Файл: маркет. исслед.в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2479

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Столь же важно заранее определиться относительно методов, которые предполагается применить в планируемом исследовании.

В центре всей работы окажутся, конечно же, полевые исследования. От качества собранных материалов будет зависеть их интерпретация, да и научный отчет в целом.

Наконец, важно грамотно представить материал, достойно его презентовать заказчику с тем, чтобы вызвать его заинтересованность и , соответственно, подготовить правильные решения.



О

Описание проблемы

ПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Структурирование проблемы

Построение модели







Определение цели сбора информации





Формулирование гипотез





В

Построение проекта исследования

(источники информации, кто проводит)

ЫРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ



План исследований

(затраты времени, стоимость)

Определение метода сбора данных

Выбор и развитие инструментов сбора







Определение объекта исследования и объема выборки





Претест Приближённый план

Разработка детального плана сбора данных

обработки данных



П ОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Организация, проведение и контроль сбора данных





Документирование





А

Предварительная проверка собранной информации

НАЛИЗ ДАННЫХ



Подготовка к анализу на ЭВМ

Обработка материала





Интерпретация результатов



Подготовка исследовательского отчёта





П

Презентация полученных результатов

Передача лицам, принимающим решения

РЕЗЕНТАЦИЯ





Рис. 25 Фазы процесса исследования ситуации

8.7 Использование материалов исследования в практической работе

Всякое прикладное исследование только тогда имеет какой-то смысл, когда полученные в ходе его научные факты используются как средство совершенствования той или иной практической деятельности. К сожалению, культработники часто недооценивают этой прямой и крайне необходимой взаимосвязи. Нередко собранный материал годами хранится в служебных столах и не только не используется для улучшения деятельности учреждений культуры, но и не обрабатывается.

Где и как можно использовать полученные, в результате исследования данные.

1. В организационной работе:

изменить режим работы учреждения - для удобства обслуживания населения;

- создать новые по профилю и содержанию работы клубные объединения;

открыть новые кружки художественной самодеятельности, студии художественного и технического творчества;

составить иначе расписание работы кружков, студий, секций;

по-иному подойти к вопросам информации и рекламы;

усовёршенствовать организацию труда клубных (библиотечных) работников;

охватить своим влиянием новые кварталы, микрорайоны, перенести часть на производственные участки, в рабочие общежития.


2. В информационно – просветительной работе

предложить различным группам населения интересующие их циклы лекций, бесед, встреч и т. п.;

обогатить содержание массовых мероприятий новыми темами и проблемами, волнующими население;

внедрить какие-то активные формы диспуты, «круглые столы», «трибуны общественного мнения», вечера вопросов и ответов, конференции и т. п.;

сделать регулярными отчеты депутатов, выступления руководителей.

3. В художественно-массовой работе: — найти новые, яркие формы пропаганды литературы и искусства;

систематизировать проводимые праздники, обряды;

шире использовать на массовых мероприятиях народную музыку и танец, фольклор;

--- проводить чаще карнавалы, молодежные балы, массовые гуляния;

устраивать концерты и спектакли профессиональных коллективов.

4. В работе по организации отдыха и развлечений:

разработать новые виды вечеров для различных слоев и групп населения;

усовершенствовать работу дискотеки;

открыть клубное безалкогольное кафе;

чаще устраивать коллективные выходы на природу; изменить репертуар танцевальных вечеров;

интенсивнее использовать клубные помещения в обычные

или воскресные дни;

5. В работе с детьми и подростками:

открыть новые кружки, студии, расширить набор в платные кружки;

устраивать показательные выступления детских коллективов;

внедрять активные формы работы;

улучшить отдых и развлечения детей.

6. В методической работе:

использовать полученные результаты на методических семинарах, творческих лабораториях, в текущей профессиональной учебе кадров;

начать накопление материалов, по какому - то отдельно

взятому направлению работы КДУ;

обобщить опыт работы конкретного коллектива;

обновить состав коллектива новыми членами;

наладить творческую взаимосвязь с профессиональными коллективами.

7. В административно-управленческой работе:

тщательнее подбирать кадры;

лучше использовать материальную базу учреждения;

—‚ внедрять хозрасчетные методы и формы работы;

усилить кооперацию культучреждений; продумать вопросы профессиональной учебы;

укрепить дисциплину труда работников;

привести состояние учреждения в соответствие с санитарными и эстетическими требованиями.

В ряде случаев даже локальные исследования способны обнаружить весьма важные противоречия и проблемы, выявить намечающиеся тенденции в развитии культурной работы в регионе. А это значит, что они, эти локальные исследования, могут послужить своеобразным прологом к серьезному комплексному исследованию которое будет проведено квалифицированными специалистами и в более крупных масштабах, т. е. в этом случае результаты локальных исследований становятся ценными не сами по себе, а как «лакмусовая бумажка» в определении большой и серьезной научной проблемы.


По итогам проведенного исследования может быть проведено расширенное заседание совета КДУ, где будет заслушан и обсужден доклад руководителя социологи ческой группы. Полученные рёзультаты можно использовать в учебном процессе на методических семинарах. По итогам исследования может быть проведена научно-практическая или научно-методическая конференция. Материалы исследования могут быть положены в основу газетной или журнальной статьи. О них можно и целесообразно доложить на профсоюзной конференции, сельском сходе.

В любом случае участников опроса следует проинформировать о том, какие меры предприняты или предпринимаются в плане улучшения состояния дел на изученном объекте.

Начинать исследования нужно с малого, постепенно по мере овладения методикой и техникой, переходя к более сложным и более масштабным.





ГЛАВА 9. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ



В завершающей главе книги будет приведена, с сокращениями, программа исследования, разработанная социологической группой Челябинской государственной академией культуры и искусств (руков. д.ф.н., проф. В.С. Цукерман). Оговоримся, что к маркетингу эта программа прямого отношения не имеет. К коммерческому маркетингу. Но по своей сути и содержанию – это программа комплексного исследования проблемы, актуальной и в наши дни. Разработчики озаботились изучением запросов населения. А ведь это и есть социально-культурный маркетинг в его живом виде.





ПРОГРАММА

ИССЛЕДОВАНИЯ “РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДИК

ИССЛЕДОВАНИЙ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ ЗАПРОСОВ

НАСЕЛЕНИЯ



Характеристика проблемы

Удовлетворение духовных запросов требует их основательного изучения и использования полученной информации для улучшения деятельности тех социальных институтов, которые функционально предназначены для этой цели. К их числу относятся прежде всего учреждения культуры и искусства, хотя аналогичную функцию специфическими методами и средствами осуществляют также и учреждения системы образования, средства массовой информации, непосредственно трудовые коллективы и т.д. Существует, помимо этого, обширная неинституциональная сфера, в которой протекают те или иные процессы духовой жизни общества и где так же формируются и удовлетворяются духовные и культурные запросы людей.

В настоящем исследовании нас интересует, система учреждений культуры и искусства, причем в наибольшей степени те из них, которые функционируют в рамках отрасли, подведомственной Министерству культуры; следовательно, речь идет о запросах населения применительно к клубным учреждениям, театрам, концертным организациям, паркам культуры и отдыха, музеям, выставкам, библиотекам и кинотеатрам.

Такого рода работа ранее проводилась с разными целями и по разным направлениям:

1. Выявление запросов для выяснения содержания, характера, структуры и т.п. культурных потребностей, интересов и ценностных ориентаций населения безотносительно к деятельности конкретных социокультурных институтов.


2. Применительно к территориально-административным, поселенческим и некоторым другим общностям различного масштаба (республика, область, район, город, село и т.п.) чаще всего в целях социального планирования или для анализа культурных процессов в этих общностях.

3.Для определения тенденций и характеристик функционирования и развития отдельных видов искусства и культурной деятельности (кинематограф, театр, музыка, клуб, библиотека и т.п.).

4.Специально для изучения взаимоотношений определенных подотраслей культуры с потребителями (театр и зритель, музыка и слушатель, библиотека и читатель, клуб и посетитель и т.п.);

Поскольку такие исследования необходимы, они, естественно должны проводиться. Но никакая, даже очень мощная социологическая служба, ни в масштабах отрасли, ни в масштабах региона, ни даже, если бы такие службы были в каждом городе и районном центре (что нереально) не в состоянии периодически проводить такого рода исследования во всех населенных пунктах страны. Следовательно, нужно научить проведению таких исследований работников самих учреждений культуры и искусства или органов культуры.

Набор учреждений культуры населенного пункта зависит от его величины, административного статуса и исторически сложившихся обстоятельств развития культуры. Следовательно, и к видам учреждений культуры, и к определённым типам населения должны быть привязаны соответствующие методики.

Такие методики и инструментарий к ним должны быть достаточно просты, относительно невелики по объему, доступны для использования конкретными учреждениями и органами культуры.

Общественная необходимость проведения систематических социологических исследований учреждениями культуры и искусства запросов населения и отсутствие научно разработанных, доступных для использования не только специалистами — социологами методик их осуществления и составляет сущность исследуемой нами проблемы.

Отсюда цель исследования — за счет разработки и внедрения указанных методик содействовать росту посещаемости и качества работы учреждений культуры и искусства, удовлетворённости населения их деятельностью. В идеале учреждение культуры должно охватывать различными формами работы всех потенциальных посетителей из числа жителей обслуживаемого микрорайона (данной территориальной единицы).

Задачи исследования:

1. Разработать теоретико-методологические основы выявления запросов населения относительно учреждений культура и искусства.

2. Изучить научную литературу и опыт организации обратной связи между населением и учреждениями культурно-досуговой сферы ,в том числе их рекламную деятельность.

3 .Создать методики определения запросов населения в услугах учреждений культуры по отношению:

а) к большому городу;


б) крупному городу;

в) среднему городу;

г) малому городу;

л) сельскому районному центру;

в) различным видам учреждений культуры и искусства;

4. Провести на основании этих методик исследование запросов населения.

5. Определить механизмы и пути использования данных о запросах населения в планировании и осуществлении деятельности учреждений культуры и искусства.

6. Проверить на практике эффективность существующих методик и предложений по совершенствованию деятельности учреждений культурно—досуговой сферы.

7. На основе полученных данных скорректировать ранее разработанные и создать типовые методики оперативного изучения запросов населения и организации обратной связи между учреждениями культуры и искусства.

В основу настоящего исследования кладётся гипотеза о потенциальной важности организации обратной связи между потребителем и производителем культурных услуг и разорванности её в настоящее время в ряде звеньев. Конечно, определяющие элементы обратной связи наличествуют в работе каждого учреждения, ибо в противоположном случае эти учреждения вообще не посещались бы. Более того, по отношению к некоторым, хорошо работающим учреждениям культуры обратная связь срабатывает относительно успешно, чаще всего в результате специального изучения запросов потребителей, а скорее на уровне их интуитивного угадывания. Но по отношению к большинству учреждений культуры эта связь предстаёт разорванной по ряду пунктов. Эти слабые звенья могут быть дифференцированы применительно к возможным категориям пользователей услуг и учреждений культуры следующим образом:

1. Учреждение культуры по характеру и содержанию своей работы могло бы удовлетворить данную категорию потребителей, но они не информированы или недостаточно информированы о его деятельности. Обратная связь нарушается на уровне рекламы. При этом информированность посетителей также предстаёт на разных уровнях:

а) ничего не знает об этом учреждении;

б) знает, но не настолько, чтобы оценить его работу (формы, участки работы);

в) знает и неверно оценивает из-за неполноты информации;

г) знает и в основном, верно, оценивает, но нуждается в рекламе, как побудителе к действию (посещению, участию).

2. Посетителей (реальных и важнее — потенциальных) устраивают сложившиеся формы работы, но не устраивают другие факторы (ее качество, время проведения, состав аудитории, обслуживающий персонал и т.д. и т.п.). Разрыв цепи обуславливает необходимость совершенствования работы учреждения культуры при сохранении сложившихся форм.

3. Учреждение культуры работает хорошо и умело рекламирует свою деятельность, но не выдерживает конкуренции с другими учреждениями культуры. Разрыв связи происходит в пункте координации деятельности учреждений культуры одного населенного пункта (средства массовой информации в данной ситуации исключаем).