ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)
1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ
1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира
2.1. Экономическая мысль Древнего Востока
2.2. Экономическая мысль античного мира
Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России
3.1. Экономические воззрения канонистов
3.3. Экономические идеи в средние века в России
Тема 4. Формирование классической школы
4.3. Основные постулаты и идеи классической школы
Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века
5.1. Критически-утопический социализм
5.2. Старая историческая школа
Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы
6.1. Общая характеристика маржинализма
6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма
6.3. Неоклассическая экономическая школа
Требования к эссе и примеры работ
Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса
Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений
Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса
О.В. КОРНЕЙКО
Е.В. АСТАХОВА
ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Учебное пособие
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2015
УДК 33
ББК 65
К67
Рецензенты: В.С. Носовский, д-р экон. наук, профессор (ДВФУ);
В.А. Осипов, д-р экон. наук, профессор (ВГУЭС)
Корнейко, О.В.
Ф53 ИСТОРИЯ ЭУОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ [Текст] : учебное пособие / О.В. Корнейко, Е.В. Астахова. – Владивосток : Изд-во ВГУЭС , 2015. – 88 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «История экономических учений» и предназначено для студентов специальностей 080100.62 Экономика.
Может использоваться на практических занятиях, в процессе самостоятельной работы студентов, при подготовке к зачетам и экзаменам и других формах активной работы. В рамках каждой темы представлены вопросы для размышления и контроля, а также тестовые задания. Тесты и задания, вошедшие в учебное пособие, прошли апробацию в учебном процессе.
УДК 33
ББК 65
© Издательство Владивостокского
государственного университета
экономики и сервиса, оформление, 2015
ВВЕДЕНИЕ
У каждого человека сформировано обыденное экономическое мышление. Оно отражает непосредственные жизненные наблюдения людей. Обыденный взгляд на экономику возникает у людей, которые воспринимают мир через призму личных целей и интересов. Поэтому свои повседневные экономические решения – что купить, куда пойти работать, как сберечь накопленный доход – человек обычно принимает без сложных расчетов, руководствуясь здравым смыслом. По выражению Нобелевского Лауреата по экономике Пола Самуэльсона, «при более тщательном исследовании здравый смысл может оказаться сущей бессмыслицей».
Экономические понятия, которыми мы мыслим, складывались в разные эпохи и могут нести совсем не тот смысл, который мы по инерции в них вкладываем. Мы копим деньги, порой, так, как это делали наши предки столетия тому назад, хотя
деньги тогда были из драгоценных металлов, а ныне они бумажные. Мы легко ссылаемся на рост ВВП, плохо осознавая, что за этим стоит. Мы верим обещаниям политиков сделать нашу жизнь богатой и счастливой, не различая, каким обещаниям можно верить, а какими нас откровенно обманывают.
История любой науки – очень увлекательная вещь. Нет ничего интереснее истории развития человеческого духа, человеческой мысли. Развитие экономической мысли носит нелинейный характер, то есть происходит не вперед и вверх, а возвратно поступательно, с отступлениями, противоречиями, с многочисленной путаницей. Если мы возьмем историю математики, то там мы можем с достаточной уверенностью полагать, что то, что было самым правильным в ее истории осталось в современной математике, а все неправильное не осталось и не жалко. Совсем другая ситуация в экономической науке. Ее объект – человеческое поведение. А это очень сложная вещь, поэтому изучать его приходится с помощью очень сильных абстракций. Таких абстракций, таких моделей может быть несколько и ни одна не может быть исчерпывающей, и ни одна не может отменить другую. Поэтому в каждый момент времени существует несколько экономических теорий, они конкурируют между собой и есть за что. За все время существования экономики как науки произошло большое количество различных революций внутри нее. Были разные течения, которые с переменным успехом друг у друга отвоевывали преимущество в текущем споре. Разобраться в этой ситуации, разобраться в противоречиях, революциях, происходящих в экономической науке – это захватывающе и интересно. Экономическая наука – непростая наука, она касается каждого. В свое время А. Блок в поэме «Возмездие» писал, что XIX век был веком разбивания лбов о стену экономических доктрин, поэтому интересно узнать о что именно разбивали лбы наши не такие далекие предки. Что касается нынешнего века, то здесь мы не сильно ушли от века XIX. Опять идут кризисы, экономические проблемы и опять общество спрашивает: «Кто виноват?». Виноваты, конечно, экономисты. И тут, возникают вопросы к историкам: «Как так случилось, что экономическая теория как наука не выполняет важную прогностическую миссию, которая позволяет сказать, подсказать человечеству
, какую выбрать траекторию устойчивого развития?». Проблема эта вечно актуальна, злободневна и интересна.
История экономической мысли – это квинтэссенция опыта решения сложных проблем хозяйственной жизни; опыта, который складывался в борьбе идей, отражавших конфликтующие социальные интересы. В данном пособии обобщаются уроки выдающихся экономических мыслителей: Адама Смита и Карла Маркса, Леона Вальраса и Йозефа Шумпетера, Торстейна Веблена и Николая Кондратьева, Джона М. Кейнса и др. Мы будем разбираться в том, как, отвечая на вызовы своего времени, они создавали корпус современного экономического знания с его возможностями и ограничениями. Тем самым мы рассчитываем сделать экономический здравый смысл наших студентов более тренированным и просвещенным.
История экономических учений – это неотъемлемое звено курса «Экономическая теория (модуль 1, 2)».
Учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «История экономических учений» и предназначено для студентов специальностей 080100.62 Экономика.
Рабочая программа дисциплины предусматривает написание эссе по предложенным темам. В связи с тем, что выполнение этой задачи вызывает у студентов первого курса определенные трудности, авторы пособия включили в него раздел с требованиями по выполнению данного вида работ, а также примеры эссе с высокой оценкой, выполненные студентами предыдущих курсов.
Представленное учебное пособие по дисциплине «История экономических учений» может использоваться на практических занятиях, в процессе самостоятельной работы студентов, при подготовке к зачетам и экзаменам и других формах активной работы. В рамках каждой темы представлены вопросы для размышления и контроля, а также тестовые задания. Тесты и задания, вошедшие в учебное пособие, прошли апробацию в учебном процессе.
Теоретической базой представленного учебного пособия послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области истории экономической мысли.
Тема 1. Предмет и задачи курса
«История экономических учений» (ИЭУ)
1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ.
1.2. Методология курса
1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ
Зачем нам изучать историю науки, в которой сосредоточено максимальное количество споров. Ученые выстраивают систему взглядов на проблемы и вопросы, с которыми сталкивается человечество и предлагают свои варианты решения этих проблем. Но эти предложения не всегда работают. Мы учим учебники по экономической теории, написанные специалистами, которые не видят наступление кризиса. А значит, многие считают их бесполезными, потому что их содержимое оторвано от реальности.
Мори́с Алле́ (1911–2010) – французский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1988 года «за вклад в теорию рынков и эффективного использования ресурсов». Так вот он говорил: «Любая теория имеет научную ценность тогда, когда она подтверждается данными опыта и, если она представляет собой сгусток реальности».
Но в экономической теории так не получается. За все время существования экономики как науки произошло большое количество различных революций внутри нее. Были разные течения, которые с переменным успехом друг у друга отвоевывали преимущество в текущем споре. Со стороны может показаться: если экономисты так много спорят и не могут договориться о многих базовых вещах, то, наверное, экономику и ее историю пока еще рано изучать. Это неинтересная наука, ничего не понято.
Несмотря на всевозможные передряги, которые происходили в экономической науке, каждый раз мы выносили для себя очень важные уроки. Кризис 2008–2011 гг. мог быть намного глубже, если бы мы не поняли многое за последние 80 лет существования одного из разделов экономической теории – макроэкономики.
Её создатель, английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории однажды заметил: «Изучение истории идей с необходимостью предшествует освобождению мыслей».
Что это значит? Свободная мысль – это не следствие стечения обстоятельств, это результат длительных и постоянных усилий многих людей по ее формированию. История идей – это школа мыслей. Пройти эту школу – значит не только расширить знания, но и укрепить свободу мыслей.
И опять Кейнс. Вот что он пишет о роли мыслителей в истории развития общества. Это его цитата из «Обшей теории занятости, процента и денег»: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать, – писал лорд Кейнс, сам великий экономист. – В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад. Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей».
Роберт Л. Хайлбронер (24.03.1919 – 4.01.2005) – известный американский экономист и социолог, автор «Философов от мира сего» точно заметил, что владеющий умами людей обладает властью большей, чем оружие или государство: именно поэтому мыслители-экономисты на самом деле определяли очертания мира и управляли им. Мало кто из них пошевелил ради этого хоть пальцем; в основном они были учеными и работали тихо и неприметно. Из-за них погибали целые империи, они обрушивали политические режимы; по их велению класс восставал против класса, народ – против народа; и все происходило из-за потрясающей силы их идей.
Кто они – властители умов миллионов, великие экономисты всех времен и народов?
Адам Смит был Адамом экономики, т. е. первым экономистом и основателем всей экономической науки. Следуя Роберту Л. Хайлбронеру, его имя было знакомо Вольтеру, он близко дружил с Юмом, а желающие послушать его запутанные, но увлекательные лекции находились даже в России. В 2005 году «Богатство народов» было включено в список 100 лучших шотландских книг. Маргарет Тэтчер утверждала, что носила экземпляр этой книги с собой. Идеи Смита до сих пор вызывают много споров. Наверное, людям не очень понравилась мысль, что нами движет не что-то более возвышенное, а всего лишь вульгарная жажда наживы.