ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 373
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
непосредственно на валу ротора электродвига- теля постоянного тока, имеющего малую частоту вращения. Благодаря отсут-
ствию механических передач конструкция безредукторной лебёдки более ком- пактна, несмотря на то, что электродвигатель с малой частотой вращения имеет большие размеры, чем обычный электродвигатель той же мощности. Безредук- торные лебёдки получили широкое распространение в лифтах, скорость движения кабины которых более 2 м/с; при скоростях менее 2 м/с более экономичны редук- торные лебёдки.
Рис 3. Электрическая лебедка с канатоведущим шкивом
При маневровых работах на железнодорожных путях, в портах и доках, для подъёма якорей на судах, подтягивание различных грузов применяют шпили (рис. 4), т.е. лебёдки с фрикционным барабаном, имеющим горизонтальную или вертикальную ось вращения. Грузовой канат шпиля не закреплён на барабане, а навивается на него несколькими витками, и тяговое усилие передаётся благодаря силам трения, возникающим между поверхностью барабана и витками каната. Это позволяет использовать канат большой длины при малой длине барабана.
Рис. 4. Электрошпиль
Тали. Основное назначение талей - внутрицеховое и межцеховое транс- портирование грузов, обслуживание поточных и автоматических линий, станков и т.п. Таль представляет собой особо компактную лебёдку с ручным, электрическим
или пневматическим приводом. Они могут быть выполнены стационарными или с возможностью передвижения. В последнем случае их устанавливают на тележках. Таль с ручным приводом, показанная на рис. 5, подвешена к опоре при по-
мощи крюка 3 и приводится в действие с помощью бесконечной сварной цепи 7, соединённой с приводным цепным колесом 4. В таких талях в качестве гибкого грузового элемента для уменьшения размеров массы используют сварную калиб- рованную цепь или пластинчатую грузовую шарнирную цепь 1. Поднятый груз удерживается в неподвижном состоянии дисковым тормозом 5, который замыка- ется под действием силы тяжести транспортируемого груза. В этом случае ступи- цу цепного колеса 4 выполняют в виде гайки, зажимающей храповое колесо 6 тормоза. Собачку 2 тормоза укрепляют на корпусе тали.
Рис 5. Таль с ручным приводом и соосной зубчатой передачей
При необходимости перемещения груза в горизонтальной плоскости тали подвешивают к тележкам, перемещаемым по подвесным однорельсовым путям, которые выполнены из стального проката двутаврового сечения. Тележки могут быть выполнены неприводными, с ручным или электрическим приводом.
Тали с электрическим приводом (электротали) имеют грузоподъёмность 0,25…16 т и скорость подъёма 0,063…0,25 м/с. Обычно электротали подвешива- ют к тележкам 1, имеющим ручной или электрический (рис. 6, а, б) привод меха- низма передвижения, при помощи бесконечной сварной цепи. Скорость передви- жения талей по однорельсовым путям принимают в зависимости от длины пути и назначения тали. При скорости передвижения до 0,53 м/с управление механизма- ми электротали производят с подвесного пульта управления, а при скорости более 32 м/мин. из кабины управления, перемещающейся вместе с талью по подвесному пути (см. рис. 6, б).
Правилами Госгортехнадзора установлено, что вновь изготовляемые гру- зоподъёмные машины, предназначенные для выполнения монтажных и других работ, требующих точности и осторожности при посадке грузов, должны иметь
возможность работать с малыми скоростями механизмов. Для этого электротали изготовляют с микроприводом, обеспечивающим при наличии нормальной скоро- сти подъёма и опускания груза также возможность работы с весьма малыми ско- ростями (рис. 7). Скорость подъёма и опускания груза можно изменять благодаря применению многополюсного двигателя или вспомогательного двигателя малой мощности, приводящего в движение барабан с малой скоростью через дополни- тельные передачи, а также при помощи механического устройства – включением дополнительной передачи через фрикционную муфту. Всё большее применение, особенно при работе во взрывоопасной среде, находят тали с пневматическим
приводом.
Рис.6. Электротали: а – с ручным механизмом передвижения, б – с машинным приводом механизма передвижения и управлением из кабины
Рис. 7. Электроталь ТЭ-ВНИИПТМАШ с микроприводом и управлением снизу: 1 – пульт управления; 2 - микропривод
Рис. 8. Стрелки подвесных путей: а – поворотная; б – положение поворотного круга; в - рамная
Однорельсовые пути, по которым перемещаются тали, иногда имеют большую протяжённость и разветвлённость и могут охватывать всю заводскую или складскую территорию. В этом случае подвесные пути снабжают специаль- ными поворотами устройствами и стрелками, дающими возможность перехода однорельсовой тележки с электроталью с одного пути на другой. На рис 8, а пока- зано устройство поворотной стрелки, позволяющей обеспечить любое направле- ние движения тележки в месте стыка четырёх путей, расположенных под прямым углом один относительно другого (рис. 8, б). На рис. 8, в изображена тройная рамная стрелка, обеспечивающая движение тележки с одного пути в любом из трёх направлений. Размыкаемые участки пути, а также рельсы стрелок и поворот- ных кругов должны быть оборудованы автоматическими фиксирующими устрой- ствами, исключающими сход тележки с рельсов.
Подъёмником называют грузоподъёмную машину прерывного (цикличе- ского) и непрерывного действия для подъёма грузов и людей в специальных гру- зонесущих устройствах (кабинах, клетях, платформах, бадьях), движущихся по жёстким вертикальным или наклонным направляющим, а также по рельсовому пути. Траектория движения грузонесущего устройства определяется очертанием направляющих.
К подъёмникам относятся лифты, скиповые и строительные подъёмники, фуникулёр и эскалаторы.
Лифты. Подъёмники, перемещающие грузы только по вертикали в ограж- дённой со всех сторон шахте, называют лифтами. По назначению различают лиф- ты пассажирские (обычные и скоростные), предназначенные для транспортиро- вания людей; больничные – для транспортирования больных на больничных транспортных средствах с сопровождающим персоналом; грузовые с проводником – для транспортирования груза и лиц, сопровождающих груз, и грузовые без про- водника – для транспортирования только груза.
Грузоподъёмность грузовых лифтов определяют по максимальной массе груза, размещаемого в кабине, включая массу и тары и дополнительных устройств, перемещаемых вместе с грузом, а также массу проводника, если предусмотрена работа с проводником. Грузоподъёмность пассажирских лифтов определяют в зависимости от вместимости кабины, при этом массу одного пасса- жира принимают равной 80 кг. При выборе скорости движения кабины учитыва- ют назначение лифта, высоту подъёма и ускорения, которые не должны вызывать неприятных воздействий на организм человека. В современных скоростных лиф- тах значения ускорения и замедления не превышают 2 м/с2, а в больничных лиф- тах 1 м/с2. Пассажирские лифты, предназначенные для 6…10-этажных зданий, имеют, как правило, скорость 0,65 м/с и односкоростной привод; лифты для 10…14-этажных зданий имеют скорость 1 м/с и двухскоростной привод; в высот- ных зданиях скорость перемещения кабины принимается 1,4…5,6 м/с в зависимо- сти от высоты здания.
Большое значение для нормальной работ лифтов имеет обеспечение точ- ной остановки кабины, зависящей при прочих равных условиях от скорости пере- мещения и массы перемещаемого груза. Так как грузоподъёмность современных лифтов достигает 20 т, разность уровней при остановке пустой и гружёной каби- ны может быть весьма ощутимой. Вследствие этого большегрузные машины имеют обычно небольшую скорость. Для обеспечения высокой точности останов- ки применяют лифты с микроприводом. В этих лифтах после нажатия кнопки приказа включается основной двигатель, и кабина движется с большой скоро- стью, а при подходе к требуемому этажу основной двигатель автоматически от- ключается, и
включается двигатель микропривода, мощность которого в несколь- ко раз меньше мощности основного двигателя. Поэтому скорость кабины снижа- ется в 10…20 раз, после чего происходит её автоматическая остановка на задан- ном уровне.
В приводах лифтов находят применение барабанные лебёдки, в которых канаты жёстко закреплены на барабане (см. рис. 2), и лебёдки с канатоведущими шкивами (см. рис. 3). Недостатком привода с барабанными лебёдками является большая длина барабана, увеличивающаяся с возрастанием высоты подъёма и числа грузовых канатов. Применение лебёдок с канатоведущими шкивами позво- ляет использовать одну и ту же лебёдку независимо от высоты подъёма кабины. Малые размеры привода лифтов с канатоведущими лебёдками, простота кон- струкции, повышенная безопасность работы, возможность унификации выгодно отличают их от приводов с барабанными лебёдками.
Пассажирский лифт (рис. 9) имеет кабину 11, перемещающуюся в жёст- ких направляющих 10, которые предохраняют её от раскачивания и удерживают
при обрыве несущего каната 4 с помощью специальных ловителей 5.Привод 2 лифта размещают в верхней или нижней части шахты (в пассажирских лифтах чаще применяют верхнее расположение привода). Противовесы 6 движутся меж- ду направляющими 7. Срабатывание ловителей происходит при скорости кабины, превышающей расчётную (предельную) скорость, для чего лифт снабжают огра- ничителем скорости 3. В нижней части шахты располагают буферные устройства 9 и 8 соответственно для кабины и противовеса. Аппаратура управления (магнит- ная станция) 1 расположена в шкафу около привода.
Рис. 9. Пассажирский лифт
Грузовые лифты, работающие без проводника, имеют более простую кон- струкцию и небольшое число предохранительных устройств. Скорость движения их обычно 0,2…0,5 м/с. Грузовые лифты с проводниками имеют более высокую скорость до 1 м/с.
По способу уравновешивания масс кабины и груза лифты бывают без про- тивовеса и с противовесом. Лифты без противовеса (рис. 10, а, б) применяют только при использовании барабанных лебёдок. Для подъёма груза в лифтах без противовеса требуется увеличенная мощность
ствию механических передач конструкция безредукторной лебёдки более ком- пактна, несмотря на то, что электродвигатель с малой частотой вращения имеет большие размеры, чем обычный электродвигатель той же мощности. Безредук- торные лебёдки получили широкое распространение в лифтах, скорость движения кабины которых более 2 м/с; при скоростях менее 2 м/с более экономичны редук- торные лебёдки.
Рис 3. Электрическая лебедка с канатоведущим шкивом
При маневровых работах на железнодорожных путях, в портах и доках, для подъёма якорей на судах, подтягивание различных грузов применяют шпили (рис. 4), т.е. лебёдки с фрикционным барабаном, имеющим горизонтальную или вертикальную ось вращения. Грузовой канат шпиля не закреплён на барабане, а навивается на него несколькими витками, и тяговое усилие передаётся благодаря силам трения, возникающим между поверхностью барабана и витками каната. Это позволяет использовать канат большой длины при малой длине барабана.
Рис. 4. Электрошпиль
Тали. Основное назначение талей - внутрицеховое и межцеховое транс- портирование грузов, обслуживание поточных и автоматических линий, станков и т.п. Таль представляет собой особо компактную лебёдку с ручным, электрическим
или пневматическим приводом. Они могут быть выполнены стационарными или с возможностью передвижения. В последнем случае их устанавливают на тележках. Таль с ручным приводом, показанная на рис. 5, подвешена к опоре при по-
мощи крюка 3 и приводится в действие с помощью бесконечной сварной цепи 7, соединённой с приводным цепным колесом 4. В таких талях в качестве гибкого грузового элемента для уменьшения размеров массы используют сварную калиб- рованную цепь или пластинчатую грузовую шарнирную цепь 1. Поднятый груз удерживается в неподвижном состоянии дисковым тормозом 5, который замыка- ется под действием силы тяжести транспортируемого груза. В этом случае ступи- цу цепного колеса 4 выполняют в виде гайки, зажимающей храповое колесо 6 тормоза. Собачку 2 тормоза укрепляют на корпусе тали.
Рис 5. Таль с ручным приводом и соосной зубчатой передачей
При необходимости перемещения груза в горизонтальной плоскости тали подвешивают к тележкам, перемещаемым по подвесным однорельсовым путям, которые выполнены из стального проката двутаврового сечения. Тележки могут быть выполнены неприводными, с ручным или электрическим приводом.
Тали с электрическим приводом (электротали) имеют грузоподъёмность 0,25…16 т и скорость подъёма 0,063…0,25 м/с. Обычно электротали подвешива- ют к тележкам 1, имеющим ручной или электрический (рис. 6, а, б) привод меха- низма передвижения, при помощи бесконечной сварной цепи. Скорость передви- жения талей по однорельсовым путям принимают в зависимости от длины пути и назначения тали. При скорости передвижения до 0,53 м/с управление механизма- ми электротали производят с подвесного пульта управления, а при скорости более 32 м/мин. из кабины управления, перемещающейся вместе с талью по подвесному пути (см. рис. 6, б).
Правилами Госгортехнадзора установлено, что вновь изготовляемые гру- зоподъёмные машины, предназначенные для выполнения монтажных и других работ, требующих точности и осторожности при посадке грузов, должны иметь
возможность работать с малыми скоростями механизмов. Для этого электротали изготовляют с микроприводом, обеспечивающим при наличии нормальной скоро- сти подъёма и опускания груза также возможность работы с весьма малыми ско- ростями (рис. 7). Скорость подъёма и опускания груза можно изменять благодаря применению многополюсного двигателя или вспомогательного двигателя малой мощности, приводящего в движение барабан с малой скоростью через дополни- тельные передачи, а также при помощи механического устройства – включением дополнительной передачи через фрикционную муфту. Всё большее применение, особенно при работе во взрывоопасной среде, находят тали с пневматическим
приводом.
Рис.6. Электротали: а – с ручным механизмом передвижения, б – с машинным приводом механизма передвижения и управлением из кабины
Рис. 7. Электроталь ТЭ-ВНИИПТМАШ с микроприводом и управлением снизу: 1 – пульт управления; 2 - микропривод
Рис. 8. Стрелки подвесных путей: а – поворотная; б – положение поворотного круга; в - рамная
Однорельсовые пути, по которым перемещаются тали, иногда имеют большую протяжённость и разветвлённость и могут охватывать всю заводскую или складскую территорию. В этом случае подвесные пути снабжают специаль- ными поворотами устройствами и стрелками, дающими возможность перехода однорельсовой тележки с электроталью с одного пути на другой. На рис 8, а пока- зано устройство поворотной стрелки, позволяющей обеспечить любое направле- ние движения тележки в месте стыка четырёх путей, расположенных под прямым углом один относительно другого (рис. 8, б). На рис. 8, в изображена тройная рамная стрелка, обеспечивающая движение тележки с одного пути в любом из трёх направлений. Размыкаемые участки пути, а также рельсы стрелок и поворот- ных кругов должны быть оборудованы автоматическими фиксирующими устрой- ствами, исключающими сход тележки с рельсов.
§2. Подъёмники
Подъёмником называют грузоподъёмную машину прерывного (цикличе- ского) и непрерывного действия для подъёма грузов и людей в специальных гру- зонесущих устройствах (кабинах, клетях, платформах, бадьях), движущихся по жёстким вертикальным или наклонным направляющим, а также по рельсовому пути. Траектория движения грузонесущего устройства определяется очертанием направляющих.
К подъёмникам относятся лифты, скиповые и строительные подъёмники, фуникулёр и эскалаторы.
Лифты. Подъёмники, перемещающие грузы только по вертикали в ограж- дённой со всех сторон шахте, называют лифтами. По назначению различают лиф- ты пассажирские (обычные и скоростные), предназначенные для транспортиро- вания людей; больничные – для транспортирования больных на больничных транспортных средствах с сопровождающим персоналом; грузовые с проводником – для транспортирования груза и лиц, сопровождающих груз, и грузовые без про- водника – для транспортирования только груза.
Грузоподъёмность грузовых лифтов определяют по максимальной массе груза, размещаемого в кабине, включая массу и тары и дополнительных устройств, перемещаемых вместе с грузом, а также массу проводника, если предусмотрена работа с проводником. Грузоподъёмность пассажирских лифтов определяют в зависимости от вместимости кабины, при этом массу одного пасса- жира принимают равной 80 кг. При выборе скорости движения кабины учитыва- ют назначение лифта, высоту подъёма и ускорения, которые не должны вызывать неприятных воздействий на организм человека. В современных скоростных лиф- тах значения ускорения и замедления не превышают 2 м/с2, а в больничных лиф- тах 1 м/с2. Пассажирские лифты, предназначенные для 6…10-этажных зданий, имеют, как правило, скорость 0,65 м/с и односкоростной привод; лифты для 10…14-этажных зданий имеют скорость 1 м/с и двухскоростной привод; в высот- ных зданиях скорость перемещения кабины принимается 1,4…5,6 м/с в зависимо- сти от высоты здания.
Большое значение для нормальной работ лифтов имеет обеспечение точ- ной остановки кабины, зависящей при прочих равных условиях от скорости пере- мещения и массы перемещаемого груза. Так как грузоподъёмность современных лифтов достигает 20 т, разность уровней при остановке пустой и гружёной каби- ны может быть весьма ощутимой. Вследствие этого большегрузные машины имеют обычно небольшую скорость. Для обеспечения высокой точности останов- ки применяют лифты с микроприводом. В этих лифтах после нажатия кнопки приказа включается основной двигатель, и кабина движется с большой скоро- стью, а при подходе к требуемому этажу основной двигатель автоматически от- ключается, и
включается двигатель микропривода, мощность которого в несколь- ко раз меньше мощности основного двигателя. Поэтому скорость кабины снижа- ется в 10…20 раз, после чего происходит её автоматическая остановка на задан- ном уровне.
В приводах лифтов находят применение барабанные лебёдки, в которых канаты жёстко закреплены на барабане (см. рис. 2), и лебёдки с канатоведущими шкивами (см. рис. 3). Недостатком привода с барабанными лебёдками является большая длина барабана, увеличивающаяся с возрастанием высоты подъёма и числа грузовых канатов. Применение лебёдок с канатоведущими шкивами позво- ляет использовать одну и ту же лебёдку независимо от высоты подъёма кабины. Малые размеры привода лифтов с канатоведущими лебёдками, простота кон- струкции, повышенная безопасность работы, возможность унификации выгодно отличают их от приводов с барабанными лебёдками.
Пассажирский лифт (рис. 9) имеет кабину 11, перемещающуюся в жёст- ких направляющих 10, которые предохраняют её от раскачивания и удерживают
при обрыве несущего каната 4 с помощью специальных ловителей 5.Привод 2 лифта размещают в верхней или нижней части шахты (в пассажирских лифтах чаще применяют верхнее расположение привода). Противовесы 6 движутся меж- ду направляющими 7. Срабатывание ловителей происходит при скорости кабины, превышающей расчётную (предельную) скорость, для чего лифт снабжают огра- ничителем скорости 3. В нижней части шахты располагают буферные устройства 9 и 8 соответственно для кабины и противовеса. Аппаратура управления (магнит- ная станция) 1 расположена в шкафу около привода.
Рис. 9. Пассажирский лифт
Грузовые лифты, работающие без проводника, имеют более простую кон- струкцию и небольшое число предохранительных устройств. Скорость движения их обычно 0,2…0,5 м/с. Грузовые лифты с проводниками имеют более высокую скорость до 1 м/с.
По способу уравновешивания масс кабины и груза лифты бывают без про- тивовеса и с противовесом. Лифты без противовеса (рис. 10, а, б) применяют только при использовании барабанных лебёдок. Для подъёма груза в лифтах без противовеса требуется увеличенная мощность