Файл: Е. В. Астахова история экономических учений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 291

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)

1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ

1.2. Методология курса

1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира

2.1. Экономическая мысль Древнего Востока

2.2. Экономическая мысль античного мира

Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России

3.1. Экономические воззрения канонистов

3.2. Меркантилизм

3.3. Экономические идеи в средние века в России

Тема 4. Формирование классической школы

4.1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.)

4.2. Физиократия

4.3. Основные постулаты и идеи классической школы

Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века

5.1. Критически-утопический социализм

5.2. Старая историческая школа

5.3. Марксизм

Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы

6.1. Общая характеристика маржинализма

6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма

6.3. Неоклассическая экономическая школа

Требования к эссе и примеры работ

Таблица 1

Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса

Продолжение табл. 1

Таблица 1

Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений

Таблица 2

Заключение По итогам этого эссе были рассмотрены механизмы и правила экономического роста как законы возрастающей и убывающей отдачи. Были сформулированы и выведены принципы их действия, условия их выполнения, определена сфера их действия, описана их структура. Проведена описательная характеристика отраслей промышленности, подверженных влиянию возрастающей и убывающей отдачи. На основе этого описания составлена таблица преимуществ и недостатков каждого рассмотренного сектора экономики. Нами была перенесена теоретическая модель законов на современный макроуровень в качестве примера и выдвинута гипотеза о решении таких проблем экономики как кризис перепроизводства, увеличение постоянных издержек производства и др. Так, чтобы предохранить промышленный сектор экономики от перепроизводства, экономического застоя и «падения», необходимо наряду с добывающими отраслями развивать должным образом и обрабатывающую промышленность. Хотелось бы сказать о современных политико-экономических взглядах. В нынешнее время основной приоритет развития отдельно взятого государства основывается на самых последних, наиболее актуальных теориях научного характера. Но они не всегда бывают приближенны к тем ситуациям и явлениям, которые происходят здесь и сейчас. Практически каждая экономическое учение имеет свою силу лишь в определенных условиях. Но что же, каждый раз придумывать все новую и новую теоретическую объяснительную базу? Я считаю, что так оно и есть. Это судьба экономической теории, как в принципе, и остальных наук. На протяжении времени багаж знаний будет увеличиваться до бесконечности, по мере развития человеческой культуры в целом. Список использованных источников 1. Райнерт, Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Э. Раннерт; пер. Н. Автономова. – М.: Изд. дом «Высшая школа экономики (Государственный Университет). Кн.1, Гл. 2–4.2. История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Изд.дом Инфра-М, 2000. Раз. 1, Гл. 3–6; Раз. 2, Гл. 15; Раз. 4, Гл. 29.3. Маршалл, А. Принципы экономической науки: авт. издание / А. Маршалл; пер. с англ. – М.: Бизнесском; Изд. дом Прогресс, 2010. Т. 1, Кн. 1, Гл. 3, Пр.A; Кн. 4, Гл. 8–11, 13.4. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Эксмо, 2007. Кн. 1, Гл. 1–3.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Инфра-М. 2012 (или др. год издания).Дополнительная литература Помякшев, Н.Ф. История экономических учений: учеб. пособие [для студентов вузов] / Н.Ф. Помякшев; Поволж. гос. соц.-гуманит. академия. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Изд-во Поволж. гос. соц.-гуманит. академии, 2013. – 304 с.Худокормов, А.Г. История экономических учений (современный этап): учебник для студентов, [аспирантов], обуч. по экон. специальностям / А.Г. Худокормов, П.А. Отмахов, В.С. Афанасьев и др.; под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 733 с.Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для студентов вузов / Я.С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 480 с.Полезные сайты http//www.cepa.newshool.edu/het/ – The history of Economics Website. http://www.eshet-web.org/ – европейское общество истории экономической мысли http://www.eh.net/HE/ – Сайт EH.net является Интернет-порталом, который представляет информацию об услугах, ресурсах в области экономической истории и способствует взаимодействию и общению ученых. Портал содержит сведения о проводимых научных конференциях и семинарах в этой области, обзоры по книгам, ссылки на сайты основных исследовательских организаций. Сайт представляет собой набор полезных сервисов для интересующихся историей экономической мысли, в частности каталог Интернет-ресурсов, сервис Ask the Professor и др. http://gallery.economicus.ru – библиотека электронных материалов по истории экономической мысли, в которой представлены известные экономисты (их портреты, биографии, работы) начиная с глубокой древности до сегодняшнего дня. На конец 2002 г. в Галерее размещена информация по 172 зарубежным экономистам. http://jh.isea.ru – журнал историко-экономических исследований. Издается с 2002 года http://homepage.newschool.edu/het – своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных текстов работ экономистов (в отличие от McMaster Archive), но содержит информацию о более чем 800 экономистах и почти 70 школах или направлениях экономической мысли. http://www.wesleyan.edu/css/reading/Barber/toc.htm – интересный и полезный экскурс по основным направлениям экономической мысли за всю ее историю от Адама Смита до середины ХХ века. Можно рекомендовать этот источник как дополнительное пособие для подготовки к лекциям или семинарам как преподавателей, так и студентов. Тексты написаны Уильямом Барбером. http://www.cpm.ll.ehime-u.ac.jp/AkamacHomePage/Akamac E-text Links – архив истории экономической мысли, предлагающий посетителю краткую справку об экономистах, ссылки на их работы или посвященные их творчеству страницы в Интернет. Напоминает энциклопедию The History of Economic Thought Website. Только количество представленных экономистов значительно меньше (всего около 200). Краткая справка об экономисте заимствована из справочника под редакцией Марка Блауга Who is Who in economics. http://economics.wideworld.ru/history_of_economic_thought – сайт посвящен истории экономических учений и создан специально студентам, готовящимся к сдаче экзаменов по этому предмету http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskay-teoriya/istoriya-et.html – сайт по истории экономических учений http://econteor.ru/hste – сайт по истории экономических учений http://www.analyticalschool.ru#!terminology/cbgn – имена и термины по экономике и истории экономических учений http://csf.colorado.edu/pkt/ – архив посткейнсианской мысли содержит материалы по посткейнсианской экономической теории, а также вообще по всем социальным или политическим исследованиям, которые находятся в согласии с философией посткейнсианства. На сайте можно найти страницы основных классиков посткейнсианства (Дэвидсон, Робинсон). http://www.frbsf.org/publicftion/education/greateconomists/index.html – рассматривается становление и развитие основных теоретических школ в экономической науке. http://www.hayekcenter.org/friendrich hayek/hayek.html – сайт, посвященный Хаейку. http://web.uvic.ca/rutherfo/mr_grvs.html – каталог информации и ссылок о том, где похоронены знаменитые экономисты. Здесь можно найти фотографию надгробного камня Бем-Баверка, увидеть точное написание закона заработной платы, которое пожелал видеть на своем надгробии фон Тюнен. http://www.econ.duke.edu/Economists/ – собрание качественных портретов (преимущественно Х1Х в., всего 47 штук), которые были подарены в 1997 г. экономическому факультету университета Дьюка профессором У. Сэмюелсом. http://www.management.edu.ru/db/msg/14034.html — своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных работ экономистов, но содержит информацию о более чем 800 экономистах и о почти 70 школах или направлениях экономической мысли. По каждому экономисту представлены: фотографии, годы жизни, краткий очерк о жизни и деятельности, подбор ссылок на другие вебсайты. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=686189 – собрание электронных материалов по истории экономической мысли: портреты, биографии, работы зарубежных и отечественных экономистов с древнейших времен до наших дней. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=445642 – архив статей и книг по экономической тематике (Кейнс, Илларионов, Коуз, Найшуль, Мизес, Хайек и др.) Разнообразные статьи по теме. Алфавитный каталог газет и журналов на русском языке по экономике. База данных по российским экономистам. http://netec.mcc.ac.uk/BibEc/data/JEL/B.html – библиография научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями аннотаций своих работ. Библиография упорядочена по систематическому принципу. http://netec.mcc.ac.uk/WoPEc/data/JEL/D.html – библиотека научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями своих статей. На конец 2002 г. представлено около 200 работ. http://www.marxists.org/ – удивительно обширный и с любовью сделанный сайт по истории экономической мысли и теории марксизма. Marxist writers – представлены основные персоналии, сгруппированные по эпохам развития марксистской мысли (более 50 человек). Для каждой персоналии представлены биография, работы, фотоальбом. Marxist History – материалы по различным периодам развития марксизма в различных странах. Есть раздел по Советскому Союзу. http://www.personal.psu.edu/faculty/j/d/jdm114/ – сайт, посвященный неординарному гению классических либеральных экономистов и вообще либералов прошлого. Основные достоинства сайта – полемические статьи об истории и философии экономической науки (раздел Archived Selections), критика основных предрассудков относительно экономической теории или политики (раздел Refutations), подборка любопытных цитат классиков экономической и социальной мысли. http://ek-lit.agava.ru/books.htm – одна из первых полнотекстовых библиотек в Рунете, которая имеет раздел «История экономической мысли». Здесь можно найти русскоязычные переводы классических работ А. Смита, Д. Рикардо, Е. Бем-Баверка, Ж-Б. Сэя, Ф. Бастиа, Дж.Б. Кларка, Дж.М. Кейнса, И. Фишера и других известных экономистов. http://www.economics.narod.ru/ – сайт для студентов и абитуриентов Национальной Горной Академии Украины. Материалы по истории экономических учений, государственному регулированию экономики, микроэкономике и др. http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/econ/ugem/3113/ – наиболее полная англоязычная библиотека по истории экономической мысли, которую уже много лет назад создал и поддерживает Род Хэй. Главная задача этой библиотеки – облегчить доступ к необходимым первоисточникам для студентов и преподавателей, которые не имеют других возможностей получить эти тексты. http://home.tvd.be/cr27486/home/html – хорошая коллекция ссылок на интернет-ресурсы по истории экономической мысли, которую поддерживает бельгийский исследователь Bert Mosselman. Материал организован примерно так же, как и на других сайтах: по типам ресурсов, по школам или течениям экономической мысли, по областям экономической науки. http://www.mysunrise.ch/users/dbesomi/Links/links-In.htm – хорошая страница ссылок по истории экономической мысли, которая создана и поддерживается швейцарским историком экономической мысли Даниелем Бессоми. Все материалы страницы организованы по 3 рубрикаторам: персональному, школам экономической мысли и различным проблемам экономической теории. http://harold.econ.uiuc.edu/

Оглавление

выпускать больше денег, понижать процентные ставки, удешевлять кредиты – эти меры позволят увеличить совокупный спрос. Например, государство может оплатить предприятиям какой-либо крупный заказ, фирма будет вынуждена нанять дополнительную рабочую силу для его осуществления. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Совокупный доход, по Кейнсу, создается в двух секторах экономики: производства потребительских и инвестиционных товаров. Он распределяется между потребительскими расходами и сбережениями. Динамика цен зависит в долгосрочном периоде от издержек, а в краткосрочном – от соотношения сбережений и инвестиций. Причины возникновения неравновесия: предпринимательские ожидания, потребительские предпочтения, специфика финансового рынка.

Уже в этой работе Кейнс пишет о том, что деньги – не только средство обращения, но и запас стоимости, ликвидный актив, так он понемногу приближается к теории ликвидности.

Свое развитие теория предпочтения ликвидности получает в основном произведении Джона М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Центральным моментом теории является представление о деньгах – не только как о средстве обращения, но и как о запасе богатства. В своей работе Кейнс выделил четыре мотива предпочтения ликвидности (первые два мотива можно объединить в один – трансакционный):

  1. Мотив, связанный с доходом. Этот мотив проявляется в решении держать данную сумму наличных денег, зависящий главным образом от величины дохода и продолжительностью интервала между его получением и расходованием.

  2. Коммерческий мотив. Деньги идут на отплату издержек производства. Величина спроса на деньги зависит от текущего выпуска продукции.

  3. Мотив предосторожности. Деньги хранятся на случай непредвиденных событий, или же на случай выгодных покупок.

  4. Спекулятивный мотив. Стремление к хранению богатства в наиболее ликвидной форме.

Далее в своей работе Кейнс вводит две функции ликвидности:

, (1)

где M размер наличности, отвечающий трансакционному мотиву и мотиву предосторожности;

M размер наличности, отвечающий спекулятивному мотиву;

L1 (зависит от уровня дохода) и L
2 (зависит от соотношения между текущей нормой процента и состоянием выжидания) – функции ликвидности;

L1 с аргументом Y определяет величину M1;

L2 определяет величину M2;

r – норма процента.

Норму процента Джон М. Кейнс признавал главным инструментом взаимосвязи денег с экономикой, в нем ставка процента подвергается воздействию сил спроса и предложения. Также Кейнсом было отмечено, что норма процента является психологическим феноменом: «…ее фактическая величина в большей мере определяется преобладающим взглядом на ее ожидаемую в будущем величину. Любой уровень процента действительно будет прочным, если он с достаточной убежденностью принимается за таковой, притом, разумеется, что в изменяющейся общественной ситуации происходят колебания в силу всякого рода причин вокруг ожидаемого нормального уровня» [4, с.192].

Работая над своей теорией Дж. Кейнс предупреждал о возможности возникновения «ликвидной ловушки». Ликвидная ловушка – это ситуация в экономике, когда процентные ставки находятся на минимально возможном уровне и дальнейшее увеличение предложения денег не способно оказать на них никакого влияния, из-за нее происходит разрыв между товарным и денежным рынками, растет спрос на деньги и усиливается инфляция. Она возникает тогда, когда из-за ожидания повышения инфляции, войн или недостаточного совокупного спроса население начинает сберегать наличность. Для выхода из ликвидной ловушки требуется мощная инвестиционная сила в лице государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, когда Джон М. Кейнс приступил к работе над своей денежной теорией, у него была богатая теоретическая база из учений Ж. Бодена, И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса и других.

Анализируя окружавшую его экономическую обстановку (Биржевой крах 1929 года в США, Великая депрессия), Кейнс вывел новую денежную теорию – теорию предпочтения ликвидности, центральными моментам которой является совершенно новое представление о деньгах, теперь деньги не только средство обращения, но и запас богатства, некий ликвидный актив, который может послужить средством защиты в случае риска экономической несостоятельности.

Данная теория исключает в себе те недостатки, которые были присущи предыдущим работам, однако данная теория тоже не идеальна. «Теория предпочтения ликвидности отвергает теорию ссудных фондов и естественную норму процента. Она также недооценивает роль процентной ставки в обеспечении сбалансированности нынешнего и будущего. В настоящее время указанное упущение рассматривается как фундаментальная слабость этой теории» [5].



Помимо этого, Кейнс превосходно объяснил всевозможные механизмы вмешательства государства в экономику и обосновал необходимость этого вмешательства.

К сожалению, идея денежной экономики не была представлена Кейнсом в виде стройной концепции. Это обстоятельство обусловила игнорирование данной идеи в работах ближайших последователей Дж.М. Кейнса – Дж.Р. Хикса, П. Самуэльсона, Ф. Модильяни и др. Однако важность идеи денежной экономики состоит в том, что она стала фундаментом для развития посткейнсианства.

Тот долгий период времени, на протяжении которого мы используем кейнсианскую теорию, причем не только денежную, но и все остальные, говорит нам о том, как велик вклад Джона Мейнарда Кейнса в развитии экономической науки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Автономов, В. История экономических учений: учеб. пособие / В. Автономов, О. Ананьин, Н. Макашева. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 784 с.

  2. Энциклопедия экономиста. Количественная теория денег [Электронный ресурс]  – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ finansy/kolichestvennaya-teoriya-deneg.html

  3. Высшая школа экономики. Национальный исследовательский университет. Лекция «Теория денежной экономики Дж.М. Кейнса и практические выводы из нее» Н. Макашева [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.hse.ru

  4. Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М. Кейнс. – М.: Гелиос АРВ, 1999. – 352 с.

  5. Грэхэм, Б. Бизнес. Толковый словарь / Б. Грэхэм, Б. Брайндли, С. Уильямс и др. – М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». 1998.

  6. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости / Истоки. Выпуск 3. ГУ-ВШЭ, 1998.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ФИНАНСОВ

ЭССЕ

По дисциплине «История экономических учений»
проблема возрастающей и убывающей отдачи

БЭУ-14-БУ01 _________ И.Д. Бондаренко

Преподаватель _________ О.В. Корнейко

Владивосток 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Общая характеристика понятий возрастающей
и убывающей отдачи 4

1.1. Развитие понятия возрастающей отдачи
в истории экономических учений 4

1.2. Сфера приложения закона возрастающей отдачи 4

1.3. Соотношение законов возрастающей и убывающей отдачи 5


2. Специфические характеристики понятий возрастающей
и убывающей отдачи 6

2.1. Соотношение влияния законов возрастающей
и убывающей отдачи в контексте времени 6

2.2. Рассмотрение законов возрастающей и убывающей задачи
в контексте современного развития 8

Заключение 9

Список использованных источников 10

ВВЕДЕНИЕ


Корреляция экономического роста страны и мирового сообщества в целом являются предметом самого пристального внимания экономистов на протяжении всей истории экономической мысли. И это не случайно, ведь именно познание и понимание всех факторов, процессов и явле­ний, влияющих на экономический рост и развитие, позволит человечеству проделать огромный скачок к процветанию. Тем самым найдут свои обоснования и решения главные цели и задачи экономической теории: разрешение противоречия между ограниченными ресурсами и безграничными потребностями, достижение рационализации использования этих ресурсов для удовлетворения максимально возможного количества потребностей.

В данном эссе будут рассматриваться такие механизмы и правила эконо­мического роста, которые, по мнению ученых, являются основополагающими, как аксиомы в геометрии. Это законы возрастающей и убывающей отдачи. Осознание важности этих законов, принципов их действия, понимания их структуры, условий их выполнения являются главной проблемой экономических систем многих стран, а так же учений выдающихся экономистов, начиная со А. Смита и заканчивая П. Кругманом. Для понимания любого объекта научного и ненаучного познания недостаточно изучить его лишь с одной стороны. Для этого следует познавать этот объект с разных точек зрения, с различных ракурсов, учитывая при этом как можно большее количество факторов и явлений, влияющих на данный объект. Именно относительность изучения понятий возрастающей и убывающей отдачи в истории экономических учений является, по моему мнению, самой главной проблемой. Отсюда и следует моя главная задача, которую я постараюсь решить в рамках данного эссе, – это некая систематизация научных знаний о законах возрастающей и убывающей отдачи, оперируя при этом различными методами познания.

На данный момент экономическая наука многих стран не признает важности возрастающей отдачи, технологического прогресса и принципа синергии, возможности которых сильно различаются в разных видах экономической деятельности. А ведь именно эти факторы,
действуя совместно, характеризуют экономический рост по средствам запуска цепной реакции. Сам механизм действия неоднократно описывался в моделях экономистов. Однако экономическая наука почти всегда учитывает только один из факторов реальности за раз, используя в основном такой метод познания, как метафизика. Другие аспекты остаются за кадром и рассматриваются также в изоляции. Для того чтобы понимать динамику экономического роста, требуется отказаться ото всех предпо­сылок, основанных на физике.

1. Общая характеристика понятий
возрастающей и убывающей отдачи

1.1. Развитие понятия возрастающей отдачи
в истории экономических учений


Но начнем по порядку, а именно с истории возникновения данного по­нятия. Для этого необходимо обратиться к истории экономических учений. Закон возрастающей отдачи – принцип, по которому увеличе­ние объемов производства за счет увеличения объема затрат труда и капитала обычно ведет к снижению издержек производства, а так же повышению эффективности использования труда и капитала... к про­порционально более высокой отдаче. (Возрастающую отдачу часто на­зывают экономией на масштабах производства). Из истории известно, что закон возрастающей отдачи берет свое начало с «булавочного про­изводства» Адама Смита. Всем знаменитая картина, поразившая автора в своем произведении «Богатство народов» про то, что простая булавка создавалась целым коллективом рабочих, каждый из которых специали­зировался на одной или нескольких операциях. Это был не только яркий пример разделения труда, лежавший в основе увеличения производи­тельности, но так же свидетельствовало об увеличении объемов произ­водства, за счет увеличения прилагаемого капитала (труд). Но Смит был далеко не первым открывателем этого закона. С тех пор как возрастающая отдача была названа Антонио Серра основой богатства, жизнь этого понятия в истории экономической мысли была крайне бурной [1, с. 86]. Еще позднее Роберт Мальтус и его друг Давид Рикардо совер­шенно отказались от идеи возрастающей отдачи, построив свои эконо­мические теории вокруг противоположного явления, типичного для сельского хозяйства, – убывающей отдачи. После переиздания трудов Серра, они в 40-е годы девятнадцатого века вернули возрастающей от­даче ее славу, как в теории, так и на практике. Основатель неокласси­цизма в экономической науке Альфред Маршалл (1842–1924) дал общее определение