Файл: Е. В. Астахова история экономических учений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)

1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ

1.2. Методология курса

1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира

2.1. Экономическая мысль Древнего Востока

2.2. Экономическая мысль античного мира

Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России

3.1. Экономические воззрения канонистов

3.2. Меркантилизм

3.3. Экономические идеи в средние века в России

Тема 4. Формирование классической школы

4.1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.)

4.2. Физиократия

4.3. Основные постулаты и идеи классической школы

Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века

5.1. Критически-утопический социализм

5.2. Старая историческая школа

5.3. Марксизм

Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы

6.1. Общая характеристика маржинализма

6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма

6.3. Неоклассическая экономическая школа

Требования к эссе и примеры работ

Таблица 1

Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса

Продолжение табл. 1

Таблица 1

Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений

Таблица 2

Заключение По итогам этого эссе были рассмотрены механизмы и правила экономического роста как законы возрастающей и убывающей отдачи. Были сформулированы и выведены принципы их действия, условия их выполнения, определена сфера их действия, описана их структура. Проведена описательная характеристика отраслей промышленности, подверженных влиянию возрастающей и убывающей отдачи. На основе этого описания составлена таблица преимуществ и недостатков каждого рассмотренного сектора экономики. Нами была перенесена теоретическая модель законов на современный макроуровень в качестве примера и выдвинута гипотеза о решении таких проблем экономики как кризис перепроизводства, увеличение постоянных издержек производства и др. Так, чтобы предохранить промышленный сектор экономики от перепроизводства, экономического застоя и «падения», необходимо наряду с добывающими отраслями развивать должным образом и обрабатывающую промышленность. Хотелось бы сказать о современных политико-экономических взглядах. В нынешнее время основной приоритет развития отдельно взятого государства основывается на самых последних, наиболее актуальных теориях научного характера. Но они не всегда бывают приближенны к тем ситуациям и явлениям, которые происходят здесь и сейчас. Практически каждая экономическое учение имеет свою силу лишь в определенных условиях. Но что же, каждый раз придумывать все новую и новую теоретическую объяснительную базу? Я считаю, что так оно и есть. Это судьба экономической теории, как в принципе, и остальных наук. На протяжении времени багаж знаний будет увеличиваться до бесконечности, по мере развития человеческой культуры в целом. Список использованных источников 1. Райнерт, Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Э. Раннерт; пер. Н. Автономова. – М.: Изд. дом «Высшая школа экономики (Государственный Университет). Кн.1, Гл. 2–4.2. История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Изд.дом Инфра-М, 2000. Раз. 1, Гл. 3–6; Раз. 2, Гл. 15; Раз. 4, Гл. 29.3. Маршалл, А. Принципы экономической науки: авт. издание / А. Маршалл; пер. с англ. – М.: Бизнесском; Изд. дом Прогресс, 2010. Т. 1, Кн. 1, Гл. 3, Пр.A; Кн. 4, Гл. 8–11, 13.4. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Эксмо, 2007. Кн. 1, Гл. 1–3.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Инфра-М. 2012 (или др. год издания).Дополнительная литература Помякшев, Н.Ф. История экономических учений: учеб. пособие [для студентов вузов] / Н.Ф. Помякшев; Поволж. гос. соц.-гуманит. академия. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Изд-во Поволж. гос. соц.-гуманит. академии, 2013. – 304 с.Худокормов, А.Г. История экономических учений (современный этап): учебник для студентов, [аспирантов], обуч. по экон. специальностям / А.Г. Худокормов, П.А. Отмахов, В.С. Афанасьев и др.; под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 733 с.Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для студентов вузов / Я.С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 480 с.Полезные сайты http//www.cepa.newshool.edu/het/ – The history of Economics Website. http://www.eshet-web.org/ – европейское общество истории экономической мысли http://www.eh.net/HE/ – Сайт EH.net является Интернет-порталом, который представляет информацию об услугах, ресурсах в области экономической истории и способствует взаимодействию и общению ученых. Портал содержит сведения о проводимых научных конференциях и семинарах в этой области, обзоры по книгам, ссылки на сайты основных исследовательских организаций. Сайт представляет собой набор полезных сервисов для интересующихся историей экономической мысли, в частности каталог Интернет-ресурсов, сервис Ask the Professor и др. http://gallery.economicus.ru – библиотека электронных материалов по истории экономической мысли, в которой представлены известные экономисты (их портреты, биографии, работы) начиная с глубокой древности до сегодняшнего дня. На конец 2002 г. в Галерее размещена информация по 172 зарубежным экономистам. http://jh.isea.ru – журнал историко-экономических исследований. Издается с 2002 года http://homepage.newschool.edu/het – своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных текстов работ экономистов (в отличие от McMaster Archive), но содержит информацию о более чем 800 экономистах и почти 70 школах или направлениях экономической мысли. http://www.wesleyan.edu/css/reading/Barber/toc.htm – интересный и полезный экскурс по основным направлениям экономической мысли за всю ее историю от Адама Смита до середины ХХ века. Можно рекомендовать этот источник как дополнительное пособие для подготовки к лекциям или семинарам как преподавателей, так и студентов. Тексты написаны Уильямом Барбером. http://www.cpm.ll.ehime-u.ac.jp/AkamacHomePage/Akamac E-text Links – архив истории экономической мысли, предлагающий посетителю краткую справку об экономистах, ссылки на их работы или посвященные их творчеству страницы в Интернет. Напоминает энциклопедию The History of Economic Thought Website. Только количество представленных экономистов значительно меньше (всего около 200). Краткая справка об экономисте заимствована из справочника под редакцией Марка Блауга Who is Who in economics. http://economics.wideworld.ru/history_of_economic_thought – сайт посвящен истории экономических учений и создан специально студентам, готовящимся к сдаче экзаменов по этому предмету http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskay-teoriya/istoriya-et.html – сайт по истории экономических учений http://econteor.ru/hste – сайт по истории экономических учений http://www.analyticalschool.ru#!terminology/cbgn – имена и термины по экономике и истории экономических учений http://csf.colorado.edu/pkt/ – архив посткейнсианской мысли содержит материалы по посткейнсианской экономической теории, а также вообще по всем социальным или политическим исследованиям, которые находятся в согласии с философией посткейнсианства. На сайте можно найти страницы основных классиков посткейнсианства (Дэвидсон, Робинсон). http://www.frbsf.org/publicftion/education/greateconomists/index.html – рассматривается становление и развитие основных теоретических школ в экономической науке. http://www.hayekcenter.org/friendrich hayek/hayek.html – сайт, посвященный Хаейку. http://web.uvic.ca/rutherfo/mr_grvs.html – каталог информации и ссылок о том, где похоронены знаменитые экономисты. Здесь можно найти фотографию надгробного камня Бем-Баверка, увидеть точное написание закона заработной платы, которое пожелал видеть на своем надгробии фон Тюнен. http://www.econ.duke.edu/Economists/ – собрание качественных портретов (преимущественно Х1Х в., всего 47 штук), которые были подарены в 1997 г. экономическому факультету университета Дьюка профессором У. Сэмюелсом. http://www.management.edu.ru/db/msg/14034.html — своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных работ экономистов, но содержит информацию о более чем 800 экономистах и о почти 70 школах или направлениях экономической мысли. По каждому экономисту представлены: фотографии, годы жизни, краткий очерк о жизни и деятельности, подбор ссылок на другие вебсайты. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=686189 – собрание электронных материалов по истории экономической мысли: портреты, биографии, работы зарубежных и отечественных экономистов с древнейших времен до наших дней. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=445642 – архив статей и книг по экономической тематике (Кейнс, Илларионов, Коуз, Найшуль, Мизес, Хайек и др.) Разнообразные статьи по теме. Алфавитный каталог газет и журналов на русском языке по экономике. База данных по российским экономистам. http://netec.mcc.ac.uk/BibEc/data/JEL/B.html – библиография научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями аннотаций своих работ. Библиография упорядочена по систематическому принципу. http://netec.mcc.ac.uk/WoPEc/data/JEL/D.html – библиотека научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями своих статей. На конец 2002 г. представлено около 200 работ. http://www.marxists.org/ – удивительно обширный и с любовью сделанный сайт по истории экономической мысли и теории марксизма. Marxist writers – представлены основные персоналии, сгруппированные по эпохам развития марксистской мысли (более 50 человек). Для каждой персоналии представлены биография, работы, фотоальбом. Marxist History – материалы по различным периодам развития марксизма в различных странах. Есть раздел по Советскому Союзу. http://www.personal.psu.edu/faculty/j/d/jdm114/ – сайт, посвященный неординарному гению классических либеральных экономистов и вообще либералов прошлого. Основные достоинства сайта – полемические статьи об истории и философии экономической науки (раздел Archived Selections), критика основных предрассудков относительно экономической теории или политики (раздел Refutations), подборка любопытных цитат классиков экономической и социальной мысли. http://ek-lit.agava.ru/books.htm – одна из первых полнотекстовых библиотек в Рунете, которая имеет раздел «История экономической мысли». Здесь можно найти русскоязычные переводы классических работ А. Смита, Д. Рикардо, Е. Бем-Баверка, Ж-Б. Сэя, Ф. Бастиа, Дж.Б. Кларка, Дж.М. Кейнса, И. Фишера и других известных экономистов. http://www.economics.narod.ru/ – сайт для студентов и абитуриентов Национальной Горной Академии Украины. Материалы по истории экономических учений, государственному регулированию экономики, микроэкономике и др. http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/econ/ugem/3113/ – наиболее полная англоязычная библиотека по истории экономической мысли, которую уже много лет назад создал и поддерживает Род Хэй. Главная задача этой библиотеки – облегчить доступ к необходимым первоисточникам для студентов и преподавателей, которые не имеют других возможностей получить эти тексты. http://home.tvd.be/cr27486/home/html – хорошая коллекция ссылок на интернет-ресурсы по истории экономической мысли, которую поддерживает бельгийский исследователь Bert Mosselman. Материал организован примерно так же, как и на других сайтах: по типам ресурсов, по школам или течениям экономической мысли, по областям экономической науки. http://www.mysunrise.ch/users/dbesomi/Links/links-In.htm – хорошая страница ссылок по истории экономической мысли, которая создана и поддерживается швейцарским историком экономической мысли Даниелем Бессоми. Все материалы страницы организованы по 3 рубрикаторам: персональному, школам экономической мысли и различным проблемам экономической теории. http://harold.econ.uiuc.edu/

Оглавление



2. Основателями школы Маржинализма являются:

а) К. Менгер, У. С. Джевонс, Л. Вальрас.

б) Р.Триффин, Л. Эрхард, В. Ойкен.

в) Т. Веблен, У. Митчелл, Д. Норт.

3. Первый закон Госсена гласит:

а) закон удовольствия – удовлетворенность от блага возрастает с количеством единиц употребления этого блага.

б) закон удовольствия – желаемость данного блага убывает по мере увеличения данного блага, находящегося в наличии.

в) закон удовольствия – объем потребления зависит от цены товара и платежеспособного спроса.

4. Второй закон Госсена гласит:

а) закон – удовольствия – объем потребления никоим образом не зависит от цены товара, но имеет прямую зависимость от платежеспособного спроса.

б) закон удовольствия – желаемость данного блага увеличивается прямо пропорционально мере увеличения данного блага, находящегося в наличии.

в) закон удовольствия – рациональное потребление устанавливается при равенстве предельных полезностей совокупности потребляемых благ.

5. Какое из направлений не входило в школу Маржинализма:

а) Лозаннская школа

б) Австрийская школа

в) Оксфордская-неоклассическая.

6. Кто их ученых маржиналистов ввёл «принцип снижающейся полезности»?

а) К. Менгер

б) А. Смит

в) Ф. Визер

7. Кто из ученых ввел понятия предельной полезности и понятие альтернативных издержек, разработал субъективную теорию издержек, а также опровергал марксистскую теории трудовой стоимости и прибавочной стоимости?

а) Р. Гиффен

б) Ф. Визер

в) Г. Госсен

8. Товары Гиффена – это товары

а) при увеличении цены на которые их потребление повышается; это «товары для бедных».

б) при увеличении цены на которые их потребление повышается: это «товары для богатых».

в) при увеличении цены на которые их доля в потребительской корзине изменяется несущественно.

9. Кто из ученых впервые ввёл общин критерии равновесия S = D.

а) У. Джевонс

б) Л. Вальрас

в) В. Парето

10. Что раскрывает собой «Оптимум Парето».

а) это такое состояние системы, при котором никакое перераспределение продуктов или ресурсов не может улучшить положение одного участника хозяйственного процесса, не ухудшая положения другого.

б) это такое состояние системы, при перераспределение продуктов или ресурсов улучшает положение одного участника хозяйственного процесса в равной степени с другим.


в) это такое состояние системы, при котором перераспределение продуктов или ресурсов ухудшает положение одного участника хозяйственного процесса и также другого, но в разной степени, пропорциональной занимаемой ими части рынка.

11. Кто из ученых ввел основополагающие для экономики понятия «цена спроса» и «цена предложения»?

а) А. Пигу

б) В. Парето

в) А. Маршалл

12. Согласно теории экономического благосостояния А. Пигу, общественное благосостояние – это:

а) показатели качества жизни: безопасность, условия отдыха, жилищные условия, окружающая среда.

б) национальный доход, рассматриваемый как множество материальных благ и услуг, покупаемых за деньги.

в) доход страны от проданных ценных бумаг – акций, облигаций, паевых фондов.

13. Вывод из закона убывающей предельной производительности труда последнего работника Дж.Б. Кларка гласит:

а) чем больше численность занятых рабочих, чем выше, благодаря синергии, будет производительность труда, но меньше заработная плата.

б) чем больше численность занятых рабочих, тем ниже будут производительность труда и размер заработной платы.

в) чем больше численность занятых рабочих, тем выше будет производительность труда, чем в долгосрочной перспективе будет выше заработная плата.

14. Соотнесите работу и ученого. Маржинализм.

а) А. Маршалл

б) Й.А. Шумпетер

в) Р. Гиффен

г) Дж. Б. Кларк

15. «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности»

  1. «Распределение богатства»

  2. «Принципы политической экономии»

  3. «Капитализм, социализм и демократия»

16. Кто их ученых полгал, что предпринимательство – это особый дар, «нечто в крови», оказывающееся сильнее природной лени и важнее простой жажды наживы и общественного признания?

а) Ж.Б. Сей

б) Дж. Кейнс

в) Й.А. Шумпетер

17. Маржинальная экономическая теория базируется на исследовании:

  1. Средних экономических величин.

  2. Предельных экономических величин.

  3. Суммарных экономических величин.

  4. Минимальных экономических величин.

  5. Максимальных экономических величин.

18. Предметом изучения субъективного направления экономической мысли является проблематика:

  1. Сферы обращения (спроса).

  2. Сферы предложения.

  3. Сферы производства.

  4. Сферы обращения и сферы производства.


19. Приоритетным методом экономического анализа неоклассического направления экономической мысли является:

  1. Эмпирический.

  2. Схоластический.

  3. Функциональный.

  4. Каузальный.

20. Авторы первого этапа «маржинальной революции» определяют стоимость (ценность) на основе:

  1. Теории стоимости.

  2. Трудовой теории.

  3. Теории издержек.

  4. Теории предельной полезности.

21. Какой из перечисленных ученых работал на неоклассическом этапе развития маржинальной революции?

  1. А. Маршалл

  2. Вильфредо Парето.

  3. Фридрих фон Визер.

  4. Леон Вальрас.

22. Основой методологии К. Менгера является:

  1. Макроэкономический анализ.

  2. Микроэкономический анализ.

  3. Анализ и синтз.

  4. Индукция.

23. Какое из указанных положений не может принадлежать Ф. фон Визеру?

  1. Введение в экономическую науку термина «предельная полезность».

  2. Формулировка концепции родственных благ.

  3. Идея альтернативных издержек.

  4. Закон Визера.

24. Какое из указанных положений не может принадлежать О. фон Беем-Баверку?

  1. Иллюстрация первого закона Госсена.

  2. Определение полезности совокупного запаса благ.

  3. Капитал не обладает собственной производительностью.

  4. Субъективная оценка товара со стороны покупателя определяет максимальную границу цены.

25. Какое из указанных положений не может принадлежать У. Джевонсу и Л. Вальрасу как представителям субъективного этапа маржинальной революции?

а) Отношение цен обратно пропорционально отношению предельных полезностей.

б) Закон убывающей предельной полезности.

в) Уравнение обмена.

г) Математическая формула уравнения обмена.

д) Постановка проблемы общего рыночного равновесия.

26. Среди авторов периода «маржинальной революции» родоначальником современного макроэкономического моделирования принято считать: простой

а) Л. Вальраса

б) У. Джевонса

в) А. Маршалла

г) Дж.Б. Кларка

д) В. Парето

27. Авторы первого этапа «маржинальной революции» определя­ют стоимость (ценность) на основе:

а) выявления точки пересечения кривых спроса и предложения

б) трудовой теории

в) теории издержек

г) теории предельной полезности

д) теории предельных издержек

28. Предметом изучения субъективно-психологического направления экономической мысли является: простой

а) сфера обращения (потребления)


б) сфера производства (предложения)

в) сфера обращения и сфера производства одновременно

г) сфера сельскохозяйственного производства

д) совокупность экономических и неэкономических факторов

29. Маржинализм (маржинальная экономическая теория) базируется на исследовании:

а) суммарных экономических величин

б) средних экономических величин

в) предельных экономических величин

г) макроэкономических величин

д) микроэкономических величин

Требования к эссе и примеры работ


Эссе – это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Эссе – сочинение небольшого объема по конкретному вопросу, которое не претендует на исчерпывающую трактовку предмета. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные экономические модели, категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, самостоятельно проведенный анализ этой проблемы, экономическую модель (в аналитической или графической форме), выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Таким образом, эссе должно содержать:

– введение, содержащее постановку проблемы;

– основную часть, содержащую логически выдержанное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы);

– краткие выводы, обобщающие позицию автора по проблеме;

– список использованной литературы (указывается толькота литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников – цитаты, сведения, оценки и т.д. – отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника).

Объем эссе должен составлять примерно 3–5 страниц (до 2 тыс. слов) печатного текста (шрифт Times, размер 12, полуторострочный интервал или размер 14, однострочный интервал). Включение в эссе материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки.

Эссе оценивается по следующим критериям:

– самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы (+/-);