Файл: Е. В. Астахова история экономических учений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)

1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ

1.2. Методология курса

1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира

2.1. Экономическая мысль Древнего Востока

2.2. Экономическая мысль античного мира

Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России

3.1. Экономические воззрения канонистов

3.2. Меркантилизм

3.3. Экономические идеи в средние века в России

Тема 4. Формирование классической школы

4.1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.)

4.2. Физиократия

4.3. Основные постулаты и идеи классической школы

Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века

5.1. Критически-утопический социализм

5.2. Старая историческая школа

5.3. Марксизм

Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы

6.1. Общая характеристика маржинализма

6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма

6.3. Неоклассическая экономическая школа

Требования к эссе и примеры работ

Таблица 1

Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса

Продолжение табл. 1

Таблица 1

Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений

Таблица 2

Заключение По итогам этого эссе были рассмотрены механизмы и правила экономического роста как законы возрастающей и убывающей отдачи. Были сформулированы и выведены принципы их действия, условия их выполнения, определена сфера их действия, описана их структура. Проведена описательная характеристика отраслей промышленности, подверженных влиянию возрастающей и убывающей отдачи. На основе этого описания составлена таблица преимуществ и недостатков каждого рассмотренного сектора экономики. Нами была перенесена теоретическая модель законов на современный макроуровень в качестве примера и выдвинута гипотеза о решении таких проблем экономики как кризис перепроизводства, увеличение постоянных издержек производства и др. Так, чтобы предохранить промышленный сектор экономики от перепроизводства, экономического застоя и «падения», необходимо наряду с добывающими отраслями развивать должным образом и обрабатывающую промышленность. Хотелось бы сказать о современных политико-экономических взглядах. В нынешнее время основной приоритет развития отдельно взятого государства основывается на самых последних, наиболее актуальных теориях научного характера. Но они не всегда бывают приближенны к тем ситуациям и явлениям, которые происходят здесь и сейчас. Практически каждая экономическое учение имеет свою силу лишь в определенных условиях. Но что же, каждый раз придумывать все новую и новую теоретическую объяснительную базу? Я считаю, что так оно и есть. Это судьба экономической теории, как в принципе, и остальных наук. На протяжении времени багаж знаний будет увеличиваться до бесконечности, по мере развития человеческой культуры в целом. Список использованных источников 1. Райнерт, Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Э. Раннерт; пер. Н. Автономова. – М.: Изд. дом «Высшая школа экономики (Государственный Университет). Кн.1, Гл. 2–4.2. История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Изд.дом Инфра-М, 2000. Раз. 1, Гл. 3–6; Раз. 2, Гл. 15; Раз. 4, Гл. 29.3. Маршалл, А. Принципы экономической науки: авт. издание / А. Маршалл; пер. с англ. – М.: Бизнесском; Изд. дом Прогресс, 2010. Т. 1, Кн. 1, Гл. 3, Пр.A; Кн. 4, Гл. 8–11, 13.4. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Эксмо, 2007. Кн. 1, Гл. 1–3.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Инфра-М. 2012 (или др. год издания).Дополнительная литература Помякшев, Н.Ф. История экономических учений: учеб. пособие [для студентов вузов] / Н.Ф. Помякшев; Поволж. гос. соц.-гуманит. академия. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Изд-во Поволж. гос. соц.-гуманит. академии, 2013. – 304 с.Худокормов, А.Г. История экономических учений (современный этап): учебник для студентов, [аспирантов], обуч. по экон. специальностям / А.Г. Худокормов, П.А. Отмахов, В.С. Афанасьев и др.; под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 733 с.Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для студентов вузов / Я.С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 480 с.Полезные сайты http//www.cepa.newshool.edu/het/ – The history of Economics Website. http://www.eshet-web.org/ – европейское общество истории экономической мысли http://www.eh.net/HE/ – Сайт EH.net является Интернет-порталом, который представляет информацию об услугах, ресурсах в области экономической истории и способствует взаимодействию и общению ученых. Портал содержит сведения о проводимых научных конференциях и семинарах в этой области, обзоры по книгам, ссылки на сайты основных исследовательских организаций. Сайт представляет собой набор полезных сервисов для интересующихся историей экономической мысли, в частности каталог Интернет-ресурсов, сервис Ask the Professor и др. http://gallery.economicus.ru – библиотека электронных материалов по истории экономической мысли, в которой представлены известные экономисты (их портреты, биографии, работы) начиная с глубокой древности до сегодняшнего дня. На конец 2002 г. в Галерее размещена информация по 172 зарубежным экономистам. http://jh.isea.ru – журнал историко-экономических исследований. Издается с 2002 года http://homepage.newschool.edu/het – своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных текстов работ экономистов (в отличие от McMaster Archive), но содержит информацию о более чем 800 экономистах и почти 70 школах или направлениях экономической мысли. http://www.wesleyan.edu/css/reading/Barber/toc.htm – интересный и полезный экскурс по основным направлениям экономической мысли за всю ее историю от Адама Смита до середины ХХ века. Можно рекомендовать этот источник как дополнительное пособие для подготовки к лекциям или семинарам как преподавателей, так и студентов. Тексты написаны Уильямом Барбером. http://www.cpm.ll.ehime-u.ac.jp/AkamacHomePage/Akamac E-text Links – архив истории экономической мысли, предлагающий посетителю краткую справку об экономистах, ссылки на их работы или посвященные их творчеству страницы в Интернет. Напоминает энциклопедию The History of Economic Thought Website. Только количество представленных экономистов значительно меньше (всего около 200). Краткая справка об экономисте заимствована из справочника под редакцией Марка Блауга Who is Who in economics. http://economics.wideworld.ru/history_of_economic_thought – сайт посвящен истории экономических учений и создан специально студентам, готовящимся к сдаче экзаменов по этому предмету http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskay-teoriya/istoriya-et.html – сайт по истории экономических учений http://econteor.ru/hste – сайт по истории экономических учений http://www.analyticalschool.ru#!terminology/cbgn – имена и термины по экономике и истории экономических учений http://csf.colorado.edu/pkt/ – архив посткейнсианской мысли содержит материалы по посткейнсианской экономической теории, а также вообще по всем социальным или политическим исследованиям, которые находятся в согласии с философией посткейнсианства. На сайте можно найти страницы основных классиков посткейнсианства (Дэвидсон, Робинсон). http://www.frbsf.org/publicftion/education/greateconomists/index.html – рассматривается становление и развитие основных теоретических школ в экономической науке. http://www.hayekcenter.org/friendrich hayek/hayek.html – сайт, посвященный Хаейку. http://web.uvic.ca/rutherfo/mr_grvs.html – каталог информации и ссылок о том, где похоронены знаменитые экономисты. Здесь можно найти фотографию надгробного камня Бем-Баверка, увидеть точное написание закона заработной платы, которое пожелал видеть на своем надгробии фон Тюнен. http://www.econ.duke.edu/Economists/ – собрание качественных портретов (преимущественно Х1Х в., всего 47 штук), которые были подарены в 1997 г. экономическому факультету университета Дьюка профессором У. Сэмюелсом. http://www.management.edu.ru/db/msg/14034.html — своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных работ экономистов, но содержит информацию о более чем 800 экономистах и о почти 70 школах или направлениях экономической мысли. По каждому экономисту представлены: фотографии, годы жизни, краткий очерк о жизни и деятельности, подбор ссылок на другие вебсайты. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=686189 – собрание электронных материалов по истории экономической мысли: портреты, биографии, работы зарубежных и отечественных экономистов с древнейших времен до наших дней. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=445642 – архив статей и книг по экономической тематике (Кейнс, Илларионов, Коуз, Найшуль, Мизес, Хайек и др.) Разнообразные статьи по теме. Алфавитный каталог газет и журналов на русском языке по экономике. База данных по российским экономистам. http://netec.mcc.ac.uk/BibEc/data/JEL/B.html – библиография научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями аннотаций своих работ. Библиография упорядочена по систематическому принципу. http://netec.mcc.ac.uk/WoPEc/data/JEL/D.html – библиотека научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями своих статей. На конец 2002 г. представлено около 200 работ. http://www.marxists.org/ – удивительно обширный и с любовью сделанный сайт по истории экономической мысли и теории марксизма. Marxist writers – представлены основные персоналии, сгруппированные по эпохам развития марксистской мысли (более 50 человек). Для каждой персоналии представлены биография, работы, фотоальбом. Marxist History – материалы по различным периодам развития марксизма в различных странах. Есть раздел по Советскому Союзу. http://www.personal.psu.edu/faculty/j/d/jdm114/ – сайт, посвященный неординарному гению классических либеральных экономистов и вообще либералов прошлого. Основные достоинства сайта – полемические статьи об истории и философии экономической науки (раздел Archived Selections), критика основных предрассудков относительно экономической теории или политики (раздел Refutations), подборка любопытных цитат классиков экономической и социальной мысли. http://ek-lit.agava.ru/books.htm – одна из первых полнотекстовых библиотек в Рунете, которая имеет раздел «История экономической мысли». Здесь можно найти русскоязычные переводы классических работ А. Смита, Д. Рикардо, Е. Бем-Баверка, Ж-Б. Сэя, Ф. Бастиа, Дж.Б. Кларка, Дж.М. Кейнса, И. Фишера и других известных экономистов. http://www.economics.narod.ru/ – сайт для студентов и абитуриентов Национальной Горной Академии Украины. Материалы по истории экономических учений, государственному регулированию экономики, микроэкономике и др. http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/econ/ugem/3113/ – наиболее полная англоязычная библиотека по истории экономической мысли, которую уже много лет назад создал и поддерживает Род Хэй. Главная задача этой библиотеки – облегчить доступ к необходимым первоисточникам для студентов и преподавателей, которые не имеют других возможностей получить эти тексты. http://home.tvd.be/cr27486/home/html – хорошая коллекция ссылок на интернет-ресурсы по истории экономической мысли, которую поддерживает бельгийский исследователь Bert Mosselman. Материал организован примерно так же, как и на других сайтах: по типам ресурсов, по школам или течениям экономической мысли, по областям экономической науки. http://www.mysunrise.ch/users/dbesomi/Links/links-In.htm – хорошая страница ссылок по истории экономической мысли, которая создана и поддерживается швейцарским историком экономической мысли Даниелем Бессоми. Все материалы страницы организованы по 3 рубрикаторам: персональному, школам экономической мысли и различным проблемам экономической теории. http://harold.econ.uiuc.edu/

Оглавление


Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса



О.В. КОРНЕЙКО

Е.В. АСТАХОВА


ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Учебное пособие

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2015

УДК 33

ББК 65

К67
Рецензенты: В.С. Носовский, д-р экон. наук, профессор (ДВФУ);

В.А. Осипов, д-р экон. наук, профессор (ВГУЭС)

Корнейко, О.В.

Ф53 ИСТОРИЯ ЭУОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ [Текст] : учебное пособие / О.В. Корнейко, Е.В. Астахова.  – Владивосток : Изд-во ВГУЭС , 2015. – 88 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «История экономических учений» и предназначено для студентов специальностей 080100.62 Экономика.

Может использоваться на практических занятиях, в процессе самостоятельной работы студентов, при подготовке к зачетам и экзаменам и других формах активной работы. В рамках каждой темы представлены вопросы для размышления и контроля, а также тестовые задания. Тесты и задания, вошедшие в учебное пособие, прошли апробацию в учебном процессе.

УДК 33

ББК 65
© Издательство Владивостокского
государственного университета

экономики и сервиса, оформление, 2015

ВВЕДЕНИЕ


У каждого человека сформировано обыденное экономическое мышление. Оно отражает непосредственные жизненные наблюдения людей. Обыденный взгляд на экономику возникает у людей, которые воспринимают мир через призму личных целей и интересов. Поэтому свои повседневные экономические решения – что купить, куда пойти работать, как сберечь накопленный доход – человек обычно принимает без сложных расчетов, руководствуясь здравым смыслом. По выражению Нобелевского Лауреата по экономике Пола Самуэльсона, «при более тщательном исследовании здравый смысл может оказаться сущей бессмыслицей».

Экономические понятия, которыми мы мыслим, складывались в разные эпохи и могут нести совсем не тот смысл, который мы по инерции в них вкладываем. Мы копим деньги, порой, так, как это делали наши предки столетия тому назад, хотя
деньги тогда были из драгоценных металлов, а ныне они бумажные. Мы легко ссылаемся на рост ВВП, плохо осознавая, что за этим стоит. Мы верим обещаниям политиков сделать нашу жизнь богатой и счастливой, не различая, каким обещаниям можно верить, а какими нас откровенно обманывают.

История любой науки – очень увлекательная вещь. Нет ничего интереснее истории развития человеческого духа, человеческой мысли. Развитие экономической мысли носит нелинейный характер, то есть происходит не вперед и вверх, а возвратно поступательно, с отступлениями, противоречиями, с многочисленной путаницей. Если мы возьмем историю математики, то там мы можем с достаточной уверенностью полагать, что то, что было самым правильным в ее истории осталось в современной математике, а все неправильное не осталось и не жалко. Совсем другая ситуация в экономической науке. Ее объект – человеческое поведение. А это очень сложная вещь, поэтому изучать его приходится с помощью очень сильных абстракций. Таких абстракций, таких моделей может быть несколько и ни одна не может быть исчерпывающей, и ни одна не может отменить другую. Поэтому в каждый момент времени существует несколько экономических теорий, они конкурируют между собой и есть за что. За все время существования экономики как науки произошло большое количество различных революций внутри нее. Были разные течения, которые с переменным успехом друг у друга отвоевывали преимущество в текущем споре. Разобраться в этой ситуации, разобраться в противоречиях, революциях, происходящих в экономической науке – это захватывающе и интересно. Экономическая наука – непростая наука, она касается каждого. В свое время А. Блок в поэме «Возмездие» писал, что XIX век был веком разбивания лбов о стену экономических доктрин, поэтому интересно узнать о что именно разбивали лбы наши не такие далекие предки. Что касается нынешнего века, то здесь мы не сильно ушли от века XIX. Опять идут кризисы, экономические проблемы и опять общество спрашивает: «Кто виноват?». Виноваты, конечно, экономисты. И тут, возникают вопросы к историкам: «Как так случилось, что экономическая теория как наука не выполняет важную прогностическую миссию, которая позволяет сказать, подсказать человечеству

, какую выбрать траекторию устойчивого развития?». Проблема эта вечно актуальна, злободневна и интересна.

История экономической мысли – это квинтэссенция опыта решения сложных проблем хозяйственной жизни; опыта, который складывался в борьбе идей, отражавших конфликтующие социальные интересы. В данном пособии обобщаются уроки выдающихся экономических мыслителей: Адама Смита и Карла Маркса, Леона Вальраса и Йозефа Шумпетера, Торстейна Веблена и Николая Кондратьева, Джона М. Кейнса и др. Мы будем разбираться в том, как, отвечая на вызовы своего времени, они создавали корпус современного экономического знания с его возможностями и ограничениями. Тем самым мы рассчитываем сделать экономический здравый смысл наших студентов более тренированным и просвещенным.

История экономических учений – это неотъемлемое звено курса «Экономическая теория (модуль 1, 2)».

Учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «История экономических учений» и предназначено для студентов специальностей 080100.62 Экономика.

Рабочая программа дисциплины предусматривает написание эссе по предложенным темам. В связи с тем, что выполнение этой задачи вызывает у студентов первого курса определенные трудности, авторы пособия включили в него раздел с требованиями по выполнению данного вида работ, а также примеры эссе с высокой оценкой, выполненные студентами предыдущих курсов.

Представленное учебное пособие по дисциплине «История экономических учений» может использоваться на практических занятиях, в процессе самостоятельной работы студентов, при подготовке к зачетам и экзаменам и других формах активной работы. В рамках каждой темы представлены вопросы для размышления и контроля, а также тестовые задания. Тесты и задания, вошедшие в учебное пособие, прошли апробацию в учебном процессе.

Теоретической базой представленного учебного пособия послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области истории экономической мысли.

Тема 1. Предмет и задачи курса
«История экономических учений» (ИЭУ)


1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ.

1.2. Методология курса

1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?

1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ


Зачем нам изучать историю науки, в которой сосредоточено максимальное количество споров. Ученые выстраивают систему взглядов на проблемы и вопросы, с которыми сталкивается человечество и предлагают свои варианты решения этих проблем. Но эти предложения не всегда работают. Мы учим учебники по экономической теории, написанные специалистами, которые не видят наступление кризиса. А значит, многие считают их бесполезными, потому что их содержимое оторвано от реальности.

Мори́с Алле́ (1911–2010) – французский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1988 года «за вклад в теорию рынков и эффективного использования ресурсов». Так вот он говорил: «Любая теория имеет научную ценность тогда, когда она подтверждается данными опыта и, если она представляет собой сгусток реальности».

Но в экономической теории так не получается. За все время существования экономики как науки произошло большое количество различных революций внутри нее. Были разные течения, которые с переменным успехом друг у друга отвоевывали преимущество в текущем споре. Со стороны может показаться: если экономисты так много спорят и не могут договориться о многих базовых вещах, то, наверное, экономику и ее историю пока еще рано изучать. Это неинтересная наука, ничего не понято.

Несмотря на всевозможные передряги, которые происходили в экономической науке, каждый раз мы выносили для себя очень важные уроки. Кризис 2008–2011 гг. мог быть намного глубже, если бы мы не поняли многое за последние 80 лет существования одного из разделов экономической теории – макроэкономики.

Её создатель, английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории однажды заметил: «Изучение истории идей с необходимостью предшествует освобождению мыслей».

Что это значит? Свободная мысль – это не следствие стечения обстоятельств, это результат длительных и постоянных усилий многих людей по ее формированию. История идей – это школа мыслей. Пройти эту школу – значит не только расширить знания, но и укрепить свободу мыслей.


И опять Кейнс. Вот что он пишет о роли мыслителей в истории развития общества. Это его цитата из «Обшей теории занятости, процента и денег»: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать, – писал лорд Кейнс, сам великий экономист. – В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад. Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей».

Роберт Л. Хайлбронер (24.03.1919 – 4.01.2005) – известный американский экономист и социолог, автор «Философов от мира сего» точно заметил, что владеющий умами людей обладает властью большей, чем оружие или государство: именно поэтому мыслители-экономисты на самом деле определяли очертания мира и управляли им. Мало кто из них пошевелил ради этого хоть пальцем; в основном они были учеными и работали тихо и неприметно. Из-за них погибали целые империи, они обрушивали политические режимы; по их велению класс восставал против класса, народ – против народа; и все происходило из-за потрясающей силы их идей.

Кто они – властители умов миллионов, великие экономисты всех времен и народов?

Адам Смит был Адамом экономики, т. е. первым экономистом и основателем всей экономической науки. Следуя Роберту Л. Хайлбронеру, его имя было знакомо Вольтеру, он близко дружил с Юмом, а желающие послушать его запутанные, но увлекательные лекции находились даже в России. В 2005 году «Богатство народов» было включено в список 100 лучших шотландских книг. Маргарет Тэтчер утверждала, что носила экземпляр этой книги с собой. Идеи Смита до сих пор вызывают много споров. Наверное, людям не очень понравилась мысль, что нами движет не что-то более возвышенное, а всего лишь вульгарная жажда наживы.