Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАЙЧИКИ
Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт, В чехарду играть зовёт.
• Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверху лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
-
Закрепление нового материала.
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной форме.
-
Ч т е н и е фрагмента из сказки «Аля, Кляксич и буква иА”».
Учащиеся читают сказку цепочкой.
-
Выборочное чтение.
Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию из художественного текста. Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-
Легко ли давалось письмо Але? Почему? -
Найдите и зачитайте описание причины неудачного письма девочки. -
Почему буква «А» была взволнована? -
Кто поссорил буквы? -
Прочтите фрагмент сказки, в котором об этом говорится. -
Отгадайте слово:
Мой первый слог В начале алфавита вы найдёте.
Второй мой слог Шестою нотой пропоёте.
(Аля.)
-
Составьте это слово из букв разрезной азбуки. -
Опишите девочку Алю. Какой вы себе её представили? -
Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень прилежная и старательная. -
Разгадайте ребус.
ъ
Ответ: буква.
-
Какая буква была героем этой сказки? (Буква «А».) -
Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой? -
Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А». -
О каком герое этой сказки можно сказать, что он злой? -
Каким вы представляете себе Кляксича? -
Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича.
-
Составление картинного плана сказки.
Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД: владеть навыком смыслового чтения художественного текста; уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев.
-
С чего начинается сказка? (Аля писала письмо, но буквы её не слушались.)
а) Как Аля писала письмо.
-
Прочтите первую часть сказки. -
Какие иллюстрации можно нарисовать к этому отрывку? -
Что происходит дальше? (Выбежала взволнованная буква «А».)
б) Диалог девочки с буквой.
-
Прочтите вторую часть сказки. -
Какой вы видите букву «А» при разговоре с девочкой?
в) Злой Кляксич.
-
Кто рассорил буквы? Почему? (Кляксич хочет заменить, превратить все буквы в кляксы.) -
Прочтите следующую часть сказки. -
Расположите иллюстрации на доске в порядке изложения сказки.
Картинка 3 Картинка 1 Картинка 2
-
Какие приключения могли бы произойти с героями этой сказки дальше? -
Будет ли побеждён Кляксич? -
Кто поможет его победить? -
Чем закончится эта сказка?
-
Игры Деда Буквоеда.
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в письменной форме.
Игра «Полубуква».
Буквы поломались, остались только кусочки. Какие это были буквы? Допишите их.
| г\ | — | "ГГ | — | -f-- | 4 | с: | — | — | — | | — | Ч- |
jL | | ттт мм | ;т' | | :т; | 1 | _ _ _ | шт нм и | — — — | Hi - | - _ | :zi | F |
£ | 1 | — | "1 | — | | | А | 8 | 8 | | Тг | _ — - |
-
Итог урока. Рефлексия.
Личностные УУД: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями. Регулятивные УУД: уметь прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
-
С каким произведением вы познакомились? -
Кто автор этой сказки? -
Понравилась ли вам сказка? -
Что помогло вам представить себе героев этой сказки?
Внеурочная деятельность: пересказ сказки по составленному картинному плану; придумайте, чем могла бы закончиться эта сказка.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 2
Ирина Петровна Токмакова (род. в 1929 г.) принадлежит к тому поколению поэтов, которое пришло в детскую литературу в 50-е годы. Была известная закономерность и в том, что она обратилась к этой области художественной литературы, и в том, что избрала один из труднейших её участков - литературу для дошкольников.
Ещё в школьные годы приходилось будущей поэтессе участвовать в работе с детьми. Её мать заведовала распределителем для детей, оставшихся без родителей.
«Дома разговоры о детях: болеют, выздоравливают. У одного - коклюш, у другого - выдающиеся способности. - пишет о своём детстве Токмакова. - Всем этим я и объясняю то, что стала писателем именно детским».
Писать она пыталась рано, ещё в школьные годы; первые стихи были одобрены поэтом В. Лебедевым-Кумачом.
Началом своей творческой биографии поэтесса считает 1958 г., когда в журнале «Мурзилка» был напечатан первый стихотворный перевод шведских народных песенок для детей.
Первый отдельный сборник Токмаковой «Водят пчёлы хоровод» появился в 1960 году. Это был пересказ народных песенок, сделанный весело, с задорными и лукавыми интонациями.
В 1962 г. был издан первый сборник оригинальных стихотворений И. Токмаковой «Деревья». В нем девять стихотворных зарисовок - о яблоньке, берёзе, соснах, елях, пихте, осинке, иве, дубе, рябине. Даются не просто описания деревьев, наиболее распространённых на значительной территории нашей страны. Каждое дерево как бы включено в сферу жизни ребёнка. С яблонькой хочется подружиться («Я надела платьице с белою каймой. Маленькая яблонька, подружись со мной»). Осинку нужно согреть («Дайте осинке пальто и ботинки, надо согреться бедной осинке»). У дуба можно поучиться выносливости («Кто сказал, что дубу страшно простудиться? Ведь до поздней осени он стоит зелёный. Значит, дуб выносливый, значит, закалённый»).
Метафоры и сравнения просты, непосредственны, лаконичны: ива плачет, как маленькая девочка, которую дёрнули за косичку; ели-бабушки слушают, молчат, смотрят на «внучат» - маленькие ёлочки; берёза, если бы ей дали расчёску, заплетала бы по утрам косичку. Таким образом, метафоры перерастают в олицетворения, близкие и понятные детям.
В 1980 году был опубликован сборник «Летний ливень», в который вошли лучшие произведения И. Токмаковой, созданные за двадцать лет работы. Книга состоит из нескольких разделов. В третьем разделе - прозаические повести «Ростик и Кеша», «Аля, Кляксич и буква “А”».
В повести-сказке «Аля, Кляксич и буква “А”» сюжет развивается в соответствии с законами жанра. Завязка сказочной ситуации - появление у девочки Али буквы «А» с сообщением о том, что в «Азбуку» пробрался Кляксич, который ссорит буквы друг с другом и хочет заменить их своими родственниками - кляксами. Развитие сюжета - встречи девочки Али и буквы «А» с разными буквами, одни из которых помогают, а другие мешают им разыскать и стереть резинкой Кляксича.
В повести использован необычный приём: автор подключает читателей к разрешению конфликта между добром и злом. Они выступают как представители доброго мира сказки: разгадывают строчки и акростихи, соединяют палочки буквы «Ш» и тем самым помогают освободить все буквы «Азбуки». Художественное и дидактическое в повести-сказке составляют единую сюжетную структуру. Принцип «обучать забавляя» осуществляется здесь наиболее удачно.
Подписи к картинкам, считалки, колыбельные песни, лирические стихи, сюжетные, игровые стихотворения, стихотворные сказки, поэмы - таков жанровый диапазон поэзии И. Токмаковой.
У р о к 3. САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» - НЕТ»
(технологическая карта)
Цели деятельности педагога | Создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; научить читать по ролям |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты образования | Предметные: умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям |
Личностные: формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения: опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение | |
Мета предметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий. Познавательные: умение сравнивать литературные произведения и их героев. Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации | |
Формы и методы обучения | Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный |
Основное содержание темы, понятия и термины | Гласные и согласные звуки, особенности произношения. Положение звука в начале, середине и конце слова |
Образовательные ресурсы | Алфавит; картинки со словами; карточки с изображением предметов; карточки с пословицами; карточки с играми; выставка книг о буквах |
Сценарий урока
Этап урока, цель | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | ||
осуществляемые действия | формируемые умения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I. Организационный момент L . | Эмоциональный настрой на урок; проверка готовности оборудования и класса к уроку | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Воспринимать на слух речь педагога | Наблю дение учителя |