Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2635

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бесследно прошли, те времена, когда для организации ху­дожественной самодеятельности достаточно было гармоники или балалайки. Время теперь, не то, и люди не те. Сегодня, если мы хотим иметь хорошую самодеятельность, надо идти на значительные материальные затраты.

Пагубно влияет на отношение клубного работника к по­рученному ему участку другая крайность: излишняя опека его, перерастающая порой в непрерывное командование, порой ненужное, а то и некомпетентное. Но это не значит, что ру­ководители клубного учреждения и хозяйственные работники не в состоянии помочь молодому специалисту. Другое дело , что помощь должна быть осторожной и разумной.

Чрезмерная спешка, настаивание на показе программы концерта раньше, чем это рассчитывает сделать сам руково­дитель кружка, скажется на качестве постановки той или иной программы. Особенно болезненно воспринимается руководи­телями кружков и коллективов некомпетентное вмешательст­во в область творчества, грубое администрирование, навязы­вание своей точки зрения, иногда откровенно дилетантской. В сфере производства есть своя специфика, в зависимости от профиля и содержания работы. Все это понимают и учитыва­ют. Любой руководитель не примет скоропалительного реше­ния, не посоветовавшись предварительно со специалистами соответствующего профиля: технологом, инженером, агроно­мом, зоотехником. В клубной же работе, а она тоже специ­фична по своей природе, это обстоятельство во внимание ча­сто не берется. Здесь чуть ли не каждый мыслит себя специа­листом и считает вправе навязывать свое личное мнение. А это не только ранит специалистов клубной работы. Это – что самое главное – нередко вредит делу, которому они служат.

Труд клубного работника сродни труду учителя. В клубе тоже протекает воспитательный (а значит, и педагогический) процесс, имеющий свое содержание и свою специфику в фор­мах и методах воздействия на воспитуемых. Сопоставление труда педагога и труда клубного работника невольно прихо­дит в голову, когда вспоминаешь слова известного советского педагога В. А. Сухомлинского: «Часто можно услышать: «учи­тель должен»... Должен хорошо готовиться к урокам, должен за порогом класса оставлять все свои личные и домашние го­рести и невзгоды. Должен находить дорогу к каждому сердцу. И часто выпускается из виду, что и мы должны давать что-то учителю... Создать обстановку богатой духовной жизни, со­здать все условия, когда силы, драгоценное время учителя не тратится впустую, – это наша первейшая обязанность по от­ношению к учителю».

Думается, что эти слова выдающегося педагога с полным основанием можно отнести и к клубному работнику.

Не последнюю роль играет в деятельности клубного спе­циалиста и степень совпадения его личных творческих планов и устремлений с общей направленностью работы клубного учреждения. Исследование показывает, что несовпадение лич­ных и общественных целей – одна из причин текучести клуб­ных кадров.


Конечно, достичь полной гармонии личного и обществен­ного в каждом отдельном случае не так-то просто, однако стремиться к этому необходимо. Негармоничное сочетание личного и общественного не может не отражаться на настрое­нии и работоспособности клубного специалиста.

И последнее. Закончив опрос, мы обычно завязываем с респондентами непринужденную бе­седу, в ходе которой задаем вопрос: «Как вы относитесь те­перь (когда уже покинули прежнюю работу) к принятому ранее решению уволиться из клуба?» Ответ: «Очень жалею, что уволился» – дали 33% респондентов. Другая часть (25,8%) ответила: «Ничуть не жалею, напротив, даже испыты­ваю облегчение». Неопределенно ответили 30%. И наконец, часть наших респондентов (11,8%) даже не задумывались над этим. Содержание ответов и их соотношение не нуждаются в дополнительных разъяснениях. Можно сказать лишь одно: более трети уволившихся можно было сохранить в клубной сети, если бы к ним на местах отнеслись с большим внимани­ем.


Актуальные вопросы клубной работы. – М.: НИИ культуры, 1975. –
с. 56-60.


СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ СОТРУДНИКОВ КЛУБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Для каждого работающего в клубном учреждении человека в качестве «основной ячейки» выступает коллектив сотрудни­ков клубного учреждения. Попытаемся дать общую характеристику сущности, содержания и условий вос­питательной работы в таком коллективе.

Под коллективом сотрудников клубного учреждения мы пони­маем совокупный состав работающих в клубном учреждения лиц; при этом к числу членов такого коллектива мы относим и руково­дящих лиц (директор, заведующий хозяйственной частью, художе­ственный руководитель, заведующие секторами или отделами), и работников художественной и технической самодеятельности (ру­ководители кружков и коллективов), и работников технического (вспомогательного) труда. Поскольку труд каждого работающего в клубном учреждении человека является прямо или косвенно частью общего, коллективного труда, постольку все работающие в клубном учреждении люди должны быть отнесены к числу членов трудового коллектива этого учреждения.

Утверждая это, мы исходим из следующих положений:

а) без дружного, слаженного коллектива сотрудников вообще невозможна разносторонняя клубная деятельность. Практика не раз доказывала эту взаимосвязь. Наши исследования еще раз под­твердили это;

б) успех каждого отдельного клубного акта (мероприятия), как и клубной деятельности в целом, в значительной степени за­висит от своевременного и качественного исполнения сопутствую­щих (вспомогательных) работ: оснащение и обслуживание рабочих помещений, транспортировка мебели и реквизита, эксплуатация механизмов сцены и т. п.;

в) характер взаимоотношений между людьми складывается, главным образом, в процессе их совместной трудовой деятельнос­ти. Необходимость совместного выполнения тех или иных работ неизбежно приводит к возникновению между ее исполнителями определенных взаимоотношений, которые в большинстве своем вы­ступают как взаимоотношения коллективизма, дружбы и товарище­ской взаимопомощи. Противопоставление работников технического (вспомогательного) труда культурно-просветительным работникам противоречило бы принципу коллективизма, прочно утвердившемуся в нашем обществе.


Перед сотрудниками клубного учреждения, независимо от характера и содержания выполняемой каждым из них работы, стоит одна обще­ственнозначимая цель: всесторонняя помощь в деле воспитания трудящихся. Труд каждого члена клубного коллектива – часть совокупного труда, направ­ленного на достижение общей, коллективной цели.

Трудовой коллектив клубного учреждения всегда связан с другими социальными ячейками – коллективами школ, органами суда и прокуратуры, военными комиссариатами, воинскими частями и т. п.

Во главе коллектива сотрудников стоит официальное лицо – директор, отвечающий за состояние дел как в коллективе в це­лом, так и на каждом из участков клубной деятельности. Кроме того, определенные организационно-управленческие функции вы­полняют и ближайшие помощники директора: художественный руково­дитель, заведующие секторами и отделами и т. д.

За деятельностью данного коллектива осуществляется до­вольно сложный социальный контроль. Внутренний контроль осуще­ствляют сами члены коллектива во главе со своим руководителем (или руководителями участков и секторов). Внешний контроль бо­лее многоступенчат. Это хозяйственные органы, органы методического руководства (отделы культуры, дома народного творчества, дома художественной самодеятельности) и еще целый ряд органов и организаций, часть из которых может функциониро­вать на общественных началах.

Наконец, коллектив сотрудников клубного учреждения созда­ется на основе объективной общественной потребности и декрети­руется обществом.

По времени существования и функционирования коллектив со­трудников клубного учреждения является достаточно устойчивым социальным образованием. Даже если характеризовать его только через призму данных при­знаков, он, как мы видим, представляется объективно существую­щей реальностью.

Коллектив сотрудников клубного учреждения можно рассмат­ривать и как первичный (контактный), и как основной. В первом случае число членов коллектива находится в пределах, позволяю­щих им взаимодействовать друг с другом лично. К числу таких первичных коллективов следовало бы отнести коллектив сельского дома культуры, районного дома культуры, а также коллективы культучреждений профсоюзной сети 3-4 категории. Общее число работающих здесь сотрудников не превышает, как правило, 10-15 человек. Правда, нам известно немало районных домов культуры, в которых трудится до 20-25 человек. Однако, таких домов куль­туры все-таки меньше, в основе же своей культучреждения район­ного звена располагают небольшим числом сотрудников.

Во втором случае возможность взаимодействовать друг с другом лично приходится значительно реже. Причем, чем крупнее по численности трудовой коллектив, тем меньше возможностей для непосредственного контактирования в процессе труда между отдель­ными сотрудниками. Это характерно, в частности, для трудовых коллективов домов и дворцов культуры профсоюзной сети, насчи­тывающих порой от нескольких десятков до нескольких сотен че­ловек. В таких коллективах необходимо возникают более или ме­нее самостоятельные группы (художественный сектор, культурно-массовый отдел, отдел по работе среди детей и подростков, административно-хозяйственная часть и т. д.), которые также можно квалифициро­вать как первичные или контактные коллективы.


Можно, наконец, рассматривать трудовой коллектив клубного учреждения всегда только как первичный по отношению к трудово­му коллективу предприятия, на базе которого создается и функ­ционирует этот клуб. Не случайно поэтому за клубными учрежде­ниями в последние годы прочно закрепилось название «цеха куль­туры».

Коллектив сотрудников клубного учреждения – малая социальная группа. Нижний количественный предел малой социальной группы – два человека. Выходит, что двух работающих в клубе сотрудников можно, следуя формальной логике, называть коллективом? Заметим, что как малую социальную группу, так и коллектив характеризует не только количественные параметры. Главное – социальная сущность такой общности, роль, которую призвано играть это образование.

На наш взгляд, функции трудового коллектива клубного учреждения целесообразно рассмат­ривать в двух измерениях – внешнем и внутреннем. Внешние функ­ции трудового коллектива клубного учреждения лежат в системе «клуб – человек» и совпадают в принципе с функциями клуба как социального института. Эти функции клубного коллектива мы пред­ставляем себе как:

  • формирование и распространение общественного мнения по актуальным вопросам современности, насущным проблемам хозяйст­венной и политической жизни в стране;

  • дальнейшее развитие демократических начал в жизни общества, воспитание и развитие у широких масс трудящих­ся навыков общественного самоуправления;

  • всестороннее развитие творческих начал в сфере досуга, организация технического и художественного творчества трудя­щихся;

  • организация разносторонней воспитательно-просветитель­ной работы среди трудящихся масс, в первую очередь среди мо­лодежи;

  • участие в организации культурного отдыха и развлечений трудящихся.

Думается, что нет нужды доказывать, что у коллектива со­трудников клубного учреждения нет и не может быть по отношению к посетителю клуба иных интересов, а значит и иных функций, чем те, которые присущи клубу изначально, по социальной природе.

Внутренние функции клубного коллектива, как и всякого иного трудового коллектива, сводятся к воспитанию личности сотрудника клубного учреждения, а посредством влияния на каждую личность в трудовом коллективе – к сплочению самого коллектива в дружный, спаянный и работоспособный организм. Тру­довой коллектив, в какой бы сфере он ни функционировал, являет­ся тем промежуточным звеном, через которое личность выходит в общество.

Какие же качества должны быть сформированы и развиты у сотрудника клубного учреждения? Вопрос этот сложный, можно да­же сказать – проблемный. Комплексные исследования по профес­сиограмме клубного работника до сих пор нигде и никем не про­водились. Что же касается сотрудников других профессий (не культурно-просветительных), то особенности их труда в клубном учреждении, равно как и качества, потребные для работы в клу­бе, насколько нам известно, не исследовались вовсе. Без этого трудно сколько-нибудь эффективно организовать воспитательный процесс в клубном коллективе. Прежде чем воспитывать человека, надо, по крайней мере, знать, какие именно качества мы собираем­ся в нем воспитать.


Каждая клубная профессия, каждая отдельно взятая работа требует своих, определенных качеств. Одни члены клубного кол­лектива выступают лишь как рядовые сотрудники, главным обра­зом, исполнители. Другие выступают здесь как руководители (руководитель клубного учреждения, заведующий отделом, художе­ственный руководитель, заведующий хозяйственной частью). Естественно, что при прочих равных условиях качества вторых должны быть разнообразнее и выше. Есть, однако, ряд качеств, едва ли не в равной степени необходимых всякому работающему в клубном учреждении человеку. Это прежде всего высокая общечеловеческая культура, а также ряд морально-этических качеств: порядочность, верность слову, честность, принципиальность, обязательность, скромность, нравственная чис­тота, вежливость, доброта, чуткость и отзывчивость, коллекти­визм, готовность помочь товарищу.

Общими для всех категорий сотрудников можно, на наш взгляд, считать и некоторые профессиональные качества, такие как высокий уровень профессиональной подготовки, знание конк­ретного дела, любовь к своей профессии и выполняемой работе, восприимчивость, способность постоянно пополнять свои знания, внимательность, сосредоточенность, сообразительность, интуиция.

Наконец, можно утверждать, что ряд деловых качеств дол­жен быть в той или иной степени присущ всем членам клубного коллектива: аккуратность в работе, исполнительность, ответст­венность за порученное дело, чувство долга перед коллективом, инициативность, добросовестность, творческий подход к делу.

Каждая конкретная работа предполагает наличие у ее испол­нителя и других качеств. Так, например, руководитель клубного коллектива, помимо названных здесь качеств, должен еще обладать чувством нового в работе, способностью «генерировать» идеи, умением воплощать намеченное в жизнь, умением пользоваться властью, дальновидностью, умением выбирать главное. Руководите­лю должен быть присущ и ряд импульсно-волевых качеств: требова­тельность, самообладание, выдержка, уравновешенность и сдержан­ность, стойкость, твердость характера, мужество признать ошиб­ку, самостоятельность, способность задавать тон и т. д. Специаль­ное исследование позволит, очевидно, выявить и другие, не на­званные здесь качества.

Естественно, что коллектив сотрудников клубного учрежде­ния начинает формирование личности не с «нулевого цикла». Он имеет дело со взрослыми людьми, уже получившими общее образова­ние, определенное воспитание, поднявшиеся на ту или иную ступень профессио­нальной подготовки. Следует также учесть, что определенная часть сотрудников имеет, как правило, до прихода в конкретный клуб тот или иной опыт клубной работы. Наконец, в деле воспита­ния человека трудовой коллектив – не монополист, хотя он и игра­ет здесь главную роль. Воспитанием людей занимаются у нас и средства массовой информации, и учреждения искусства, и целая система общественных организаций. Задача трудового коллектива заключается прежде всего в том, чтобы найти свой подход к чело­веку, найти свои средства и методы воздействия на человека.


Смотрите также файлы