ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)
1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ
1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира
2.1. Экономическая мысль Древнего Востока
2.2. Экономическая мысль античного мира
Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России
3.1. Экономические воззрения канонистов
3.3. Экономические идеи в средние века в России
Тема 4. Формирование классической школы
4.3. Основные постулаты и идеи классической школы
Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века
5.1. Критически-утопический социализм
5.2. Старая историческая школа
Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы
6.1. Общая характеристика маржинализма
6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма
6.3. Неоклассическая экономическая школа
Требования к эссе и примеры работ
Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса
Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений
Особенности австрийской школы, которую еще называют школой предельной полезности:
-
отказ от использования математических методов исследований; -
крайний субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы; -
акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей; -
акцент на гетерогенность и его временну́ю структуру капитала при изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла; -
гедонизм в поведении потребителя; -
анализ хозяйственной жизни с точки зрения хозяйствующего субъекта;
Движущими мотивами в экономике являются психологические мотивы:
-
Отказ от определения стоимости трудом. -
Создают термин «материальное благо». -
Новое определение стоимости – предельная полезность.
Антуан Курно (1801–1877 гг.) – французский математик и экономист. В 1838 г. он опубликовал работу «Исследование математических принципов теории богатства». Это была одна из первых попыток исследования экономических явлений с помощью математических методов и изучения поведения фирм, реализующих продукцию на рынке.
Иоган Генрих фон Тюнен (1783–1850 гг.) – немецкий математик и экономист, выпустивший в 1826 году книгу «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике». Он заложил основы теории предельной производительности
, основатель теории «кольца Тюнена», согласно которому производители располагают свои хозяйства относительно рынка в соответствии с принципов срока реализации своей продукции.
Герман Генрих Госсен (1810–1858 гг.) в своих работах экономические процессы объяснял с позиции идеи максимизации полезности. Решая эту задачу Госсен сформулировал два закона:
1) предельная полезность блага убывает по мере увеличения его потребления;
2) рациональное потребление устанавливается при равенстве предельных полезностей совокупности потребляемых благ.
Уильям Стенли Джевонс (1835–1882 гг.) выстроил теорию согласно которой соотношение между обмениваемыми товарами равно обратному отношению их конечных полезностей, опубликована в 1871 г. «Теорию политической экономии». Также сформулировал теорему, получившую впоследствии его имя: при рациональном потреблении степень полезности приобретенных товаров пропорциональна их ценам.
Карл Менгер (1840–1921 гг.) стал основоположником австрийской школы экономического анализа, соединившей аппарат предельных понятий с экономическим либерализмом. Исходным пунктом экономического поведения являются существующие у человека потребности (неудовлетворенные желания и стремления). Вещи или действия, которые насыщают наши потребности, называются благами. Самые насущные блага – потребительские (блага первого порядка). Блага второго и более высокого порядка – это те блага, которые используются для производства потребительских благ. Благодаря этому использованию потребительские блага наделяют ценностью идущие на их изготовление производственные ресурсы.
Евгений Бем-Баверк (1851–1914) предлагает использовать шкалу потребностей, упорядоченных по степени их важности для индивида относительно удовлетворенности его потребностей и последствий неудовлетворенности: потребности, неудовлетворение которых ведет к смерти, болезни, кратким страданиям и малым неприятностям. Определена наименьшая польза от блага называется его предельной полезностью.
Бем-Баверк является основателем теории процента – процент возникает из-за отказа от текущего дохода в пользу будущего. В результате этого появляется избыточный спрос на потребительский кредит, что приводит к положительной норме процента. Тем самым происхождение процента связывается Бем-Баверком с фактором времени. Но оценивает текущие блага выше будущих не только потребитель, но и собственник денежного капитала.
Фридрих фон Визер (1851–1926 гг.) – основатель теории издержек: «… не издержки производства придают ценность продуктам, а наоборот, издержки производства приобретают ценность». Ввел сам термин «предельная полезность», а также понятие альтернативных издержек. Издержки производства данного продукта зависят от альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать для того, чтобы производить этот продукт.
6.3. Неоклассическая экономическая школа
Школа экономической мысли, появившаяся в XIX веке и основывающая свое учение на доктринах маржинализма. Ее основателями являются Дж. Кларк, Ф. Эджворт, И. Фишер, А. Маршалл, В. Парето, Л. Вальрас. Ученые – сторонники неоклассической теории, которая нередко называется маржиналистской революцией, перешли от изучения источников богатства и его распределения между рабочими, землевладельцами и капиталистами, что более всего интересовало ученых-классиков, к исследованию закономерностей, которые обусловливают оптимальное размещение редких ресурсов. Основные неоклассические концепции закон убывающей предельной полезности и модель общего экономического равновесия (см. Diminishing marginal utility, Static equilibrium analysis).
Альфред Маршалл (1842–1924 гг.) – основатель неоклассического направления. Маршалл предложил заменить термин «политическая экономия» на «экономикс». По его мнению, этот термин точнее отражает предмет исследования; экономическая жизнь должна рассматриваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства. В его книге «Принципы экономикса». Центральное место в исследованиях А. Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке. Рыночную цену он рассматривает как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками. Заслугой Маршалла является выявление функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены – снижается и что в свою очередь с понижением цены предложение падает, а с ростом цены – растет. Устойчивой, или равновесной, А. Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения (на графике точку пересечения кривых спроса и предложения принято называть «крестом Маршалла»). Он выдвинул концепцию эластичности спроса.
Леон Вальрас (1834–1910) считается основоположником современного макроэкономического моделирования, так как именно он впервые создал математическую модель для выявления проблем существования равновесия экономической системы и придания этой системе стабильности. Он впервые характеризует не частное, а общее экономическое равновесие симметричных рынков. Поэтому он по праву считается основоположником «Лозаннской школы» маржинализма. Л. Вальрас – создатель общей статистической экономико-математической модели хозяйства страны, известной под названием системы общего экономического равновесия.
Вильфредо Парето (1848–1923), поставил вопрос о достижении оптимального соблюдения интересов всех сторон в ходе установления рыночного равновесия, так как общий эффект не означает выигрыша для каждого отдельного лица. Парето вывел критерий общественной максимальной полезности – «оптимум Парето». Это понятие предназначено для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека.
Джон Бейтс Кларк (1847–1938 гг.) является лидером сформировавшегося в конце прошлого столетия американского маржинализма, неоклассического направления. Кларк ставит перед собой задачу отвести это обвинение и доказать, что в американском обществе нет противоречий и общественный доход распределяется справедливо. Заработная плата определяется «предельной производительностью труда» рабочих. При неизменных размерах капитала и неизменном уровне техники увеличение количества используемых на предприятии рабочих приведет к падению производительности труда каждого вновь принимаемого рабочего. Предприниматель может увеличивать численность рабочих только до тех пор, пока не наступит «зона безразличия», т.е. когда последний из занятых рабочих не сможет обеспечить производства даже такого количества продуктов, которое он целиком себе присваивает. Производительность труда рабочего, относящегося к «зоне безразличия», названа «предельной производительностью труда».
Задания и тесты
Задание 1. Провести сравнительную характеристику направлений маржинализма.
Задание 2. Привести примеры использования в инструментов маржинализма в современной экономике.
Задание 3. Общие и отличительные особенности экономических положений представителей австрийской школы.
Задание 4. Составьте таблицу: «Общие и отличительные особенности экономических положений представителей Лозаннской школы».
Задание 5. Отобразите принципиальные отличия концепций денежного уравнения по И. Фишеру и К. Марксу.
Тесты
1. В школе Маржинализма центральными вопросами экономической науки становятся:
а) вопросы экономики на макро-уровне, смещаясь с микро-уровня.
б) вопросы поведения потребителей на рынке товаров и услуг.
в) вопросы исследования поведения экономических субъектов в условиях ограниченных ресурсов.