ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)
1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ
1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира
2.1. Экономическая мысль Древнего Востока
2.2. Экономическая мысль античного мира
Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России
3.1. Экономические воззрения канонистов
3.3. Экономические идеи в средние века в России
Тема 4. Формирование классической школы
4.3. Основные постулаты и идеи классической школы
Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века
5.1. Критически-утопический социализм
5.2. Старая историческая школа
Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы
6.1. Общая характеристика маржинализма
6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма
6.3. Неоклассическая экономическая школа
Требования к эссе и примеры работ
Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса
Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений
2. Основателями школы Маржинализма являются:
а) К. Менгер, У. С. Джевонс, Л. Вальрас.
б) Р.Триффин, Л. Эрхард, В. Ойкен.
в) Т. Веблен, У. Митчелл, Д. Норт.
3. Первый закон Госсена гласит:
а) закон удовольствия – удовлетворенность от блага возрастает с количеством единиц употребления этого блага.
б) закон удовольствия – желаемость данного блага убывает по мере увеличения данного блага, находящегося в наличии.
в) закон удовольствия – объем потребления зависит от цены товара и платежеспособного спроса.
4. Второй закон Госсена гласит:
а) закон – удовольствия – объем потребления никоим образом не зависит от цены товара, но имеет прямую зависимость от платежеспособного спроса.
б) закон удовольствия – желаемость данного блага увеличивается прямо пропорционально мере увеличения данного блага, находящегося в наличии.
в) закон удовольствия – рациональное потребление устанавливается при равенстве предельных полезностей совокупности потребляемых благ.
5. Какое из направлений не входило в школу Маржинализма:
а) Лозаннская школа
б) Австрийская школа
в) Оксфордская-неоклассическая.
6. Кто их ученых маржиналистов ввёл «принцип снижающейся полезности»?
а) К. Менгер
б) А. Смит
в) Ф. Визер
7. Кто из ученых ввел понятия предельной полезности и понятие альтернативных издержек, разработал субъективную теорию издержек, а также опровергал марксистскую теории трудовой стоимости и прибавочной стоимости?
а) Р. Гиффен
б) Ф. Визер
в) Г. Госсен
8. Товары Гиффена – это товары
а) при увеличении цены на которые их потребление повышается; это «товары для бедных».
б) при увеличении цены на которые их потребление повышается: это «товары для богатых».
в) при увеличении цены на которые их доля в потребительской корзине изменяется несущественно.
9. Кто из ученых впервые ввёл общин критерии равновесия S = D.
а) У. Джевонс
б) Л. Вальрас
в) В. Парето
10. Что раскрывает собой «Оптимум Парето».
а) это такое состояние системы, при котором никакое перераспределение продуктов или ресурсов не может улучшить положение одного участника хозяйственного процесса, не ухудшая положения другого.
б) это такое состояние системы, при перераспределение продуктов или ресурсов улучшает положение одного участника хозяйственного процесса в равной степени с другим.
в) это такое состояние системы, при котором перераспределение продуктов или ресурсов ухудшает положение одного участника хозяйственного процесса и также другого, но в разной степени, пропорциональной занимаемой ими части рынка.
11. Кто из ученых ввел основополагающие для экономики понятия «цена спроса» и «цена предложения»?
а) А. Пигу
б) В. Парето
в) А. Маршалл
12. Согласно теории экономического благосостояния А. Пигу, общественное благосостояние – это:
а) показатели качества жизни: безопасность, условия отдыха, жилищные условия, окружающая среда.
б) национальный доход, рассматриваемый как множество материальных благ и услуг, покупаемых за деньги.
в) доход страны от проданных ценных бумаг – акций, облигаций, паевых фондов.
13. Вывод из закона убывающей предельной производительности труда последнего работника Дж.Б. Кларка гласит:
а) чем больше численность занятых рабочих, чем выше, благодаря синергии, будет производительность труда, но меньше заработная плата.
б) чем больше численность занятых рабочих, тем ниже будут производительность труда и размер заработной платы.
в) чем больше численность занятых рабочих, тем выше будет производительность труда, чем в долгосрочной перспективе будет выше заработная плата.
14. Соотнесите работу и ученого. Маржинализм.
а) А. Маршалл
б) Й.А. Шумпетер
в) Р. Гиффен
г) Дж. Б. Кларк
15. «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности»
-
«Распределение богатства» -
«Принципы политической экономии» -
«Капитализм, социализм и демократия»
16. Кто их ученых полгал, что предпринимательство – это особый дар, «нечто в крови», оказывающееся сильнее природной лени и важнее простой жажды наживы и общественного признания?
а) Ж.Б. Сей
б) Дж. Кейнс
в) Й.А. Шумпетер
17. Маржинальная экономическая теория базируется на исследовании:
-
Средних экономических величин. -
Предельных экономических величин. -
Суммарных экономических величин. -
Минимальных экономических величин. -
Максимальных экономических величин.
18. Предметом изучения субъективного направления экономической мысли является проблематика:
-
Сферы обращения (спроса). -
Сферы предложения. -
Сферы производства. -
Сферы обращения и сферы производства.
19. Приоритетным методом экономического анализа неоклассического направления экономической мысли является:
-
Эмпирический. -
Схоластический. -
Функциональный. -
Каузальный.
20. Авторы первого этапа «маржинальной революции» определяют стоимость (ценность) на основе:
-
Теории стоимости. -
Трудовой теории. -
Теории издержек. -
Теории предельной полезности.
21. Какой из перечисленных ученых работал на неоклассическом этапе развития маржинальной революции?
-
А. Маршалл -
Вильфредо Парето. -
Фридрих фон Визер. -
Леон Вальрас.
22. Основой методологии К. Менгера является:
-
Макроэкономический анализ. -
Микроэкономический анализ. -
Анализ и синтз. -
Индукция.
23. Какое из указанных положений не может принадлежать Ф. фон Визеру?
-
Введение в экономическую науку термина «предельная полезность». -
Формулировка концепции родственных благ. -
Идея альтернативных издержек. -
Закон Визера.
24. Какое из указанных положений не может принадлежать О. фон Беем-Баверку?
-
Иллюстрация первого закона Госсена. -
Определение полезности совокупного запаса благ. -
Капитал не обладает собственной производительностью. -
Субъективная оценка товара со стороны покупателя определяет максимальную границу цены.
25. Какое из указанных положений не может принадлежать У. Джевонсу и Л. Вальрасу как представителям субъективного этапа маржинальной революции?
а) Отношение цен обратно пропорционально отношению предельных полезностей.
б) Закон убывающей предельной полезности.
в) Уравнение обмена.
г) Математическая формула уравнения обмена.
д) Постановка проблемы общего рыночного равновесия.
26. Среди авторов периода «маржинальной революции» родоначальником современного макроэкономического моделирования принято считать: простой
а) Л. Вальраса
б) У. Джевонса
в) А. Маршалла
г) Дж.Б. Кларка
д) В. Парето
27. Авторы первого этапа «маржинальной революции» определяют стоимость (ценность) на основе:
а) выявления точки пересечения кривых спроса и предложения
б) трудовой теории
в) теории издержек
г) теории предельной полезности
д) теории предельных издержек
28. Предметом изучения субъективно-психологического направления экономической мысли является: простой
а) сфера обращения (потребления)
б) сфера производства (предложения)
в) сфера обращения и сфера производства одновременно
г) сфера сельскохозяйственного производства
д) совокупность экономических и неэкономических факторов
29. Маржинализм (маржинальная экономическая теория) базируется на исследовании:
а) суммарных экономических величин
б) средних экономических величин
в) предельных экономических величин
г) макроэкономических величин
д) микроэкономических величин
Требования к эссе и примеры работ
Эссе – это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Эссе – сочинение небольшого объема по конкретному вопросу, которое не претендует на исчерпывающую трактовку предмета. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные экономические модели, категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, самостоятельно проведенный анализ этой проблемы, экономическую модель (в аналитической или графической форме), выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Таким образом, эссе должно содержать:
– введение, содержащее постановку проблемы;
– основную часть, содержащую логически выдержанное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы);
– краткие выводы, обобщающие позицию автора по проблеме;
– список использованной литературы (указывается толькота литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников – цитаты, сведения, оценки и т.д. – отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника).
Объем эссе должен составлять примерно 3–5 страниц (до 2 тыс. слов) печатного текста (шрифт Times, размер 12, полуторострочный интервал или размер 14, однострочный интервал). Включение в эссе материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки.
Эссе оценивается по следующим критериям:
– самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы (+/-);