Файл: Е. В. Астахова история экономических учений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)

1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ

1.2. Методология курса

1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира

2.1. Экономическая мысль Древнего Востока

2.2. Экономическая мысль античного мира

Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России

3.1. Экономические воззрения канонистов

3.2. Меркантилизм

3.3. Экономические идеи в средние века в России

Тема 4. Формирование классической школы

4.1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.)

4.2. Физиократия

4.3. Основные постулаты и идеи классической школы

Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века

5.1. Критически-утопический социализм

5.2. Старая историческая школа

5.3. Марксизм

Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы

6.1. Общая характеристика маржинализма

6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма

6.3. Неоклассическая экономическая школа

Требования к эссе и примеры работ

Таблица 1

Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса

Продолжение табл. 1

Таблица 1

Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений

Таблица 2

Заключение По итогам этого эссе были рассмотрены механизмы и правила экономического роста как законы возрастающей и убывающей отдачи. Были сформулированы и выведены принципы их действия, условия их выполнения, определена сфера их действия, описана их структура. Проведена описательная характеристика отраслей промышленности, подверженных влиянию возрастающей и убывающей отдачи. На основе этого описания составлена таблица преимуществ и недостатков каждого рассмотренного сектора экономики. Нами была перенесена теоретическая модель законов на современный макроуровень в качестве примера и выдвинута гипотеза о решении таких проблем экономики как кризис перепроизводства, увеличение постоянных издержек производства и др. Так, чтобы предохранить промышленный сектор экономики от перепроизводства, экономического застоя и «падения», необходимо наряду с добывающими отраслями развивать должным образом и обрабатывающую промышленность. Хотелось бы сказать о современных политико-экономических взглядах. В нынешнее время основной приоритет развития отдельно взятого государства основывается на самых последних, наиболее актуальных теориях научного характера. Но они не всегда бывают приближенны к тем ситуациям и явлениям, которые происходят здесь и сейчас. Практически каждая экономическое учение имеет свою силу лишь в определенных условиях. Но что же, каждый раз придумывать все новую и новую теоретическую объяснительную базу? Я считаю, что так оно и есть. Это судьба экономической теории, как в принципе, и остальных наук. На протяжении времени багаж знаний будет увеличиваться до бесконечности, по мере развития человеческой культуры в целом. Список использованных источников 1. Райнерт, Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Э. Раннерт; пер. Н. Автономова. – М.: Изд. дом «Высшая школа экономики (Государственный Университет). Кн.1, Гл. 2–4.2. История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Изд.дом Инфра-М, 2000. Раз. 1, Гл. 3–6; Раз. 2, Гл. 15; Раз. 4, Гл. 29.3. Маршалл, А. Принципы экономической науки: авт. издание / А. Маршалл; пер. с англ. – М.: Бизнесском; Изд. дом Прогресс, 2010. Т. 1, Кн. 1, Гл. 3, Пр.A; Кн. 4, Гл. 8–11, 13.4. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Эксмо, 2007. Кн. 1, Гл. 1–3.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Инфра-М. 2012 (или др. год издания).Дополнительная литература Помякшев, Н.Ф. История экономических учений: учеб. пособие [для студентов вузов] / Н.Ф. Помякшев; Поволж. гос. соц.-гуманит. академия. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Изд-во Поволж. гос. соц.-гуманит. академии, 2013. – 304 с.Худокормов, А.Г. История экономических учений (современный этап): учебник для студентов, [аспирантов], обуч. по экон. специальностям / А.Г. Худокормов, П.А. Отмахов, В.С. Афанасьев и др.; под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 733 с.Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для студентов вузов / Я.С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 480 с.Полезные сайты http//www.cepa.newshool.edu/het/ – The history of Economics Website. http://www.eshet-web.org/ – европейское общество истории экономической мысли http://www.eh.net/HE/ – Сайт EH.net является Интернет-порталом, который представляет информацию об услугах, ресурсах в области экономической истории и способствует взаимодействию и общению ученых. Портал содержит сведения о проводимых научных конференциях и семинарах в этой области, обзоры по книгам, ссылки на сайты основных исследовательских организаций. Сайт представляет собой набор полезных сервисов для интересующихся историей экономической мысли, в частности каталог Интернет-ресурсов, сервис Ask the Professor и др. http://gallery.economicus.ru – библиотека электронных материалов по истории экономической мысли, в которой представлены известные экономисты (их портреты, биографии, работы) начиная с глубокой древности до сегодняшнего дня. На конец 2002 г. в Галерее размещена информация по 172 зарубежным экономистам. http://jh.isea.ru – журнал историко-экономических исследований. Издается с 2002 года http://homepage.newschool.edu/het – своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных текстов работ экономистов (в отличие от McMaster Archive), но содержит информацию о более чем 800 экономистах и почти 70 школах или направлениях экономической мысли. http://www.wesleyan.edu/css/reading/Barber/toc.htm – интересный и полезный экскурс по основным направлениям экономической мысли за всю ее историю от Адама Смита до середины ХХ века. Можно рекомендовать этот источник как дополнительное пособие для подготовки к лекциям или семинарам как преподавателей, так и студентов. Тексты написаны Уильямом Барбером. http://www.cpm.ll.ehime-u.ac.jp/AkamacHomePage/Akamac E-text Links – архив истории экономической мысли, предлагающий посетителю краткую справку об экономистах, ссылки на их работы или посвященные их творчеству страницы в Интернет. Напоминает энциклопедию The History of Economic Thought Website. Только количество представленных экономистов значительно меньше (всего около 200). Краткая справка об экономисте заимствована из справочника под редакцией Марка Блауга Who is Who in economics. http://economics.wideworld.ru/history_of_economic_thought – сайт посвящен истории экономических учений и создан специально студентам, готовящимся к сдаче экзаменов по этому предмету http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskay-teoriya/istoriya-et.html – сайт по истории экономических учений http://econteor.ru/hste – сайт по истории экономических учений http://www.analyticalschool.ru#!terminology/cbgn – имена и термины по экономике и истории экономических учений http://csf.colorado.edu/pkt/ – архив посткейнсианской мысли содержит материалы по посткейнсианской экономической теории, а также вообще по всем социальным или политическим исследованиям, которые находятся в согласии с философией посткейнсианства. На сайте можно найти страницы основных классиков посткейнсианства (Дэвидсон, Робинсон). http://www.frbsf.org/publicftion/education/greateconomists/index.html – рассматривается становление и развитие основных теоретических школ в экономической науке. http://www.hayekcenter.org/friendrich hayek/hayek.html – сайт, посвященный Хаейку. http://web.uvic.ca/rutherfo/mr_grvs.html – каталог информации и ссылок о том, где похоронены знаменитые экономисты. Здесь можно найти фотографию надгробного камня Бем-Баверка, увидеть точное написание закона заработной платы, которое пожелал видеть на своем надгробии фон Тюнен. http://www.econ.duke.edu/Economists/ – собрание качественных портретов (преимущественно Х1Х в., всего 47 штук), которые были подарены в 1997 г. экономическому факультету университета Дьюка профессором У. Сэмюелсом. http://www.management.edu.ru/db/msg/14034.html — своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных работ экономистов, но содержит информацию о более чем 800 экономистах и о почти 70 школах или направлениях экономической мысли. По каждому экономисту представлены: фотографии, годы жизни, краткий очерк о жизни и деятельности, подбор ссылок на другие вебсайты. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=686189 – собрание электронных материалов по истории экономической мысли: портреты, биографии, работы зарубежных и отечественных экономистов с древнейших времен до наших дней. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=445642 – архив статей и книг по экономической тематике (Кейнс, Илларионов, Коуз, Найшуль, Мизес, Хайек и др.) Разнообразные статьи по теме. Алфавитный каталог газет и журналов на русском языке по экономике. База данных по российским экономистам. http://netec.mcc.ac.uk/BibEc/data/JEL/B.html – библиография научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями аннотаций своих работ. Библиография упорядочена по систематическому принципу. http://netec.mcc.ac.uk/WoPEc/data/JEL/D.html – библиотека научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями своих статей. На конец 2002 г. представлено около 200 работ. http://www.marxists.org/ – удивительно обширный и с любовью сделанный сайт по истории экономической мысли и теории марксизма. Marxist writers – представлены основные персоналии, сгруппированные по эпохам развития марксистской мысли (более 50 человек). Для каждой персоналии представлены биография, работы, фотоальбом. Marxist History – материалы по различным периодам развития марксизма в различных странах. Есть раздел по Советскому Союзу. http://www.personal.psu.edu/faculty/j/d/jdm114/ – сайт, посвященный неординарному гению классических либеральных экономистов и вообще либералов прошлого. Основные достоинства сайта – полемические статьи об истории и философии экономической науки (раздел Archived Selections), критика основных предрассудков относительно экономической теории или политики (раздел Refutations), подборка любопытных цитат классиков экономической и социальной мысли. http://ek-lit.agava.ru/books.htm – одна из первых полнотекстовых библиотек в Рунете, которая имеет раздел «История экономической мысли». Здесь можно найти русскоязычные переводы классических работ А. Смита, Д. Рикардо, Е. Бем-Баверка, Ж-Б. Сэя, Ф. Бастиа, Дж.Б. Кларка, Дж.М. Кейнса, И. Фишера и других известных экономистов. http://www.economics.narod.ru/ – сайт для студентов и абитуриентов Национальной Горной Академии Украины. Материалы по истории экономических учений, государственному регулированию экономики, микроэкономике и др. http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/econ/ugem/3113/ – наиболее полная англоязычная библиотека по истории экономической мысли, которую уже много лет назад создал и поддерживает Род Хэй. Главная задача этой библиотеки – облегчить доступ к необходимым первоисточникам для студентов и преподавателей, которые не имеют других возможностей получить эти тексты. http://home.tvd.be/cr27486/home/html – хорошая коллекция ссылок на интернет-ресурсы по истории экономической мысли, которую поддерживает бельгийский исследователь Bert Mosselman. Материал организован примерно так же, как и на других сайтах: по типам ресурсов, по школам или течениям экономической мысли, по областям экономической науки. http://www.mysunrise.ch/users/dbesomi/Links/links-In.htm – хорошая страница ссылок по истории экономической мысли, которая создана и поддерживается швейцарским историком экономической мысли Даниелем Бессоми. Все материалы страницы организованы по 3 рубрикаторам: персональному, школам экономической мысли и различным проблемам экономической теории. http://harold.econ.uiuc.edu/

Оглавление

, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики, экономический либерализм. Последователи Австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Особенности австрийской школы, которую еще называют школой предельной полезности:

  • отказ от использования математических методов исследований;

  • крайний субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;

  • акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;

  • акцент на гетерогенность и его временну́ю структуру капитала при изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла;

  • гедонизм в поведении потребителя;

  • анализ хозяйственной жизни с точки зрения хозяйствующего субъекта;

Движущими мотивами в экономике являются психологические мотивы:

  • Отказ от определения стоимости трудом.

  • Создают термин «материальное благо».

  • Новое определение стоимости – предельная полезность.

Антуан Курно (1801–1877 гг.) – французский математик и экономист. В 1838 г. он опубликовал работу «Исследование математических принципов теории богатства». Это была одна из первых попыток исследования экономических явлений с помощью математических методов и изучения поведения фирм, реализующих продукцию на рынке.

Иоган Генрих фон Тюнен (1783–1850 гг.) – немецкий математик и экономист, выпустивший в 1826 году книгу «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике». Он заложил основы теории предельной производительности
, основатель теории «кольца Тюнена», согласно которому производители располагают свои хозяйства относительно рынка в соответствии с принципов срока реализации своей продукции.

Герман Генрих Госсен (1810–1858 гг.) в своих работах экономические процессы объяснял с позиции идеи максимизации полезности. Решая эту задачу Госсен сформулировал два закона:

1) предельная полезность блага убывает по мере увеличения его потребления;

2) рациональное потребление устанавливается при равенстве предельных полезностей совокупности потребляемых благ.

Уильям Стенли Джевонс (1835–1882 гг.) выстроил теорию согласно которой соотношение между обмениваемыми товарами равно обратному отношению их конечных полезностей, опубликована в 1871 г. «Теорию политической экономии». Также сформулировал теорему, получившую впоследствии его имя: при рациональном потреблении степень полезности приобретенных товаров пропорциональна их ценам.

Карл Менгер (1840–1921 гг.) стал основоположником австрийской школы экономического анализа, соединившей аппарат предельных понятий с экономическим либерализмом. Исходным пунктом экономического поведения являются существующие у человека потребности (неудовлетворенные желания и стремления). Вещи или действия, которые насыщают наши потребности, называются благами. Самые насущные блага – потребительские (блага первого порядка). Блага второго и более высокого порядка – это те блага, которые используются для производства потребительских благ. Благодаря этому использованию потребительские блага наделяют ценностью идущие на их изготовление производственные ресурсы.

Евгений Бем-Баверк (1851–1914) предлагает использовать шкалу потребностей, упорядоченных по степени их важности для индивида относительно удовлетворенности его потребностей и последствий неудовлетворенности: потребности, неудовлетворение которых ведет к смерти, болезни, кратким страданиям и малым неприятностям. Определена наименьшая польза от блага называется его предельной полезностью. 

Бем-Баверк является основателем теории процента – процент возникает из-за отказа от текущего дохода в пользу будущего. В результате этого появляется избыточный спрос на потребительский кредит, что приводит к положительной норме процента. Тем самым происхождение процента связывается Бем-Баверком с фактором времени. Но оценивает текущие блага выше будущих не только потребитель, но и собственник денежного капитала.



Фридрих фон Визер (1851–1926 гг.) – основатель теории издержек: «… не издержки производства придают ценность продуктам, а наоборот, издержки производства приобретают ценность». Ввел сам термин «предельная полезность», а также понятие альтернативных издержек. Издержки производства данного продукта зависят от альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать для того, чтобы производить этот продукт.

6.3. Неоклассическая экономическая школа


Школа экономической мысли, появившаяся в XIX веке и основывающая свое учение на доктринах маржинализма. Ее основателями являются Дж. Кларк, Ф. Эджворт, И. Фишер, А. Маршалл, В. Парето, Л. Вальрас. Ученые – сторонники неоклассической теории, которая нередко называется маржиналистской революцией, перешли от изучения источников богатства и его распределения между рабочими, землевладельцами и капиталистами, что более всего интересовало ученых-классиков, к исследованию закономерностей, которые обусловливают оптимальное размещение редких ресурсов. Основные неоклассические концепции закон убывающей предельной полезности и модель общего экономического равновесия (см. Diminishing marginal utility, Static equilibrium analysis).

Альфред Маршалл (1842–1924 гг.) – основатель неоклассического направления. Маршалл предложил заменить термин «политическая экономия» на «экономикс». По его мнению, этот термин точнее отражает предмет исследования; экономическая жизнь должна рассматриваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства. В его книге «Принципы экономикса». Центральное место в исследованиях А. Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке. Рыночную цену он рассматривает как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками. Заслугой Маршалла является выявление функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены – снижается и что в свою очередь с понижением цены предложение падает, а с ростом цены – растет. Устойчивой, или равновесной, А. Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения (на графике точку пересечения кривых спроса и предложения принято называть «крестом Маршалла»). Он выдвинул концепцию эластичности спроса.

Леон Вальрас (1834–1910) считается основоположником современного макроэкономического моделирования, так как именно он впервые создал математическую модель для выявления проблем существования равновесия экономической системы и придания этой системе стабильности. Он впервые характеризует не частное, а общее экономическое равновесие симметричных рынков. Поэтому он по праву считается основоположником «Лозаннской школы» маржинализма. Л. Вальрас – создатель общей статистической экономико-математической модели хозяйства страны, известной под названием системы общего экономического равновесия.


Вильфредо Парето (1848–1923), поставил вопрос о достижении оптимального соблюдения интересов всех сторон в ходе установления рыночного равновесия, так как общий эффект не означает выигрыша для каждого отдельного лица. Парето вывел критерий общественной максимальной полезности – «оптимум Парето». Это понятие предназначено для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека.

Джон Бейтс Кларк (1847–1938 гг.) является лидером сформировавшегося в конце прошлого столетия американского маржинализма, неоклассического направления. Кларк ставит перед собой задачу отвести это обвинение и доказать, что в американском обществе нет противоречий и общественный доход распределяется справедливо. Заработная плата определяется «предельной производительностью труда» рабочих. При неизменных размерах капитала и неизменном уровне техники увеличение количества используемых на предприятии рабочих приведет к падению производительности труда каждого вновь принимаемого рабочего. Предприниматель может увеличивать численность рабочих только до тех пор, пока не наступит «зона безразличия», т.е. когда последний из занятых рабочих не сможет обеспечить производства даже такого количества продуктов, которое он целиком себе присваивает. Производительность труда рабочего, относящегося к «зоне безразличия», названа «предельной производительностью труда».

Задания и тесты


Задание 1. Провести сравнительную характеристику направлений маржинализма.

Задание 2. Привести примеры использования в инструментов маржинализма в современной экономике.

Задание 3. Общие и отличительные особенности экономических положений представителей австрийской школы.

Задание 4. Составьте таблицу: «Общие и отличительные особенности экономических положений представителей Лозаннской школы».

Задание 5. Отобразите принципиальные отличия концепций денежного уравнения по И. Фишеру и К. Марксу.

Тесты


1. В школе Маржинализма центральными вопросами экономической науки становятся:

а) вопросы экономики на макро-уровне, смещаясь с микро-уровня.

б) вопросы поведения потребителей на рынке товаров и услуг.

в) вопросы исследования поведения экономических субъектов в условиях ограниченных ресурсов.