Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАЙЧИКИ




Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт, В чехарду играть зовёт.

• Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверху лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок,

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

  1. Закрепление нового материала.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной форме.

  1. Ч т е н и е фрагмента из сказки «Аля, Кляксич и буква иА”».

Учащиеся читают сказку цепочкой.

  1. Выборочное чтение.

Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию из художественного текста. Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекват­ной ретроспективной оценки.

  • Легко ли давалось письмо Але? Почему?

  • Найдите и зачитайте описание причины неудачного письма девочки.

  • Почему буква «А» была взволнована?

  • Кто поссорил буквы?

  • Прочтите фрагмент сказки, в котором об этом говорится.

  • Отгадайте слово:

Мой первый слог В начале алфавита вы найдёте.

Второй мой слог Шестою нотой пропоёте.

(Аля.)

  • Составьте это слово из букв разрезной азбуки.

  • Опишите девочку Алю. Какой вы себе её представили?

  • Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень прилежная и старательная.

  • Разгадайте ребус.

ъ


Ответ: буква.

  • Какая буква была героем этой сказки? (Буква «А».)

  • Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?

  • Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А».

  • О каком герое этой сказки можно сказать, что он злой?

  • Каким вы представляете себе Кляксича?

  • Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича.


  1. Составление картинного плана сказки.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД: владеть навыком смыслового чтения художественного текста; уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев.

  • С чего начинается сказка? (Аля писала письмо, но буквы её не слушались.)

а) Как Аля писала письмо.

  • Прочтите первую часть сказки.

  • Какие иллюстрации можно нарисовать к этому отрывку?

  • Что происходит дальше? (Выбежала взволнованная буква «А».)

б) Диалог девочки с буквой.

  • Прочтите вторую часть сказки.

  • Какой вы видите букву «А» при разговоре с девочкой?

в) Злой Кляксич.

  • Кто рассорил буквы? Почему? (Кляксич хочет заменить, превратить все буквы в кляксы.)

  • Прочтите следующую часть сказки.

  • Расположите иллюстрации на доске в порядке изложения сказки.







Картинка 3 Картинка 1 Картинка 2

  • Какие приключения могли бы произойти с героями этой сказки дальше?

  • Будет ли побеждён Кляксич?

  • Кто поможет его победить?

  • Чем закончится эта сказка?

  1. Игры Деда Буквоеда.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в письменной форме.

Игра «Полубуква».

Буквы поломались, остались только кусочки. Какие это были буквы? Допишите их.





г\



"ГГ



-f--

4

с:












Ч-

jL




ттт мм

;т'




:т;

1

_ _ _

шт нм и

— — —

Hi -

- _

:zi

F

£

1



"1









А

8

8




Тг

_ — -








  1. Итог урока. Рефлексия.

Личностные УУД: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями. Регулятивные УУД: уметь прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

  • С каким произведением вы познакомились?

  • Кто автор этой сказки?

  • Понравилась ли вам сказка?

  • Что помогло вам представить себе героев этой сказки?

Внеурочная деятельность: пересказ сказки по составленному картинному плану; придумай­те, чем могла бы закончиться эта сказка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 2

Ирина Петровна Токмакова (род. в 1929 г.) принадлежит к тому поколению поэтов, которое пришло в детскую литературу в 50-е годы. Была известная закономерность и в том, что она обра­тилась к этой области художественной литературы, и в том, что избрала один из труднейших её участков - литературу для дошкольников.

Ещё в школьные годы приходилось будущей поэтессе участвовать в работе с детьми. Её мать заведовала распределителем для детей, оставшихся без родителей.

«Дома разговоры о детях: болеют, выздоравливают. У одного - коклюш, у другого - выдающие­ся способности. - пишет о своём детстве Токмакова. - Всем этим я и объясняю то, что стала писате­лем именно детским».

Писать она пыталась рано, ещё в школьные годы; первые стихи были одобрены поэтом В. Лебедевым-Кумачом.

Началом своей творческой биографии поэтесса считает 1958 г., когда в журнале «Мурзилка» был напечатан первый стихотворный перевод шведских народных песенок для детей.

Первый отдельный сборник Токмаковой «Водят пчёлы хоровод» появился в 1960 году. Это был пересказ народных песенок, сделанный весело, с задорными и лукавыми интонациями.

В 1962 г. был издан первый сборник оригинальных стихотворений И. Токмаковой «Деревья». В нем девять стихотворных зарисовок - о яблоньке, берёзе, соснах, елях, пихте, осинке, иве, ду­бе, рябине. Даются не просто описания деревьев, наиболее распространённых на значительной территории нашей страны. Каждое дерево как бы включено в сферу жизни ребёнка. С яблонькой хочется подружиться («Я надела платьице с белою каймой. Маленькая яблонька, подружись со мной»). Осинку нужно согреть («Дайте осинке пальто и ботинки, надо согреться бедной осин­ке»). У дуба можно поучиться выносливости («Кто сказал, что дубу страшно простудиться? Ведь до поздней осени он стоит зелёный. Значит, дуб выносливый, значит, закалённый»).


Метафоры и сравнения просты, непосредственны, лаконичны: ива плачет, как маленькая де­вочка, которую дёрнули за косичку; ели-бабушки слушают, молчат, смотрят на «внучат» - ма­ленькие ёлочки; берёза, если бы ей дали расчёску, заплетала бы по утрам косичку. Таким обра­зом, метафоры перерастают в олицетворения, близкие и понятные детям.

В 1980 году был опубликован сборник «Летний ливень», в который вошли лучшие произве­дения И. Токмаковой, созданные за двадцать лет работы. Книга состоит из нескольких разделов. В третьем разделе - прозаические повести «Ростик и Кеша», «Аля, Кляксич и буква “А”».

В повести-сказке «Аля, Кляксич и буква “А”» сюжет развивается в соответствии с законами жанра. Завязка сказочной ситуации - появление у девочки Али буквы «А» с сообщением о том, что в «Азбуку» пробрался Кляксич, который ссорит буквы друг с другом и хочет заменить их своими родственниками - кляксами. Развитие сюжета - встречи девочки Али и буквы «А» с раз­ными буквами, одни из которых помогают, а другие мешают им разыскать и стереть резинкой Кляксича.

В повести использован необычный приём: автор подключает читателей к разрешению кон­фликта между добром и злом. Они выступают как представители доброго мира сказки: разгадыва­ют строчки и акростихи, соединяют палочки буквы «Ш» и тем самым помогают освободить все буквы «Азбуки». Художественное и дидактическое в повести-сказке составляют единую сюжет­ную структуру. Принцип «обучать забавляя» осуществляется здесь наиболее удачно.

Подписи к картинкам, считалки, колыбельные песни, лирические стихи, сюжетные, игровые стихотворения, стихотворные сказки, поэмы - таков жанровый диапазон поэзии И. Токмаковой.

У р о к 3. САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» - НЕТ»

(технологическая карта)


Цели деятельности педагога

Создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; нау­чить читать по ролям

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты обра­зования

Предметные: умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям

Личностные: формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения: опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение

Мета предметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий.

Познавательные: умение сравнивать литературные произведения и их героев.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации

Формы и методы обучения

Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный

Основное содержание темы, понятия и термины

Гласные и согласные звуки, особенности произношения. Положение звука в начале, середине и конце слова

Образовательные ресурсы

Алфавит; картинки со словами; карточки с изображением предметов; карточки с пословицами; карточки с играми; выставка книг о буквах







Сценарий урока

Этап урока, цель

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организа­ционный момент

L .

Эмоциональный настрой на урок; проверка готов­ности оборудо­вания и класса к уроку

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учи­теля. Отвечают на вопросы учителя. Проверяют наличие индивидуальных учебных принад­лежностей

Воспринимать на слух речь пе­дагога

Наблю­

дение

учителя