Файл: Программа Логопедия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сравнением себя с разными литературными героями, о которых он мог слышать, со сверстниками. Внутренняя общность (Е.О.Смирнова) делает возможными как активно действенное сопереживание, так и взаимопомощь, содействие другому [60];

–самосознание ребенка сочетается с самопознанием, собственной индивидуальности, самоценности. Активно помогая своим сверстникам, дети не воспринимают чужие достижения как свое неудачи;

–доминирует оценочное, объектное отношение к себе и другим.

Не редко это вызывает проблемы в межличностных отношениях, такие как: повышенная агрессивность, конфликтность, неуверенность в себе и своих действиях, сильная стеснительность. Все базисные характеристики ребёнка старшего дошкольного возраста находятся в стадии содержательного развития [54].

Ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, спонтанностью и правдивостью. Задача педагогов в это время способствовать зарождения реальной общественно — значимой и оцениваемой учебной деятельности. Поэтому стоит проблема готовности ребенка к обучению в школе. Примерно к 6-7 годам ребенок быстро меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом

«вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (как правило в это время появляются первые постоянные зубы). В этот промежуток времени у детей развивается кризис семи лет [7].

В
работах Е.Е.Кравцовой, Н.И.Гуткиной, К.Н.Поливановой, Г.М.Ивановой и др. приводятся доказательства того, что кризис «помолодел», и что не редкость, когда он возникает с 6,5 лет. Настроенность на социальные нормы не порождает острых конфликтов с окружающими людьми, поэтому негативные проявления кризиса 7 лет выражены слабо, кризис могут характеризовать: нарочитость, кривляние, манерность, вертлявость, клоунада и шутовство. Л.С.Выготский указывал, что итог этих перемен, это потеря детской непосредственности. Потеря непосредственности говорит о том, что между внутренней (переживаниями) и внешней (поступками) жизни ребенка вмешивается интеллектуальный момент, т.е. ребенок хочет изобразить и показать то, чего в действительности нет [60].

С окружающими ребёнок может разговаривать «по взрослому» рассуждать о многих вещах, аргументировать псевдонаучно свои нежелания сделать что-либо. У детей возникает интерес к своему внешнему виду, дети

спорят на счёт вещей, в которых их одевают, начинают активно подражать взрослым, повторяя действия, которые увидели и них. Причиной этого является то, что ребёнок пытается взять на себя какие–то новые обязанности, а также стремится занять позицию взрослого. [41 ]Если у ребенка 7 лет при высоком уровне ориентации на социальные нормы слабо развиты способы их достижения, это может привести к уходу от деятельности, ребенок может стать пассивным, и самореализоваться в своих фантазиях. Случается и намеренное нарушение общепринятых норм, но это направлено не против взрослого, а против нормы («Я не маленький») [73].

В дошкольном возрасте складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого

и эмоционального развития ребенка.

Л. Ф. Обухова обобщила результаты развития ребенка в дошкольном детстве и считает, что основными психологическими новообразованиями ребенка дошкольного возраста являются:

    • у ребёнка появляются этические инстанции: у ребёнка начинают появляться знания о том, что такое хорошо и что такое плохо

    • ребёнок понимает, что все то, что окружает его, это в основном результат деятельности человека.

    • действия, которые ребёнок обдумывает, начинают преобладать над действиями импульсивными

    • на базе развития произвольного поведения ребёнок начинает управлять собой и своими действиями

    • на этом этапе обозначаются функции личного сознания, понимание своего ограниченного места в системе взаимоотношений со взрослыми [82].

Хочется заметить, что эти новообразования представлены только в виде возможностей и осуществление которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, а также в какую деятельность вовлекается ребенок.

Одно из важнейших событий этого периода это то, что игра с правилами во время кризиса 7 лет выходит на первый план, так как. в ней

можно реализовать устремление на общепринятые нормы [60]. К завершению кризиса начинает сформировываться ориентация на норму. Старая социальная ситуация разрушается и на её месте образовывается новая социальная ситуация. Начиная с этого возраста у ребёнка основной вид деятельности
переходит с игровой на учебную деятельность, ребёнок становится учеником. Одни из важнейших потребностей формирующихся в этот период это способность и потребность [54].

Можно сделать вывод и подвести итоги, что за дошкольный период ребёнок делает сильный скачок вперёд в своём развитии. Основная деятельность в этот период это игровая деятельность. Начинается дошкольный период с кризиса трёх лет, а заканчивается этот период уже кризисом семи лет. Не стоит на мест и речь ребёнка, она активно ведёт своё развитие, особенно активно в это время идёт развитие у дошкольников устной речи, в том числе диалоговой речи. В целом весь этот важнейший период характеризуется активным развитием у ребёнка всех высших психических функций: восприятия, речи, памяти, мышления.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.


Р.Е. Левина ввела в научный лексикон понятие общие недоразвитие речи (ОНР). О таком явлении как ОНР она начала говорить в 50–60-ых годах 20 века.

Такой диагноз как ОНР ставится детям с нормально развитым слухом и с первично сохранным интеллектом, при этой форме патологии у детей наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы: звукопроизношение, фонетический слух, лексика и грамматика.

На современном этапе даётся следующие определение, ОНР это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, недостаточный словарный запас, нарушения звукопроизношения и

фонемообразования. Такое определение говорит о системном нарушении всех компонентов речевой деятельности [42].

Общее недоразвитие речи в чистом виде встречается крайне редко, лишь у 30-35% детей присутствует ОНР без патологий нервно – психической деятельности. Оставшиеся 65-70% детей помимо ОНР имеют психические, неврологические, либо соматические нарушения [47].

Нарушения в развитии речевой деятельности дошкольников отставляют свой след на развитии интеллектуальной, сенсорной, эмоционально-волевой сферы. Нарушение речевой функции влечёт за собой и нарушения других высших психических функций, в первую очередь это будет затрагивать мышление, также это отражается и на развитии внимания, восприятия и памяти. Так например, у детей с ОНР будет наблюдаться сниженное внимание,