ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
Работа по развитию связной речи.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
Результаты контрольной группы.
по сравнению с своими нейротипичными сверстниками. На памяти это будет отражаться снижением вербальной памяти, будет нарушена продуктивность запоминания, что будет сказываться на недостаточном количестве слов как в активном, так и в пассивном словаре. Такие дошкольники будут с большим трудом, либо вообще не смогут запоминать сложные, трёх, четырёх ступенчатые инструкции. На мышлении это будет отражаться таким образом, что, в первую очередь будет страдать словесно- логического (абстрактное) мышление, без специализированного обучения такие дошкольники с трудом овладевают таким навыками как анализ, синтез, а также сравнением и обобщением. Можно сделать вывод, что нарушение такой функции как речь неминуемо повлечёт за собой нарушение всех других высших психических функций. У детей с ОНР может встречаться вторичная задержка психического развития [42].
Нарушение у детей с ОНР высших психических функций повлечёт за собой нарушения социального плана. У таких детей могут быть сложности в детском коллективе. Из-за отставания в речевом развитии такие дети могут проявлять признаки нарушения адаптации в детском саду, может встречаться
повышенная тревожность. Такие проблемы могут повлечь за собой нарушение эмоционально-волевой сферы, дети могут очень капризны, апатичны, излишне упрямы и т.д.
Часто можно встретить что в семьях к таким детям проявляют гиперопеку, что обусловлено их диагнозом. Такая повышенная опека к ребёнку, либо да же воспитание ребёнка по типу «Кумира семьи» приводит к
тому, что родители сами пытаются угадать, что просит ребёнок, не давая ему возможности саму пытаться составлять просьбы, что ещё больше усугубляет речевое развитие детей с ОНР [47].
ОНР будет оказывать влияние и на физическое развитие дошкольников. Так, например, им свойственны нарушения двигательной сферы, это будет проявляться в нарушении мелкой и крупной моторики детей, в нарушении координации, а также будет заметное снижение в качестве и скорости выполнения различных заданий направленных на ловкость, быстрость и меткость [59].
Все эти проблемы в дошкольном периоде без специальной помощи и коррекции будут усложнять переход ребёнка к учебной деятельности, будут снижать школьную адаптацию ребёнка. Поэтому так важно работать с такими детьми ещё на стадии дошкольного образования, чтобы минимизировать последствия от ОНР для ребёнка в будущем. Трудности наблюдается при выполнении движений по словесной инструкции, а также при выполнения движений по заданному образцу. Нередко у таких детей может наблюдаться застревание на одной позе. Нарушение в мелкой моторике проявляется в том, что детям трудно переходить от одной позы к другой, могут быть замечены трудности в «пинцетном» захвате, недостаточная координация пальцев рук [78].
К этой психолого-педагогической характеристике детей с ОНР считаем необходимым добавить, что одним из главных признаков является более позднее начало речи, в отличии от нейротипичных сверстников. Так первые
слова у детей с ОНР появляются к 3–3,5 годам, а иногда и к 4 и даже к 4,5 годам. Речь
таких детей аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятная. ОНР может наблюдаться при таких речевых патологиях как дизартрия, в тех случаях, когда у ребёнка выявляются сразу нарушение в фонетико-фонематическом развитии, недостаточность словарного запаса и грамматического строя, а также при алалии, ринолалии [42].
Этиология общего недоразвития речи.
В качестве причин ОНР могут быть перенатальные, натальные и постнатальные факторы.
Перенатальные факторы. К ним относится органическое поражение или недоразвитие отделов центральной нервной системы в перенатальный период, различные заболевания действующие на организм матери во время беременности (корь, краснуха), резус–конфликт, переливание крови, наследственность интоксикации, родовые травмы.
Натальные факторы. К этим фактором можно отнести асфиксии во время родов, травмы полученные во время родов, тяжёлые роды.
Постнатальные факторы. К таким факторам можно отнести физическую ослабленность ребенка, частые соматическими заболеваниями, педагогическую запущенность, перенесённые инфекционные заболевания, а также различного рода травмы перенесённые ребёнком в раннем возрасте. Помимо этого общее недоразвитие речи может быть вызвано такими причинами как двуязычие в семье, многоязычие, а также воспитание ребенка глухими или слабослышащими родителями. Возможно появление общего недоразвития речи при слабости акустико-гностических процессов. В таких ситуациях при нормальном слухе имеется пониженная способность к восприятию речевых звуков. В результате нарушения слухового восприятия происходит недостаточное различение акустических
признаков, характерных
для каждой фонемы, вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова.
Таким образом, можно сделать вывод, что ОНР характеризуется нарушением всех компонентов речевой деятельности, дети с ОНР требуют особого внимание, им необходима специальная поддержка и своевременная коррекционная работа.
Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и многое другие
В научной литературе существует достаточное большое количество определений понятие речь. Считаем необходимым рассмотреть некоторые из них.
В психолого-педагогической литературе С.Л. Рубинштейн даёт следующие определение понятию речь, «Речь – это деятельность общения, она выполняет функции выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. [54] Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания». Р.С. Немов дает такое определение речи: «Речь – это система звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации, которые использует человек» [41]. А.А. Леонтьев даёт речи такое определение: «Речь – это деятельность познания, то есть такая деятельность, которая заключается в
«распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики
Нарушение у детей с ОНР высших психических функций повлечёт за собой нарушения социального плана. У таких детей могут быть сложности в детском коллективе. Из-за отставания в речевом развитии такие дети могут проявлять признаки нарушения адаптации в детском саду, может встречаться
повышенная тревожность. Такие проблемы могут повлечь за собой нарушение эмоционально-волевой сферы, дети могут очень капризны, апатичны, излишне упрямы и т.д.
Часто можно встретить что в семьях к таким детям проявляют гиперопеку, что обусловлено их диагнозом. Такая повышенная опека к ребёнку, либо да же воспитание ребёнка по типу «Кумира семьи» приводит к
тому, что родители сами пытаются угадать, что просит ребёнок, не давая ему возможности саму пытаться составлять просьбы, что ещё больше усугубляет речевое развитие детей с ОНР [47].
ОНР будет оказывать влияние и на физическое развитие дошкольников. Так, например, им свойственны нарушения двигательной сферы, это будет проявляться в нарушении мелкой и крупной моторики детей, в нарушении координации, а также будет заметное снижение в качестве и скорости выполнения различных заданий направленных на ловкость, быстрость и меткость [59].
Все эти проблемы в дошкольном периоде без специальной помощи и коррекции будут усложнять переход ребёнка к учебной деятельности, будут снижать школьную адаптацию ребёнка. Поэтому так важно работать с такими детьми ещё на стадии дошкольного образования, чтобы минимизировать последствия от ОНР для ребёнка в будущем. Трудности наблюдается при выполнении движений по словесной инструкции, а также при выполнения движений по заданному образцу. Нередко у таких детей может наблюдаться застревание на одной позе. Нарушение в мелкой моторике проявляется в том, что детям трудно переходить от одной позы к другой, могут быть замечены трудности в «пинцетном» захвате, недостаточная координация пальцев рук [78].
К этой психолого-педагогической характеристике детей с ОНР считаем необходимым добавить, что одним из главных признаков является более позднее начало речи, в отличии от нейротипичных сверстников. Так первые
слова у детей с ОНР появляются к 3–3,5 годам, а иногда и к 4 и даже к 4,5 годам. Речь
таких детей аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятная. ОНР может наблюдаться при таких речевых патологиях как дизартрия, в тех случаях, когда у ребёнка выявляются сразу нарушение в фонетико-фонематическом развитии, недостаточность словарного запаса и грамматического строя, а также при алалии, ринолалии [42].
Этиология общего недоразвития речи.
В качестве причин ОНР могут быть перенатальные, натальные и постнатальные факторы.
Перенатальные факторы. К ним относится органическое поражение или недоразвитие отделов центральной нервной системы в перенатальный период, различные заболевания действующие на организм матери во время беременности (корь, краснуха), резус–конфликт, переливание крови, наследственность интоксикации, родовые травмы.
Натальные факторы. К этим фактором можно отнести асфиксии во время родов, травмы полученные во время родов, тяжёлые роды.
Постнатальные факторы. К таким факторам можно отнести физическую ослабленность ребенка, частые соматическими заболеваниями, педагогическую запущенность, перенесённые инфекционные заболевания, а также различного рода травмы перенесённые ребёнком в раннем возрасте. Помимо этого общее недоразвитие речи может быть вызвано такими причинами как двуязычие в семье, многоязычие, а также воспитание ребенка глухими или слабослышащими родителями. Возможно появление общего недоразвития речи при слабости акустико-гностических процессов. В таких ситуациях при нормальном слухе имеется пониженная способность к восприятию речевых звуков. В результате нарушения слухового восприятия происходит недостаточное различение акустических
признаков, характерных
для каждой фонемы, вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова.
Таким образом, можно сделать вывод, что ОНР характеризуется нарушением всех компонентов речевой деятельности, дети с ОНР требуют особого внимание, им необходима специальная поддержка и своевременная коррекционная работа.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и многое другие
В научной литературе существует достаточное большое количество определений понятие речь. Считаем необходимым рассмотреть некоторые из них.
В психолого-педагогической литературе С.Л. Рубинштейн даёт следующие определение понятию речь, «Речь – это деятельность общения, она выполняет функции выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. [54] Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания». Р.С. Немов дает такое определение речи: «Речь – это система звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации, которые использует человек» [41]. А.А. Леонтьев даёт речи такое определение: «Речь – это деятельность познания, то есть такая деятельность, которая заключается в
«распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики