Файл: Е. В. Астахова история экономических учений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)

1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ

1.2. Методология курса

1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира

2.1. Экономическая мысль Древнего Востока

2.2. Экономическая мысль античного мира

Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России

3.1. Экономические воззрения канонистов

3.2. Меркантилизм

3.3. Экономические идеи в средние века в России

Тема 4. Формирование классической школы

4.1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.)

4.2. Физиократия

4.3. Основные постулаты и идеи классической школы

Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века

5.1. Критически-утопический социализм

5.2. Старая историческая школа

5.3. Марксизм

Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы

6.1. Общая характеристика маржинализма

6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма

6.3. Неоклассическая экономическая школа

Требования к эссе и примеры работ

Таблица 1

Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса

Продолжение табл. 1

Таблица 1

Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений

Таблица 2

Заключение По итогам этого эссе были рассмотрены механизмы и правила экономического роста как законы возрастающей и убывающей отдачи. Были сформулированы и выведены принципы их действия, условия их выполнения, определена сфера их действия, описана их структура. Проведена описательная характеристика отраслей промышленности, подверженных влиянию возрастающей и убывающей отдачи. На основе этого описания составлена таблица преимуществ и недостатков каждого рассмотренного сектора экономики. Нами была перенесена теоретическая модель законов на современный макроуровень в качестве примера и выдвинута гипотеза о решении таких проблем экономики как кризис перепроизводства, увеличение постоянных издержек производства и др. Так, чтобы предохранить промышленный сектор экономики от перепроизводства, экономического застоя и «падения», необходимо наряду с добывающими отраслями развивать должным образом и обрабатывающую промышленность. Хотелось бы сказать о современных политико-экономических взглядах. В нынешнее время основной приоритет развития отдельно взятого государства основывается на самых последних, наиболее актуальных теориях научного характера. Но они не всегда бывают приближенны к тем ситуациям и явлениям, которые происходят здесь и сейчас. Практически каждая экономическое учение имеет свою силу лишь в определенных условиях. Но что же, каждый раз придумывать все новую и новую теоретическую объяснительную базу? Я считаю, что так оно и есть. Это судьба экономической теории, как в принципе, и остальных наук. На протяжении времени багаж знаний будет увеличиваться до бесконечности, по мере развития человеческой культуры в целом. Список использованных источников 1. Райнерт, Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Э. Раннерт; пер. Н. Автономова. – М.: Изд. дом «Высшая школа экономики (Государственный Университет). Кн.1, Гл. 2–4.2. История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Изд.дом Инфра-М, 2000. Раз. 1, Гл. 3–6; Раз. 2, Гл. 15; Раз. 4, Гл. 29.3. Маршалл, А. Принципы экономической науки: авт. издание / А. Маршалл; пер. с англ. – М.: Бизнесском; Изд. дом Прогресс, 2010. Т. 1, Кн. 1, Гл. 3, Пр.A; Кн. 4, Гл. 8–11, 13.4. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Эксмо, 2007. Кн. 1, Гл. 1–3.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Инфра-М. 2012 (или др. год издания).Дополнительная литература Помякшев, Н.Ф. История экономических учений: учеб. пособие [для студентов вузов] / Н.Ф. Помякшев; Поволж. гос. соц.-гуманит. академия. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Изд-во Поволж. гос. соц.-гуманит. академии, 2013. – 304 с.Худокормов, А.Г. История экономических учений (современный этап): учебник для студентов, [аспирантов], обуч. по экон. специальностям / А.Г. Худокормов, П.А. Отмахов, В.С. Афанасьев и др.; под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 733 с.Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для студентов вузов / Я.С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 480 с.Полезные сайты http//www.cepa.newshool.edu/het/ – The history of Economics Website. http://www.eshet-web.org/ – европейское общество истории экономической мысли http://www.eh.net/HE/ – Сайт EH.net является Интернет-порталом, который представляет информацию об услугах, ресурсах в области экономической истории и способствует взаимодействию и общению ученых. Портал содержит сведения о проводимых научных конференциях и семинарах в этой области, обзоры по книгам, ссылки на сайты основных исследовательских организаций. Сайт представляет собой набор полезных сервисов для интересующихся историей экономической мысли, в частности каталог Интернет-ресурсов, сервис Ask the Professor и др. http://gallery.economicus.ru – библиотека электронных материалов по истории экономической мысли, в которой представлены известные экономисты (их портреты, биографии, работы) начиная с глубокой древности до сегодняшнего дня. На конец 2002 г. в Галерее размещена информация по 172 зарубежным экономистам. http://jh.isea.ru – журнал историко-экономических исследований. Издается с 2002 года http://homepage.newschool.edu/het – своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных текстов работ экономистов (в отличие от McMaster Archive), но содержит информацию о более чем 800 экономистах и почти 70 школах или направлениях экономической мысли. http://www.wesleyan.edu/css/reading/Barber/toc.htm – интересный и полезный экскурс по основным направлениям экономической мысли за всю ее историю от Адама Смита до середины ХХ века. Можно рекомендовать этот источник как дополнительное пособие для подготовки к лекциям или семинарам как преподавателей, так и студентов. Тексты написаны Уильямом Барбером. http://www.cpm.ll.ehime-u.ac.jp/AkamacHomePage/Akamac E-text Links – архив истории экономической мысли, предлагающий посетителю краткую справку об экономистах, ссылки на их работы или посвященные их творчеству страницы в Интернет. Напоминает энциклопедию The History of Economic Thought Website. Только количество представленных экономистов значительно меньше (всего около 200). Краткая справка об экономисте заимствована из справочника под редакцией Марка Блауга Who is Who in economics. http://economics.wideworld.ru/history_of_economic_thought – сайт посвящен истории экономических учений и создан специально студентам, готовящимся к сдаче экзаменов по этому предмету http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskay-teoriya/istoriya-et.html – сайт по истории экономических учений http://econteor.ru/hste – сайт по истории экономических учений http://www.analyticalschool.ru#!terminology/cbgn – имена и термины по экономике и истории экономических учений http://csf.colorado.edu/pkt/ – архив посткейнсианской мысли содержит материалы по посткейнсианской экономической теории, а также вообще по всем социальным или политическим исследованиям, которые находятся в согласии с философией посткейнсианства. На сайте можно найти страницы основных классиков посткейнсианства (Дэвидсон, Робинсон). http://www.frbsf.org/publicftion/education/greateconomists/index.html – рассматривается становление и развитие основных теоретических школ в экономической науке. http://www.hayekcenter.org/friendrich hayek/hayek.html – сайт, посвященный Хаейку. http://web.uvic.ca/rutherfo/mr_grvs.html – каталог информации и ссылок о том, где похоронены знаменитые экономисты. Здесь можно найти фотографию надгробного камня Бем-Баверка, увидеть точное написание закона заработной платы, которое пожелал видеть на своем надгробии фон Тюнен. http://www.econ.duke.edu/Economists/ – собрание качественных портретов (преимущественно Х1Х в., всего 47 штук), которые были подарены в 1997 г. экономическому факультету университета Дьюка профессором У. Сэмюелсом. http://www.management.edu.ru/db/msg/14034.html — своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных работ экономистов, но содержит информацию о более чем 800 экономистах и о почти 70 школах или направлениях экономической мысли. По каждому экономисту представлены: фотографии, годы жизни, краткий очерк о жизни и деятельности, подбор ссылок на другие вебсайты. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=686189 – собрание электронных материалов по истории экономической мысли: портреты, биографии, работы зарубежных и отечественных экономистов с древнейших времен до наших дней. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=445642 – архив статей и книг по экономической тематике (Кейнс, Илларионов, Коуз, Найшуль, Мизес, Хайек и др.) Разнообразные статьи по теме. Алфавитный каталог газет и журналов на русском языке по экономике. База данных по российским экономистам. http://netec.mcc.ac.uk/BibEc/data/JEL/B.html – библиография научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями аннотаций своих работ. Библиография упорядочена по систематическому принципу. http://netec.mcc.ac.uk/WoPEc/data/JEL/D.html – библиотека научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями своих статей. На конец 2002 г. представлено около 200 работ. http://www.marxists.org/ – удивительно обширный и с любовью сделанный сайт по истории экономической мысли и теории марксизма. Marxist writers – представлены основные персоналии, сгруппированные по эпохам развития марксистской мысли (более 50 человек). Для каждой персоналии представлены биография, работы, фотоальбом. Marxist History – материалы по различным периодам развития марксизма в различных странах. Есть раздел по Советскому Союзу. http://www.personal.psu.edu/faculty/j/d/jdm114/ – сайт, посвященный неординарному гению классических либеральных экономистов и вообще либералов прошлого. Основные достоинства сайта – полемические статьи об истории и философии экономической науки (раздел Archived Selections), критика основных предрассудков относительно экономической теории или политики (раздел Refutations), подборка любопытных цитат классиков экономической и социальной мысли. http://ek-lit.agava.ru/books.htm – одна из первых полнотекстовых библиотек в Рунете, которая имеет раздел «История экономической мысли». Здесь можно найти русскоязычные переводы классических работ А. Смита, Д. Рикардо, Е. Бем-Баверка, Ж-Б. Сэя, Ф. Бастиа, Дж.Б. Кларка, Дж.М. Кейнса, И. Фишера и других известных экономистов. http://www.economics.narod.ru/ – сайт для студентов и абитуриентов Национальной Горной Академии Украины. Материалы по истории экономических учений, государственному регулированию экономики, микроэкономике и др. http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/econ/ugem/3113/ – наиболее полная англоязычная библиотека по истории экономической мысли, которую уже много лет назад создал и поддерживает Род Хэй. Главная задача этой библиотеки – облегчить доступ к необходимым первоисточникам для студентов и преподавателей, которые не имеют других возможностей получить эти тексты. http://home.tvd.be/cr27486/home/html – хорошая коллекция ссылок на интернет-ресурсы по истории экономической мысли, которую поддерживает бельгийский исследователь Bert Mosselman. Материал организован примерно так же, как и на других сайтах: по типам ресурсов, по школам или течениям экономической мысли, по областям экономической науки. http://www.mysunrise.ch/users/dbesomi/Links/links-In.htm – хорошая страница ссылок по истории экономической мысли, которая создана и поддерживается швейцарским историком экономической мысли Даниелем Бессоми. Все материалы страницы организованы по 3 рубрикаторам: персональному, школам экономической мысли и различным проблемам экономической теории. http://harold.econ.uiuc.edu/

Оглавление

Тема 4. Формирование классической
школы


4.1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.).

4.2. Физиократия.

4.3. Основные постулаты и идеи классической школы.

4.1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии
(с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.)


С возникновением классической политэкономии экономика получила признание в качестве науки. Философы Джон Локк, Дэвид Юм, финансисты Ричард Кантильон, Давид Рикардо, медики Уильям Петти, Франсуа Кенэ – никакая эпоха не знает такой концентрации интеллекта на проблемах экономики.

Классическая политическая экономия – одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая парадигма экономической науки – трудовая теория стоимости.

Становление и развитие классической политической экономии происходило на фоне серьёзных перемен в экономической и социальной жизни общества. На смену традиционным феодальным отношениям, приходила новая экономика – рыночная, которая на начальных этапах своего развития характеризовалась глубоким социальным расслоением общества.

Тысячи раз описывали злоупотребления на фабриках в первую половину XIX столетия: эксплуатацию детей бесконечную длину рабочего дня женщин и взрослых рабочих, нищенскую заработную плату, невежество, грубость, болезни и зарождающиеся в таких плачевных условиях пороки. В Англии доклады врачей, анкеты Палаты общин, речи и разоблачения Роберта Оуэна вызывали негодование общественного мнения.

Требование ограничения труда детей в хлопчатобумажных прядильнях с 1819 г. – первый робкий шаг в области рабочего законодательства. Ж.Б. Сэй, путешествуя в 1815 г. по Англии, заявил, что рабочий в Англии, несмотря на то, что он имеет семью, и, несмотря на усилия, часто достойные наивысшей похвалы, может заработать лишь три четверти, а иногда только половину своих расходов.

Впервые термин «классическая политическая экономия» употребил Карл Маркс, исходя из того, что «классическая школа» со свойственной ей классовой направленностью «исследовала производственные отношения буржуазного общества». Существуют хронологические разночтения в периодизации школы.
По мнению Маркса, классическая политэкономия относится к периоду с конца XVII в. (У. Петти, П. Буагильбер) до первой трети XIX в. (Д. Рикардо, С. Ди Сисмонди). В Западной литературе на нее отводят рамки от второй половины XVIII в. (А. Смит) до первой половины XIX в. (Дж. Ст. Милль). Кейнс относил к классикам А. Маршалла и А. Пигу (экономисты первой половины ХХ в.).

Классическая политическая экономия сложилась как единство двух начал:

– теория обмена – линия Сэя. Развивала идеи рыночного саморегулирования в противовес практики государственного протекционизма – основа идеологии либерализма;

– теория производства – линия Рикардо. Отвергала меркантилизм за переоценку роли торговли. Являлась главной для Маркса, поэтому его ключевые персонажи: Петти, Кенэ, Рикардо.

4.2. Физиократия


Вопрос о правах человека в сфере хозяйственной жизни, прежде всего о праве собственности интересовал крупнейшего английского философа Джона Локка (1632–1704). Он выдвинул трудовую теорию собственности. По его мнению, человек наделен естественным правом собственности владеть и распоряжаться своим телом, значит, собственность – естественное право человека, поэтому правительство не вправе распоряжаться тем, что принадлежит гражданам. Обоснование «естественности» права частной собственности было важной, но не достаточной предпосылкой для утверждения либеральных ценностей. Оставался вопрос, как люди могут распорядиться своими правами. Старший современник Локка Томас Гоббс считал, что люди в своем поведении следуют принципу «человек человеку волк», поэтому общество, в котором люди предоставлены самим себе неизбежно превратится в арену войны, не обойтись без мощного государства Левиафана, способного удержать в узде разрушительные человеческие страсти (1651 г., Левиафан).

Альтернативное решение проблемы дисгармонии общественной жизни предложил Бернард де Мандевиль (1670–1733), входит в список «ста великих экономистов до Кейнса» по версии М. Блауга. Его памфлет «Басня о пчелах или пороки частных лиц – благо для общества» повествует о жизни пчелиного улья: внешне благополучный пчелиный рой насквозь погряз в пороках, в нем процветали обман, корыстолюбие. Члены роя обратились к Богу, чтобы Он избавил их от пороков. Всевышний услышал ропот роя и сделал их безгрешными. Но тогда все стало приходить в упадок

, исчезла торговля, строительство….. Мораль басни:

Когда грешные люди предоставлены самим себе, общество не погибает, а процветает.

«Для счастья общества необходимо, чтобы большая его часть пребывала в невежестве и нищете», т.е. сама природа общества такова, что без порока оно жить не в состоянии!

Памфлет Мандевиля задел «за живое» британскую публику. Наиболее полный ответ был дан спустя более чем полвека А. Смитом в «Теории нравственных чувств» (1759). По его мнению, основная цель людей – тщеславие, а не благосостояние или удовольствие (отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие). Богатство выдвигает человека на первый план. Почему казнь Карла I вызвала огромное негодование, тогда как смерти простых людей оставляли общество равнодушным? Наша готовность восхищаться богатыми и знатными людьми и презирать людей бедных – главная причина искажения нравственных чувств. А. Смит был философом-моралистом и вобрал в себя многовековую аристотелевскую традицию. Взаимодействие увлеченных только собой людей приводит к удивительному результату: гармонии во всем обществе. Сит верил, что каждый человек хорошо знает свои интересы и вправе свободно им следовать: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а лишь об их выгодах».

У. Петти (1623-1687). Основные работы: «Трактат о налогах и сборах», «Политическая анатомия Ирландии», «Политическая арифметика», «Кое что о деньгах». Основные идеи:

– продукт, выросший на невозделанной земли – чистый продукт земли;

продукт, выросший на возделанной земли – чистый продукт труда;

– таинственная природа денежной ренты: рента – избыток продукта над затратами на его создание («если земледелец из жатвы вычтет зерно….а равно и все то, что он потребил для удовлетворения своих… потребностей, то остаток хлеба составляет истинную и естественную земельную ренту этого года»

У. Петти первым сформулировал основополагающий для всей классической политической экономии тезис о том, что богатство нации создается во всех сферах материального производства, и именно труд – основа данного богатства. Широко известна его фраза: «Труд есть отец богатства, а земля – его мать».

В конце XVIII – начале XIX в. такое понимание богатства находит все новых сторонников. Среди них Пьер Лепезан де Буагильбер (1646–1714). Он оказал влияние на последующее развитие французской экономической мысли.


Его вклад в теорию богатства связан с темой пропорциональности, он был первым, кто осознал, что рыночным ценам соответствуют пропорции производства. «Пропорциональные цены» – это цены покупок, при которых производители покрывают издержки и остаются в выигрыше. «Состояние изобилия» – равновесное состояние экономики с пропорциональными ценами. Состояние изобилия возможно в условиях свободной конкуренции.

Ричард Кантильон (1680–1734, ирландец по происхождению, всю жизнь прожил во Франции) – продолжатель линии Буагельбера. Его основные идеи:

– рыночные цены – цены спроса и предложения;

– внутренние цены- цены, связанные с затратами земли и труда, необходимыми для пр-ва товаров. Причем земля первична, так как кол-во труда зависит от средств пропитания, предоставляемое землей: «Люди размножаются как мыши в амбаре»;

3 класса в обществе: земельные собственники, наемные работники (фиксированный доход) и предприниматели (нефиксированный доход).

В «Очерке о природе торговли» (1755 г.) Кантильон впервые употребил понятие «предпринимательство» и выявил черты предпринимателя:

– действует на свой страх и риск для получения непостоянного дохода;

– предпринимательская деятельность приводит в соответствие товарное предложение и спрос;

– превращает средства производства в капитал;

– производит продукцию, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство;

– «предприниматель – субъект рыночных отношений, обладающий способностями предвидеть, рисковать, брать ответственность на себя за решения в стандартных и рисковых ситуациях».

Вот еще дефиниция предпринимателя, данная Ричардом Кантильоном: «Предприниматель – это тот, кто «дает определенную цену в месте и времени покупки, с тем, чтобы затем перепродать по неопределенной цене».

Способствовал возникновению научной школы физиократов, в названии которой отражена центральная идея о природной силе земли как главного фактора богатства. Физиократы сами называли себя экономистами, тем самым возвестили о новой профессии.


Ф. Кенэ (1727–1781) – лидер школы. Главный труд «Экономическая таблица» 1758 г. – первый опыт моделирования экономических процессов. Кенэ показал, что основа экономической жизни – кругооборот общественного продукта и денежных доходов – распределение годового продукта между тремя классами:

– земельными собственниками;

– сельскими производителями (фермерами);

– городскими производителями (бесплодным или стерильным классом, так как они лишь преобразовывают исходный материал, поставляемый сельским хозяйством: ремесленниками, промышленниками, торговцами). Мысль о том, что часть общественного продукта должна идти на возобновление «первоначальных» и «годовых» авансов и что такое возобновление составляет непременное условие создания «чистого продукта» и нормального хода экономических процессов – одно из главных достижений Кенэ. Таким образом, благодаря Кенэ, произошло осмысление роли капиталов, введение в научный оборот понятий, которые в дальнейшем стали называться основной и оборотный капитал.

В вопросах экономической политики физиократы, так же как позднее Смит, выступали за ограничение государственного вмешательства в экономику и снижение таможенных пошлин. Считается что именно в ходе этих дискуссий родился знаменитый лозунг экономического либерализма «laissez faire, laissez passer» («пусть все идет, как идет»- требование свободы действий для предпринимателей и свободного (без обложения пошлинами и сборами) передвижения для их товаров.