ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2635
Скачиваний: 3
Бесследно прошли, те времена, когда для организации художественной самодеятельности достаточно было гармоники или балалайки. Время теперь, не то, и люди не те. Сегодня, если мы хотим иметь хорошую самодеятельность, надо идти на значительные материальные затраты.
Пагубно влияет на отношение клубного работника к порученному ему участку другая крайность: излишняя опека его, перерастающая порой в непрерывное командование, порой ненужное, а то и некомпетентное. Но это не значит, что руководители клубного учреждения и хозяйственные работники не в состоянии помочь молодому специалисту. Другое дело , что помощь должна быть осторожной и разумной.
Чрезмерная спешка, настаивание на показе программы концерта раньше, чем это рассчитывает сделать сам руководитель кружка, скажется на качестве постановки той или иной программы. Особенно болезненно воспринимается руководителями кружков и коллективов некомпетентное вмешательство в область творчества, грубое администрирование, навязывание своей точки зрения, иногда откровенно дилетантской. В сфере производства есть своя специфика, в зависимости от профиля и содержания работы. Все это понимают и учитывают. Любой руководитель не примет скоропалительного решения, не посоветовавшись предварительно со специалистами соответствующего профиля: технологом, инженером, агрономом, зоотехником. В клубной же работе, а она тоже специфична по своей природе, это обстоятельство во внимание часто не берется. Здесь чуть ли не каждый мыслит себя специалистом и считает вправе навязывать свое личное мнение. А это не только ранит специалистов клубной работы. Это – что самое главное – нередко вредит делу, которому они служат.
Труд клубного работника сродни труду учителя. В клубе тоже протекает воспитательный (а значит, и педагогический) процесс, имеющий свое содержание и свою специфику в формах и методах воздействия на воспитуемых. Сопоставление труда педагога и труда клубного работника невольно приходит в голову, когда вспоминаешь слова известного советского педагога В. А. Сухомлинского: «Часто можно услышать: «учитель должен»... Должен хорошо готовиться к урокам, должен за порогом класса оставлять все свои личные и домашние горести и невзгоды. Должен находить дорогу к каждому сердцу. И часто выпускается из виду, что и мы должны давать что-то учителю... Создать обстановку богатой духовной жизни, создать все условия, когда силы, драгоценное время учителя не тратится впустую, – это наша первейшая обязанность по отношению к учителю».
Думается, что эти слова выдающегося педагога с полным основанием можно отнести и к клубному работнику.
Не последнюю роль играет в деятельности клубного специалиста и степень совпадения его личных творческих планов и устремлений с общей направленностью работы клубного учреждения. Исследование показывает, что несовпадение личных и общественных целей – одна из причин текучести клубных кадров.
Конечно, достичь полной гармонии личного и общественного в каждом отдельном случае не так-то просто, однако стремиться к этому необходимо. Негармоничное сочетание личного и общественного не может не отражаться на настроении и работоспособности клубного специалиста.
И последнее. Закончив опрос, мы обычно завязываем с респондентами непринужденную беседу, в ходе которой задаем вопрос: «Как вы относитесь теперь (когда уже покинули прежнюю работу) к принятому ранее решению уволиться из клуба?» Ответ: «Очень жалею, что уволился» – дали 33% респондентов. Другая часть (25,8%) ответила: «Ничуть не жалею, напротив, даже испытываю облегчение». Неопределенно ответили 30%. И наконец, часть наших респондентов (11,8%) даже не задумывались над этим. Содержание ответов и их соотношение не нуждаются в дополнительных разъяснениях. Можно сказать лишь одно: более трети уволившихся можно было сохранить в клубной сети, если бы к ним на местах отнеслись с большим вниманием.
Актуальные
вопросы клубной работы. – М.: НИИ культуры,
1975. –
с. 56-60.
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ СОТРУДНИКОВ КЛУБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Для каждого работающего в клубном учреждении человека в качестве «основной ячейки» выступает коллектив сотрудников клубного учреждения. Попытаемся дать общую характеристику сущности, содержания и условий воспитательной работы в таком коллективе.
Под коллективом сотрудников клубного учреждения мы понимаем совокупный состав работающих в клубном учреждения лиц; при этом к числу членов такого коллектива мы относим и руководящих лиц (директор, заведующий хозяйственной частью, художественный руководитель, заведующие секторами или отделами), и работников художественной и технической самодеятельности (руководители кружков и коллективов), и работников технического (вспомогательного) труда. Поскольку труд каждого работающего в клубном учреждении человека является прямо или косвенно частью общего, коллективного труда, постольку все работающие в клубном учреждении люди должны быть отнесены к числу членов трудового коллектива этого учреждения.
Утверждая это, мы исходим из следующих положений:
а) без дружного, слаженного коллектива сотрудников вообще невозможна разносторонняя клубная деятельность. Практика не раз доказывала эту взаимосвязь. Наши исследования еще раз подтвердили это;
б) успех каждого отдельного клубного акта (мероприятия), как и клубной деятельности в целом, в значительной степени зависит от своевременного и качественного исполнения сопутствующих (вспомогательных) работ: оснащение и обслуживание рабочих помещений, транспортировка мебели и реквизита, эксплуатация механизмов сцены и т. п.;
в) характер взаимоотношений между людьми складывается, главным образом, в процессе их совместной трудовой деятельности. Необходимость совместного выполнения тех или иных работ неизбежно приводит к возникновению между ее исполнителями определенных взаимоотношений, которые в большинстве своем выступают как взаимоотношения коллективизма, дружбы и товарищеской взаимопомощи. Противопоставление работников технического (вспомогательного) труда культурно-просветительным работникам противоречило бы принципу коллективизма, прочно утвердившемуся в нашем обществе.
Перед сотрудниками клубного учреждения, независимо от характера и содержания выполняемой каждым из них работы, стоит одна общественнозначимая цель: всесторонняя помощь в деле воспитания трудящихся. Труд каждого члена клубного коллектива – часть совокупного труда, направленного на достижение общей, коллективной цели.
Трудовой коллектив клубного учреждения всегда связан с другими социальными ячейками – коллективами школ, органами суда и прокуратуры, военными комиссариатами, воинскими частями и т. п.
Во главе коллектива сотрудников стоит официальное лицо – директор, отвечающий за состояние дел как в коллективе в целом, так и на каждом из участков клубной деятельности. Кроме того, определенные организационно-управленческие функции выполняют и ближайшие помощники директора: художественный руководитель, заведующие секторами и отделами и т. д.
За деятельностью данного коллектива осуществляется довольно сложный социальный контроль. Внутренний контроль осуществляют сами члены коллектива во главе со своим руководителем (или руководителями участков и секторов). Внешний контроль более многоступенчат. Это хозяйственные органы, органы методического руководства (отделы культуры, дома народного творчества, дома художественной самодеятельности) и еще целый ряд органов и организаций, часть из которых может функционировать на общественных началах.
Наконец, коллектив сотрудников клубного учреждения создается на основе объективной общественной потребности и декретируется обществом.
По времени существования и функционирования коллектив сотрудников клубного учреждения является достаточно устойчивым социальным образованием. Даже если характеризовать его только через призму данных признаков, он, как мы видим, представляется объективно существующей реальностью.
Коллектив сотрудников клубного учреждения можно рассматривать и как первичный (контактный), и как основной. В первом случае число членов коллектива находится в пределах, позволяющих им взаимодействовать друг с другом лично. К числу таких первичных коллективов следовало бы отнести коллектив сельского дома культуры, районного дома культуры, а также коллективы культучреждений профсоюзной сети 3-4 категории. Общее число работающих здесь сотрудников не превышает, как правило, 10-15 человек. Правда, нам известно немало районных домов культуры, в которых трудится до 20-25 человек. Однако, таких домов культуры все-таки меньше, в основе же своей культучреждения районного звена располагают небольшим числом сотрудников.
Во втором случае возможность взаимодействовать друг с другом лично приходится значительно реже. Причем, чем крупнее по численности трудовой коллектив, тем меньше возможностей для непосредственного контактирования в процессе труда между отдельными сотрудниками. Это характерно, в частности, для трудовых коллективов домов и дворцов культуры профсоюзной сети, насчитывающих порой от нескольких десятков до нескольких сотен человек. В таких коллективах необходимо возникают более или менее самостоятельные группы (художественный сектор, культурно-массовый отдел, отдел по работе среди детей и подростков, административно-хозяйственная часть и т. д.), которые также можно квалифицировать как первичные или контактные коллективы.
Можно, наконец, рассматривать трудовой коллектив клубного учреждения всегда только как первичный по отношению к трудовому коллективу предприятия, на базе которого создается и функционирует этот клуб. Не случайно поэтому за клубными учреждениями в последние годы прочно закрепилось название «цеха культуры».
Коллектив сотрудников клубного учреждения – малая социальная группа. Нижний количественный предел малой социальной группы – два человека. Выходит, что двух работающих в клубе сотрудников можно, следуя формальной логике, называть коллективом? Заметим, что как малую социальную группу, так и коллектив характеризует не только количественные параметры. Главное – социальная сущность такой общности, роль, которую призвано играть это образование.
На наш взгляд, функции трудового коллектива клубного учреждения целесообразно рассматривать в двух измерениях – внешнем и внутреннем. Внешние функции трудового коллектива клубного учреждения лежат в системе «клуб – человек» и совпадают в принципе с функциями клуба как социального института. Эти функции клубного коллектива мы представляем себе как:
-
формирование и распространение общественного мнения по актуальным вопросам современности, насущным проблемам хозяйственной и политической жизни в стране;
-
дальнейшее развитие демократических начал в жизни общества, воспитание и развитие у широких масс трудящихся навыков общественного самоуправления;
-
всестороннее развитие творческих начал в сфере досуга, организация технического и художественного творчества трудящихся;
-
организация разносторонней воспитательно-просветительной работы среди трудящихся масс, в первую очередь среди молодежи;
-
участие в организации культурного отдыха и развлечений трудящихся.
Думается, что нет нужды доказывать, что у коллектива сотрудников клубного учреждения нет и не может быть по отношению к посетителю клуба иных интересов, а значит и иных функций, чем те, которые присущи клубу изначально, по социальной природе.
Внутренние функции клубного коллектива, как и всякого иного трудового коллектива, сводятся к воспитанию личности сотрудника клубного учреждения, а посредством влияния на каждую личность в трудовом коллективе – к сплочению самого коллектива в дружный, спаянный и работоспособный организм. Трудовой коллектив, в какой бы сфере он ни функционировал, является тем промежуточным звеном, через которое личность выходит в общество.
Какие же качества должны быть сформированы и развиты у сотрудника клубного учреждения? Вопрос этот сложный, можно даже сказать – проблемный. Комплексные исследования по профессиограмме клубного работника до сих пор нигде и никем не проводились. Что же касается сотрудников других профессий (не культурно-просветительных), то особенности их труда в клубном учреждении, равно как и качества, потребные для работы в клубе, насколько нам известно, не исследовались вовсе. Без этого трудно сколько-нибудь эффективно организовать воспитательный процесс в клубном коллективе. Прежде чем воспитывать человека, надо, по крайней мере, знать, какие именно качества мы собираемся в нем воспитать.
Каждая клубная профессия, каждая отдельно взятая работа требует своих, определенных качеств. Одни члены клубного коллектива выступают лишь как рядовые сотрудники, главным образом, исполнители. Другие выступают здесь как руководители (руководитель клубного учреждения, заведующий отделом, художественный руководитель, заведующий хозяйственной частью). Естественно, что при прочих равных условиях качества вторых должны быть разнообразнее и выше. Есть, однако, ряд качеств, едва ли не в равной степени необходимых всякому работающему в клубном учреждении человеку. Это прежде всего высокая общечеловеческая культура, а также ряд морально-этических качеств: порядочность, верность слову, честность, принципиальность, обязательность, скромность, нравственная чистота, вежливость, доброта, чуткость и отзывчивость, коллективизм, готовность помочь товарищу.
Общими для всех категорий сотрудников можно, на наш взгляд, считать и некоторые профессиональные качества, такие как высокий уровень профессиональной подготовки, знание конкретного дела, любовь к своей профессии и выполняемой работе, восприимчивость, способность постоянно пополнять свои знания, внимательность, сосредоточенность, сообразительность, интуиция.
Наконец, можно утверждать, что ряд деловых качеств должен быть в той или иной степени присущ всем членам клубного коллектива: аккуратность в работе, исполнительность, ответственность за порученное дело, чувство долга перед коллективом, инициативность, добросовестность, творческий подход к делу.
Каждая конкретная работа предполагает наличие у ее исполнителя и других качеств. Так, например, руководитель клубного коллектива, помимо названных здесь качеств, должен еще обладать чувством нового в работе, способностью «генерировать» идеи, умением воплощать намеченное в жизнь, умением пользоваться властью, дальновидностью, умением выбирать главное. Руководителю должен быть присущ и ряд импульсно-волевых качеств: требовательность, самообладание, выдержка, уравновешенность и сдержанность, стойкость, твердость характера, мужество признать ошибку, самостоятельность, способность задавать тон и т. д. Специальное исследование позволит, очевидно, выявить и другие, не названные здесь качества.
Естественно, что коллектив сотрудников клубного учреждения начинает формирование личности не с «нулевого цикла». Он имеет дело со взрослыми людьми, уже получившими общее образование, определенное воспитание, поднявшиеся на ту или иную ступень профессиональной подготовки. Следует также учесть, что определенная часть сотрудников имеет, как правило, до прихода в конкретный клуб тот или иной опыт клубной работы. Наконец, в деле воспитания человека трудовой коллектив – не монополист, хотя он и играет здесь главную роль. Воспитанием людей занимаются у нас и средства массовой информации, и учреждения искусства, и целая система общественных организаций. Задача трудового коллектива заключается прежде всего в том, чтобы найти свой подход к человеку, найти свои средства и методы воздействия на человека.