Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2633

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Культпросвет – дело сугубо творческое. Здесь менее всего подходят стандартные подходы и решения. Это сфера деятельнос­ти, предполагающая непрерывный поиск, постоянное движение, опытно-экспериментальную проверку нововведений. Инновационные подходы приемлемы там и тогда, где и когда новыми делами зани­маются не кампаниями, не наскоком, а постоянно отс­леживают процессы, фиксируют динамику происходящих изменений и гибко и предметно реагируют на возникающие возникающие проблемы.

А завершить разговор мне хотелось бы вот чем. Никакое но­вовведение, никакие дополнительные финансовые инъекции и ма­териальные инвестиции не спасут культуры, если предать забве­нию один важный постулат: культура – это завершенная по форме система, состоящая из таких системообразующих компонентов, как цель, средства, объект и субъект деятельности, формы и методы этой деятельности, используемые технологии, наконец, материаль­но-финансовая база. Какой бы уровень мы ни взяли – республиканс­кий, краевой или областной, городской или районный, даже уро­вень одного отдельно взятого учреждения – во всех случаях улучшение дела возможно только тогда, когда рассматриваются и решаются в тесной взаимосвязи все без исключения элементы. Система она потому и система, что каждый отдельно взятый ком­понент ничего не решает, но выпадение из «обоймы» хотя бы одного компонента делает бессмысленной существование всей сис­темы. Если к каждому из нас придет понимание этой нехитрой взаимосвязи, стоящие перед культпросветом проблемы могут быть разрешены.

Проблемы перестройки территориальной структуры управления сферой культуры. – Красноярск, 1991. – с. 44-54.


СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

Под стратегией маркетинга принято понимать процесс анализа возможностей учреждения, выбора целей разработ­ки и формулировки планов и осуществления маркетинговых мероприятий, а также контроля за их реализацией. В первом случае учреждение и его работники, зани­мающиеся маркетингом, сосредоточивают свои усилия на реализации культурных услуг, создаваемых непосредственно членами трудового коллектива. Так, например, в учреждениях клубного типа – это обучение в кружках и студиях, обслужи­вание коллективных вечеров ведущими – культорганиза­торами, постановка концертов и спектаклей любительских коллективов, проведение дискотек, праздников и т. п. За редким исключением услуги такого рода создаются усилиями работников клуба, дома культуры, центра досуга. Стратегия предстоящей деятельности базируется в подобных случаях на собственных силах и ресурсах. Они могут быть и довольно скромными по своему набору и качеству, но их довольно легко просчитать, в них можно быть вполне уверенным. Это устраивает обе стороны – и производителей культурных услуг, и их потребителей. Расширение рынка услуг здесь возможно за счет открытия новых кружков и студий, увели­чения набора слушателей народных университетов и курсов, введения в эксплуатацию игротек, танцевальных залов, комнат компьютерных игр и т. п. Рынок культурных услуг значительно расширяется в случаях, когда то или иное учреждение переходит от эпизодических контактов со смеж­никами (клубами, парками, библиотеками, спортивными со­оружениями и т. п.) к тесному и предметному сотрудничест­ву с ними, например, в едином культурно-спортивном комп­лексе, социально-культурном объединении и т. д.


Во втором случае учреждение специализируется на реализации услуг, созданных фактически без участия культ­работников. На долю последних остается организаторская и методическая работа по реализации таких услуг населению. Например, концерт гастролирующей группы артистов или выездной спектакль профессионального театра могут состо­яться лишь при условии своевременного афиширования предстоящих выступлений, активной распродажи входных билетов, готовности сцены и зрительного зала, добросовест­ной и четкой работы технических служб и т. д. Для посетите­лей и зрителей такого рода дополнительные услуги подчас незаметны, хотя, приобретая билет на концерт или спектакль, они косвенно платят и за вспомогательную работу, но их это меньше всего волнует. Что-то подобное происходит и в слу­чаях, когда в культучреждениях демонстрируются кинофильмы, организуются выставки профессиональных художников, выполняется другая аналогичная работа, в процессе которой работники учреждения оказывают допол­нительные, « прокатные» услуги потребителям. Подобная стратегия более всего подходит для концертных залов и кинотеатров, дея­тельность которых ориентирована на зрелищное обслужива­ние населения. Что же касается учреждений клубного типа, то подобная стратегия им не всегда подходит, поскольку изначально противоречит общественно-самодеятельной при­роде культурно-досуговой деятельности. Там, где не созда­ются условия для всестороннего культурного общения, пусть даже и на платной основе, где не возникает повода или возможности лично включиться в процесс создания куль­турных ценностей, не может идти речь о целенаправленном педагогическом процессе, преследующем цель всемерного повышения культуры личности, ее всестороннего развития. Последнее же возможно лишь благодаря познанию, общению и включению в деятельность. Вот почему для многих учреж­дений культуры и досуга стратегия посреднического сбыта культурных услуг явно не подходит, хотя, разумеется, на сценических площадках и киноэкранах тех же клубов худо­жественно-зрелищное обслуживание будет и далее практи­коваться в силу многофункциональности таких учреждений, в особенности в сельской местности.

Для большинства культурно-досуговых учреждений более всего подходит стратегия смешанного сбыта, когда характерные для определенного типа учреждений культурные услуги естественным образом дополняются посредническими, прокатными услугами, которые правомерно квалифицировать как дополнительные по отношению к основной деятельности учреждения. Однако, и те и другие требуют вдумчивого к ним отношения при разработке планов их производства и реализации .

К числу важных задач этой группы следует отнести и товарную стратегию. Поскольку для учреждения культуры и досуга предметом коммерции являются определенные куль­турные услуги, постольку и разговор правильнее вести о стратегии объема услуг. Здесь нас будет интересовать по крайней мере два взаимосвязанных момента: какой объем услуг учреждение может реально предложить населению и какой объем предложенных услуг население, в принципе, может приобрести. В самом деле, нельзя же одного и того же потребителя культурных услуг, пусть даже и за сходную цену, одновременно записать в кружок, принять на курсы иностранного языка, включить в работу спортивной секции и сделать постоянным членом любительского объединения, действующего на коммерческой основе. Стратегия «услуговой массы» в том и заключается, чтобы объем предлагаемых услуг оптимально перекрывал возникающие потребности, а новые услуги появились бы на рынке не раньше, чем сфор­мированы соответствующие им потребности. Равновесие же в этом вопросе может быть достигнуто благодаря постоян­ному и внимательному изучению спроса потребителей, куль­турных интересов и потребностей различных слоев и групп населения. Во всяком случае, разрабатывая перечень услуг на предстоящий период, работники культуры должны быть уверены, что не окажутся в накладе, «не прогорят», а про­живающие в зоне деятельности учреждения люди не станут обращаться к конкурентам .


Руководители учреждений культуры вынуждены много внимания уделять и ценовой стратегии. Ситуация на рынке услуг может меняться в зависимости от реальных доходов населения (а они в последние годы крайне нестабильны), от моды на те или иные услуги, от количества желающих при­обрести предлагаемые услуги и целого ряда других факторов. Планируя объем и набор культурных услуг на предстоящий период, недопустимо настаивать на сохранении прошлогод­них цен, равно как нельзя допускать произвольное за­вышение или занижение цены. Политика цен – вещь доволь­но тонкая, здесь нужны выборочные опросы потребителей, экспериментальная работа, гибкость и оперативность в отношениях с посетителями платных мероприятий и потребителями иных платных услуг. Установлено, например, что искусст­венное завышение цен, если оно к тому же не разъяснено потребителям, отталкивает посетителей от клуба, снижает число желающих воспользоваться его услугами. В то же время преждевременное и неожиданное снижение цены на какую-либо услугу может насторожить потребителя, заста­вить его усомниться в реальной ценности предлагаемой ус­луги, что также приводит к снижению посещаемости, утрате интереса и к услуге и к учреждению. Надо , таким образом, основательно знать и учитывать психологию потребителя , сознательно вести ценовую политику.

Завершает ряд стратегических задач разработка реклам­ной стратегии учреждения или их однотипной группы. Роль и значение рекламы в реализации товаров и услуг общеиз­вестны. Остается в каждом конкретном случае определиться по поводу привычной триады: что рек­ламировать, как рекламировать и на кого направить реклам­ную информацию. Следует сразу сказать со всей определен­ностью: если одновременно, а лучше заблаговременно, не решаются стратегические задачи сбыта товаров (услуг) и цен, рекламная стратегия становится «вещью в себе» и заметной роли в процессе реализации культурных услуг практиче­ски не играет. В то же время своевременная и качественная реклама производимых услуг оказывает существенное влияние и на спрос, и на объем услуг и на их стоимость. Занимающиеся маркетингом культработники должны точно определить, какие именно услуги нуждаются в рекламиро­вании в первую очередь, а какие в дополнительной рекламе не нуждаются, поскольку и без того пользуются неизменным спросом потребителей. Здесь одинаково вредны как чрезмерно настойчивая реклама, так и реклама неуверенная, вялая, не возбуждающая интереса . В выборе «золотой середины» и заключается рекламная стратегия. Что-то здесь достигается опытным путем, что-то делается на основе проводимых исследований, что-то вытекает из собст­венных организационно-педагогических установок культработников. Одно ясно: рекламой услуг надо заниматься вдумчиво, ответствен­но и постоянно.


На основе сбытовой, товарной, ценовой и рекламной стратегий формируется завершенная по замыслу и способам реагирования рыночная стратегия учреждения. Администра­ция учреждения, руководствуясь рекомендациями маркето­логов, определяется по целому ряду принципиальных вопро­сов: какие услуги необходимо расширять, а от каких отка­заться вовсе; какие услуги лучше всего предложить на ста­ционаре, а какие целесообразно реализовать на выезде; какие слои и группы населения привлечь в предстоящий период к различным формам культурно-досуговой деятель­ности; какие услуги нуждаются в дополнительном реклами­ровании; от какого сегмента рынка лучше всего отказаться вовсе; каким видам услуг необходимы сопутствующие, до­полнительные услуги; где разумнее уступить дорогу конку­рентам, а где попытаться опередить их, осуществив упреждающие меры по улучшению качества услуг, и т. д.

А теперь рассмотрим в общих чертах отдельные элементы стратегии.


1. Анализ возможностей


Здесь необходимо выявить как внутренние возможности учреждения (наличие ресурсов – людских, материальных, кадровых, финансовых), так и внешние – условия функцио­нирования учреждения культуры в окружающей среде. Из­вестно, что перспективы развития фирмы-производителя услуг зависят от того, насколько широк и разнообразен весь комплекс возможностей, как внешних, так и внутренних. Существует два уровня анализа возможностей учреждения по оказанию платных услуг: а) интенсивное развитие и б) интегрированное развитие. Учреждение, оказывающее платные услуги населению, может интенсифицировать свою деятельность такими путями: увеличивать объем предостав­ляемых услуг, модернизировать оказываемые услуги, привле­кать внимание потребителей со стороны конкурентов, усилить рекламную деятельность и т. д. Можно также пойти путем расширения рынка платных услуг (выезд в соседние населенные пункты, привлечение новых участников, разработка новых видов услуг). Интегрированное развитие возможно, если сфера, в которой функционирует учреждение, оказыва­ющее платные услуги, имеет перспективы развития. Здесь можно рассчитывать на поставку новых средств оказания платных услуг (например, централизованные поставки в культпросветучреждения музыкальных инструментов, тран­спорта, видеотехники и т. п.) или на вытеснение с рынка конкурирующих учреждений, оказывающих аналогичные услуги. Последнее может быть достигнуто за счет повышения качества и ассортимента оказываемых услуг.


2. Выбор целей


Определение целей деятельности учреждения – второй элемент в разработке стратегии маркетинга. Здесь важно то, во имя чего создается и развивается система платных услуг. Стратегия маркетинговой деятельности может быть сориен­тирована на коммерцию, и тогда в центре внимания будут цены, скидки, кредиты, поставки и т. п.; а может быть сориентирована и на потребителя, и тогда надо изу­чать интересы, потребности, спрос населения, воспитывать вкусы. Думается, что в культурно-досуговой деятельности клубов, парков культуры, центров досуга и т. п. учреждений на первом месте должны стоять потребители услуг и забота о развитии их культурной актив­ности.


Намерения и ожидания учреждения находят свое выра­жение в целях ее деятельности. Так сложилось, что коммер­ческие цели в деятельности культпросветучреждений не имеют, к счастью, довлеющего значения, хотя сами по себе весьма важны. В общем случае от цели зависят понимание работниками культуры своей роли в организации деятельности и последовательность принимаемых админист­рацией решений, принципы планирования деятельности учреждения, а также подходы к оценке деятельности учреж­дений со стороны вышестоящих управленческих органов.

Генеральной целью культурно-досуговой деятельности следовало бы считать всемерное повышение культуры людей. Однако даже в этом случае можно выделить и какие-то част­ные, промежуточные цели. Вообще, как уже отмечалось, правильнее говорить о так называемом «дереве целей». Обычно цели имеют определенное количественное выраже­ние, нормативную обеспеченность. Важно, чтобы цели не противоречили друг другу, не исключали друг друга. Могут быть сформулированы цели изучения спроса населения, цели получения прибыли, цели совершенствования рекламы, цели усиления контроля и т. д. В условиях культурно-досугового учреждения на первом месте должна быть все-таки цель формирования и удовлетворения духовных потребностей личности, даже если это и делается частично на коммерче­ской основе.


3. Разработка стратегии маркетинга


В специальной литературе по маркетингу фигурирует несколько концепций стратегического развития маркетинга. Попытаемся осмыслить некоторые из них применительно к условиям деятельности учреждения, оказывающего платные культурные услуги населению.

а) Стратегия, основанная на сегментации рынка услуг. Здесь мы исходим из того, что у каждого слоя, каждой группы обслуживаемого учреждением культуры населения разные ус­тановки на досуг и досуговую деятельность, разные интересы и культурные потребности. В сумме все они представляют собой подчас весьма неожиданные сочетания. Но во всех случаях культучреждения должны стремиться к дифференциации спроса, к бо­лее или менее четкой градации интересов и потребностей населения, отдельных его слоев и групп. Этот подход и может лечь в основу стратегии маркетинговых мероприятий.

б) Стратегия, основанная на выборе целевых рынков ус­луг. Здесь мы исходим из того, что отдельные части (сег­менты) рынка услуг могут иметь не одинаковое значение для коммерческой деятельности учреждения в целом. В каждом случае необходимо выделить приоритетные формы оказания платных услуг, в зоне проявления которых можно было бы решить и более частные вопросы. Так, например, приглашая посетителей на «День отдыха родителей и детей», мы рассчитываем, что гости вос­пользуются услугами проката, согласятся посмотреть кон­церт или видеофильм, а, быть может, захотят получить ква­лифицированную консультацию каких-то специалистов. В этом случае в центре внимания должно быть комплексное мероприятие, как таковое, а уж потом его структурная проработка.


Смотрите также файлы