ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 379
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Большое распространение получили опорно-поворотные устройства на по- воротном круге. В этом случае поворотная часть крана опирается на колеса, кат- ки, шары или ролики, катящиеся по круговому рельсу. В последнее время в пово- ротных кранах все большее применение находят одно или двухрядное шариковые и роликовые опорно-поворотные устройства.
§1. Определение моментов сопротивления в опорах крана
Поворотная часть крана на неподвижной колонне устанавливают на двух опорах. Вертикальное усилие V, действующее на верхнюю опору (рис. 71) равно
V G Gгр Gпр ,
где G – Суммарный вес поворотной части.
Gгр – вес груза;
Gпр – все противовеса.
Рис. 71. Схема поворотного крана на неподвижной колонне Горизонтальное усилие Н, действующее на верхней и нижней опорах:
Gа Gгр L Gпрb
Н .
h
Момент сопротивления в опорах относительно оси вращения
Мс М BV
-
M BH -
M hH .
Момент сопротивления в верхней опоре от усилия Н
M BH
H d1 f ,
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 18
2
где d1 – диаметр сои катка, воспринимающего горизонтальное усилие. Момент сопротивления в верхней опоре от усилия V с упорным подшип-
ником диаметром dо.
M BV
fV do .
2
Момент трения в нижней опоре от усилия Н
M H f d1D 2 D
d
hH 2
1 ,
d
где α – угол между направлениями сил N, равный 60º.
D – диаметр колонны по которой перемещаются катки.
Знак плюс соответствует неподвижной колонне, а знак минус – вращаю- щейся колонне.
При пуске уравнение моментов имеет вид
М пуск
Мс М ин1 М ин2 М ин3 М В ,
где Мпуск – средний пусковой момент двигателя;
Мин1, Мин2, Мин3 – соответственно моменты инерции элементов приво- да, груза, вращающихся частей металлоконструкции;
МВ – момент ветровой нагрузки;
Мс – статический момент сопротивления.
После преобразования получим
In
Gгр L2n1
n I Wa
М пуск
Мс
1,1...1,2 1 1
-
1 i B
9,55 tn
9,55 tn i2
м м
м м
9,55 tn i2 iмм
где iм, ηм – соответственно общее передаточное число и к.п.д механизма;
L – максимальный вылет;
n1 – частота вращения электродвигателя;
I1 – моменты инерции стрелы, противовеса и т.д.; WВ – ветровая нагрузка;
tn – время пуска.
t 60 ,
c
n n
здесь β – угол поворота стрелы за время пуска.
Механизмы поворота грузоподъемных машин с машинным приводом должны быть снабжены тормозами. Уравнение моментов при торможении имеет вид
МТ МСТ
М ин1 М ин2 М ин3 М В ,
подставив время торможения в уравнение моментов можно определить номинальное значение тормозного момента. Время торможения должно быть не менее 3…4 с.
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18
§2. Устройства безопасности ГПМ
При проектировании, изготовлении и эксплуатации ГПМ особое внимание следует обратить на повышение надежности и соблюдения техники безопасности. Контроль за соблюдением правил, норм и инструкций, а также проведение и раз- работка профилактических мер по технике безопасности осуществляет Государ- ственный комитет по надзору за безопасным ведением работы в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор). Правила и нормы Госгортехнадзора рас- пространяются на все типы кранов и грузоподъемных устройств за исключением установленных на морских и речных судах и других плавучих сооружениях, экс- каваторов и других землеройных машин, а также специальных ГПМ (напольная завалочная машина, автогрузчики и др.)
При расчетах, проектировании и изготовлении кранов должны быть со- блюдены основные требования техники безопасности и в том числе выполнены все нормы и рекомендации, регламентированные Правилами Госгортехнадзора (эти нормы положены в основу методов расчета, приведенных в соответствующих главах курса):
-
конструкция, компоновка и расположение узлов и механизмов долж- ны быть такими, чтобы обеспечивался свободный и удобный доступ к ним, а также безопасность работ при монтаже, эксплуатации и ремон- те; -
приводные и передаточные механизмы кранов, как правило, должны быть защищены кожухами; -
электропроводка, трубопроводы, шланги для подачи воздуха и масла и вентиляционные устройства располагают так, чтобы не затруднять обслуживание; -
оборудование кранов должно быть защищено предохранительными, оградительными и тормозными устройствами, сигнализацией, сред- ствами электробезопасности, рабочими площадками.
Электроаппаратура и проводка должны соответствовать Правилам устрой- ства электроустановок – все части машины, которые могут оказаться под напря- жением, должны быть заземлены (сопротивление заземления крана 4 Ом). В це- пях управления электродвигателями следует предусматривать автоматический разрыв цепи при прекращении подачи электроэнергии для предупреждения само- произвольного включения при последующей подаче тока (нулевая защита). Должна быть предусмотрена защита электропривода от перегрузки и токов ко- роткого замыкания. Кран и подкрановое пространство должны быть освещены. Местная освещенность приборов, щитов и пультов управления должна быть в пределах 150...500 лк (люкс), общая освещенность кабины в пределах 50...150 лк. Освещенность грузозахватного устройства при всех его положениях должна быть не менее 5 лк, площадок и лестниц внутри металлоконструкции не менее 20 лк, наружных не менее 10 лк.
В соответствии с Правилами Госгортехнадзора вновь установленные гру- зоподъемные машины, на которые распространяются эти Правила, а также съем- ные грузозахватные устройства до пуска в работу подлежат техническому освиде- тельствованию. Различают полное и частичное освидетельствование. Полное освидетельствование (первичное) выпускаемых кранов (полностью собранных) производит отдел технического контроля завода-изготовителя перед их транспор- тированием на место эксплуатации. Грузоподъемные машины, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться частичному периодическому освидетель- ствованию через каждые 12 месяцев, а полному – через 3 года. Редко используе- мые машины подвергаются полному техническому освидетельствованию через каждые 5 лет.
Техническое освидетельствование имеет целью проверить исправное со- стояние грузоподъемной машины, обеспечивающее ее безопасную работу и соот- ветствие использования машины рекомендациям Правил Госгортехнадзора. При полном техническом освидетельствовании производят осмотр, статические и ди-
намические испытания; при частичном техническом освидетельствовании – толь- ко осмотр. Одновременно с этим производят проверку организации надзора за машиной на предприятии.
При осмотре устанавливают надежность каждого узла и элемента маши- ны, т.е. отсутствие трещин в элементах металлоконструкции, степень износа зева крюка (при износе вертикального сечения крюка в зеве более 10% первоначаль- ной высоты сечения крюк бракуют, при меньшем износе допускается восста- новление изношенного места электронаплавкой); легкость вращения крюка на его опоре; надежность стопорного устройства крюка, состояние и степень износа гру- зовых канатов и пригодность их к дальнейшей работе; надежность крепления ка- ната; состояние механизмов и приборов безопасности; наличие заземления и ну- левой блокировки; состояние ограждений и перил; надежность противоугонных устройств и т.д. Состояние механизмов определяют осмотром их без разборки и опробования в работе.
Статические испытания производят для проверки прочности машины в целом и ее отдельных элементов, а для стреловых кранов и для проверки их гру- зовой устойчивости. Статические испытания производят нагрузкой, на 25% пре- вышающей номинальную грузоподъемность машины. Для статических испыта- ний кран устанавливают над опорами подкрановых путей, а его тележку – в по- ложение, соответствующее наибольшему прогибу моста. Крюк с грузом подни- мают на высоту 200...300 мм и в таком положении выдерживают в течение 10