Файл: Соболева Александра Денисовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ЛИЦ С ОВЗ

1.1. Сущность инклюзивного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

1.2. Особенности обучения учащихся с ДЦП

1.3.Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе детей с особыми образовательными потребностями

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ ЛЕСОПАРКОВ Г. МОСКВЫ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

2.1. Орнитологические экскурсии в парках г. Москвы

2.1.1. Организация орнитологической экскурсии

2.1.2. Описания основных видов птиц парков г. Москвы, включенных в экскурсию

2.2. Использование контента МЭШ в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

2.3. Проектная деятельность в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ Г. МОСКВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ «ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»

3.2. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В




Рисунок 3.2 – Результаты ответов на вопрос 5 учащихся 7 классов

68% считают, что экскурсии надо проводить на уроках «Биологии», 20% считают, что на уроках «Географии», 12% - на уроках «Истории».

100% детей отметили что экскурсии нужны, из них 88% были на экскурсиях 12% - не были.

100% анкетированных знают, что орнитология – наука, 60% из них понимают более специальное определение этой науки.

100% детей хотели бы ты познакомится с птицами обитающие в лесопарках Москвы.

80% детей указывают, что знают два самых распространенных городских вида птиц – воробей, голубь, 20% называют другие виды (чайки, вороны).

84% знают как ухаживать за птицами и что для этого необходимо делать, 16% не знакомы с тем как ухаживать за птицами.

Не было ни одного ученика, которому бы не понравилась экскурсия.

100% детей узнали новые особенности жизни птиц (60% запомнили места зимовок, 20% узнали новые факты о гнездовании, 20% отмечают особенности питания).

Таблица 3. Анализ анкет учащихся 9 классов по теме: «Отношение к экскурсиям, как методу обучения»

Вопросы для детей

Ответы

1. На каких уроках, по вашему мнению, нужно чаще проводить экскурсии?

Биология – 50%, география – 30%, литература – 20%

2. Как ты думаешь, нужны ли экскурсии?

Да – 100%

3. Ходил ты на экскурсии?

Да – 100%

4. Как ты считаешь, что такое орнитология?

Наука о птицах – 100%

5. Хотел бы ты познакомится с птицами обитающие в лесопарках Москвы?

Да – 80%, уже знаком – 20%

6. Каких птиц ты уже знаешь?

Более 5 видов – 100%

7. Знаешь ли ты как ухаживать за птицами?

Да – 100 %

8. Как необходимо за ними ухаживать?

Кормить – 100%

9. Расскажи о своих впечатлениях после экскурсии?

Понравилось – 100%

10. Что нового о птицах ты узнал после экскурсии?

Места зимовок – 52%, места гнездования – 20%, особенности питания – 20%, пение - 8%




Рисунок 3.3 – Результаты ответов на вопрос 8 учащихся 9 классов

50% считают, что экскурсии надо проводить на уроках «Биологии», 30% считают, что на уроках «Географии», 20% - на уроках «Литературы».

100% детей были на экскурсиях и отметили что экскурсии нужны.

100% учащихся знают, что орнитология – наука, изучающая птиц.

80% детей хотели бы ты познакомится с птицами обитающие в лесопарках Москвы, 20% уже имеют представления о птицах Москвы.

100% детей знают более 5 видов птиц.

100% знают как ухаживать за птицами и что для этого необходимо делать.

Не было ни одного ученика, которому бы не понравилась экскурсия.

100% детей узнали новые особенности жизни птиц (52% запомнили места зимовок, 20% узнали новые факты о гнездовании, 20% отмечают особенности питания, 8% узнали интересные факты о пении птиц).

Исходя из полученных результатов анкетирования, мы сделали следующие выводы:

Основным уроком, на котором необходимо проводить экскурсии учащиеся всех классов назвали «Биологию» (68% - 5 классы, 68% - 7 классы, 50% - 9 классы). Все опрошенные указали также урок «Географии» наиболее возможным для проведения экскурсий (24% - 5 классы, 20% - 7 классы, 30% - 9 классы). 2 ученика 5 классов (8%) указали в своих анкетах урок «ОБЖ», необходимым для проведения экскурсий. В 7 и 9 классах помимо «Биологии» и «Географии» учащиеся указали уроки «Истории» (12%-7 классы) и урок «Литературы» (20% - 9 классы).

Практически 100% опрошенных знают, что орнитология – это наука, из них 60% учащихся 5-7 классах правильно уточняют, что орнитология – наука, изучающая птиц, в 9 классе данное определение дают все 100% опрошенных. Из всех, учеников, проходивших анкетирование, только один человек в 5 классе посчитал, что орнитология – школьный предмет (4%).

Основные виды птиц, наиболее знакомы детям 5-7 классов – воробей и голубь. Такие ответы дали 100% учащихся 5 классов и 80% учащихся 7 классов. В 9 классе 100% учеников показали знания более 5 видов различных птиц (чайка, ворона, орел, кукушка, ласточка, дрозд, страус и др.).

После проведения экскурсий в лесопарки города учащимся была предложена вторая анкета.

Таблица 4. Анализ анкет учащихся 5 классов по теме: «Особенности исследуемых на экскурсии объектах (птиц)»

Вопросы для детей

Ответы

1. Что ты знаешь о птицах и орнитологии?

Орнитология изучает птиц – 52%, температура тела птиц очень высокая – 28%, перья не мокнут – 20%

2. Расскажи во время экскурсии за какой птицей/ птицами вы наблюдали?

Воробей, дрозд – 100%

3. Опиши внешний вид увиденной птицы?

Описали верно – 100%

4. Составь словесное описание птицы

Перья, клюв – 100%

5. Где обитает птица?

В городе – 44%, в лесу – 44%, на деревьях – 12%

6. Чем кормится птица?

Насекомые – 80%, растения – 20%

7. Дай название вида птицы, за которой вы наблюдали (если удалось определить)

Воробей домовой, дрозд-рябинник – 100%

8. Какие наблюдения вам удалось провести за птицей (как ест, двигается, спит и т.д.)?

Полёт – 76%, питание – 24%

9. Какое значение в природе и жизни человека имеет данная птица?

Для природы – часть экосистемы, 50%, для человека – поедает насекомых – 50%

10. Понравилось ли тебе наблюдать за птицей?

Да – 100%




Рисунок 3.4 – Результаты ответов на вопрос 10 учащихся 5 классов

52% знают что изучает орнитология, 48% знакомы с особенностями биологии птиц.

100% детей верно дают названия исследованных птиц, характеризуют внешний вид птиц, правильно составляют словесные описания.

44% опрошенных указывают местом обитания птиц город, столько же – лес.

Основные наблюдения, которые удалось провести за птицей – полет (76%) и питание (24%).

Всем ученикам понравилась экскурсия с наблюдением за птицами.

Таблица 5. Анализ анкет учащихся 7 классов по теме: «Особенности исследуемых на экскурсии объектах (птиц)»

Вопросы для детей

Ответы

1. Что ты знаешь о птицах и орнитологии?

Орнитология изучает птиц – 80%, теплокровные -20%


2. Расскажи во время экскурсии за какой птицей/ птицами вы наблюдали?

Воробей, дрозд – 100%

3. Опиши внешний вид увиденной птицы?

Небольшие птицы, серого цвета – 100%

4. Составь словесное описание птицы

Перья, клюв – 100%

5. Где обитает птица?

В городе – 40%, в лесу – 40%, на деревьях – 12%, на воде – 8%

6. Чем кормится птица?

Насекомые – 80%, рыба – 12%, крупа - 8%

7. Дай название вида птицы, за которой вы наблюдали (если удалось определить)

Воробей домовой, дроз-рябинник – 100%

8. Какие наблюдения вам удалось провести за птицей (как ест, двигается, спит и т.д.)?

Пение– 50%, питание – 50%

9. Какое значение в природе и жизни человека имеет данная птица?

Для природы – часть экосистемы, 50%, для человека – поедает насекомых – 50%

10. Понравилось ли тебе наблюдать за птицей?

Да – 100%

80% знают что изучает орнитология, 20% характеризуют птиц как теплокровных животных.


100% детей верно дают названия исследованных птиц, характеризуют внешний вид птиц, правильно составляют словесные описания.

40% опрошенных указывают местом обитания птиц город, столько же – лес, также учащиеся указывают воду и деревья местом обитания (20%).

Основные наблюдения, которые удалось провести за птицей – пение (50%) и питание (50%).

Всем ученикам понравилась экскурсия с наблюдением за птицами.

Таблица 6. Анализ анкет учащихся 9 классов по теме: «Особенности исследуемых на экскурсии объектах (птиц)»

Вопросы для детей

Ответы

1. Что ты знаешь о птицах и орнитологии?

Орнитология изучает птиц и их особенности – 100%


2. Расскажи во время экскурсии за какой птицей/ птицами вы наблюдали?

Воробей, дрозд – 100%

3. Опиши внешний вид увиденной птицы?

Небольшие птицы, серого цвета – 48%, передвигаются прыжками – 52%

4. Составь словесное описание птицы

Перья, клюв, ноги – 100%

5. Где обитает птица?

В лесу – 60%, в парках– 40%

6. Чем кормится птица?

Насекомые – 100%

7. Дай название вида птицы, за которой вы наблюдали (если удалось определить)

Воробей домовой, дроз-рябинник – 100%

8. Какие наблюдения вам удалось провести за птицей (как ест, двигается, спит и т.д.)?

Движения и полет– 50%, питание – 50%

9. Какое значение в природе и жизни человека имеет данная птица?

Для природы – часть экосистемы, 76%, для человека – поедает насекомых – 24%

10. Понравилось ли тебе наблюдать за птицей?

Да – 100%

100% девятиклассников знают, что изучает орнитология.

100% детей верно дают названия исследованных птиц, характеризуют внешний вид птиц, правильно составляют словесные описания.

40% опрошенных указывают местом обитания птиц город (парки), 60% – лес.

Основные наблюдения, которые удалось провести за птицей – движения и полет (50%), питание (50%).

Всем ученикам понравилась экскурсия с наблюдением за птицами.

Исходя из полученных результатов анкетирования мы сделали следующие выводы:


100% опрошенных знают, что орнитология – это наука, изучающая птиц, в 5-7 классах дети дают более простые биологические описания птиц (температура тела, строение перьев), в старших классах основное определение дают все 100% опрошенных.

Анкетирование показало, что после экскурсии все дети верно дают названия исследованных птиц, характеризуют внешний вид птиц, правильно составляют словесные описания.

Основные наблюдения, которые представляется возможным охватить экскурсией - поведение птиц, полет, движение и питание. Определение распространенных и наиболее часто встречающихся в парковых зонах города видов птиц, не вызывает сложностей, учащиеся старших классов определяют их, используя иллюстративный материал.

Всем ученикам понравилась экскурсия с наблюдением за птицами.

После изучения результатов анкетирования мы сделали вывод, что участие в экскурсиях является важным моментом в процессе обучения, практически все учащиеся положительно к ним относятся и отмечают многие впечатления и расширение знаний о биологических объектах.