ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)
1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ
1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира
2.1. Экономическая мысль Древнего Востока
2.2. Экономическая мысль античного мира
Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России
3.1. Экономические воззрения канонистов
3.3. Экономические идеи в средние века в России
Тема 4. Формирование классической школы
4.3. Основные постулаты и идеи классической школы
Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века
5.1. Критически-утопический социализм
5.2. Старая историческая школа
Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы
6.1. Общая характеристика маржинализма
6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма
6.3. Неоклассическая экономическая школа
Требования к эссе и примеры работ
Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса
Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений
Наибольшей известностью обладает такой источник древневосточной экономической мысли как законы царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э. В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность, вплоть до смертной казни.
Во многих индуистских текстах развивается концепция трех целей жизни человека – религиозного долга («Законы Ману»), материальной выгоды («Артхашастра») и чувственной страсти («Камасутра»). «Артхашастра» (IV–Ш вв. до н.э.) приписывается Каутилье, советнику царя. В работе формулируется идея о том, что царю необходимо изучать 4 науки: учение вед; философию (логику); науку об управлении; экономику. Экономика – это учение не о хозяйстве вообще, а наука о пополнении казны. К экономике Каутильо относит земледелие, скотоводство и торговлю. В работе высказываются мысли о том, что государство должно контролировать доброкачественность товаров и устанавливать пошлины, способствовать использованию в торговле проверенных весов, развивать кредит под поручительство или залог.
Главным в конфуцианстве были вопросы этики и управления государством. Конфуций создал учение о совершенном человеке – благородном муже. Последний почтителен к родителям и уважителен со старшими, он не будет выступать против вышестоящих. Подход, изложенный Конфуцием, сейчас называется просвещенным патернализмом (лат. – отец). Согласно Конфуцию, моральное совершенствование человека – основа построения госуправления. Известной фигурой Древнего Востока является Мо-цзы (ок. 470 – ок. 391 до н.э.), древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей любви. Религиозная форма этого учения – моизм – на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока оно не было принято Ханьской империей в качестве государственной идеологии.
2.2. Экономическая мысль античного мира
Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества на Западе были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430–335 г.г. до н.э.), Платона (428–348 г.г. до н.э.) и в учении Аристотеля (384–322 г.г. до н.э.).
Аристотель (ок. 384 – ок.322 г. до н.э). Внес большой вклад в развитие экономической науки своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей. Главный труд Аристотеля- «Политика». Аристотель первым поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий. Четко сформулировать проблему – наполовину ее решить: «Чем определяются пропорции обмена товаров?». Замечательна идея Аристотеля – противопоставление экономики, т.е. деятельности, направленной на создание и приобретение благ для дома и государства (земледелие и ремесло, мелкая торговля, прямой товарообмен и товарообмен посредством денег Т–Д–Т’) и хрематистики, т.е. деятельности, направленной на извлечение прибыли, на накопление богатства (ростовщичество и торгово-посреднические операции, т.е. товарообмен, осуществляемый с приращением первоначально авансированного капитала).
Антисфен (Ксенофонт) (ок. 435 – ок. 360 г. до н.э.) в своем трактате «Домострой» или «Ойкономия», восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.
Роберт Л. Хайлбронер в книге «Философы от мира сего» отмечает, что вопросы, озадачивавшие первых социальных философов, относились скорее к политической, чем к экономической стороне нашей жизни. Все то время, пока миром правили традиция и тирания, проблемы бедности и богатства вряд ли волновали умы мудрецов; в порядке исключения по этому поводу можно было лишь вздохнуть или в очередной раз возмутиться внутренней бессмысленностью человека. Раз большинство людей, подобно трутням в пчелиной семье, рождалось, чтобы провести жизнь в бедности, никто и не интересовался тем, как они существуют, причуды королев были гораздо более увлекательным предметом для изучения.
«Уже непосредственно с момента самого рождения некоторые существа различаются в том отношении, что одни из них как бы предназначены к подчинению, другие к властвованию», – сказал Аристотель, и в основе его замечания лежит не презрение, а безразличие, с которым ранние философы смотрели на будничную жизнь. Существование огромного рабочего класса воспринималось как должное, деньги же и рынки были не только слишком грязными, но и слишком плебейскими темами, чтобы претендовать на внимание джентльмена и ученого. Права королей, как дарованные свыше, так и иные, а также важнейшая проблема власти преходящей в противовес власти духовной – вот что занимало тогдашние умы, но никак не притязания нахальных купцов.
Если для древнегреческих мыслителей характерна этическая направленность экономической жизни, то для древнеримских мыслителей на первый план выходят практические вопросы, связанные с рациональной организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.
Марк По́рций Като́н (Ста́рший; 234–149 до н. э.): «хозяин должен продавать, а не покупать» разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства: хороший климат, близость богатого города. Первым поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена. Относил рабов к орудиям производства. Опасаясь согласия среди рабов, рекомендовал поддерживать между ними ссоры, изнурять трудом, ставить в худшее положение, чем рабочий скот.
Тесты
1. Первые попытки систематизации экономических знаний в странах Древнего Востока принадлежат
1) Конфуцию
2) Катону Старшему
3) Ф. Аквинскому
4) Аристотелю
2. Противником частной собственности выступал древнегреческий философ
1) Платон
2) Катон
3) Варрон
4) Аристотель
3. Первые попытки систематизации экономических знаний в Древнем Риме принадлежат …
1) Конфуцию
2) Катону Старшему
3) Ф. Аквинскому
4) Аристотелю
4. Кодекс законов царя Хаммурапи был принят в
1) в IV веке до н.э.
2) в XVIII в до н.э.
3) в III в. до н.э.
4) в I в. до н.э.
5. Рассмотрение проблем хозяйственной этики характерно для (несколько ответов)
1) маржиналистов
2) средневековых схоластов: Ф. Аквинского, А. Флорентийского
3) представителей английской классической политэкономии: У. Пети, А. Смита
4) древнегреческих мыслителей: Платона, Аристотеля
6. Согласно законам Хаммурапи, срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, мужа, сына или дочери)
1) не должен превышать трех лет
2) являлся пожизненным
3) составлял 10 лет
4) определялся сторонами самостоятельно без ограничений.
7. Происхождение понятия «экономика» связывают с именем
1) Сенеки
2) Аристотеля
3) Ибн-Хальдуна
4) Ксенофонта
8. Впервые поставил проблему: «Чем определяются пропорции обмена товаров или что делает товары сравнимыми?»
1) Сенеки
2) Аристотель
3) Ибн-Хальдун
4) Ксенофонт
9. К сфере экономики Аристотель относил (несколько ответов)
1) земледелие и ремесло
2) ростовщичество
3) мелкую торговлю
4) торгово-посреднические операции
10. К сфере экономики Аристотель относил такие функции денег, как
1) мера стоимости и средства обращения
2) средство обращения и средства накопления
3) средство накопления
4) мера стоимости
11. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги – это
1) совершенно бесполезный товар
2) результат соглашения между людьми
3) стихийно возникший товар
4) товар, угодный Богу
12. Высказывание: «Дао, которое можно выразить словами, не есть истинное дао» принадлежит древнекитайской школе
1) Конфуция
2) Мо-цзы
3) Легистов
4) Лао-цзы
13. Аристокл – это настоящее имя
1) Сократа
2) Демокрита
3) Платона
4) Аристотеля
14. Древний источник, признававший шесть основных прав человека (на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых) – это
1) «Экономикос»
2) «Государство»
3) «Никомахова этика»
4) «Библия»
15. Законы Хаммурапи ограничивали долговое рабство с целью
1) обеспечения роста налоговых поступлений в казну
2) скорейшего перехода к рыночной экономике
3) недопущения восстаний и разрушения основ натурального хозяйства
4) ограничения рабовладения
16. Основная обязанность государственного чиновника, согласно Артхашастре, – это
1) установление устойчивого уровня товарных цен
2) использование государственных денежных запасов
3) учет поголовья скота и посевных площадей
4) решение споров между жителями деревни
17. Азиатский способ производства предполагает
1) доминирующую роль государства в экономике
2) тщательное разделение труда
3) высокое значение нормативно-правового управления
4) доминирующую роль высшего сословия в формировании хозяйственного уклада
18.Установите соответствие:
1) Древняя Греция
2) Вавилония
3) Древняя Индия
A) сочинение «Ойкономиа»
B) Артхашастра»
C) кодекс законов Хаммурапи
19. Утверждение, которое не принадлежит Аристотелю, – это
1) «богатство – это изобилие денег»
2) «рабство – это явление естественное»
3) «экономия – естественна, хремастика – неестественна»
4) «меновая торговля относится к экономии»
20. Выразители экономической мысли древнего мира стремились
1) доказать божий промысел в управлении государством
2) изменить тип хозяйственного уклада
3) идеализировать натуральное хозяйство
4) отменить рабство