Файл: Е. В. Астахова история экономических учений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)

1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ

1.2. Методология курса

1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира

2.1. Экономическая мысль Древнего Востока

2.2. Экономическая мысль античного мира

Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России

3.1. Экономические воззрения канонистов

3.2. Меркантилизм

3.3. Экономические идеи в средние века в России

Тема 4. Формирование классической школы

4.1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.)

4.2. Физиократия

4.3. Основные постулаты и идеи классической школы

Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века

5.1. Критически-утопический социализм

5.2. Старая историческая школа

5.3. Марксизм

Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы

6.1. Общая характеристика маржинализма

6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма

6.3. Неоклассическая экономическая школа

Требования к эссе и примеры работ

Таблица 1

Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса

Продолжение табл. 1

Таблица 1

Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений

Таблица 2

Заключение По итогам этого эссе были рассмотрены механизмы и правила экономического роста как законы возрастающей и убывающей отдачи. Были сформулированы и выведены принципы их действия, условия их выполнения, определена сфера их действия, описана их структура. Проведена описательная характеристика отраслей промышленности, подверженных влиянию возрастающей и убывающей отдачи. На основе этого описания составлена таблица преимуществ и недостатков каждого рассмотренного сектора экономики. Нами была перенесена теоретическая модель законов на современный макроуровень в качестве примера и выдвинута гипотеза о решении таких проблем экономики как кризис перепроизводства, увеличение постоянных издержек производства и др. Так, чтобы предохранить промышленный сектор экономики от перепроизводства, экономического застоя и «падения», необходимо наряду с добывающими отраслями развивать должным образом и обрабатывающую промышленность. Хотелось бы сказать о современных политико-экономических взглядах. В нынешнее время основной приоритет развития отдельно взятого государства основывается на самых последних, наиболее актуальных теориях научного характера. Но они не всегда бывают приближенны к тем ситуациям и явлениям, которые происходят здесь и сейчас. Практически каждая экономическое учение имеет свою силу лишь в определенных условиях. Но что же, каждый раз придумывать все новую и новую теоретическую объяснительную базу? Я считаю, что так оно и есть. Это судьба экономической теории, как в принципе, и остальных наук. На протяжении времени багаж знаний будет увеличиваться до бесконечности, по мере развития человеческой культуры в целом. Список использованных источников 1. Райнерт, Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Э. Раннерт; пер. Н. Автономова. – М.: Изд. дом «Высшая школа экономики (Государственный Университет). Кн.1, Гл. 2–4.2. История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Изд.дом Инфра-М, 2000. Раз. 1, Гл. 3–6; Раз. 2, Гл. 15; Раз. 4, Гл. 29.3. Маршалл, А. Принципы экономической науки: авт. издание / А. Маршалл; пер. с англ. – М.: Бизнесском; Изд. дом Прогресс, 2010. Т. 1, Кн. 1, Гл. 3, Пр.A; Кн. 4, Гл. 8–11, 13.4. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Эксмо, 2007. Кн. 1, Гл. 1–3.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Инфра-М. 2012 (или др. год издания).Дополнительная литература Помякшев, Н.Ф. История экономических учений: учеб. пособие [для студентов вузов] / Н.Ф. Помякшев; Поволж. гос. соц.-гуманит. академия. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Изд-во Поволж. гос. соц.-гуманит. академии, 2013. – 304 с.Худокормов, А.Г. История экономических учений (современный этап): учебник для студентов, [аспирантов], обуч. по экон. специальностям / А.Г. Худокормов, П.А. Отмахов, В.С. Афанасьев и др.; под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 733 с.Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для студентов вузов / Я.С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 480 с.Полезные сайты http//www.cepa.newshool.edu/het/ – The history of Economics Website. http://www.eshet-web.org/ – европейское общество истории экономической мысли http://www.eh.net/HE/ – Сайт EH.net является Интернет-порталом, который представляет информацию об услугах, ресурсах в области экономической истории и способствует взаимодействию и общению ученых. Портал содержит сведения о проводимых научных конференциях и семинарах в этой области, обзоры по книгам, ссылки на сайты основных исследовательских организаций. Сайт представляет собой набор полезных сервисов для интересующихся историей экономической мысли, в частности каталог Интернет-ресурсов, сервис Ask the Professor и др. http://gallery.economicus.ru – библиотека электронных материалов по истории экономической мысли, в которой представлены известные экономисты (их портреты, биографии, работы) начиная с глубокой древности до сегодняшнего дня. На конец 2002 г. в Галерее размещена информация по 172 зарубежным экономистам. http://jh.isea.ru – журнал историко-экономических исследований. Издается с 2002 года http://homepage.newschool.edu/het – своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных текстов работ экономистов (в отличие от McMaster Archive), но содержит информацию о более чем 800 экономистах и почти 70 школах или направлениях экономической мысли. http://www.wesleyan.edu/css/reading/Barber/toc.htm – интересный и полезный экскурс по основным направлениям экономической мысли за всю ее историю от Адама Смита до середины ХХ века. Можно рекомендовать этот источник как дополнительное пособие для подготовки к лекциям или семинарам как преподавателей, так и студентов. Тексты написаны Уильямом Барбером. http://www.cpm.ll.ehime-u.ac.jp/AkamacHomePage/Akamac E-text Links – архив истории экономической мысли, предлагающий посетителю краткую справку об экономистах, ссылки на их работы или посвященные их творчеству страницы в Интернет. Напоминает энциклопедию The History of Economic Thought Website. Только количество представленных экономистов значительно меньше (всего около 200). Краткая справка об экономисте заимствована из справочника под редакцией Марка Блауга Who is Who in economics. http://economics.wideworld.ru/history_of_economic_thought – сайт посвящен истории экономических учений и создан специально студентам, готовящимся к сдаче экзаменов по этому предмету http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskay-teoriya/istoriya-et.html – сайт по истории экономических учений http://econteor.ru/hste – сайт по истории экономических учений http://www.analyticalschool.ru#!terminology/cbgn – имена и термины по экономике и истории экономических учений http://csf.colorado.edu/pkt/ – архив посткейнсианской мысли содержит материалы по посткейнсианской экономической теории, а также вообще по всем социальным или политическим исследованиям, которые находятся в согласии с философией посткейнсианства. На сайте можно найти страницы основных классиков посткейнсианства (Дэвидсон, Робинсон). http://www.frbsf.org/publicftion/education/greateconomists/index.html – рассматривается становление и развитие основных теоретических школ в экономической науке. http://www.hayekcenter.org/friendrich hayek/hayek.html – сайт, посвященный Хаейку. http://web.uvic.ca/rutherfo/mr_grvs.html – каталог информации и ссылок о том, где похоронены знаменитые экономисты. Здесь можно найти фотографию надгробного камня Бем-Баверка, увидеть точное написание закона заработной платы, которое пожелал видеть на своем надгробии фон Тюнен. http://www.econ.duke.edu/Economists/ – собрание качественных портретов (преимущественно Х1Х в., всего 47 штук), которые были подарены в 1997 г. экономическому факультету университета Дьюка профессором У. Сэмюелсом. http://www.management.edu.ru/db/msg/14034.html — своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных работ экономистов, но содержит информацию о более чем 800 экономистах и о почти 70 школах или направлениях экономической мысли. По каждому экономисту представлены: фотографии, годы жизни, краткий очерк о жизни и деятельности, подбор ссылок на другие вебсайты. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=686189 – собрание электронных материалов по истории экономической мысли: портреты, биографии, работы зарубежных и отечественных экономистов с древнейших времен до наших дней. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=445642 – архив статей и книг по экономической тематике (Кейнс, Илларионов, Коуз, Найшуль, Мизес, Хайек и др.) Разнообразные статьи по теме. Алфавитный каталог газет и журналов на русском языке по экономике. База данных по российским экономистам. http://netec.mcc.ac.uk/BibEc/data/JEL/B.html – библиография научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями аннотаций своих работ. Библиография упорядочена по систематическому принципу. http://netec.mcc.ac.uk/WoPEc/data/JEL/D.html – библиотека научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями своих статей. На конец 2002 г. представлено около 200 работ. http://www.marxists.org/ – удивительно обширный и с любовью сделанный сайт по истории экономической мысли и теории марксизма. Marxist writers – представлены основные персоналии, сгруппированные по эпохам развития марксистской мысли (более 50 человек). Для каждой персоналии представлены биография, работы, фотоальбом. Marxist History – материалы по различным периодам развития марксизма в различных странах. Есть раздел по Советскому Союзу. http://www.personal.psu.edu/faculty/j/d/jdm114/ – сайт, посвященный неординарному гению классических либеральных экономистов и вообще либералов прошлого. Основные достоинства сайта – полемические статьи об истории и философии экономической науки (раздел Archived Selections), критика основных предрассудков относительно экономической теории или политики (раздел Refutations), подборка любопытных цитат классиков экономической и социальной мысли. http://ek-lit.agava.ru/books.htm – одна из первых полнотекстовых библиотек в Рунете, которая имеет раздел «История экономической мысли». Здесь можно найти русскоязычные переводы классических работ А. Смита, Д. Рикардо, Е. Бем-Баверка, Ж-Б. Сэя, Ф. Бастиа, Дж.Б. Кларка, Дж.М. Кейнса, И. Фишера и других известных экономистов. http://www.economics.narod.ru/ – сайт для студентов и абитуриентов Национальной Горной Академии Украины. Материалы по истории экономических учений, государственному регулированию экономики, микроэкономике и др. http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/econ/ugem/3113/ – наиболее полная англоязычная библиотека по истории экономической мысли, которую уже много лет назад создал и поддерживает Род Хэй. Главная задача этой библиотеки – облегчить доступ к необходимым первоисточникам для студентов и преподавателей, которые не имеют других возможностей получить эти тексты. http://home.tvd.be/cr27486/home/html – хорошая коллекция ссылок на интернет-ресурсы по истории экономической мысли, которую поддерживает бельгийский исследователь Bert Mosselman. Материал организован примерно так же, как и на других сайтах: по типам ресурсов, по школам или течениям экономической мысли, по областям экономической науки. http://www.mysunrise.ch/users/dbesomi/Links/links-In.htm – хорошая страница ссылок по истории экономической мысли, которая создана и поддерживается швейцарским историком экономической мысли Даниелем Бессоми. Все материалы страницы организованы по 3 рубрикаторам: персональному, школам экономической мысли и различным проблемам экономической теории. http://harold.econ.uiuc.edu/

Оглавление



Наиболее значимым достижением экономической мысли ХХ в. Стали концептуальные решения государственного вмешательства в экономические процессы, которые появились в 30-е гг. и совершенствуются вплоть до наших дней. Эти теории в экономической литературе подразделяют на кейнсианские и неолиберальные и именно их эволюция положила начало дискуссиям о теоретических моделях «социального рыночного хозяйства», монетарных экономических доктринах «рейганомика», «тэтчеризм», концепции «неоклассического синтеза» и т.д.

Направления, течения и школы современной экономической мысли выражают, таким образом, все многообразие взглядов на проблемы формирования социально ориентированной рыночной экономики, что одновременно свидетельствует и об альтернативных возможностях для их практического воплощения в жизнь. В этой связи весьма уместно знаменитое напутствие Джоан Вайолет Робинсон, английского экономиста и общественного деятеля, последователя кейнсианского и посткейнсианского направления в экономической науке, профессора Кембриджского университета, по словам которой, «смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку к экономистам».

Вопросы для размышления и самоконтроля


1. Мы учим учебники по экономической теории, написанные специалистами, которые не видят наступление кризиса. Можно ли считать экономическую теории и ее историю бесполезными, потому что их содержимое оторвано от реальности?

2. Кейнс однажды заметил: «Изучение истории идей с необходимостью предшествует освобождению мыслей». Что это значит?

3. Какова роль мыслителей в истории развития общества?

4. Кто такие Адам Смит, Давид Рикардо, Роберт Оуэн, Карл Маркс, Джон Мейнард Кейнс, Йозеф Шумпетер, Пол Кругман?

5. Назовите самое известное деление исследователей и вообще людей? Отсюда и сформировались соответствующие методологические принципы в науке?

6. Известный нобелевский лауреат по макроэкономике, Роберт Солоу в конце 1960-х сказал: «Macroeconomics is finished (макроэкономика закончена)». Все, мы создали эту науку. Она уже есть. Мы понимаем основные постулаты. Теперь нам осталось только ее совершенствовать, придумывать какие-то дополнительные модели. Конечно, он глубоко заблуждался. Назовите факторы эволюции экономической мысли.

Тесты


1. Объектом изучения истории экономических учений не является

1) история экономической теории как науки

2) история отдельных экономических теорий

3) история способов производства материальных благ

4) история категорий, используемых экономической теорией

2. Предметом изучения истории экономических учений является

1) исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций

2) экономические законы и категории, действующие на уровне отдельного человека, семьи, фирмы

3) анализ механизма функционирования экономических систем

4) изучение основ экономической политики государства

3. Метод, состоящий в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении наиболее глубокой сущности предмета или явления – это

1) метод сравнительного анализа

2) метод научной абстракции

3) метод математического моделирования

4) метод индукции

4. Метод, представляющий собой описание экономического явления на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов – это

1) метод сравнительного анализа

2) метод научной абстракции

3) метод математического моделирования

4) метод индукции

5. Метод, состоящий в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов – это

1) метод сравнительного анализа

2) метод научной абстракции

3) метод математического моделирования

4) метод индукции

6. Установите соответствие между отдельными методами экономических исследований и их содержанием

1) анализ 2) синтез 3) индукция 4) дедукция

а) соединение отдельных частей экономического явления в процессе его познания в единое цело

b)познание экономического явления, предполагающее делать выводы на основе перехода от частных фактов к общим

c)познание экономического явления, предполагающее делать выводы при переходе от общих фактов к частным

d)познание экономического явления на основе разделения его на отдельные составные части и изучение каждой из частей

7. В переводе с греческого слово «экономика» означает

1) накопление богатства

2) искусство ведения домашнего хозяйства

3) эффективность организации общественного производства



4) рациональное распределение ограниченных благ

8. Автором высказывания: «Любая теория имеет научную ценность тогда, когда она подтверждается данными опыта и если она представляет собой сгусток реальности» является

1) А. Морис

2) К. Маркс

3) А. Смит

4) Ф. Хайек

9. Автором знаменитой книги «Теория экономического развития» является

1) Адам Смит

2) Йозеф Шумпетер

3) Пол Кругман

4) Карл Маркс

10. Автором известного высказывания «Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку к экономистам» является

1) Адам Смит

2) Марк Блауг

3) Джоан Вайолет Робинсон

4) Роберт Оуэн

11. Принцип экономического либерализма означает

1) абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь

2) абсолютный контроль деловой жизни со стороны государства

3) частичное регулирование государством валютно-денежных отношений

4) переход экономики на более высокую ступень развития

12. Автором известного высказывания «Экономическая наука добилась большего продвижения вперед, чем какая-либо другая отрасль общественных наук, поскольку она является более определенной и точной, чем все другие отрасли» является

1) А. Маршалл

2) М. Блауг

3) Дж. Робинсон

4) М. Вебер

13. Автором известного высказывания «Экономика – это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование» является

1) Л. Робинс

2) Р. Коуз

3) К. Маркс

4) М. Вебер

14. Иррационализм, как методологический принцип, предполагает

1) отрицание познавательного значения разума

2) абсолютизацию положений об изменчивости действительности

3) медленное изменение количественных характеристик, позволяющие констатировать происходящие глубокие и качественные изменения

4) целостный (системный) подход к изучению объектов

15. Органицизм, как методологический принцип, предполагает

1) отрицание познавательного значения разума

2) абсолютизацию положений об изменчивости действительности

3) медленное изменение количественных характеристик, позволяющие констатировать происходящие глубокие и качественные изменения

4) целостный (системный) подход к изучению объектов


16. Релятивизм, как методологический принцип, предполагает

1) отрицание познавательного значения разума

2) абсолютизацию положений об изменчивости действительности

3) медленное изменение количественных характеристик, позволяющие констатировать происходящие глубокие и качественные изменения

4) целостный (системный) подход к изучению объектов

17. Эволюционизм, как методологический принцип, предполагает

1) отрицание познавательного значения разума

2) абсолютизацию положений об изменчивости действительности

3) медленное изменение количественных характеристик, позволяющие констатировать происходящие глубокие и качественные изменения

4) целостный (системный) подход к изучению объектов

18. Автором известного высказывания ««Любая теория имеет научную ценность тогда, когда она подтверждается данными опыта и если она представляет собой сгусток реальности».» является

1) Морис Алле

2) Дж.М. Кейнс

3) Дж. Робинсон

4) М. Вебер

19. Автором известного высказывания «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад. Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей» является

1) Дж.М. Кейнс

2) Морис Алле

3) Роберт Л. Хайлбронер

4) М. Вебер

20. Роберт Л. Хайлбронер является автором следующего произведения

1) Исследование о природе и причине богатства наций

2) Общая теория занятости, процента и денег

3) Начала политической экономии и налогового обложения

4) Философы от мира сего.

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира


2.1. Экономическая мысль Древнего Востока.

2.2. Экономическая мысль античного мира

2.1. Экономическая мысль Древнего Востока


В древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появились первые древневосточные государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики.

Экономическая мысль на Востоке и Западе человеческой цивилизации имеет свои особенности.

Для Востока характерны следующие черты: деспотия (неограниченная власть) – вертикаль власти; огромный аппарат чиновников живет за счет труда земледельческой общины: земля принадлежит общине, община – государству; государство решает проблему водоснабжения и военной защиты; община формирует кровнородственные отношения и тотальную зависимость членов общины (например, в Китае выстраивалась следующая вертикаль власти: Небо–Император–подданные – «Не о чем молиться тому, кто провинился перед Небом»). Древневосточная мысль носила государственно-нормативный характер, имела априорное, бездоказательное содержание.

Для Запада характерны следующие черты: горизонтальная модель; уход от варварства к цивилизации через героическую эпоху (эпоха царей): ахейцы в Аттике создали народную форму правления (собрание) – избирали старейшин (архонтов) и басилеев – военных предводителей; власть не наследуется, она дарится лучшему и выбирается на собрании. XVIII–XVII веках до н.э – кризис такой формы власти. Античная мысль носила рациональный, демократический, светско-рациональный, доказательный характер.

Первые попытки систематизации экономических знаний в странах Древнего Востока предпринимал Конфуций, в Древней Греции – Аристотель, в Древнем Риме – Катон Старший.

Письменные источники, позволяющие судить об экономической мысли Древнего Востока, с известной долей условности можно разделить на две большие группы: непосредственно отражающие хозяйственную деятельность (переписи населения, земельные кадастры, документы хозяйственной отчетности и различные юридические акты) и представляющие попытку осмыслить эту хозяйственную деятельность (государственно-нормативные документы «Артхашастра», «Гуан-цзы».