ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ЛИЦ С ОВЗ
1.1. Сущность инклюзивного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья
1.2. Особенности обучения учащихся с ДЦП
2.1. Орнитологические экскурсии в парках г. Москвы
2.1.1. Организация орнитологической экскурсии
2.1.2. Описания основных видов птиц парков г. Москвы, включенных в экскурсию
3.2. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы
Рисунок 3.2 – Результаты ответов на вопрос 5 учащихся 7 классов
68% считают, что экскурсии надо проводить на уроках «Биологии», 20% считают, что на уроках «Географии», 12% - на уроках «Истории».
100% детей отметили что экскурсии нужны, из них 88% были на экскурсиях 12% - не были.
100% анкетированных знают, что орнитология – наука, 60% из них понимают более специальное определение этой науки.
100% детей хотели бы ты познакомится с птицами обитающие в лесопарках Москвы.
80% детей указывают, что знают два самых распространенных городских вида птиц – воробей, голубь, 20% называют другие виды (чайки, вороны).
84% знают как ухаживать за птицами и что для этого необходимо делать, 16% не знакомы с тем как ухаживать за птицами.
Не было ни одного ученика, которому бы не понравилась экскурсия.
100% детей узнали новые особенности жизни птиц (60% запомнили места зимовок, 20% узнали новые факты о гнездовании, 20% отмечают особенности питания).
Таблица 3. Анализ анкет учащихся 9 классов по теме: «Отношение к экскурсиям, как методу обучения»
Вопросы для детей | Ответы |
1. На каких уроках, по вашему мнению, нужно чаще проводить экскурсии? | Биология – 50%, география – 30%, литература – 20% |
2. Как ты думаешь, нужны ли экскурсии? | Да – 100% |
3. Ходил ты на экскурсии? | Да – 100% |
4. Как ты считаешь, что такое орнитология? | Наука о птицах – 100% |
5. Хотел бы ты познакомится с птицами обитающие в лесопарках Москвы? | Да – 80%, уже знаком – 20% |
6. Каких птиц ты уже знаешь? | Более 5 видов – 100% |
7. Знаешь ли ты как ухаживать за птицами? | Да – 100 % |
8. Как необходимо за ними ухаживать? | Кормить – 100% |
9. Расскажи о своих впечатлениях после экскурсии? | Понравилось – 100% |
10. Что нового о птицах ты узнал после экскурсии? | Места зимовок – 52%, места гнездования – 20%, особенности питания – 20%, пение - 8% |
Рисунок 3.3 – Результаты ответов на вопрос 8 учащихся 9 классов
50% считают, что экскурсии надо проводить на уроках «Биологии», 30% считают, что на уроках «Географии», 20% - на уроках «Литературы».
100% детей были на экскурсиях и отметили что экскурсии нужны.
100% учащихся знают, что орнитология – наука, изучающая птиц.
80% детей хотели бы ты познакомится с птицами обитающие в лесопарках Москвы, 20% уже имеют представления о птицах Москвы.
100% детей знают более 5 видов птиц.
100% знают как ухаживать за птицами и что для этого необходимо делать.
Не было ни одного ученика, которому бы не понравилась экскурсия.
100% детей узнали новые особенности жизни птиц (52% запомнили места зимовок, 20% узнали новые факты о гнездовании, 20% отмечают особенности питания, 8% узнали интересные факты о пении птиц).
Исходя из полученных результатов анкетирования, мы сделали следующие выводы:
Основным уроком, на котором необходимо проводить экскурсии учащиеся всех классов назвали «Биологию» (68% - 5 классы, 68% - 7 классы, 50% - 9 классы). Все опрошенные указали также урок «Географии» наиболее возможным для проведения экскурсий (24% - 5 классы, 20% - 7 классы, 30% - 9 классы). 2 ученика 5 классов (8%) указали в своих анкетах урок «ОБЖ», необходимым для проведения экскурсий. В 7 и 9 классах помимо «Биологии» и «Географии» учащиеся указали уроки «Истории» (12%-7 классы) и урок «Литературы» (20% - 9 классы).
Практически 100% опрошенных знают, что орнитология – это наука, из них 60% учащихся 5-7 классах правильно уточняют, что орнитология – наука, изучающая птиц, в 9 классе данное определение дают все 100% опрошенных. Из всех, учеников, проходивших анкетирование, только один человек в 5 классе посчитал, что орнитология – школьный предмет (4%).
Основные виды птиц, наиболее знакомы детям 5-7 классов – воробей и голубь. Такие ответы дали 100% учащихся 5 классов и 80% учащихся 7 классов. В 9 классе 100% учеников показали знания более 5 видов различных птиц (чайка, ворона, орел, кукушка, ласточка, дрозд, страус и др.).
После проведения экскурсий в лесопарки города учащимся была предложена вторая анкета.
Таблица 4. Анализ анкет учащихся 5 классов по теме: «Особенности исследуемых на экскурсии объектах (птиц)»
Вопросы для детей | Ответы |
1. Что ты знаешь о птицах и орнитологии? | Орнитология изучает птиц – 52%, температура тела птиц очень высокая – 28%, перья не мокнут – 20% |
2. Расскажи во время экскурсии за какой птицей/ птицами вы наблюдали? | Воробей, дрозд – 100% |
3. Опиши внешний вид увиденной птицы? | Описали верно – 100% |
4. Составь словесное описание птицы | Перья, клюв – 100% |
5. Где обитает птица? | В городе – 44%, в лесу – 44%, на деревьях – 12% |
6. Чем кормится птица? | Насекомые – 80%, растения – 20% |
7. Дай название вида птицы, за которой вы наблюдали (если удалось определить) | Воробей домовой, дрозд-рябинник – 100% |
8. Какие наблюдения вам удалось провести за птицей (как ест, двигается, спит и т.д.)? | Полёт – 76%, питание – 24% |
9. Какое значение в природе и жизни человека имеет данная птица? | Для природы – часть экосистемы, 50%, для человека – поедает насекомых – 50% |
10. Понравилось ли тебе наблюдать за птицей? | Да – 100% |
Рисунок 3.4 – Результаты ответов на вопрос 10 учащихся 5 классов
52% знают что изучает орнитология, 48% знакомы с особенностями биологии птиц.
100% детей верно дают названия исследованных птиц, характеризуют внешний вид птиц, правильно составляют словесные описания.
44% опрошенных указывают местом обитания птиц город, столько же – лес.
Основные наблюдения, которые удалось провести за птицей – полет (76%) и питание (24%).
Всем ученикам понравилась экскурсия с наблюдением за птицами.
Таблица 5. Анализ анкет учащихся 7 классов по теме: «Особенности исследуемых на экскурсии объектах (птиц)»
Вопросы для детей | Ответы |
1. Что ты знаешь о птицах и орнитологии? | Орнитология изучает птиц – 80%, теплокровные -20% |
2. Расскажи во время экскурсии за какой птицей/ птицами вы наблюдали? | Воробей, дрозд – 100% |
3. Опиши внешний вид увиденной птицы? | Небольшие птицы, серого цвета – 100% |
4. Составь словесное описание птицы | Перья, клюв – 100% |
5. Где обитает птица? | В городе – 40%, в лесу – 40%, на деревьях – 12%, на воде – 8% |
6. Чем кормится птица? | Насекомые – 80%, рыба – 12%, крупа - 8% |
7. Дай название вида птицы, за которой вы наблюдали (если удалось определить) | Воробей домовой, дроз-рябинник – 100% |
8. Какие наблюдения вам удалось провести за птицей (как ест, двигается, спит и т.д.)? | Пение– 50%, питание – 50% |
9. Какое значение в природе и жизни человека имеет данная птица? | Для природы – часть экосистемы, 50%, для человека – поедает насекомых – 50% |
10. Понравилось ли тебе наблюдать за птицей? | Да – 100% |
80% знают что изучает орнитология, 20% характеризуют птиц как теплокровных животных.
100% детей верно дают названия исследованных птиц, характеризуют внешний вид птиц, правильно составляют словесные описания.
40% опрошенных указывают местом обитания птиц город, столько же – лес, также учащиеся указывают воду и деревья местом обитания (20%).
Основные наблюдения, которые удалось провести за птицей – пение (50%) и питание (50%).
Всем ученикам понравилась экскурсия с наблюдением за птицами.
Таблица 6. Анализ анкет учащихся 9 классов по теме: «Особенности исследуемых на экскурсии объектах (птиц)»
Вопросы для детей | Ответы |
1. Что ты знаешь о птицах и орнитологии? | Орнитология изучает птиц и их особенности – 100% |
2. Расскажи во время экскурсии за какой птицей/ птицами вы наблюдали? | Воробей, дрозд – 100% |
3. Опиши внешний вид увиденной птицы? | Небольшие птицы, серого цвета – 48%, передвигаются прыжками – 52% |
4. Составь словесное описание птицы | Перья, клюв, ноги – 100% |
5. Где обитает птица? | В лесу – 60%, в парках– 40% |
6. Чем кормится птица? | Насекомые – 100% |
7. Дай название вида птицы, за которой вы наблюдали (если удалось определить) | Воробей домовой, дроз-рябинник – 100% |
8. Какие наблюдения вам удалось провести за птицей (как ест, двигается, спит и т.д.)? | Движения и полет– 50%, питание – 50% |
9. Какое значение в природе и жизни человека имеет данная птица? | Для природы – часть экосистемы, 76%, для человека – поедает насекомых – 24% |
10. Понравилось ли тебе наблюдать за птицей? | Да – 100% |
100% девятиклассников знают, что изучает орнитология.
100% детей верно дают названия исследованных птиц, характеризуют внешний вид птиц, правильно составляют словесные описания.
40% опрошенных указывают местом обитания птиц город (парки), 60% – лес.
Основные наблюдения, которые удалось провести за птицей – движения и полет (50%), питание (50%).
Всем ученикам понравилась экскурсия с наблюдением за птицами.
Исходя из полученных результатов анкетирования мы сделали следующие выводы:
100% опрошенных знают, что орнитология – это наука, изучающая птиц, в 5-7 классах дети дают более простые биологические описания птиц (температура тела, строение перьев), в старших классах основное определение дают все 100% опрошенных.
Анкетирование показало, что после экскурсии все дети верно дают названия исследованных птиц, характеризуют внешний вид птиц, правильно составляют словесные описания.
Основные наблюдения, которые представляется возможным охватить экскурсией - поведение птиц, полет, движение и питание. Определение распространенных и наиболее часто встречающихся в парковых зонах города видов птиц, не вызывает сложностей, учащиеся старших классов определяют их, используя иллюстративный материал.
Всем ученикам понравилась экскурсия с наблюдением за птицами.
После изучения результатов анкетирования мы сделали вывод, что участие в экскурсиях является важным моментом в процессе обучения, практически все учащиеся положительно к ним относятся и отмечают многие впечатления и расширение знаний о биологических объектах.