ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)
1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ
1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира
2.1. Экономическая мысль Древнего Востока
2.2. Экономическая мысль античного мира
Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России
3.1. Экономические воззрения канонистов
3.3. Экономические идеи в средние века в России
Тема 4. Формирование классической школы
4.3. Основные постулаты и идеи классической школы
Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века
5.1. Критически-утопический социализм
5.2. Старая историческая школа
Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы
6.1. Общая характеристика маржинализма
6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма
6.3. Неоклассическая экономическая школа
Требования к эссе и примеры работ
Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса
Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений
Уже в этой работе Кейнс пишет о том, что деньги – не только средство обращения, но и запас стоимости, ликвидный актив, так он понемногу приближается к теории ликвидности.
Свое развитие теория предпочтения ликвидности получает в основном произведении Джона М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Центральным моментом теории является представление о деньгах – не только как о средстве обращения, но и как о запасе богатства. В своей работе Кейнс выделил четыре мотива предпочтения ликвидности (первые два мотива можно объединить в один – трансакционный):
-
Мотив, связанный с доходом. Этот мотив проявляется в решении держать данную сумму наличных денег, зависящий главным образом от величины дохода и продолжительностью интервала между его получением и расходованием. -
Коммерческий мотив. Деньги идут на отплату издержек производства. Величина спроса на деньги зависит от текущего выпуска продукции. -
Мотив предосторожности. Деньги хранятся на случай непредвиденных событий, или же на случай выгодных покупок. -
Спекулятивный мотив. Стремление к хранению богатства в наиболее ликвидной форме.
Далее в своей работе Кейнс вводит две функции ликвидности:
, (1)
где M1 – размер наличности, отвечающий трансакционному мотиву и мотиву предосторожности;
M2 – размер наличности, отвечающий спекулятивному мотиву;
L1 (зависит от уровня дохода) и L
2 (зависит от соотношения между текущей нормой процента и состоянием выжидания) – функции ликвидности;
L1 с аргументом Y определяет величину M1;
L2 определяет величину M2;
r – норма процента.
Норму процента Джон М. Кейнс признавал главным инструментом взаимосвязи денег с экономикой, в нем ставка процента подвергается воздействию сил спроса и предложения. Также Кейнсом было отмечено, что норма процента является психологическим феноменом: «…ее фактическая величина в большей мере определяется преобладающим взглядом на ее ожидаемую в будущем величину. Любой уровень процента действительно будет прочным, если он с достаточной убежденностью принимается за таковой, притом, разумеется, что в изменяющейся общественной ситуации происходят колебания в силу всякого рода причин вокруг ожидаемого нормального уровня» [4, с.192].
Работая над своей теорией Дж. Кейнс предупреждал о возможности возникновения «ликвидной ловушки». Ликвидная ловушка – это ситуация в экономике, когда процентные ставки находятся на минимально возможном уровне и дальнейшее увеличение предложения денег не способно оказать на них никакого влияния, из-за нее происходит разрыв между товарным и денежным рынками, растет спрос на деньги и усиливается инфляция. Она возникает тогда, когда из-за ожидания повышения инфляции, войн или недостаточного совокупного спроса население начинает сберегать наличность. Для выхода из ликвидной ловушки требуется мощная инвестиционная сила в лице государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, когда Джон М. Кейнс приступил к работе над своей денежной теорией, у него была богатая теоретическая база из учений Ж. Бодена, И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса и других.
Анализируя окружавшую его экономическую обстановку (Биржевой крах 1929 года в США, Великая депрессия), Кейнс вывел новую денежную теорию – теорию предпочтения ликвидности, центральными моментам которой является совершенно новое представление о деньгах, теперь деньги не только средство обращения, но и запас богатства, некий ликвидный актив, который может послужить средством защиты в случае риска экономической несостоятельности.
Данная теория исключает в себе те недостатки, которые были присущи предыдущим работам, однако данная теория тоже не идеальна. «Теория предпочтения ликвидности отвергает теорию ссудных фондов и естественную норму процента. Она также недооценивает роль процентной ставки в обеспечении сбалансированности нынешнего и будущего. В настоящее время указанное упущение рассматривается как фундаментальная слабость этой теории» [5].
Помимо этого, Кейнс превосходно объяснил всевозможные механизмы вмешательства государства в экономику и обосновал необходимость этого вмешательства.
К сожалению, идея денежной экономики не была представлена Кейнсом в виде стройной концепции. Это обстоятельство обусловила игнорирование данной идеи в работах ближайших последователей Дж.М. Кейнса – Дж.Р. Хикса, П. Самуэльсона, Ф. Модильяни и др. Однако важность идеи денежной экономики состоит в том, что она стала фундаментом для развития посткейнсианства.
Тот долгий период времени, на протяжении которого мы используем кейнсианскую теорию, причем не только денежную, но и все остальные, говорит нам о том, как велик вклад Джона Мейнарда Кейнса в развитии экономической науки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Автономов, В. История экономических учений: учеб. пособие / В. Автономов, О. Ананьин, Н. Макашева. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 784 с. -
Энциклопедия экономиста. Количественная теория денег [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ finansy/kolichestvennaya-teoriya-deneg.html -
Высшая школа экономики. Национальный исследовательский университет. Лекция «Теория денежной экономики Дж.М. Кейнса и практические выводы из нее» Н. Макашева [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.hse.ru -
Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М. Кейнс. – М.: Гелиос АРВ, 1999. – 352 с. -
Грэхэм, Б. Бизнес. Толковый словарь / Б. Грэхэм, Б. Брайндли, С. Уильямс и др. – М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». 1998. -
Кейнс Дж. М. Общая теория занятости / Истоки. Выпуск 3. ГУ-ВШЭ, 1998.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ФИНАНСОВ
ЭССЕ
По дисциплине «История экономических учений»
проблема возрастающей и убывающей отдачи
БЭУ-14-БУ01 _________ И.Д. Бондаренко
Преподаватель _________ О.В. Корнейко
Владивосток 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Общая характеристика понятий возрастающей
и убывающей отдачи 4
1.1. Развитие понятия возрастающей отдачи
в истории экономических учений 4
1.2. Сфера приложения закона возрастающей отдачи 4
1.3. Соотношение законов возрастающей и убывающей отдачи 5
2. Специфические характеристики понятий возрастающей
и убывающей отдачи 6
2.1. Соотношение влияния законов возрастающей
и убывающей отдачи в контексте времени 6
2.2. Рассмотрение законов возрастающей и убывающей задачи
в контексте современного развития 8
Заключение 9
Список использованных источников 10
ВВЕДЕНИЕ
Корреляция экономического роста страны и мирового сообщества в целом являются предметом самого пристального внимания экономистов на протяжении всей истории экономической мысли. И это не случайно, ведь именно познание и понимание всех факторов, процессов и явлений, влияющих на экономический рост и развитие, позволит человечеству проделать огромный скачок к процветанию. Тем самым найдут свои обоснования и решения главные цели и задачи экономической теории: разрешение противоречия между ограниченными ресурсами и безграничными потребностями, достижение рационализации использования этих ресурсов для удовлетворения максимально возможного количества потребностей.
В данном эссе будут рассматриваться такие механизмы и правила экономического роста, которые, по мнению ученых, являются основополагающими, как аксиомы в геометрии. Это законы возрастающей и убывающей отдачи. Осознание важности этих законов, принципов их действия, понимания их структуры, условий их выполнения являются главной проблемой экономических систем многих стран, а так же учений выдающихся экономистов, начиная со А. Смита и заканчивая П. Кругманом. Для понимания любого объекта научного и ненаучного познания недостаточно изучить его лишь с одной стороны. Для этого следует познавать этот объект с разных точек зрения, с различных ракурсов, учитывая при этом как можно большее количество факторов и явлений, влияющих на данный объект. Именно относительность изучения понятий возрастающей и убывающей отдачи в истории экономических учений является, по моему мнению, самой главной проблемой. Отсюда и следует моя главная задача, которую я постараюсь решить в рамках данного эссе, – это некая систематизация научных знаний о законах возрастающей и убывающей отдачи, оперируя при этом различными методами познания.
На данный момент экономическая наука многих стран не признает важности возрастающей отдачи, технологического прогресса и принципа синергии, возможности которых сильно различаются в разных видах экономической деятельности. А ведь именно эти факторы,
действуя совместно, характеризуют экономический рост по средствам запуска цепной реакции. Сам механизм действия неоднократно описывался в моделях экономистов. Однако экономическая наука почти всегда учитывает только один из факторов реальности за раз, используя в основном такой метод познания, как метафизика. Другие аспекты остаются за кадром и рассматриваются также в изоляции. Для того чтобы понимать динамику экономического роста, требуется отказаться ото всех предпосылок, основанных на физике.
1. Общая характеристика понятий
возрастающей и убывающей отдачи
1.1. Развитие понятия возрастающей отдачи
в истории экономических учений
Но начнем по порядку, а именно с истории возникновения данного понятия. Для этого необходимо обратиться к истории экономических учений. Закон возрастающей отдачи – принцип, по которому увеличение объемов производства за счет увеличения объема затрат труда и капитала обычно ведет к снижению издержек производства, а так же повышению эффективности использования труда и капитала... к пропорционально более высокой отдаче. (Возрастающую отдачу часто называют экономией на масштабах производства). Из истории известно, что закон возрастающей отдачи берет свое начало с «булавочного производства» Адама Смита. Всем знаменитая картина, поразившая автора в своем произведении «Богатство народов» про то, что простая булавка создавалась целым коллективом рабочих, каждый из которых специализировался на одной или нескольких операциях. Это был не только яркий пример разделения труда, лежавший в основе увеличения производительности, но так же свидетельствовало об увеличении объемов производства, за счет увеличения прилагаемого капитала (труд). Но Смит был далеко не первым открывателем этого закона. С тех пор как возрастающая отдача была названа Антонио Серра основой богатства, жизнь этого понятия в истории экономической мысли была крайне бурной [1, с. 86]. Еще позднее Роберт Мальтус и его друг Давид Рикардо совершенно отказались от идеи возрастающей отдачи, построив свои экономические теории вокруг противоположного явления, типичного для сельского хозяйства, – убывающей отдачи. После переиздания трудов Серра, они в 40-е годы девятнадцатого века вернули возрастающей отдаче ее славу, как в теории, так и на практике. Основатель неоклассицизма в экономической науке Альфред Маршалл (1842–1924) дал общее определение