Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 680
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития саморегуляции у младших школьников
Особенности саморегуляции у младших школьников
Анализ подходов к развитию навыков саморегуляции у младших школьников
Программа развития навыков саморегуляции у младших
Анализ эффективности развития навыков саморегуляции в ходе реализации программы
Методика «Изучение уровня саморегуляции» Ульенковой, позволяет определить уровень саморегуляции младших школьников, по тому, как дети выполняют задание с соблюдением определенных правил.
Методика «Диагностика уровня школьной тревожности» (Б.Н. Филлипс)
Цель методики: изучение уровня и характера тревожности, связанного со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и составляющие общей тревожности, связанные с различными областями школьной жизни.
Так как в интерпретации методики анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющиеся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством, а их в методике приводится восемь, мы учли пять факторов, которые для нашего исследования эмоционального компонента саморегуляции младших школьников являются наиболее важными.
Каждая методика проводилась под наблюдением классного руководителя, и в констатирующем и в формирующем экспериментах, перед началом проведения методик нами был проведен подробный инструктаж, произведена раздача стимульного материала (кроме метода наблюдения, т.к. результаты методики фиксировались наблюдателем), по ходу проведения эксперимента был осуществлен контроль за тем, как выполнялась инструкция детьми.
Таким образом, при помощи вышеперечисленных методик нам удалось оценить волевые качества
младших школьников, определить уровень саморегуляции младших школьников, а также выявить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей младшего возраста.
Базой исследования являлось ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа», класс 3 А в составе 23 человек в возрасте 8-9 лет, из которых 14 мальчиков (60,86% от общего числа детей в классе) и 9 девочек (39,14% от общего числа детей в классе.
Данный коллектив обучающихся был сформирован с первого класса. Взаимоотношения в коллективе складываются доброжелательно, дети сплочены и помогают друг другу, они дружны и общительны между собой. Эмоциональный климат в классе доброжелательный. Класс очень активен. Дети дружно и ответственно подходят к поставленным задачам. Радуются успехам друг друга. Класс эрудирован и интеллектуально развит. Класс участвует во всех мероприятиях, как школьного уровня, так и городского. Родители принимают активное участие в качестве зрителей, важно отметить, что 22 ребенка из 23 воспитываются в полных семьях.
Анализ констатирующего эксперимента
Для исследования волевой активности младших школьников, уровня и характера тревожности, связанного со школой у младших школьников, а также уровня саморегуляции младших школьников были подобраны и реализованы следующие методики: «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкий, «Изучение уровня саморегуляции» У.В. Ульенкова, «Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса» Б.Н. Филлипс.
Проведя диагностику по «Методу наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкий, были получены следующие результаты (Рис. 1,2), которые отражают полную характеристику волевой активности
испытуемых проявляемых в учебной деятельности (Приложение 2, таблица 1).
Рисунок 1 – Результаты общей суммы каждого
волевого качества испытуемых по методике «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» на констатирующем этапе
На рисунке 1 отражены суммарные показатели по классу. Это дает представление о соотношении выраженности волевых качеств в группе испытуемых на констатирующем этапе эксперимента .
Следуя интерпретации «Метода наблюдения для оценки волевых качеств», общая оценка каждого волевого качества, определяется, как среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок данного качества, на число оценивающих, следовательно, среднеарифметическое волевого качества самостоятельности составляет 3,73 баллов (общая сумма волевого качества самостоятельности – 86, поделенная на количество испытуемых – 23 человека, 86/23 = 3,73), что говорит нам в большей степени о сильно развитой самостоятельности испытуемых, нежели о слабо
развитой самостоятельности испытуемых (волевое качество сильно развито – 4 балла; волевое качество слабо развито – 3 балла), т.к. оценку 3,73 балла можно округлить до оценки 4 баллов.
Среднеарифметическое волевого качества выдержки составляет 4,39 баллов (общая сумма волевого качества выдержки – 101 поделенная на количество испытуемых – 23 человека, 101/23 = 4,39), что говорит нам о сильно развитой выдержке испытуемых.
Среднеарифметическое волевого качества дисциплинированности составляет 4,21 баллов (общая сумма волевого качества дисциплинированности – 97 поделенная на количество испытуемых – 23 человека, 97/23 = 4,21), что говорит нам о сильно развитой дисциплинированности испытуемых.
Далее на рисунке 2 представлены уровневые оценки
средних значений волевых качеств испытуемых.
Рисунок 2 – Распределение показателей полученных по методике «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» по уровням на констатирующем этапе
Такое волевое качество как самостоятельность у испытуемых наблюдается у 3 человек (13%) на низком уровне, у 5 человек (21,8%) на среднем уровне, у 15 человек (65,2%) на высоком уровне. Полученные результаты показывают нам, что волевое качество – самостоятельность сильно развито и преобладает у большинства испытуемых.
Такое волевое качество как выдержка у испытуемых наблюдается у 1 человека (4,3%) на низком уровне, у 4 человек (17,4%) на среднем уровне, у 18 человек (78,3%) на высоком уровне. Полученные результаты показывают нам, что волевое качество – выдержка сильно развито и преобладает у большинства испытуемых.
Такое волевое качество как дисциплинированность у испытуемых наблюдается у 2 человек (8,7%) на низком уровне, у 3 человек (13%) на среднем уровне, у 18 человек (78,3%) на высоком уровне. Полученные результаты показывают нам, что волевое качество – дисциплинированность сильно развито и преобладает у большинства испытуемых.
Проведя диагностику по методике «Изучение уровня саморегуляции» У.В. Ульенкова, были получены следующие результаты (Рис. 3), которые отражают уровень саморегуляции испытуемых (Приложение 3, таблица 2).
Рисунок 3 – Распределение данных по уровням саморегуляции испытуемых по методике «Изучение уровня саморегуляции» на констатирующем этапе
У 10 человек (43,4%) из 23
наблюдается высокий уровень саморегуляции, это характеризуется тем, что ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное; в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.
У 4 человек (17,3%) из 23 наблюдается уровень саморегуляции выше среднего, это характеризуется тем, что ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия; ограничивается беглым просмотром написанного, качество
оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.
У 2 человек (8,6%) из 23 наблюдается средний уровень саморегуляции, это характеризуется тем, что ребенок принимает цель задания частично и до конца занятия не может ее сохранить во всем объеме
-
поэтому пишет знаки в беспорядке; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.