Файл: Е. В. Астахова история экономических учений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)

1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ

1.2. Методология курса

1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира

2.1. Экономическая мысль Древнего Востока

2.2. Экономическая мысль античного мира

Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России

3.1. Экономические воззрения канонистов

3.2. Меркантилизм

3.3. Экономические идеи в средние века в России

Тема 4. Формирование классической школы

4.1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.)

4.2. Физиократия

4.3. Основные постулаты и идеи классической школы

Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века

5.1. Критически-утопический социализм

5.2. Старая историческая школа

5.3. Марксизм

Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы

6.1. Общая характеристика маржинализма

6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма

6.3. Неоклассическая экономическая школа

Требования к эссе и примеры работ

Таблица 1

Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса

Продолжение табл. 1

Таблица 1

Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений

Таблица 2

Заключение По итогам этого эссе были рассмотрены механизмы и правила экономического роста как законы возрастающей и убывающей отдачи. Были сформулированы и выведены принципы их действия, условия их выполнения, определена сфера их действия, описана их структура. Проведена описательная характеристика отраслей промышленности, подверженных влиянию возрастающей и убывающей отдачи. На основе этого описания составлена таблица преимуществ и недостатков каждого рассмотренного сектора экономики. Нами была перенесена теоретическая модель законов на современный макроуровень в качестве примера и выдвинута гипотеза о решении таких проблем экономики как кризис перепроизводства, увеличение постоянных издержек производства и др. Так, чтобы предохранить промышленный сектор экономики от перепроизводства, экономического застоя и «падения», необходимо наряду с добывающими отраслями развивать должным образом и обрабатывающую промышленность. Хотелось бы сказать о современных политико-экономических взглядах. В нынешнее время основной приоритет развития отдельно взятого государства основывается на самых последних, наиболее актуальных теориях научного характера. Но они не всегда бывают приближенны к тем ситуациям и явлениям, которые происходят здесь и сейчас. Практически каждая экономическое учение имеет свою силу лишь в определенных условиях. Но что же, каждый раз придумывать все новую и новую теоретическую объяснительную базу? Я считаю, что так оно и есть. Это судьба экономической теории, как в принципе, и остальных наук. На протяжении времени багаж знаний будет увеличиваться до бесконечности, по мере развития человеческой культуры в целом. Список использованных источников 1. Райнерт, Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Э. Раннерт; пер. Н. Автономова. – М.: Изд. дом «Высшая школа экономики (Государственный Университет). Кн.1, Гл. 2–4.2. История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Изд.дом Инфра-М, 2000. Раз. 1, Гл. 3–6; Раз. 2, Гл. 15; Раз. 4, Гл. 29.3. Маршалл, А. Принципы экономической науки: авт. издание / А. Маршалл; пер. с англ. – М.: Бизнесском; Изд. дом Прогресс, 2010. Т. 1, Кн. 1, Гл. 3, Пр.A; Кн. 4, Гл. 8–11, 13.4. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Эксмо, 2007. Кн. 1, Гл. 1–3.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Инфра-М. 2012 (или др. год издания).Дополнительная литература Помякшев, Н.Ф. История экономических учений: учеб. пособие [для студентов вузов] / Н.Ф. Помякшев; Поволж. гос. соц.-гуманит. академия. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Изд-во Поволж. гос. соц.-гуманит. академии, 2013. – 304 с.Худокормов, А.Г. История экономических учений (современный этап): учебник для студентов, [аспирантов], обуч. по экон. специальностям / А.Г. Худокормов, П.А. Отмахов, В.С. Афанасьев и др.; под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 733 с.Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для студентов вузов / Я.С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 480 с.Полезные сайты http//www.cepa.newshool.edu/het/ – The history of Economics Website. http://www.eshet-web.org/ – европейское общество истории экономической мысли http://www.eh.net/HE/ – Сайт EH.net является Интернет-порталом, который представляет информацию об услугах, ресурсах в области экономической истории и способствует взаимодействию и общению ученых. Портал содержит сведения о проводимых научных конференциях и семинарах в этой области, обзоры по книгам, ссылки на сайты основных исследовательских организаций. Сайт представляет собой набор полезных сервисов для интересующихся историей экономической мысли, в частности каталог Интернет-ресурсов, сервис Ask the Professor и др. http://gallery.economicus.ru – библиотека электронных материалов по истории экономической мысли, в которой представлены известные экономисты (их портреты, биографии, работы) начиная с глубокой древности до сегодняшнего дня. На конец 2002 г. в Галерее размещена информация по 172 зарубежным экономистам. http://jh.isea.ru – журнал историко-экономических исследований. Издается с 2002 года http://homepage.newschool.edu/het – своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных текстов работ экономистов (в отличие от McMaster Archive), но содержит информацию о более чем 800 экономистах и почти 70 школах или направлениях экономической мысли. http://www.wesleyan.edu/css/reading/Barber/toc.htm – интересный и полезный экскурс по основным направлениям экономической мысли за всю ее историю от Адама Смита до середины ХХ века. Можно рекомендовать этот источник как дополнительное пособие для подготовки к лекциям или семинарам как преподавателей, так и студентов. Тексты написаны Уильямом Барбером. http://www.cpm.ll.ehime-u.ac.jp/AkamacHomePage/Akamac E-text Links – архив истории экономической мысли, предлагающий посетителю краткую справку об экономистах, ссылки на их работы или посвященные их творчеству страницы в Интернет. Напоминает энциклопедию The History of Economic Thought Website. Только количество представленных экономистов значительно меньше (всего около 200). Краткая справка об экономисте заимствована из справочника под редакцией Марка Блауга Who is Who in economics. http://economics.wideworld.ru/history_of_economic_thought – сайт посвящен истории экономических учений и создан специально студентам, готовящимся к сдаче экзаменов по этому предмету http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskay-teoriya/istoriya-et.html – сайт по истории экономических учений http://econteor.ru/hste – сайт по истории экономических учений http://www.analyticalschool.ru#!terminology/cbgn – имена и термины по экономике и истории экономических учений http://csf.colorado.edu/pkt/ – архив посткейнсианской мысли содержит материалы по посткейнсианской экономической теории, а также вообще по всем социальным или политическим исследованиям, которые находятся в согласии с философией посткейнсианства. На сайте можно найти страницы основных классиков посткейнсианства (Дэвидсон, Робинсон). http://www.frbsf.org/publicftion/education/greateconomists/index.html – рассматривается становление и развитие основных теоретических школ в экономической науке. http://www.hayekcenter.org/friendrich hayek/hayek.html – сайт, посвященный Хаейку. http://web.uvic.ca/rutherfo/mr_grvs.html – каталог информации и ссылок о том, где похоронены знаменитые экономисты. Здесь можно найти фотографию надгробного камня Бем-Баверка, увидеть точное написание закона заработной платы, которое пожелал видеть на своем надгробии фон Тюнен. http://www.econ.duke.edu/Economists/ – собрание качественных портретов (преимущественно Х1Х в., всего 47 штук), которые были подарены в 1997 г. экономическому факультету университета Дьюка профессором У. Сэмюелсом. http://www.management.edu.ru/db/msg/14034.html — своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных работ экономистов, но содержит информацию о более чем 800 экономистах и о почти 70 школах или направлениях экономической мысли. По каждому экономисту представлены: фотографии, годы жизни, краткий очерк о жизни и деятельности, подбор ссылок на другие вебсайты. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=686189 – собрание электронных материалов по истории экономической мысли: портреты, биографии, работы зарубежных и отечественных экономистов с древнейших времен до наших дней. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=445642 – архив статей и книг по экономической тематике (Кейнс, Илларионов, Коуз, Найшуль, Мизес, Хайек и др.) Разнообразные статьи по теме. Алфавитный каталог газет и журналов на русском языке по экономике. База данных по российским экономистам. http://netec.mcc.ac.uk/BibEc/data/JEL/B.html – библиография научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями аннотаций своих работ. Библиография упорядочена по систематическому принципу. http://netec.mcc.ac.uk/WoPEc/data/JEL/D.html – библиотека научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями своих статей. На конец 2002 г. представлено около 200 работ. http://www.marxists.org/ – удивительно обширный и с любовью сделанный сайт по истории экономической мысли и теории марксизма. Marxist writers – представлены основные персоналии, сгруппированные по эпохам развития марксистской мысли (более 50 человек). Для каждой персоналии представлены биография, работы, фотоальбом. Marxist History – материалы по различным периодам развития марксизма в различных странах. Есть раздел по Советскому Союзу. http://www.personal.psu.edu/faculty/j/d/jdm114/ – сайт, посвященный неординарному гению классических либеральных экономистов и вообще либералов прошлого. Основные достоинства сайта – полемические статьи об истории и философии экономической науки (раздел Archived Selections), критика основных предрассудков относительно экономической теории или политики (раздел Refutations), подборка любопытных цитат классиков экономической и социальной мысли. http://ek-lit.agava.ru/books.htm – одна из первых полнотекстовых библиотек в Рунете, которая имеет раздел «История экономической мысли». Здесь можно найти русскоязычные переводы классических работ А. Смита, Д. Рикардо, Е. Бем-Баверка, Ж-Б. Сэя, Ф. Бастиа, Дж.Б. Кларка, Дж.М. Кейнса, И. Фишера и других известных экономистов. http://www.economics.narod.ru/ – сайт для студентов и абитуриентов Национальной Горной Академии Украины. Материалы по истории экономических учений, государственному регулированию экономики, микроэкономике и др. http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/econ/ugem/3113/ – наиболее полная англоязычная библиотека по истории экономической мысли, которую уже много лет назад создал и поддерживает Род Хэй. Главная задача этой библиотеки – облегчить доступ к необходимым первоисточникам для студентов и преподавателей, которые не имеют других возможностей получить эти тексты. http://home.tvd.be/cr27486/home/html – хорошая коллекция ссылок на интернет-ресурсы по истории экономической мысли, которую поддерживает бельгийский исследователь Bert Mosselman. Материал организован примерно так же, как и на других сайтах: по типам ресурсов, по школам или течениям экономической мысли, по областям экономической науки. http://www.mysunrise.ch/users/dbesomi/Links/links-In.htm – хорошая страница ссылок по истории экономической мысли, которая создана и поддерживается швейцарским историком экономической мысли Даниелем Бессоми. Все материалы страницы организованы по 3 рубрикаторам: персональному, школам экономической мысли и различным проблемам экономической теории. http://harold.econ.uiuc.edu/

Оглавление

Тема 5. Неортодоксальная
экономическая теория XIX века


5.1. Критически-утопический социализм.

5.2. Старая историческая школа

5.3. Марксизм

Протест против несправедливости, зла, неравенства, угнетения, частной собственности возникает к началу XIX века, в период активного развития капитализма на новой волне промышленной революции. Массовые недовольства, народные волнения связанные с несправедливой эксплуатацией наемного труда порождают новое направление в экономической мысли – утопический социализм. Проповедь добра, справедливости, равенства, мечтания об идеальном обществе, – идеи, нашедшие отражение в трудах Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.

5.1. Критически-утопический социализм


1. УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ – учение, предшествовавшее марксизму о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.

Р. Оуэн становится инициатором развития поддержки наемных работников, а также основателем профсоюзов. «…Государство, столь сурово и предвзято относящееся к бедным, покорно идет на поводу интересов привилегированного меньшинства – людей, обладающих богатством…». Капитализм, по словам Р. Оуэна, формирует у людей «привычки…как бы предназначенные для подавления всех социальных чувств». «Человек, живущий в таких условиях, видит все окружающее как бы набегу, из дорожного дилижанса, и стремясь к индивидуальному обогащению, пренебрегает самим собой, своим благополучием, своими потребностями и даже страданиями, если не считать унизительной системы приходской благотворительности, которая пригодна только для того, чтобы делать сердце человека нечувствительным к страданиям его собратьев или формировать тиранов и рабов. Сегодня человек работает на одного хозяина, завтра – на второго, затем – на третьего и четвертого, пока все связи между предпринимателями и наемными рабочими не низведутся к простому соображению о непосредственной выгоде, которую можно извлечь из другого человека». 

Ш. Фурье (1772–1837), выделял такие ступени развития человечества: дикость, патриархат, варварство и цивилизация, основанная на крупном производстве. Цивилизация порождает «социетарное, правдивое и привлекательное производство», высшей ступенью которого является «гармонизм, сложная ассоциация».
Труд по его словам, является естественной потребностью человека и наслаждение. Он стремится создать идеальное общество:

Анри де Сен-Симона (1760–1825) в «Книге о новом нравственном мире» (1844) предлагает ряд мероприятий по решению социальных проблем. По реализации проекта им были построены общежития, столовая, торговая лавка, детский сад. Более того, он добился на законодательном уровне сокращение рабочий день для взрослых с 17 до 10 часов; предопределил законодательство отказавшись пользоваться трудом детей в возрасте менее 10 лет и создав для них школы, которое впервые были абсолютно светскими. Подобные новшества значительным образом улучшили качество жизни наемных работников.

Симон де Сисмонди (1773–1842) был первым из экономистов, который показал противоречия между производством и потреблением в капиталистическом обществе и связь этого противоречия с экономическими кризисами, подверг критике свободную конкуренцию. Он считал, что государству необходимо вмешиваться в управление хозяйственными процессами как естественными, разрабатывая систему юридических законов, выступал с критикой зарождающихся капиталистических отношений, идеализируя мелкотоварное производство, цеховую организацию ремесла. подверг критике свободную конкуренцию.

5.2. Старая историческая школа


СТАРАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА – направление экономической мысли, сложившееся в Германии в 40–50-х гг. XIX в. Главной чертой этой школы являлось использование исторического метода применительно к анализу экономических явлений и процессов.

Предметом исследования служила хозяйственная эволюция отдельных стран и народов, их экономических порядков, институтов, политики, права, морали, нравственности и психологии, этических норм и правил. На первое место выдвигались национальные особенности отдельных стран, определяющие, по мнению представителей старой исторической школы, пути их хозяйственного развития. Старая историческая школа положила начало сравнительному анализу экономического развития отдельных стран (компаративистике).

Ф. Лист (1798–1846) и его сторонники утверждали, что политическая экономия является чисто национальной, а не всеобщей наукой. Рассматривает идеи национальной индустриальной державы, способной к экономической и политической экспансии на мировой арене. Ставит задачу в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации. Лист выступал противником свободной торговли, считая, что принцип свободной торговли закрепляет преимущества развитых стран, а странам развивающимся нужен таможенный протекционизм для подъема их экономик.



Вернер Зомбарт (1863–1941) обвиняет в появлении капитализма женщин, основываясь на мнении, что появление неработающих представительниц женского пола среднего класса вынудило мужчин дарить им роскошные подарки, которые они требовали, и, таким образом, это порождало в мужчинах дух капиталистической наживы.

Пьер Жозеф Прудон (1809–1865) разработал идею «дарового кредита» и предложил организовать народный банк, который бы выдавал бесплатный кредит. Такие реформы привели бы к установлению нового строя. Все стали бы трудиться, обмениваться равными количествами труда, установилось бы экономическое равенство. За идею полного отказа от государства Прудон получил в истории титул «отец анархии».

5.3. Марксизм


Марксизм – это система философских, экономических, социально-политических взглядов К. Маркса; наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления. 

Карл Ге́нрих Маркс (1818–1883) – немецкий философ, экономист, социолог, политический журналист, общественный деятель. Основная работа: «Капитал» в 3 томах. (1867, 1885, 1894). Заслуга немецкого философа и экономиста К. Маркса заключается в том, что его работы стали точкой отсчета для современной радикальной политической экономии XX века. Экономические воззрения К. Маркса представляют совокупность концепций, отражающих закономерность социально-экономических процессов развития общества.

Теория прибавочной стоимости. Главным, центральным понятием теории Карла Маркса является теория прибавочной стоимости (теория классовой эксплуатации наемного труда). Из процесса создания прибавочной стоимости Маркс выводит и понятие эксплуатации труда капиталистом. Капиталистические предприятия объединяют труд тысяч рабочих, а в результате углубления общественного разделения труда в производстве каждого товара принимают участие многие предприятия различных отраслей экономики.

Производительные силы приобретают все более общественный характер, но их развитие сдерживается частнокапиталистической формой собственности. Рассматривая время работы он делит его на необходимое рабочее, во время которого работник создает необходимый продукт, и прибавочное, за которое создается прибавочный продукт. Именно присвоение прибавочного продукта капиталистом Маркс считает эксплуатацией труда. Это, как подчеркивает Маркс, является основным противоречием капиталистического способа производства.

По словам К. Маркса, «…прибавочная стоимость есть не что иное, как избыток того количества труда, которое дает рабочий, над тем количеством овеществленного труда, которое он получил в своей собственной заработной плате, в качестве стоимости своей рабочей силы». Таким образом, прибавочная стоимость, – стоимость, создаваемая неоплаченным трудом наёмного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом. Маркс считал, что заработная плата — это превращенная стоимость (цена) рабочей силы. Он анализирует факторы, воздействующие на изменение заработной платы, ее формы, национальные особенности.


Процесс производства капитала в целом, превращение прибавочной стоимости в прибыль, образование нормы прибыли. Совокупный общественный продукт, по Марксу, равен сумме издержек производства и прибыли:

w = c + v + m = k + p,

где с – постоянный капитал;

v – переменный капитал;

т – прибавочная стоимость;

k – издержки производства;

р – прибыль.

С одной стороны, постоянное ухудшение положения рабочих, усиление их эксплуатации поднимают пролетариат на борьбу за свои права, а с другой стороны, внутри самого капитализма вызревают объективные предпосылки его крушения и создания новой формации, основанной на общественной собственности на средства производства. Эти положения легли в основу концепции классовой борьбы, в соответствии с которой общество делится на «базис и надстройку».

Базис общества – это совокупность исторически определенных производственных отношений. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания».

Надстройка представляет собой совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения.

Теория трудовой стоимости. Стоимость товара эквивалентна затратам рабочего времени, а цена товара денежное выражение стоимости. Товар, по Марксу, содержит противоречия между потребительной стоимостью и меновой стоимостью, абстрактным и конкретным трудом, частным и общественным трудом. Здесь же выводится всеобщая формула капитала:

Д – Т –... П... – Т" – Д".

Деньги оказывают обратное влияние на производство. Деньги, как объясняет Маркс, являются необходимым условием товарных отношений, продуктом товарного производства. Деньги служат выражением стоимости соизмеримых товаров. В частности, из функций денег как средства обращения и платежа К. Маркс выводил возможность кризисов, которая объяснялась появлением разрыва во времени и пространстве между продажей и куплей товаров.

В соответствии с теорией К. Маркса для обслуживания обращения определенной товарной массы требуется определенное количество металлических денег, которое определяется рядом факторов производства: