Файл: Соболева Александра Денисовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ЛИЦ С ОВЗ

1.1. Сущность инклюзивного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

1.2. Особенности обучения учащихся с ДЦП

1.3.Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе детей с особыми образовательными потребностями

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ ЛЕСОПАРКОВ Г. МОСКВЫ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

2.1. Орнитологические экскурсии в парках г. Москвы

2.1.1. Организация орнитологической экскурсии

2.1.2. Описания основных видов птиц парков г. Москвы, включенных в экскурсию

2.2. Использование контента МЭШ в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

2.3. Проектная деятельность в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ Г. МОСКВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ «ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»

3.2. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

3.2. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы



В анкетировании приняло участие 18 семей. Родителям с детьми предлагалось ответить на 11 вопросов. При проведении анализа анкет мы получили следующие результаты:

22% родителей и детей регулярно кормят птиц около дома.

88% дают подкорм утром и днем, а 12% вечером.

88% детей мало осведомлены, чем можно покормить птиц. Почти все используют для кормления одни и те же продукты: крупы, сало, семечки, хлеб.

На 75% инициатором кормления является ребенок и только 25% взрослый.

83% родителей отметили изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц. Дети стали отзывчивее, добрее, ответственнее, милосердней.

53% родителей с детьми наблюдают за поведением птиц у кормушки.

82% детей читают художественную и познавательную литературу, 18%-нет

88% детей смотрят передачи о птицах, 12% детей - нет

45% родителей изготавливают с детьми кормушки по совместной инициативе.

Родители и дети никогда не принимали раньше участие в экологических акциях (изготовление кормушек и сбор корма для птиц) в рамках нашей школы.

Результаты первой анкеты представлены в таблице 7.
Таблица 7. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы

Вопросы для родителей и детей

да

нет

1.Родители и дети регулярно кормят птиц около дома.

22%

78%

2.Далают подкормку птиц утром и днем.

88%

12%

3.Кормят птиц разнообразной едой.

12%

88%

4.Инициатором подкормки является ребенок.

75%

25%

5.У ребенка имеется интерес к подкормке птиц.

88%

12%

6.Заметили изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц.

83%

17%

7.Используют художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам.

82%

18%

8.Смотрят телевизионные передачи о природе вместе с ребенком

88%

12%

9.Вместе с ребенком делают кормушки для птиц по инициативе ребенка

45%

55%

10.Участие в экологической акции (изготовление кормушек и сбор корма для птиц) в рамках нашей школы.

0%

100%

11.Наблюдают за поведением птиц у кормушки.

53%

47%




Рисунок 3.5 – Результат анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы

Исходя из полученных результатов анкетирования мы сделали следующие выводы:

1.Родители с детьми не регулярно кормят птиц около дома.

2.Кормят всех птиц однообразной едой.

3.Почти у всех детей имеется интерес к подкормке птиц.

  1. В большинстве случаев инициатором подкормки птиц является ребенок.

  2. Родители поддерживают интерес ребенка к любви к птицам: читают вместе с ним художественную и познавательную литературу, смотрят телевизионные передачи о природе.

6.Не все родители в классе оказывают помощь детям в изготовлении кормушек, хотя детям очень хочется.

7. Родители и дети класса никогда не принимали раньше участие в экологических акциях (изготовление кормушек и сбор корма для птиц).

Для проверки эффективности разработанных методических условий и составленных уроков для изучения биоразнообразия птиц было разработано и проведено входное и контрольное тестирование учеников. Результаты входного тестирования для учащихся 5 класса приведены на рисунке 3.6.



Рисунок 3.6 – Результат входного тестирования учащихся 5 класса
Таким образом, на начальном этапе больше половины пятиклассников не справились с тестом.

Результат выходного тестирования приведены на рисунке 3.7.



Рисунок 3.7 – Результат выходного тестирования учащихся 5 класса

Из диаграммы видно, что процент неудовлетворительных оценок уменьшился до 11% (на 19%), доля оценок удовлетворительно – до 17% (на 8%).

Для 7 классе результат входного тестирования приведён на рисунке 3.8, а выходного на рисунке 3.9.



Рисунок 3.8 – Результат входного тестирования учащихся 7 класса
При тестировании семиклассников на начальном этапе также значительно присутствовали оценки «2» и «3». После проведенной работы тестирование показало положительную динамику знаний темы учащимися.



Рисунок 3.9 – Результат выходного тестирования учащихся 7 класса

Из диаграммы на рисунке 3.9 видно, что процент неудовлетворительных оценок уменьшился до 5% (на 25%), доля оценок удовлетворительно – до 10% (на 15%).

Для 9 класса результат входного тестирования приведён на рисунке 3.10, а выходного на рисунке 3.11.





Рисунок 3.10 – Результат входного тестирования учащихся 9 класса
При тестировании девятиклассников на начальном этапе в сумме преобладали оценки «2» и «3». Отличных оценок не было.



Рисунок 3.11 – Результат выходного тестирования учащихся 9 класса

Из диаграммы на рисунке 3.11 видно, что неудовлетворительные оценки на заключительном этапе выявлены не были (уменьшение на 30%), доля оценок удовлетворительно – до 15% (уменьшение на 10%).

Данне выходного тестирования учащихся 5, 7 и 9 классов говорят об эффективности разработанных методических условий и составленных уроков для изучения биоразнообразия птиц учащимися с ОВЗ.

ВЫВОДЫ


1. При достаточно мощной рекреационной нагрузке в парках г. Москвы сохраняется высокое биологическое разнообразие птиц, включая ежегодно гнездящихся редких, занесенных в Красную книгу Москвы. На природных территориях Москвы в разные периоды года можно встретить около 270 видов птиц, (из них 125 гнездящихся.)

2. Целесообразность применения информационно-коммуникативных технологий в обучении биологии детей с ОВЗ выражается в сокращении времени на изучение учебного материала, варьировании темпов обучения в зависимости от самого ученика, кардинальном ускорении доступа к информации, индивидуализации и дифференциации темпов усвоения содержания образования с учетом ограниченных возможностей здоровья учеников, практически не акцентируя на этом внимание самих обучающихся, коррекции нарушений у ребенка, в развитии его информационной культуры и ИКТ-компетентности, более качественном формировании универсальных учебных действий, мотивации.

3. Для проведения орнитологических экскурсий необходимо задействовать все разнообразие парков, включая различные фитоценозы, пруды, подкормочные площадки, чтобы показать разнообразные экологические группы орнитофауны.

Основные наблюдения, которые представляется возможным охватить экскурсией - поведение птиц, полет, движение и питание. После экскурсии все дети верно дают названия исследованных птиц, характеризуют внешний вид птиц, правильно составляют словесные описания.

4. Апробация комплекса методических условий для изучения биоразнообразия птиц г. Москвы учащимися с ОВЗ в рамках образовательного процесса по биологии в школе "Технологии обучения" показала успешность разработанного комплекса по результатам тестирования, расширения знакомых учащимся птиц, повышению интереса и положительному отношению к орнитологическим экскурсиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Ежегодное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья и одновременно с этим задача реализации права на образование каждого гражданина актуализируют проблемы инклюзии. Дети с ОВЗ – это дети, которые имеют высокие отклонения от нормального психического и физического развития, которые вызваны серьезными врожденными или приобретенными дефектами. Учитывая специфику мыслительного процесса, памяти, восприятия информации и так далее детей с ОВЗ им требуются специальные условия обучения. Речь идет как о специальной архитектурной среде, дополнительном сопровождении процесса обучения дефектологами, психологами, тьютерами и пр., так и о адаптированной методики их обучения. От правильного выбора методики обучения зависит целесообразность всех усилий. Перед учителем биологии встает задача для каждой категории обучающихся подобрать необходимый арсенал приемов и техник, темп работы, форму выполнения заданий, способы оценивания результатов.


В результате анализа организационно-педагогических условий обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования нами были сделаны следующие выводы. Во-первых, инклюзивный подход в образовании находит свое выражение в изменении структурных элементов системы образования (условий, программ, среды, средств обучения, форм аттестации) с целью обеспечения права каждого ребенка на получение качественного образования вместе с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Инклюзивное образование позволяет создать условия для формирования личности каждого обучающегося с признанием его индивидуальности путем применения особых педагогических технологий. Результаты деятельности учителя биологии с детьми с ОВЗ зависят от применения на уроках особых педагогических технологий, которые позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, провести коррекцию недостатков психического развития ученика в целом.

Во-вторых, использование современной информационно-образовательной среды в процессе обучения детей с ОВЗ является перспективным направлением развития образования, методом и средством эффективной организации процесса обучения детей с ОВЗ. Цифровизация образования значительно расширила возможности инклюзии. Применение на уроках биологии элементов цифровых технологий происходит качественное улучшение всего процесса обучения.

Несмотря на то, что информационные технологии доказывают свою эффективность, идет постоянная их разработка, анализ образовательного контента библиотеки МЭШ (раздел «Адаптивные предметы») с позиции соответствия особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ показал, что контент содержит незначительное количество материала, адаптированного к обучению биологии детей с ОВЗ. Преобладают материалы для начальной школы, представленные атомиками. Проведенный анализ подчеркивает и обосновывает необходимость в дальнейшей разработке дидактического материала для обучения биологии детей с ОВЗ.

Сопоставив возможности, предоставляемые личностно-ориентированным подходом, информационными технологиями потребностям и задачам инклюзивного образования, был сделан вывод о том, что личностноориентированный подход полностью отвечает принципам образования школьников с ОВЗ. Исходя из этого, был разработан урок биологии для учащихся 5-7 классов на тему «Класс птицы. Общая характеристика класса». Урок был построен на основе реализации личностно-ориентированного подхода с использованием элементов современных цифровых технологий. В частности наряду с традиционными методами обучения в ходе урока были использованы 3D-модели, виртуальная экскурсия, анимация. Ресурсы для урока были подобраны адекватно нозологической группе обучающихся с ОВЗ.