ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2634
Скачиваний: 3
Можно взять ориентир на несколько групп населения сразу, а можно ограничиться какой-либо одной, например, теми, «кому за 30», и на этой основе построить всю или часть коммерческой деятельности. Чаще всего такой избранной социальной группой выступает молодежь, для которой и разрабатывается весь набор платных услуг. Это характерно, скажем, для Дома молодежи, Центра досуга и т. п.
в) Стратегия, основанная на выборе способа выхода на рынок. Здесь можно идти путем первопроходцев, но можно изучить и перенять опыт конкурентов. В одних случаях надо нести значительные затраты на рекламу, в другом – воспользоваться рекламой какого-либо другого учреждения. Зачем, к примеру, каждому из пяти клубных учреждений, имеющих свои видеотеки, тратить средства на рекламирование одних и тех же видеофильмов, если есть возможность показать уже разрекламированный кем-то фильм? То же самое можно сказать о секции ритмической гимнастики, курсах восточной медицины, иных формах, уже известных нашим потребителям из других источников.
В других случаях, наоборот, важно завоевать рынок вперед конкурентов. В третьих случаях надо сознательно идти на кооперацию и координацию со смежниками и заранее устанавливать с ними договорные отношения. Все зависит от того, какая это услуга, кто, сколько и кому за нее платит
г) Стратегия, основанная на выборе маркетинговых средств. Эта стратегия основывается на определении способа деятельности учреждения, оказывающего платные услуги, в зоне рынка услуг или отдельного его сегмента. При этом акценты могут делаться, в зависимости от обстоятельств, либо, собственно, на характере и содержании услуг, либо на месте и условиях их реализации, либо на способе выхода учреждения на рынок. В отдельных случаях предметом акцента может стать и стоимость предлагаемых услуг. Последний подход приемлем там, где вообще прежде не предлагались никакие культурные услуги, где имеется значительная потребность в таких услугах в силу их дефицита и где люди «не стоят за ценой».
д) Стратегия, основанная на выборе времени выхода услуг на рынок.
Такой подход можно проиллюстрировать типичными ситуациями. Близятся вступительные экзамены в вузы – возрастает потребность в репетиторах. Накануне Нового года особый спрос на людей, способных выполнять традиционные роли Деда Мороза и Снегурочки. Выпал первый снег – подскочил спрос на прокат лыж и санок. Произведена запись в детскую музыкальную школу – возрос спрос на прокат музыкальных инструментов. Хорошо зная эти и подобные ситуации, ежегодно повторяющиеся в зоне деятельности учреждения, его администрация может заранее к ним готовиться, рассчитывая силы и ресурсы, средства и время – словом, стратегически подходя к организации маркетинговой деятельности.
4. Разработка плана маркетинга
Разработать план маркетинговой деятельности на тот или иной период – это значит:
1. Определить маркетинговые цели.
2. Определить маркетинговые задания
3. Составить смету расходов на маркетинг.
4. Определить необходимые ресурсы.
5. Сформулировать конкретные решения и пути предстоящей деятельности.
Здесь важно правильно определить ведущие цели. Исходным моментом может являться предполагаемый объем платных услуг. От общего объема платных услуг надо взять процент предполагаемых на маркетинговые мероприятия расходов. В частности, учитываются расходы на изучение спроса населения, на рекламу, на транспорт, на оплату работников, на оформительские и иные материалы. План маркетинговых мероприятий – это программа действий администрации и привлеченных ею лиц.
5. Контроль за ходом выполнения плана
Состояние дел должно периодически сопоставляться с плановыми заданиями. Отдельно осуществляется контроль прибыльности. Если затраченные на маркетинг средства не приносят почему-либо ожидаемой прибыли, целесообразно пересмотреть статьи затрат или размеры вложений на маркетинг. Обычно выделяют так называемый стратегический контроль, цель которого состоит в определении соответствия общей стратегии деятельности определенным ранее масштабам и параметрам.
Таким образом, стратегия маркетинга представляет собой совокупность взаимосвязанных шагов и мер, рассчитанных на сравнительно большой промежуток времени, как правило, на календарный год.
Но календарный год может складываться не так, как его спланировали руководители культпросветучреждения. В силу экономических, социальных, демографических и иных условий, складывающихся в сфере культурного обслуживания населения, специалистам, занимающимся маркетингом, приходится перегруппировывать силы, перераспределять средства, менять порядок введения запланированных услуг, сокращать или увеличивать расходы на рекламу и т. п. Формируется определенный стиль служебного поведения, специалистов, именуемый тактикой маркетинга. Владеть тактикой маркетинга – значит проявлять разумную гибкость в осуществлении запланированных мероприятий с целью получения необходимой прибыли, но не в ущерб культурно-воспитательным целям и задачам, стоящим перед культурно-досуговым учреждением.
Предположим, что в программу маркетинговой деятельности включены исследования нескольких групп населения с целью выявления их интересов и потребностей в сфере досуга. Но уже первый квартал года показал, что одна из намеченных к изучению групп, скажем, старшеклассники, ведет себя по отношению к предлагаемым услугам настолько активно и заинтересованно, что проблемы привлечения этой группы потребителей к платным формам досуговой деятельности как бы вовсе и не существует. Возможно, в этом случае имеет смысл отказаться от проведения намеченного анкетирования старшеклассников, сэкономив тем самым некоторую часть средств и времени для решения других задач маркетинга.
В других случаях возникает необходимость усилить или ослабить рекламную деятельность, приостановить занятия в каких-либо платных формах, усилить информационное обеспечение потребителей услуг, перенести часть оказываемых услуг ближе к производственным участкам, организовать подвоз людей к месту проведения запланированных мероприятий, поощрить наиболее активных участников досуговых занятий – словом, проявить целесообразную гибкость в организации культурно-досуговой деятельности и ее маркетинговом обеспечении.
Маркетинг культурных услуг. – Омск, 1992. – с. 85-95.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
ПЕРСОНАЛ-ТЕХНОЛОГИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
Статус современного специалиста социально-культурной сферы – менеджера, педагога, технолога – не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятельностного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации.
«Социально-культурная деятельность». – М.: МГУКИ, 2004. – с. 45.
БОЛЬШЕ ДОВЕРИЯ МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ
В течение последних двух лет мы исследовали характер причин увольнения клубных работников. Нам удалось взять интервью у 240 клубных работников, уволившихся из клубных учреждений . Для обработки были отобраны ответы 80 директоров клубных учреждений, такого же количества художественных руководителей и руководителей кружков и коллективов художественной самодеятельности. Это были люди разных возрастов, различного уровня образования, пола. Неодинаковыми были и трудовой стаж, и время работы в последнем клубном учреждении. Таким образом, нам удалось получить ответы от довольно неоднородной по своему составу аудитории, что позволяет делать выводы более уверенно.
На просьбу назвать основные причины, послужившие основанием для ухода из клубного учреждения, откликнулись все интервьюированные нами лица. В общей сложности было названо 13 причин, не считая таких объективных, как переезд в другой населенный пункт, болезнь, уход в армию, на пенсию и т. п.
Для анализа мы отобрали лишь некоторые причины, расположив их в порядке убывающей значимости. Если не касаться общественных причин, связанных с необходимостью дальнейшего материального стимулирования труда клубных работников, причем гибкого стимулирования, предполагающего более высокую оплату труда тех, кто трудится лучше (а не только по формальным признакам: стаж, образование и т. п.), за это высказалось 105 респондентов, то на первом месте следующая причина: «Слабая помощь со стороны вышестоящих организаций и лиц».
В трудовых коллективах промышленных предприятий накоплен достаточный опыт работы с молодыми специалистами. Новичку здесь рассказывают об истории предприятия, знакомят с коллективом бригады или смены, приглашают в музей трудовой славы, а то и в заводской клуб на торжественное посвящение в свою профессию. Всегда ли клубный работник пользуется у нас вниманием? К сожалению, нет. А ведь подобного рода встреча руководителя клубной самодеятельности могла бы превратиться для него самого и для окружающих в приятный ритуал, большой личный праздник. Кто знает, может, именно с этого момента зародится в душе человека тот высокий мажорный настрой, который необходим каждому клубному работнику.
Клубный специалист на первых порах оказывается в несколько иных условиях, чем, скажем, инженер или педагог.
Он приходит на работу туда, где нет большого трудового коллектива, где еще не сложилась своя система планирования и исполнения определенных работ. Многое здесь дается на откуп самому клубному специалисту. А если он молодой, то каждодневная помощь, квалифицированное руководство его работой вдвойне определяют успех его деятельности.
Еще одной важной причиной текучести клубных кадров, как показал опрос, является «низкий уровень организации труда в клубном учреждении»: «неслаженный коллектив сотрудников клубного учреждения», «неудовлетворительный стиль работы директора Дома культуры», «некомпетентное вмешательство в мою работу вышестоящих руководящих лиц».