Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 679
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития саморегуляции у младших школьников
Особенности саморегуляции у младших школьников
Анализ подходов к развитию навыков саморегуляции у младших школьников
Программа развития навыков саморегуляции у младших
Анализ эффективности развития навыков саморегуляции в ходе реализации программы
У 5 человек (21,7%) из 23 наблюдается уровень саморегуляции ниже среднего, это характеризуется тем, что ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; путает знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия: по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.
У 2 человек (8,6%) из 23 наблюдается низкий уровень саморегуляции, это характеризуется тем, что ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек.
Проведя диагностику по методике «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипс, были получены следующие результаты (Рис. 4,5); (Приложение 4, таблица 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), которые отражают полную характеристику уровня и характера тревожности, связанного со школой у испытуемых.
В интерпретации методики «Диагностика уровня школьной тревожности» сказано, что, ответы, не совпадающие с ключом, свидетельствуют о наличии у ребенка проявлений тревожности. При обработке результатов подсчитывается количество несовпадений с опросником в целом (Приложение 4 таблица 3), а также количество совпадений каждого из 5 факторов опросника (Приложение 4, таблица 4, 5,
6, 7, 8, 9), если оно больше 50%,
можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если более 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности, если число несовпадений меньше 50% то можно говорить о низкой тревожности или ее отсутствии.
Ниже приведен график распределения данных по уровням школьной тревожности опросника в целом (Рис. 4) испытуемых по методике
«Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса» .
Рисунок 4 – График распределения данных по уровням школьной тревожности опросника в целом испытуемых по методике «Диагностика уровня школьной тревожности» на констатирующем этапе
Мы выявили, что у 12 (12*100/23 = 52,2%) испытуемых из 23 преобладает низкий уровень школьной тревожности, у 11 испытуемых (11*100/23 = 47,8%) преобладает повышенный уровень школьной
тревожности. Детей с высоким уровнем школьной тревожности выявлено не было.
Ниже приведен график распределения данных по уровням школьной тревожности, по каждому фактору опросника (Рис. 5) испытуемых по методике «Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса».
Рисунок 5 – График распределения данных по уровням школьной тревожности, по каждому фактору опросника испытуемых по методике
«Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса» на констатирующем этапе
Мы выявили, что по фактору «Общая тревожность в школе» у 10 (10*100/23 = 43,5%) испытуемых преобладает низкий уровень школьной тревожности, у 11 (11*100/23 = 47,8%)
испытуемых преобладает повышенный уровень школьной тревожности, у 2 (2*100/23 = 8,7%) испытуемых преобладает высокий уровень тревожности.
По фактору «Страх самовыражения» у 9 (9*100/23 = 39,1%) испытуемых преобладает низкий уровень школьной тревожности, у 9 (9*100/23 = 39,1%) испытуемых преобладает повышенный уровень
школьной тревожности, у 5 (5*100/23 = 21,8%) испытуемых преобладает высокий уровень школьной тревожности.
По фактору «Страх ситуации проверки знаний» у 5 (5*100/23 = 21,8%) испытуемых преобладает низкий уровень школьной тревожности, у
11 (11*100/23 = 47,8%) испытуемых преобладает повышенный уровень школьной тревожности, у 7 (7*100/23 = 30,4%) испытуемых преобладает высокий уровень школьной тревожности.
По фактору «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» у 11 (11*100/23 = 47,8%) испытуемых преобладает низкий уровень школьной тревожности, у 6 (6*100/23 = 26,1%) испытуемых преобладает повышенный уровень школьной тревожности, у 6 (6*100/23 = 26,1%) испытуемых преобладает высокий уровень школьной тревожности.
По фактору «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» у 12 (12*100/23 = 52,2%) испытуемых преобладает низкий уровень школьной тревожности, у 9 (9*100/23 = 39,1%) испытуемых преобладает повышенный уровень школьной тревожности, у 2 (2*100/23 = 8,7%) испытуемых преобладает высокий уровень школьной тревожности.
Таким образом, проведя три диагностические методики направленные на выявление, волевого, эмоционального компонентов саморегуляции и компонента регуляции действия испытуемых, мы
получили следующие результаты: школьники самостоятельны, выдержаны и дисциплинированы, у большинства (10 человек) преобладает высокий уровень саморегуляции и всего у 2 человек преобладает низкий уровень саморегуляции, детей с высоким уровнем школьной тревожности выявлено не было, но если брать результаты детей по каждому фактору школьной тревожности, то можно отметить, что высокая тревожность преобладает у детей по поводу страха ситуации проверки знаний (7 человек), что касается низкого уровня тревожности, то такой результат был получен по фактору
проблем и страхов в отношениях с учителями (12 человек). Следовательно, результаты первичной диагностики выявили необходимость проведения программы развития саморегуляции младших школьников, для подтверждения нашей гипотезы, о том, что саморегуляции младших школьников станет более успешной при реализации программы развития.
Исследование развития саморегуляции младших школьников было организовано в три этапа: диагностический, формирующий, контрольно- обобщающий. Констатирующий эксперимент проводился на базе ГКОУ СО Каменск-Уральская школа» в 3 А классе. В диагностическом исследовании принимали участие обучающиеся в количестве 23 человек. Проведение трех диагностических методик, направленных на выявление волевого, эмоционального компонентов саморегуляции и компонента регуляции действия испытуемых показало нам, что у большинства детей преобладают такие качества как самостоятельность, выдержка и дисциплинированность, так же нужно отметить, что большинство детей в классе имеют высокий уровень саморегуляции. Высокий уровень общей тревожности в школе у испытуемых не был выявлен.
Несмотря на положительные результаты большинства испытуемых по эмоциональному
и волевому компоненту саморегуляции, а так же компоненту регуляции действия нами были выявлены низкие и средние показатели по трем компонентам саморегуляции младших школьников. Такое волевое качество как самостоятельность наблюдается у 3 человек (13% от класса) на низком уровне, а так же у 5 человек (21,8% от класса) на среднем уровне. Уровень саморегуляции ниже среднего присутствует у
5 человек (21,7% от класса), уровень саморегуляции выше среднего присутствует у 4 человек (17,3% от класса). По фактору страха ситуации проверки знаний мы выявили высокий уровень тревожности у 7 человек (30,4% от класса) и повышенный уровень тревожности у 11 человек (47,8% от класса).
Анализируя результаты первичной диагностики мы можем предположить, что волевой и эмоциональный компоненты саморегуляции, а так же компонент регуляции действия младших школьников находятся на стадии развития, следовательно, мы выявили необходимость проведения программы развития навыков саморегуляции младших школьников, для подтверждения нашей гипотезы, о том, что развитие навыков саморегуляции у младших школьников будет успешно осуществляться, если созданы определенные психолого-педагогические условия.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 20