часть

Мимическая гимнастика. Дидактическая игра «Прочитай письмо». Психолог сообщает ребятам, что с утренней почтой доставлено два письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме схематически изображены не более пяти эмоциональных состояний, которые необходимо расшифровать. Психолог предлагает детям

«прочитать» письма.

Первое письмо начинает читать ведущий, дети продолжают развивать заданный сюжет, показывают соответствующие эмоциональные состояния. Второе письмо ребята расшифровывают самостоятельно. В случае затруднения психолог задает дополнительные вопросы, например: «Как изменилось настроение героя? Что могло произойти?»; принимает участие в развитии детьми сюжета (поощряет, советует, уточняет).

Вариант письма и примерная расшифровка:
1. Любопытство – печаль – удивление – страх – радость. «Однажды утром Сережа отправился на рыбалку. Он закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Ему было очень любопытно: какой будет улов? Сережа долго сидел и смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему стало очень грустно. Вдруг леска натянулась и стала уходить вниз. Сережа удивился: что это такое? Он потянул за удочку, но





она только прогнулась, вот-вот сломается. Сережа испугался и позвал на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большого окуня. Сережа очень обрадовался».
2. Самодовольство отвращение злость спокойствие радость.

Основная часть. Работа по теме

Детям предлагается вспомнить ситуацию, когда они очень разозлились, и изобразить свое состояние с помощью мимики и жестов.

Психолог задает детям вопрос:

-Для чего нужна эмоция злости (предварительно обсуждается, что все эмоции нужны человеку)?

Следует подвести ребят к выводу о необходимости защиты чести и достоинства – собственных и других людей.

Игра «Воробьиные бои».

Эта игра на снятие физической агрессии. Дети выбирают себе пару и

«превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Проигрывает тот, кто упадет или уберет руки с колен.

Обсуждение темы: детям предлагается закончить предложения:

  • Я злюсь, когда…

  • Я с трудом сдерживаю злость, если…

  • Мне трудно скрыть раздражение, когда…

После того, как все выскажутся, психолог предлагает вопросы для обсуждения:

  • В чьих ответах злость не имела основания – скорее, нужно было злиться на самого себя?

  • Как можно справляться с нахлынувшим раздражением? Обучение способам снятия эмоционального раздражения: Правило: «Подумай о хорошем и будет хорошо».




  • Как можно о ситуации, которая вызывает злость, подумать по- другому? (Привести конкретные примеры из жизни класса).

Затем можно предложить несколько способов снятия эмоционального раздражения:

  • заняться физической разрядкой при помощи спортивных упражнений или игр;

  • скомкать и разорвать ненужную газету;

  • постучать кулаком по подушке, по стене;

  • научиться медленно, вдыхать и выдыхать, считая до десяти. Психолог предлагает детям записать высказывания:

  • Будь хозяином своих эмоций.

  • Прислушивайся к своим чувствам.

  • Если не сдерживать чувства, они могут привести к неприятности. На этом занятии дается понятие о том, что все эмоции имеют право на существование.

Главным является умение владеть своими эмоциями в разных ситуациях.

Заключительная часть

Упражнение на релаксацию «Насос и мяч».

Психолог: А сейчас найдите свою пару – мы с вами поиграем в насос и мяч. Один из вас – большой надувной мяч, а другой надувает насосом этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув (ноги полусогнуты, корпус отклонен несколько вперед, голова опущена). Начинаем надувать мяч, качаем





воздух (движение рук сопровождаются звуком «С-с-с»). А мяч надувается все больше

и больше: сначала выпрямляются ноги в коленях, потом туловище, поднимается голова, надуваются щеки, руки разводятся (показ движений). Мяч надут. Тут шланг насоса выдергивается и из мяча выходит воздух: «Ш-ш-ш». Мяч снова сдулся. Дети, выполняя упражнение, меняются ролями. Подводится итог занятия. Анализ дневников настроений.


Занятие 9

Тема

Саморегуляция

Цели и задачи

развивать мимические и пантомимические способности; научить детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессии; обучать детей приемам

расслабления.

Ход занятия

Вводная часть

Мимическая гимнастика.

  • Как можно определить настроение человека?

  • Определить настроение человека можно по выражению лица, по движениям, по голосу, а поэт может описать настроение человека в стихотворении.

Психолог предлагает детям прослушать стихотворения о знакомых им гномах и определить.

О каком настроении идет речь, назвать настроение и выразительно передать его с помощью мимики.
Все ребята во дворе Весело играют.

Только гном болеет дома И с утра скучает. (Печаль). Гном зимой поймал снежинку, Подобрал на горке льдинку. Прибежал домой и …ах!

Лишь вода была в руках. (Удивление). Ночь пришла, и в темноте Тени движутся везде.

Гном забрался под кровать. Спрятался и стал дрожать. (Страх). Гном- неряха на прогулке Весь испачкался в грязи; Прибежал домой обедать – Все из-за стола ушли. (Отвращение). Целый день он хмурит брови И грозит всем кулаком.

Да. Сегодня гном не в духе Навестим его потом. (Злость). Вечер. В доме тихо-тихо, Только тикают часы.

Гном сидит на кресле, дремлет.

А вокруг витают сны. (Спокойствие). Заявляет гном друзьям:

«Все могу я делать сам! Могу допрыгнуть до Луны, Могу найти алмаз. Могу я даже видеть сны,

Не закрывая глаз! (Самодовольство). Говорят, что на поляну Приземлились марсиане.

Гном спешит увидеть сам:

Кто же там и что же там? (Любопытство). У него сегодня День рожденья И подарков от друзей не счесть:

Книжки, сладости, игрушки,

Даже шар воздушный есть! (Радость).

Основная часть. Работа по теме

Психолог предлагает детям подумать, как можно избавляться от гнева, и задает вопросы:

  • Бывало ли, что злость и обида вас сильно захватывали?

  • Вспомните, как мы учились избавляться от плохого настроения?





1) Тренинг смены настроений.

Психолог предлагает детям закрыть глаза и задуматься о том, что они делают, когда недовольны или сердиты.

  • Что вы делаете?

  • Где находитесь?

  • Что чувствуете?

Затем надо представить состояние, когда они бывают довольны.

  • Что вы делаете?

  • Где находитесь?

  • Что чувствуете?

Далее каждому ученику предлагается походить по комнате (классу) и молча изображать любое из состояний (сердитое или довольное), не обращая внимания на других детей. По команде все замирают и постепенно меняют свое состояние на противоположное. Упражнение повторяется 2-3 раза.

2) Обучение способам снятия агрессии.

Психолог предлагает детям проделать следующие упражнения:

  • дыхательные упражнения (глубокий вдох, задержать дыхание и медленно выдыхать, считая до десяти);

  • натянуть и отпустить резинку;

  • присесть 10 раз;

  • поскакать под музыку и др.

3) Релаксационное упражнение и направленное воображение. Психолог говорит: «Сели удобно, расслабились, закрыли глаза, глубоко вдохнули 3-4 раза.

Представьте, что вы попали на небольшую выставку. Здесь выставлены фотографии людей,

на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо.

Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал.

Вспомните свои чувства и мысленно скажите ему все, что хотели, или даже сделайте все, что

хотели сделать». Вопросы для обсуждения:

  • Какую ситуацию вы вспомнили?

  • Трудно было представить свои ощущения?

  • Менялись ли ваши ощущения?

  • Какие способы снятия гнева наиболее для вас приемлемы?

  • Зачем нужно учиться снимать агрессию?

  • Попытайтесь оценить свои возможности снятия агрессивного состояния.

Заключительная часть

Упражнение на релаксацию «Холодно жарко».

Психолог предлагает детям превратиться в медвежат. «Медвежата» идут в берлогу, ложатся всвои кроватки (ребята удобно устраиваются на ковре или выполняют упражнение, сидя на стульях).

Психолог: - Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. (Упражнение повторяется 2-3 раза). Подводится итог занятия. Анализ дневников настроений.