ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
Работа по развитию связной речи.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
Результаты контрольной группы.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с ОНР
Изучение детей дошкольного возраста занималось большое количество учёных, к ним можно отнести работы Л.С.Выготского, B.C.Мухиной, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, С.Г.Якобсон, А.Н.Давидчук, Л.А.Парамоновой, по этой теме писали свои научные труды А.В.Запорожц, Е.П.Арушанова, Т.А.Куликова, Д.Б. Эльконин, С.А.Козлова, М.И.Лисина, Е.О.Смирновой и многте другие.
Д. Б. Эльконин выдвинул свою возрастную периодизацию, в основе его периодизации лежит концепция, согласно которой от одного этапа возрастного периода к другому происходит постепенная смена ведущей деятельности. Д. Б. Эльконин в своей периодизации выделяет шесть различных фаз и периодов:
-
Первый период имеет следующие временные рамки, от момента рождения до 1 года ребёнка. В этот период развития основным видом деятельности ребёнка является интимно–личностное общение с матерью. -
Второй период. Он длится от 1 года до 3 лет. Основной вид деятельности на этом этапе – это предметно–манипулятивная деятельность. Выполняя различные манипуляции с предметами ребёнок обучается, узнает их свойства, познаёт таким образом мир. -
Третий период. Его возрастные рамки протекают с 3 лет до 7 лет. Это период, когда главной деятельностью становится игровая деятельность. Осваивая игру ребёнок применяет на себя различные социальные роли,
развивает в
игре своё воображение, память, мышление, в общем говоря развивает все свои высшие психические функции, в том числе и речь, учится взаимодействовать с окружающими и так далее.
-
Четвертый период. С 7 лет до 12 лет. Здесь место ведущей деятельности занимает учебная деятельность. Это период школьного обучения, основное развитие ребёнка происходит во время его обучения. -
Пятый период. С 12 до 18 лет. На этом этапе основной вид деятельности– это общение со сверстниками. Если раньше главными авторитетами в жизни ребёнка являлись родители, классный руководитель, то сейчас это место занимают сверстники ребёнка. -
Шестой этап. С 18 лет основной вид деятельности это вновь учебная деятельность [86].
Хотелось бы подробней остановиться именно на периоде, когда основной деятельностью ребёнка является игровая деятельность. Дошкольный возраст начинается с изменения ведущей деятельности – у ребёнка появляется, как уже говорилось ранее ролевая игра. Взрослый берёт на себя роль эталона, становится образцом для подражания. В игре проигрываются различные модели отношений, происходит развитие общих и специфических способностей ребенка.
В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) потребность во взрослом является одной из важнейших черт, характеризующий данный период. Однако, в эти годы взрослый для ребёнка становится установителем общественных норм, правил поведения, также, благодаря взрослому, ребёнок научается
различными способами сотрудничества с другими людьми [3].
В исследованиях B.C.Мухиной, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Е.О. Смирновой, С.Г.Якобсон, А.Н.Давидчук, Л.А.Парамоновой и др. отмечаются следующие особенности детей младшего дошкольного возраста:
-
появляется интерес, а также желание выполнять самостоятельно многое вещи, например, самостоятельно выполнять гигиенические процедуры, самому развивать и улучшать свои двигательные навыки; -
происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются все морфофункциональные системы; -
двигательная активность выходит на новый уровень, (на протяжении пребывания в ДОУ объем двигательной активности составляет 10-14 тысяч условных шагов, интенсивность – до 40-55 движении в минуту; -
движения всё более начинают имеют преднамеренный и целеустремленный характер; -
не редко может отмечается слабость волевых регуляций; -
работоспособность детей в этом возрасте стремительно увеличивается, причем пик работоспособности приходится именно на первую половину дня; -
активно развиваются все основные виды движений (ходьба, бег, прыгание, лазание), однако, физические качества всё еще развиты слабо; -
большой интерес у ребёнка вызывает окружающий мир, этот период характеризует большое ежедневное задаваемое количество вопросов взрослым, этот возраст ещё иногда называют возрастом «почемучек»; -
содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире, возникают новые средства ориентировки ребёнка в окружающем его пространстве; -
широко в этом возрасте идёт развитие детской памяти, но, она носит ещё непроизвольный характер; -
ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Дети много фантазирует, в качестве символического средства используется речь [60].
Символическая функция – это качественно новое достижение в умственном, познавательном развитии ребенка младшего дошкольного
возраста, оно представляет собой начало образования внутреннего плана мышления, который нуждается во внешних опорах (игровых, изобразительных, вещественных символах):
-
ребенку свойственен наивный антропоморфизм, по его мнению, все окружающие предметы способны «думать» и «чувствовать», как он сам; -
ребёнку свойственен эгоцентризм, он не умеет видеть ситуацию глазами другого, всегда оценивает ее со своей точки зрения;
–умение к целеполаганию находится еще в стадии развития;
-
можно наблюдать попытки планировать свою деятельность, которая предполагает примерно 2-3 действия; -
чувства ребёнка носят более осознанный характер, (более чёткое выражение радости, грусти, удивления и т.д.); -
способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу». -
начиная с трёх летнего возраста у ребёнка идёт развитие эмпатии (дети способны сопереживать другим лицам, животным, появляется сочувствие), это становится регулятором поведения и общения, а также определяет будущий нравственный облик человека: -
у детей значительно появляется интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей [60].
Ребенок становится более самостоятельным, чаще проявляет инициативу. Взрослый в специфических видах детской деятельности развивает творчество детей, желание экспериментировать, активно познавать и преобразовывать вещи, материалы, создавать свой оригинальный продукт
[53].
Формируется у детей 3-5 лет и чувство осторожности, детям прививаются знания основ безопасности жизнедеятельности.
В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) все психолого– педагогические особенности личности ребенка становятся более
содержательными: появляется возможность самому регулировать свое собственное поведение. Оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения к этому возрасту становится гораздо более адекватной. Фактическое складывание личности Алексей Николаевич Леонтьев связывал с устойчивым соотношением мотивов. Происходит их соподчинение, возникает иерархия мотивов. На этой базе формируются и развиваются волевые процессы и произвольная деятельность ребёнка старшего дошкольного возраста [61].
В работах А.В.Запорожца, Е.П.Арушановой, Л.А.Парамоновой, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, Т.А.Куликовой, С.А.Козловой, М.И.Лисиной, С.Г.Якобсон, Е.О.Смирновой и многих других представлены следующие особенности, характеризующие ребёнка старшего дошкольного возраста:
–На этом этапе формируется моральное сознание и моральные оценки, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. Большую роль сдесь играет игра (именно игровая деятельность в этом возрасте является ведущей), плавно из сюжетно–ролевой игры, она переходит в игру с правилами, игра с правилами развивает адаптацию ребёнка к окружающему миру. В целом развитие детей дошкольного возраста, усвоение ими знаний, умений и навыков происходит как раз в игре, в игровой деятельности [60].
Соблюдение норм, правил, становится одним из важнейших критериев, которыми ребенок оценивает окружающих людей, формируется «внутренняя позиция» (С.Г.Якобсон, М.И.Лисина), желание ребёнка помочь сочетается со