ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
двигателя, зависящая от массы гру- за и кабины. Такие системы применяют редко. Для уменьшения потребной мощ- ности используют иногда противовесы, уравновешивающие часть массы кабины (рис. 10, в). Мощность двигателя в этом случае зависит от массы груза и неурав- новешенной части кабины. Более рациональными являются лифты с противове-
сами, подвешиваемыми на отдельных навиваемых на барабан лебёдки канатах или прикрепляемых к свободным концам грузовых канатов, огибающих канато- ведущий шкив (рис. 10, г, д). В этом случае достигается полное уравновешивание кабины и 50…70% массы груза. При большой высоте подъёма, более 35…40 м, когда масса неуравновешенной части грузового каната достигает существенного значения и требуется увеличение мощности двигателя при подъёме кабины из нижнего положения, применяют систему с уравнительным канатом (рис. 10, г), соединяющим через нижний обводной блок кабину с противовесом. Для увеличе- ния сцепления каната с ручьём канатоведущего шкива в высокоскоростных лиф- тах применяют систему с контршкивом 1 (рис. 10, д), при которой существенно увеличивается угол обхвата канатом приводного шкива. Однако при этом увели- чивается число перегибов каната, что снижает его долговечность.
Рис. 10. Системы подвески кабины лифтов: а-в – с барабанными лебедками; г – с барабанными лебедками и канатоведущим шкивом; д, е – с канатоведущими шки- вами; К – кабина; Пр – противовес; Б – приводной барабан или шкив
Рис. 11. Бесканатный лифт
В последнее время получили широкое распространение так называемые бесканатные лифты, предназначенные для подъёма обслуживающего персонала и грузов на мачты и башни большой высоты (буровые вышки, высотные здания, ра- дио – и телевизионные башни). Кабины этих лифтов перемещаются вдоль направ- ляющих благодаря силам трения, возникающим между направляющими и враща- ющимися приводными роликами, прижимаемыми к этим направляющим, либо посредством зубчатого зацепления приводных колёс с вертикальными рейками. Бесканатный лифт (рис. 11) имеет кабину 5, рабочую площадку с люком 4 для входа
в кабину и защитную крышку 1. Привод лифта осуществляется от двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя 8, размещённого в нижней части ка- бины.
Рис. 12. Скиповый подъемник: 1 – скип; 2 – направляющие
Двигатель через самотормозящую червячную передачу приводит во вра- щение три зубчатые шестерни 6, сцепленные с зубчатой или цевочной рейкой 9. Шестерни смонтированы на раме, которая перемещается на роликах вдоль направляющего рельса из таврового проката и охватывает рейку. Это обеспечива- ет надёжное сцепление шестерен с рейкой. Четвёртая шестерня, установленная в верхней части кабины и сцепленная с рейкой 9, вращает центробежный регулятор 2, который при превышении номинального значения скорости перемещения каби- ны приводит в действие ловитель 3, останавливающий кабину. Питание к элек- тродвигателю подводится с помощью гибкого кабеля 7 или троллеев, располо- женных вдоль направляющего рельса.
Скиповые подъёмники (рис. 12). Эти подъёмники представляют собой стационарную или передвижную установку для перемещения сыпучих грузов в скипах (специальных ковшах). Большое применение скиповые подъёмники нахо- дят для загрузки доменных печей, вагранок и т. п. В верхнем разгрузочном пункте скип автоматически разгружается через откидное дно или опрокидыванием ков- ша.
Строительный подъёмник. Подъёмник, устанавливаемый на время стро- ительства какого-либо сооружения для подъема и опускания строительных мате- риалов в кабине или на платформе, перемещающейся по вертикальным направ- ляющим, называют строительным.
Фуникулёры. Рельсовую дорогу с канатной тягой, предназначенной для перевозки пассажиров или грузов в вагонах по крутым подъемам (до 35о), назы- вают фуникулёром.
Фуникулёры имеют два уравновешивающих друг друга вагона, из которых один движется вниз, а другой – вверх.
Эскалаторы. Подъемник, предназначенный для перемещения людей на станциях метрополитена и в служебных помещениях с одного уровня на другой на специальных платформах ступенях по наклонному рельсовому пути, называют
эскалатором.
Кранами называют грузоподъёмные машины циклического действия, предназначенные для подъёма и перемещения груза, удерживаемого грузозахват- ным устройством. Они являются наиболее распространенными грузоподъёмными машинами, имеющими весьма разнообразное конструктивное исполнение и назначение. По конструктивному признаку их разделяют на краны мостового типа, к которым относятся мостовые, козловые и полукозловые краны, перегру- зочные мосты, настенные передвижные консольные краны, мостовые краны- штабелёры; краны стрелового типа, к которым относятся поворотные краны на колонне, имеющие постоянный или переменный вылет, стреловые передвижные краны со стрелой, закреплённой на раме ходового устройства или поворотной платформе, размещённой непосредственно на ходовой раме, башенные краны, портальные и полупортальные краны, вантовые краны и т. п. По виду грузоза- хватного устройства механизмов краны бывают с ручным и машинным (элек- трическим, гидравлическим, пневматическим и др.) приводами. По степени поворота стрелы относительно опорной части различают неповоротные, пол- ноповоротные и неполноповоротные краны. По способу опирания ходовой ча- сти на рельсовой путь краны могут быть опорного типа, опирающиеся на путь сверху, и подвесного типа, перемещающиеся по нижним полкам рельсов подвес- ного кранового пути.
Ниже рассмотрены некоторые типы грузоподъемных кранов.
Мостовые опорные краны общего назначения. Мостовой кран (рис. 13) представляет собой мост 8, перемещающийся по крановым путям 11 на ходовых колёсах 12, которые установлены на концевых балках 13. Пути 11 укладывают на подкрановые балки, опирающиеся на выступы верхней части колонн цеха. Рас- стояние между осями подкрановых рельсов называют пролётом крана, расстоя- ние между
осями ходовых колёс (при установке моста на четырёх ходовых колё-
сах) – базой крана. При числе ходовых колёс больше четырёх их устанавливают попарно на балансирах. В этом случае за базу крана принимают расстояние между осями балансиров.
По верхнему (в некоторых конструкциях - по нижнему) поясу балок моста в поперечном направлении относительно пролета цеха передвигается крановая тележка 5, снабженная механизмом 4 подъёма груза. В зависимости от назначения рана на тележке размещают один или два механизма подъёма. При наличии двух механизмов подъема один из них является главным 4, а второй меньшей грузо- подъёмности – вспомогательным 3. Механизм передвижения 10 крана установлен на мосту крана, механизм передвижения 9 тележки – непосредственно на тележке. Управление всеми механизмами осуществляется из кабины 1, прикреплённой к мосту крана.
Рис 13. Мостовой кран общего назначения.
Питание электродвигателей осуществляется по цеховым троллеям, изго- товленным обычно из прокатной стали углового профиля и закрепляемых на стене здания. Для подвода электроэнергии применяют токосъёмы скользящего типа, прикрепляемые к металлоконструкциям крана, башмаки которых скользят по троллеям при перемещении моста крана. Для обслуживания цеховых троллеев на кране предусмотрена специальная площадка 7. Для токопровода к двигателям, расположенным на тележке, используют троллеи, изготовленные из круглой или угловой стали, установленные с помощью специальных стоек на площадке, рас- положенной в продольном направлении относительно главной балки. В совре- менных конструкциях мостовых кранов токопровод к тележке осуществляется с помощью гибкого кабеля 2, подвешиваемого на проволоке 6. Благодаря примене- нию гибкого кабеля проще стала конструкция крана, повысилась его надёжность при эксплуатации и снизилась масса, так как не стало необходимости в наличии стоек и площадки для их размещения и обслуживания.
сами, подвешиваемыми на отдельных навиваемых на барабан лебёдки канатах или прикрепляемых к свободным концам грузовых канатов, огибающих канато- ведущий шкив (рис. 10, г, д). В этом случае достигается полное уравновешивание кабины и 50…70% массы груза. При большой высоте подъёма, более 35…40 м, когда масса неуравновешенной части грузового каната достигает существенного значения и требуется увеличение мощности двигателя при подъёме кабины из нижнего положения, применяют систему с уравнительным канатом (рис. 10, г), соединяющим через нижний обводной блок кабину с противовесом. Для увеличе- ния сцепления каната с ручьём канатоведущего шкива в высокоскоростных лиф- тах применяют систему с контршкивом 1 (рис. 10, д), при которой существенно увеличивается угол обхвата канатом приводного шкива. Однако при этом увели- чивается число перегибов каната, что снижает его долговечность.
Рис. 10. Системы подвески кабины лифтов: а-в – с барабанными лебедками; г – с барабанными лебедками и канатоведущим шкивом; д, е – с канатоведущими шки- вами; К – кабина; Пр – противовес; Б – приводной барабан или шкив
Рис. 11. Бесканатный лифт
В последнее время получили широкое распространение так называемые бесканатные лифты, предназначенные для подъёма обслуживающего персонала и грузов на мачты и башни большой высоты (буровые вышки, высотные здания, ра- дио – и телевизионные башни). Кабины этих лифтов перемещаются вдоль направ- ляющих благодаря силам трения, возникающим между направляющими и враща- ющимися приводными роликами, прижимаемыми к этим направляющим, либо посредством зубчатого зацепления приводных колёс с вертикальными рейками. Бесканатный лифт (рис. 11) имеет кабину 5, рабочую площадку с люком 4 для входа
в кабину и защитную крышку 1. Привод лифта осуществляется от двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя 8, размещённого в нижней части ка- бины.
Рис. 12. Скиповый подъемник: 1 – скип; 2 – направляющие
Двигатель через самотормозящую червячную передачу приводит во вра- щение три зубчатые шестерни 6, сцепленные с зубчатой или цевочной рейкой 9. Шестерни смонтированы на раме, которая перемещается на роликах вдоль направляющего рельса из таврового проката и охватывает рейку. Это обеспечива- ет надёжное сцепление шестерен с рейкой. Четвёртая шестерня, установленная в верхней части кабины и сцепленная с рейкой 9, вращает центробежный регулятор 2, который при превышении номинального значения скорости перемещения каби- ны приводит в действие ловитель 3, останавливающий кабину. Питание к элек- тродвигателю подводится с помощью гибкого кабеля 7 или троллеев, располо- женных вдоль направляющего рельса.
Скиповые подъёмники (рис. 12). Эти подъёмники представляют собой стационарную или передвижную установку для перемещения сыпучих грузов в скипах (специальных ковшах). Большое применение скиповые подъёмники нахо- дят для загрузки доменных печей, вагранок и т. п. В верхнем разгрузочном пункте скип автоматически разгружается через откидное дно или опрокидыванием ков- ша.
Строительный подъёмник. Подъёмник, устанавливаемый на время стро- ительства какого-либо сооружения для подъема и опускания строительных мате- риалов в кабине или на платформе, перемещающейся по вертикальным направ- ляющим, называют строительным.
Фуникулёры. Рельсовую дорогу с канатной тягой, предназначенной для перевозки пассажиров или грузов в вагонах по крутым подъемам (до 35о), назы- вают фуникулёром.
Фуникулёры имеют два уравновешивающих друг друга вагона, из которых один движется вниз, а другой – вверх.
Эскалаторы. Подъемник, предназначенный для перемещения людей на станциях метрополитена и в служебных помещениях с одного уровня на другой на специальных платформах ступенях по наклонному рельсовому пути, называют
эскалатором.
§3. Грузоподъёмные краны
Кранами называют грузоподъёмные машины циклического действия, предназначенные для подъёма и перемещения груза, удерживаемого грузозахват- ным устройством. Они являются наиболее распространенными грузоподъёмными машинами, имеющими весьма разнообразное конструктивное исполнение и назначение. По конструктивному признаку их разделяют на краны мостового типа, к которым относятся мостовые, козловые и полукозловые краны, перегру- зочные мосты, настенные передвижные консольные краны, мостовые краны- штабелёры; краны стрелового типа, к которым относятся поворотные краны на колонне, имеющие постоянный или переменный вылет, стреловые передвижные краны со стрелой, закреплённой на раме ходового устройства или поворотной платформе, размещённой непосредственно на ходовой раме, башенные краны, портальные и полупортальные краны, вантовые краны и т. п. По виду грузоза- хватного устройства механизмов краны бывают с ручным и машинным (элек- трическим, гидравлическим, пневматическим и др.) приводами. По степени поворота стрелы относительно опорной части различают неповоротные, пол- ноповоротные и неполноповоротные краны. По способу опирания ходовой ча- сти на рельсовой путь краны могут быть опорного типа, опирающиеся на путь сверху, и подвесного типа, перемещающиеся по нижним полкам рельсов подвес- ного кранового пути.
Ниже рассмотрены некоторые типы грузоподъемных кранов.
Краны мостового типа
Мостовые опорные краны общего назначения. Мостовой кран (рис. 13) представляет собой мост 8, перемещающийся по крановым путям 11 на ходовых колёсах 12, которые установлены на концевых балках 13. Пути 11 укладывают на подкрановые балки, опирающиеся на выступы верхней части колонн цеха. Рас- стояние между осями подкрановых рельсов называют пролётом крана, расстоя- ние между
осями ходовых колёс (при установке моста на четырёх ходовых колё-
сах) – базой крана. При числе ходовых колёс больше четырёх их устанавливают попарно на балансирах. В этом случае за базу крана принимают расстояние между осями балансиров.
По верхнему (в некоторых конструкциях - по нижнему) поясу балок моста в поперечном направлении относительно пролета цеха передвигается крановая тележка 5, снабженная механизмом 4 подъёма груза. В зависимости от назначения рана на тележке размещают один или два механизма подъёма. При наличии двух механизмов подъема один из них является главным 4, а второй меньшей грузо- подъёмности – вспомогательным 3. Механизм передвижения 10 крана установлен на мосту крана, механизм передвижения 9 тележки – непосредственно на тележке. Управление всеми механизмами осуществляется из кабины 1, прикреплённой к мосту крана.
Рис 13. Мостовой кран общего назначения.
Питание электродвигателей осуществляется по цеховым троллеям, изго- товленным обычно из прокатной стали углового профиля и закрепляемых на стене здания. Для подвода электроэнергии применяют токосъёмы скользящего типа, прикрепляемые к металлоконструкциям крана, башмаки которых скользят по троллеям при перемещении моста крана. Для обслуживания цеховых троллеев на кране предусмотрена специальная площадка 7. Для токопровода к двигателям, расположенным на тележке, используют троллеи, изготовленные из круглой или угловой стали, установленные с помощью специальных стоек на площадке, рас- положенной в продольном направлении относительно главной балки. В совре- менных конструкциях мостовых кранов токопровод к тележке осуществляется с помощью гибкого кабеля 2, подвешиваемого на проволоке 6. Благодаря примене- нию гибкого кабеля проще стала конструкция крана, повысилась его надёжность при эксплуатации и снизилась масса, так как не стало необходимости в наличии стоек и площадки для их размещения и обслуживания.