ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2618
Скачиваний: 3
1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ за пределами непосредственного производства. Эти отрасли связаны с движением продукта, доведением его до потребителя. Сюда относятся, в частности, коммунальное хозяйство, кредитование, государственное страхование и др.
2. Отрасли, целью функционирования которых является развитие способностей человека, поддержание его здоровья, формирование и удовлетворение культурных потребностей. Иными словами, эта группа отраслей непроизводственной сферы непосредственно участвует в воспроизводстве рабочей силы.
3. Отрасли, обеспечивающие некоторые потребности общества как единого целого. Сюда отнесены управление, охрана и укрепление всех форм безопасности государства и т. д.
Итак, мы видим, что социально-культурная сфера занимает в приведенной классификации вторую позицию. Вслед за идентификацией «культуры и искусства» в качестве отрасли народного хозяйства необходимо структурировать отрасль вглубь. Структура отрасли довольно сложна, она охватывает, в свою очередь, ряд областей трудовой профессиональной деятельности, представляющих собой довольно автономные подотрасли. К их числу относятся: культурное просвещение, театрально-концертная деятельность, киновидеопрокат, изобразительное искусство, краеведение, охрана памятников истории и культуры, туризм, радио, печать, телевидение, издательское дело, книжная торговля, историко-архивное дело, шоу-бизнес, подготовка и переподготовка кадров для отрасли, система материально-технического снабжения (в т.ч. за счет внутриотраслевого производства средств труда: транспорта, технических средств, музыкальных инструментов, культинвентаря и т. д. и т. п.).
Но и на этом структурирование «культуры и искусства» не заканчивается. В каждой из подотраслей можно выделить и более частные направления деятельности. Так, например, культурное просвещение можно представить в виде ряда близких сфер деятельности: клубная деятельность, информационно-библиотечное обслуживание, работа парков культуры и отдыха, музейное дело и т. д. Хозяйственная деятельность и управленческие отношения в социально-культурной сфере регулируются в настоящее время Конституцией Российской Федерации и рядом Законов, а также подзаконных нормативных актов. В целом ряде статей Основного закона зафиксированы права граждан Российской Федерации на пользование достижениями культуры, обоснованы условия для полнокровной культурно-творческой деятельности, сформулированы принципиальные положения о социальной миссии культуры и искусства, их роли в развитии личности, в духовном возрождении общества. Достаточно привести лишь отдельные извлечения из текста Конституции, чтобы убедиться: функционирование характеризуемой нами отрасли базируется сегодня на серьезной правовой основе.
Статья 7. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статья 13. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
Статья 26. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Статья 37. Каждый имеет право на отдых.
Статья 44. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества... Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям...
Права и обязанности Государства в области культуры определены другим важным документом – «Основами законодательства Российской Федерации о культуре». Органам государственной власти и управления, а также органам местного самоуправления приписывается: поощрять, в том числе и через налоговую ценовую политику, деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию любительским искусством, ремеслами; стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных организаций культуры, способствовать развитию их материальной базы.
Кроме того, в настоящем документе определена компетенция в области культуры Федеральных органов государственной власти и управления, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, органов местного самоуправления.
В управлении культурой в целом и отдельными организациями отрасли есть немало особенностей, которые необходимо брать в расчет при разработке и осуществлении управленческих решений. В чем эти особенности?
Во-первых, в сфере культуры нет ни предмета, ни средств труда, с которыми бы люди вступали во взаимодействие, как это происходит в сфере материального производства. Главное здесь – информационное взаимодействие между людьми, производящими и реализующими культурные ценности, и людьми, их потребляющими. Даже средства массовой информации с их довольно внушительной оснащенностью – не более чем своеобразные каналы передачи информации. В качестве исключения можно назвать немногочисленные специализированные предприятия отрасли, производящие автомобили (автоклубы, библиобусы), театральное оборудование, музыкальные инструменты и т. п. атрибуты культурно-творческой деятельности. Здесь мы встречаемся действительно с элементами материального производства, не имеющего, однако, самодовлеющего значения по отношению к культурно-творческой деятельности как таковой.
Человека, воспринимающего культурную информацию, нельзя рассматривать как пассивный объект внешнего воздействия. Воспринимая информацию (научную, художественную, техническую), человек осмысливает ее, анализирует, принимает или отвергает, то есть действует как субъект информационно-культурного обмена.
Во-вторых, человек, включенный в систему духовного взаимодействия, – это не абстрактное существо. Он одновременно принадлежит к числу лиц определенного пола, имеет свою профессию, род деятельности, свои ценностные ориентации и вкусы, у него есть определенные интересы и потребности, он обладает своеобразным характером и темпераментом, принадлежит к определенному слою общества или социальной группе. В итоге – возникает исключительно многообразный «материал», который надо непрерывно изучать, если работники социально-культурной сферы всерьез намерены формировать и удовлетворять духовные потребности граждан.
В-третьих, следует иметь в виду, что не только общество воздействует на личность, но и личность влияет на развитие общественных процессов, как выражался К. Маркс, «творит окружающие её обстоятельства». Это взаимовлияние регулирует и культурно-творческие процессы, о чем не следует забывать ни на час, если мы намерены усовершенствовать общество и осчастливить его граждан, удовлетворяя их духовные потребности и желания.
В-четвертых, в сфере культуры, как нигде в другой области человеческого общения и деятельности, проявляются избирательность внимания, эмоциональная окрашенность представлений о жизни и искусстве, духовные потребности и интересы, симпатии и антипатии, увлечения и способности. Все это крайне важно учитывать как в работе с персоналом организаций, так и в общении с потребителями культурных благ, которые создаются не только в присутствии потребителей, но, что важнее всего подчеркнуть, с их участием.
В-пятых, способы оценки результатов труда и эффективности управленческой деятельности в сфере культуры существенно отличаются от аналогичных параметров в сфере материального производства. Количественные параметры можно, конечно, просчитать и здесь, но сложнее всего установить качественные критерии. Одно и то же массовое мероприятие производит на отдельные группы зрителей разное впечатление. Качество оказываемых услуг всякий раз оценивается с субъективных позиций.
В-шестых, в социально-культурной сфере наряду с крупными организациями (предприятиями, учреждениями, учебными заведениями) функционирует немало средних или даже мелких организаций, преимущественно на селе. Они не в состоянии «перекрыть» всех потребностей и желаний потенциальных потребителей, как это можно сделать, к примеру, в столице или крупном областном центре. Отсюда – заранее установка на неполную удовлетворенность работой учреждений социально-культурной сферы, даже при бесспорном старании их персонала.
В-седьмых, в сфере культуры мы встречаемся преимущественно с творческим профессиональным трудом, плохо поддающимся нормированию и вообще какой-либо регламентации. Между тем, здесь возникает свое «производство», должны существовать свои планы, программы и т. п. Иначе организация не «удержится на плаву», станет банкротом. В том числе и в финансовом плане.
В-восьмых, в управлении учреждениями социально-культурной сферы не утратил своего значения принцип оптимального сочетания административного руководства и общественного самоуправления. А это означает, что в разработке хозяйственных экономических решений чаще или реже участвует общественность – волонтеры, культактив, партнеры и т. д. Когда счет идет на определенные денежные суммы (затраты, доходы, прибыль), это обстоятельство приобретает особый смысл: деньги зарабатываем вместе – профессионалы и волонтеры, – а судьбу прибыли решает администрация.
К сказанному остается добавить, что в социально-культурной сфере трудятся люди особого склада. Повышенная эмоциональность, порой завышенная самооценка, творческие «муки», неудовлетворенность собой и коллегами, честолюбие и амбициозность – всего этого в культуре достаточно.
Все более ощутимое нарастание перемен, преодоление кризисной полосы, придание обществу качественно иного облика, очищение экономики от элементов утопизма и деформации, восстановление общедемократических и гуманистических ценностей, усвоение всего лучшего, что достигнуто человеческой цивилизацией – таковы современные тенденции и подходы к разработке концепции экономического, социального и культурного развития российского общества.
Сложность и неоднозначность экономических преобразований, социальный дискомфорт, напряженный и монотонный труд на предприятиях и в учреждениях, да к тому же плохо и нерегулярно оплачиваемый, бытовая неустроенность, сложная экологическая ситуация, скверная работа общественного транспорта, неоднозначная криминогенная обстановка – все это в разной мере отрицательно влияет на физическое и нравственное здоровье людей, приводит к частым стрессовым ситуациям, к перенапряжению в межличностных отношениях, к различного рода психическим расстройствам. Если не компенсировать чрезмерные физические и моральные потери какими-либо благоприятными факторами, человек станет не жить, но существовать, не наслаждаться трудом как первой жизненной потребностью, а работать на износ. Для общества это крайне нежелательно. Вот почему разумная организация свободного времени населения страны остается сегодня одной из серьезнейших задач Российского государства.
К сожалению, приходится признать, что спрос населения на продукты социально-культурной деятельности за последние годы существенно возрос, а бюджетные ассигнования на ее развитие непрерывно сокращаются. Наше государство пока что не в состоянии достойно субсидировать исключительно многообразную культурно-творческую деятельность в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы освободить население от личных финансовых затрат на приобретение продуктов социально-культурной деятельности.
Еще каких-нибудь десять лет назад российская культура находилась в состоянии глубокого кризиса. Широко распространенный на Западе бизнес в сфере культуры и искусства, шоу-представлений, киновидеопрограмм и т. п. оставался для работников отечественного культурного фронта недосягаемым.
Предпринимательство во всех его формах и видах не укладывалось в рамки традиционных идеологических догм, плохо корреспондировалось с административно-бюрократическими парадигмами управления. А поскольку, как уже отмечалось, государство настойчиво придерживалось «остаточного принципа» финансирования культуры, последняя либо влачила жалкое существование, либо вынуждена была зарабатывать, полулегально развивая различные формы коммерческой деятельности.
Лишь в конце 80-х бюрократические путы были, наконец, разорваны и организации социально-культурной сферы стали постепенно обретать некоторую хозяйственную самостоятельность. Переведенные на новые условия функционирования, учреждения культуры и искусства получили неожиданно большие права:
В формировании структур: образовывать интегрированные формы организационных структур в социально-культурной сфере или входить в состав других специализированных и многофункциональных объединений;
В вопросах планирования: самостоятельно планировать свою творческо-производственную, финансово-хозяйственную деятельность и социальное развитие коллектива;
В вопросах финансирования: образовывать единый финансовый фонд из бюджетных и внебюджетных средств, включая в него ассигнования из бюджета, соответствующих отраслевых и территориальных фондов, а также средства платежей, полученных по договорам с объединениями, предприятиями, кооперативами и другими организациями, сборов от продажи билетов, реализации творческой продукции и других видов деятельности, платных услуг населению, выручки от реализации оборудования, материалов и других ценностей, добровольных взносов граждан, иные поступления;
В вопросах формирования и использования ресурсов: приобретать информационные, материальные и другие необходимые ресурсы... обменивать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование сооружения, оборудование, транспортные средства, сырье, инвентарь, другие материальные ценности и ресурсы;
В области ценообразования: реализовывать свою творческую продукцию и услуги по ценам, установленным централизованно, а также по договоренности с потребителями или самостоятельно.
Словом, перед организациями социально-культурной сферы открылись небывалые возможности для осуществления не только творческой, но и коммерческой, предпринимательской, фактически рыночной деятельности.
Прежде всего, нововведения коснулись основного продукта социально-культурной деятельности – услуг. Постановлением Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 25 января 1989 года был утвержден «Примерный перечень платных услуг, оказываемых населению культурно-просветительными, внешнешкольными учреждениями и спортивными сооружениями». Он включает в общей сложности более ста различных услуг, сгруппированных в шесть дифференцированных по характеру деятельности групп.