Файл: Е. В. Астахова история экономических учений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)

1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ

1.2. Методология курса

1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира

2.1. Экономическая мысль Древнего Востока

2.2. Экономическая мысль античного мира

Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России

3.1. Экономические воззрения канонистов

3.2. Меркантилизм

3.3. Экономические идеи в средние века в России

Тема 4. Формирование классической школы

4.1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.)

4.2. Физиократия

4.3. Основные постулаты и идеи классической школы

Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века

5.1. Критически-утопический социализм

5.2. Старая историческая школа

5.3. Марксизм

Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы

6.1. Общая характеристика маржинализма

6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма

6.3. Неоклассическая экономическая школа

Требования к эссе и примеры работ

Таблица 1

Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса

Продолжение табл. 1

Таблица 1

Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений

Таблица 2

Заключение По итогам этого эссе были рассмотрены механизмы и правила экономического роста как законы возрастающей и убывающей отдачи. Были сформулированы и выведены принципы их действия, условия их выполнения, определена сфера их действия, описана их структура. Проведена описательная характеристика отраслей промышленности, подверженных влиянию возрастающей и убывающей отдачи. На основе этого описания составлена таблица преимуществ и недостатков каждого рассмотренного сектора экономики. Нами была перенесена теоретическая модель законов на современный макроуровень в качестве примера и выдвинута гипотеза о решении таких проблем экономики как кризис перепроизводства, увеличение постоянных издержек производства и др. Так, чтобы предохранить промышленный сектор экономики от перепроизводства, экономического застоя и «падения», необходимо наряду с добывающими отраслями развивать должным образом и обрабатывающую промышленность. Хотелось бы сказать о современных политико-экономических взглядах. В нынешнее время основной приоритет развития отдельно взятого государства основывается на самых последних, наиболее актуальных теориях научного характера. Но они не всегда бывают приближенны к тем ситуациям и явлениям, которые происходят здесь и сейчас. Практически каждая экономическое учение имеет свою силу лишь в определенных условиях. Но что же, каждый раз придумывать все новую и новую теоретическую объяснительную базу? Я считаю, что так оно и есть. Это судьба экономической теории, как в принципе, и остальных наук. На протяжении времени багаж знаний будет увеличиваться до бесконечности, по мере развития человеческой культуры в целом. Список использованных источников 1. Райнерт, Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Э. Раннерт; пер. Н. Автономова. – М.: Изд. дом «Высшая школа экономики (Государственный Университет). Кн.1, Гл. 2–4.2. История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Изд.дом Инфра-М, 2000. Раз. 1, Гл. 3–6; Раз. 2, Гл. 15; Раз. 4, Гл. 29.3. Маршалл, А. Принципы экономической науки: авт. издание / А. Маршалл; пер. с англ. – М.: Бизнесском; Изд. дом Прогресс, 2010. Т. 1, Кн. 1, Гл. 3, Пр.A; Кн. 4, Гл. 8–11, 13.4. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Эксмо, 2007. Кн. 1, Гл. 1–3.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Инфра-М. 2012 (или др. год издания).Дополнительная литература Помякшев, Н.Ф. История экономических учений: учеб. пособие [для студентов вузов] / Н.Ф. Помякшев; Поволж. гос. соц.-гуманит. академия. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Изд-во Поволж. гос. соц.-гуманит. академии, 2013. – 304 с.Худокормов, А.Г. История экономических учений (современный этап): учебник для студентов, [аспирантов], обуч. по экон. специальностям / А.Г. Худокормов, П.А. Отмахов, В.С. Афанасьев и др.; под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 733 с.Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для студентов вузов / Я.С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 480 с.Полезные сайты http//www.cepa.newshool.edu/het/ – The history of Economics Website. http://www.eshet-web.org/ – европейское общество истории экономической мысли http://www.eh.net/HE/ – Сайт EH.net является Интернет-порталом, который представляет информацию об услугах, ресурсах в области экономической истории и способствует взаимодействию и общению ученых. Портал содержит сведения о проводимых научных конференциях и семинарах в этой области, обзоры по книгам, ссылки на сайты основных исследовательских организаций. Сайт представляет собой набор полезных сервисов для интересующихся историей экономической мысли, в частности каталог Интернет-ресурсов, сервис Ask the Professor и др. http://gallery.economicus.ru – библиотека электронных материалов по истории экономической мысли, в которой представлены известные экономисты (их портреты, биографии, работы) начиная с глубокой древности до сегодняшнего дня. На конец 2002 г. в Галерее размещена информация по 172 зарубежным экономистам. http://jh.isea.ru – журнал историко-экономических исследований. Издается с 2002 года http://homepage.newschool.edu/het – своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных текстов работ экономистов (в отличие от McMaster Archive), но содержит информацию о более чем 800 экономистах и почти 70 школах или направлениях экономической мысли. http://www.wesleyan.edu/css/reading/Barber/toc.htm – интересный и полезный экскурс по основным направлениям экономической мысли за всю ее историю от Адама Смита до середины ХХ века. Можно рекомендовать этот источник как дополнительное пособие для подготовки к лекциям или семинарам как преподавателей, так и студентов. Тексты написаны Уильямом Барбером. http://www.cpm.ll.ehime-u.ac.jp/AkamacHomePage/Akamac E-text Links – архив истории экономической мысли, предлагающий посетителю краткую справку об экономистах, ссылки на их работы или посвященные их творчеству страницы в Интернет. Напоминает энциклопедию The History of Economic Thought Website. Только количество представленных экономистов значительно меньше (всего около 200). Краткая справка об экономисте заимствована из справочника под редакцией Марка Блауга Who is Who in economics. http://economics.wideworld.ru/history_of_economic_thought – сайт посвящен истории экономических учений и создан специально студентам, готовящимся к сдаче экзаменов по этому предмету http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskay-teoriya/istoriya-et.html – сайт по истории экономических учений http://econteor.ru/hste – сайт по истории экономических учений http://www.analyticalschool.ru#!terminology/cbgn – имена и термины по экономике и истории экономических учений http://csf.colorado.edu/pkt/ – архив посткейнсианской мысли содержит материалы по посткейнсианской экономической теории, а также вообще по всем социальным или политическим исследованиям, которые находятся в согласии с философией посткейнсианства. На сайте можно найти страницы основных классиков посткейнсианства (Дэвидсон, Робинсон). http://www.frbsf.org/publicftion/education/greateconomists/index.html – рассматривается становление и развитие основных теоретических школ в экономической науке. http://www.hayekcenter.org/friendrich hayek/hayek.html – сайт, посвященный Хаейку. http://web.uvic.ca/rutherfo/mr_grvs.html – каталог информации и ссылок о том, где похоронены знаменитые экономисты. Здесь можно найти фотографию надгробного камня Бем-Баверка, увидеть точное написание закона заработной платы, которое пожелал видеть на своем надгробии фон Тюнен. http://www.econ.duke.edu/Economists/ – собрание качественных портретов (преимущественно Х1Х в., всего 47 штук), которые были подарены в 1997 г. экономическому факультету университета Дьюка профессором У. Сэмюелсом. http://www.management.edu.ru/db/msg/14034.html — своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных работ экономистов, но содержит информацию о более чем 800 экономистах и о почти 70 школах или направлениях экономической мысли. По каждому экономисту представлены: фотографии, годы жизни, краткий очерк о жизни и деятельности, подбор ссылок на другие вебсайты. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=686189 – собрание электронных материалов по истории экономической мысли: портреты, биографии, работы зарубежных и отечественных экономистов с древнейших времен до наших дней. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=445642 – архив статей и книг по экономической тематике (Кейнс, Илларионов, Коуз, Найшуль, Мизес, Хайек и др.) Разнообразные статьи по теме. Алфавитный каталог газет и журналов на русском языке по экономике. База данных по российским экономистам. http://netec.mcc.ac.uk/BibEc/data/JEL/B.html – библиография научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями аннотаций своих работ. Библиография упорядочена по систематическому принципу. http://netec.mcc.ac.uk/WoPEc/data/JEL/D.html – библиотека научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями своих статей. На конец 2002 г. представлено около 200 работ. http://www.marxists.org/ – удивительно обширный и с любовью сделанный сайт по истории экономической мысли и теории марксизма. Marxist writers – представлены основные персоналии, сгруппированные по эпохам развития марксистской мысли (более 50 человек). Для каждой персоналии представлены биография, работы, фотоальбом. Marxist History – материалы по различным периодам развития марксизма в различных странах. Есть раздел по Советскому Союзу. http://www.personal.psu.edu/faculty/j/d/jdm114/ – сайт, посвященный неординарному гению классических либеральных экономистов и вообще либералов прошлого. Основные достоинства сайта – полемические статьи об истории и философии экономической науки (раздел Archived Selections), критика основных предрассудков относительно экономической теории или политики (раздел Refutations), подборка любопытных цитат классиков экономической и социальной мысли. http://ek-lit.agava.ru/books.htm – одна из первых полнотекстовых библиотек в Рунете, которая имеет раздел «История экономической мысли». Здесь можно найти русскоязычные переводы классических работ А. Смита, Д. Рикардо, Е. Бем-Баверка, Ж-Б. Сэя, Ф. Бастиа, Дж.Б. Кларка, Дж.М. Кейнса, И. Фишера и других известных экономистов. http://www.economics.narod.ru/ – сайт для студентов и абитуриентов Национальной Горной Академии Украины. Материалы по истории экономических учений, государственному регулированию экономики, микроэкономике и др. http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/econ/ugem/3113/ – наиболее полная англоязычная библиотека по истории экономической мысли, которую уже много лет назад создал и поддерживает Род Хэй. Главная задача этой библиотеки – облегчить доступ к необходимым первоисточникам для студентов и преподавателей, которые не имеют других возможностей получить эти тексты. http://home.tvd.be/cr27486/home/html – хорошая коллекция ссылок на интернет-ресурсы по истории экономической мысли, которую поддерживает бельгийский исследователь Bert Mosselman. Материал организован примерно так же, как и на других сайтах: по типам ресурсов, по школам или течениям экономической мысли, по областям экономической науки. http://www.mysunrise.ch/users/dbesomi/Links/links-In.htm – хорошая страница ссылок по истории экономической мысли, которая создана и поддерживается швейцарским историком экономической мысли Даниелем Бессоми. Все материалы страницы организованы по 3 рубрикаторам: персональному, школам экономической мысли и различным проблемам экономической теории. http://harold.econ.uiuc.edu/

Оглавление



Наибольшей известностью обладает такой источник древневосточной экономической мысли как законы царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э. В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность, вплоть до смертной казни.

Во многих индуистских текстах развивается концепция трех целей жизни человека – религиозного долга («Законы Ману»), материальной выгоды («Артхашастра») и чувственной страсти («Камасутра»). «Артхашастра» (IV–Ш вв. до н.э.) приписывается Каутилье, советнику царя. В работе формулируется идея о том, что царю необходимо изучать 4 науки: учение вед; философию (логику); науку об управлении; экономику. Экономика – это учение не о хозяйстве вообще, а наука о пополнении казны. К экономике Каутильо относит земледелие, скотоводство и торговлю. В работе высказываются мысли о том, что государство должно контролировать доброкачественность товаров и устанавливать пошлины, способствовать использованию в торговле проверенных весов, развивать кредит под поручительство или залог.

Главным в конфуцианстве были вопросы этики и управления государством. Конфуций создал учение о совершенном человеке – благородном муже. Последний почтителен к родителям и уважителен со старшими, он не будет выступать против вышестоящих. Подход, изложенный Конфуцием, сейчас называется просвещенным патернализмом (лат. – отец). Согласно Конфуцию, моральное совершенствование человека – основа построения госуправления. Известной фигурой Древнего Востока является Мо-цзы (ок. 470 – ок. 391 до н.э.), древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей любви. Религиозная форма этого учения – моизм – на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока оно не было принято Ханьской империей в качестве государственной идеологии.

2.2. Экономическая мысль античного мира


Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества на Западе были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430–335 г.г. до н.э.), Платона (428–348 г.г. до н.э.) и в учении Аристотеля (384–322 г.г. до н.э.).


Аристотель (ок. 384 – ок.322 г. до н.э). Внес большой вклад в развитие экономической науки своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей. Главный труд Аристотеля- «Политика». Аристотель первым поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий. Четко сформулировать проблему – наполовину ее решить: «Чем определяются пропорции обмена товаров?». Замечательна идея Аристотеля – противопоставление экономики, т.е. деятельности, направленной на создание и приобретение благ для дома и государства (земледелие и ремесло, мелкая торговля, прямой товарообмен и товарообмен посредством денег Т–Д–Т’) и хрематистики, т.е. деятельности, направленной на извлечение прибыли, на накопление богатства (ростовщичество и торгово-посреднические операции, т.е. товарообмен, осуществляемый с приращением первоначально авансированного капитала).

Антисфен (Ксенофонт) (ок. 435 – ок. 360 г. до н.э.) в своем трактате «Домострой» или «Ойкономия», восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.

Роберт Л. Хайлбронер в книге «Философы от мира сего» отмечает, что вопросы, озадачивавшие первых социальных философов, относились скорее к политической, чем к экономической стороне нашей жизни. Все то время, пока миром правили традиция и тирания, проблемы бедности и богатства вряд ли волновали умы мудрецов; в порядке исключения по этому поводу можно было лишь вздохнуть или в очередной раз возмутиться внутренней бессмысленностью человека. Раз большинство людей, подобно трутням в пчелиной семье, рождалось, чтобы провести жизнь в бедности, никто и не интересовался тем, как они существуют, причуды королев были гораздо более увлекательным предметом для изучения.

«Уже непосредственно с момента самого рождения некоторые существа различаются в том отношении, что одни из них как бы предназначены к подчинению, другие к властвованию», – сказал Аристотель, и в основе его замечания лежит не презрение, а безразличие, с которым ранние философы смотрели на будничную жизнь. Существование огромного рабочего класса воспринималось как должное, деньги же и рынки были не только слишком грязными, но и слишком плебейскими темами, чтобы претендовать на внимание джентльмена и ученого. Права королей, как дарованные свыше, так и иные, а также важнейшая проблема власти преходящей в противовес власти духовной – вот что занимало тогдашние умы, но никак не притязания нахальных купцов.



Если для древнегреческих мыслителей характерна этическая направленность экономической жизни, то для древнеримских мыслителей на первый план выходят практические вопросы, связанные с рациональной организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.

Марк По́рций Като́н (Ста́рший; 234–149 до н. э.): «хозяин должен продавать, а не покупать» разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства: хороший климат, близость богатого города. Первым поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена. Относил рабов к орудиям производства. Опасаясь согласия среди рабов, рекомендовал поддерживать между ними ссоры, изнурять трудом, ставить в худшее положение, чем рабочий скот.

Тесты


1. Первые попытки систематизации экономических знаний в странах Древнего Востока принадлежат

1) Конфуцию

2) Катону Старшему

3) Ф. Аквинскому

4) Аристотелю

2. Противником частной собственности выступал древнегреческий философ

1) Платон

2) Катон

3) Варрон

4) Аристотель

3. Первые попытки систематизации экономических знаний в Древнем Риме принадлежат …

1) Конфуцию

2) Катону Старшему

3) Ф. Аквинскому

4) Аристотелю

4. Кодекс законов царя Хаммурапи был принят в

1) в IV веке до н.э.

2) в XVIII в до н.э.

3) в III в. до н.э.

4) в I в. до н.э.

5. Рассмотрение проблем хозяйственной этики характерно для (несколько ответов)

1) маржиналистов

2) средневековых схоластов: Ф. Аквинского, А. Флорентийского

3) представителей английской классической политэкономии: У. Пети, А. Смита

4) древнегреческих мыслителей: Платона, Аристотеля

6. Согласно законам Хаммурапи, срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, мужа, сына или дочери)

1) не должен превышать трех лет

2) являлся пожизненным

3) составлял 10 лет

4) определялся сторонами самостоятельно без ограничений.

7. Происхождение понятия «экономика» связывают с именем

1) Сенеки

2) Аристотеля

3) Ибн-Хальдуна

4) Ксенофонта

8. Впервые поставил проблему: «Чем определяются пропорции обмена товаров или что делает товары сравнимыми?»

1) Сенеки

2) Аристотель

3) Ибн-Хальдун

4) Ксенофонт

9. К сфере экономики Аристотель относил (несколько ответов)

1) земледелие и ремесло


2) ростовщичество

3) мелкую торговлю

4) торгово-посреднические операции

10. К сфере экономики Аристотель относил такие функции денег, как

1) мера стоимости и средства обращения

2) средство обращения и средства накопления

3) средство накопления

4) мера стоимости

11. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги – это

1) совершенно бесполезный товар

2) результат соглашения между людьми

3) стихийно возникший товар

4) товар, угодный Богу

12. Высказывание: «Дао, которое можно выразить словами, не есть истинное дао» принадлежит древнекитайской школе

1) Конфуция

2) Мо-цзы

3) Легистов

4) Лао-цзы

13. Аристокл – это настоящее имя

1) Сократа

2) Демокрита

3) Платона

4) Аристотеля

14. Древний источник, признававший шесть основных прав человека (на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых) – это

1) «Экономикос»

2) «Государство»

3) «Никомахова этика»

4) «Библия»

15. Законы Хаммурапи ограничивали долговое рабство с целью

1) обеспечения роста налоговых поступлений в казну

2) скорейшего перехода к рыночной экономике

3) недопущения восстаний и разрушения основ натурального хозяйства

4) ограничения рабовладения

16. Основная обязанность государственного чиновника, согласно Артхашастре, – это

1) установление устойчивого уровня товарных цен

2) использование государственных денежных запасов

3) учет поголовья скота и посевных площадей

4) решение споров между жителями деревни

17. Азиатский способ производства предполагает

1) доминирующую роль государства в экономике

2) тщательное разделение труда

3) высокое значение нормативно-правового управления

4) доминирующую роль высшего сословия в формировании хозяйственного уклада

18.Установите соответствие:

1) Древняя Греция

2) Вавилония

3) Древняя Индия

A) сочинение «Ойкономиа»

B) Артхашастра»

C) кодекс законов Хаммурапи

19. Утверждение, которое не принадлежит Аристотелю, – это

1) «богатство – это изобилие денег»

2) «рабство – это явление естественное»

3) «экономия – естественна, хремастика – неестественна»

4) «меновая торговля относится к экономии»

20. Выразители экономической мысли древнего мира стремились


1) доказать божий промысел в управлении государством

2) изменить тип хозяйственного уклада

3) идеализировать натуральное хозяйство

4) отменить рабство