ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 370
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самоходные и башенные краны кроме грузоподъёмности характеризуют- ся грузовым моментом, являющимся произведением веса груза на вылет стрелы.
Скорость подъёма груза зависит от грузоподъёмности крана и составляет 25…80 м / мин. Скорость передвижения мостового составляет 100 – 120 м / мин, а скорость передвижения тележки 35…50 м / мин. Частота вращения кранов дости- гает 3 об /мин.
Пролёт – это расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути регламентируется ГОСТ 534 – 78.
Режим работы является комплексной характеристикой, учитывающей из- менение и длительность действия нагрузки на кран. Работа грузоподъёмных ма- шин
Таблица 1
Класс нагружения | Коэффициент нагружения |
В1 | 0,125 |
В2 | 0,125 – 0,25 |
В3 | 0,25 – 0,50 |
В4 | 0,50 – 1,00 |
Коэффициент нагружения определяется по формуле
к (
Pi Pmax
)3
ti ,
ti
где P i - нагрузка, действующая на механизм в течении периода времени t i
за заданный срок службы.
В зависимости от сочетаний класса использования и класса нагружения по данным таблицы 2 устанавливают группу режима работы.
Таблица 2
Класс ис- пользования | Класс нагружения | Класс исполь- зования | Класс нагружения | ||||||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В1 | В2 | В3 | В4 | ||||
А0 | 1м | 1м | 1м | 2м | А4 | 3м | 4м | 5м | 6м | ||
А1 | 1м | 1м | 2м | 3м | А5 | 4м | 5м | 6м | - | ||
А2 | 1м | 2м | 3м | 4м | А6 | 5м | 6м | - | - | ||
А3 | 2м | 3м | 4м | 5м | |
Цифра перед буквой М указывает режим работы, который согласно Пра- вил Госгортехнадзора устанавливает: 1, 2, 3 – легкий режим работы; 4, 5 – тяжё- лый режим работы; 6 – весьма тяжёлый режим работы.
Класс использования, характеризующий интенсивность использования крана во время его эксплуатации, определяется числом циклов работы Со, С1,…, С9 (1,6·104 - 4·106).
Класс нагружения определяется распределением массы грузов перемещае- мых краном, относительно номинальной грузоподъёмности Qном за срок его службы.
Класс нагружения характеризуется коэффициентом нагрузки Кр
р
К Ni
N т
( Qi Qном
)3 ,
где Ni - число циклов работы крана за срок службы с грузом массой Qi; NТ - общее число циклов работы крана за срок его службы.
Расчёт на прочность деталей грузоподъёмных машин производят в соот- ветствии с действительным режимом их работы. Суммарное машинное время ра- боты Т (ч) за полный срок службы h (год), необходимое для расчёта на сопротив- ление усталости определяется соотношением:
Т 365К Г
24К С К 4
ПВ% h
100
Производительность грузоподъёмной машины Т ч с учётом числа циклов zi определяется:
Qr zi Qi
§2. Расчётные нагрузки
Расчётный случай 1 – нормальная нагрузка в рабочем состоянии машины, включающая номинальный вес груза и грузозахватного устройства, собственный вес конструкции, нагрузки от ветра в рабочем состоянии, а также динамические нагрузки. В этом случае металлические конструкции и детали механизмов рас- считывают на сопротивление усталости, износостойкость и долговечность.
Расчётный случай 2 – максимальная рабочая нагрузка включающая макси- мальную динамическую нагрузку. Расчёт ведут с учётом максимального уклона пути и максимального крена. Проводят проверку грузовой устойчивости.
Расчётный случай 3 – нагрузка в нерабочем состоянии машины, установ- ленной на открытом воздухе, при отсутствии груза и неподвижных механизмов. При этом на машину кроме её веса, действует предельная ветровая нагрузка, а иногда снег и гололёд. В этом случае рассчитывается прочность металлокон- струкции, противоугонные и тормозные устройства.
Расчёт сопротивления усталости ведут по эквивалентной нагрузке:
Gэкв
Кg
Gmax ;
M экв
Кg
M max
Коэффициент долговечности Кg определяется по формуле:
Kg ,
ту;
где ni - число нагружений в минуту, равное частоте вращения вала в мину-
nо - базовое число, для деталей меньше 50 мм. nо=107, для деталей больше 50 мм. nо=5·107.
ti, Gi, ni - соответственно время, нагрузка и число нагружений в минуту и
данном расчётном режиме.
M – коэффициент кривой усталости; для контактной прочности m=3, а при изгибной прочности m=9. Максимальное значение расчётной нагрузки и момента определяют:
Gmax
K Gном ;
M max
K M ном .
где К – коэффициент нагрузки; для механизма подъёма К=1,1; для других механизмов принимают в зависимости от перегрузки электродвигателя.
Грузозахватные устройства
К грузозахватным устройствам относят крюки, петли, клещевые захваты, спредеры, электромагниты, вакуумные захваты, ковши, грейферы и др.
§1. Крюки и петли
Крюки
По форме крюки разделяют на однорогие и двурогие (рис 39). Однорогие крюки (ГОСТ 6627 – 74) используют для механизмов с ручным и машинным при- водом, двурогие крюки (ГОСТ 6628 – 73). Пластинчатые однорогие и двурогие крюки выбирают по ГОСТ 6619 – 75. Кованные и штампованные крюки изготав- ливают из низкоуглеродистой стали 20 (20 г). После ковки крюки подвергают от- жиму. После изготовления каждый крюк испытывают под нагрузкой на 25% выше номинальной в течении 10 минут. После снятия нагрузки на крюке не должно быть трещин и надрезов. При применении стандартного крюка его расчёт не про- изводится. Крюки могут снабжаться предохранительным замком (рис. 40). Крюки соединяют с гибким грузовым элементом грузоподъёмной машины непосред- ственно прикреплением грузового элемента к проушине крюка или с помощью крюковых подвесок. Непосредственное соединение (рис. 41) крюка с гибким гру- зовым элементом используют при подвесе груза на одной ветви гибкого грузового элемента (каната); соединение посредством крюковых подвесок (рис. 42) – при подвесе груза на несколько ветвях каната. Различают два типа крюковых подве- сок: нормальные (рис. 42, а) и укороченные (рис. 42, б).
Рис. 39. Грузовые крюки: а, б – кованые или штампованные; в, г - пластинчатые
Рис. 40. Крюк с предохранительным замком
При использовании нормальных крюковых подвесок траверса, на которой закреплен крюк, соединена с осью канатных блоков щеками, изготовленными из листовой или полосовой стали Ст3, которые рассчитывают на растяжение по формуле Лямэ (рис. 42, в) в сечении, ослабленном отверстием под цапфы травер- сы, при обеспечении коэффициента запаса прочности n = 3, 5,…,4.
G
R 2
r 2
4 r R 2 r 2
Траверса имеет на концах стопорные накладки, препятствующие осевому перемещению, но позволяющие свободно поворачиваться вместе с крюком отно- сительно горизонтальной оси. При укороченной подвеске блоки размещают на цапфах траверсы. С помощью этой подвески можно поднять груз на несколько большую высоту, чем при нормальной подвеске.
Рис. 41. Подвеска специального крюка на одной ветви гибкого элемента
Рис.42. Крюковые подвески: а – нормальная для трёхкратного сдвоенного полиспаста; б – укороченная для двукратного сдвоенного полиспаста; в – схема к расчёту щеки
Рис.43 Установка ограждения на канатном блоке
Рис.44 Грузовые петли: а – цельнокованая; б – составная
Укороченную подвеску можно применять только при чётной кратности полиспаста. Хвостовик крюка проходит через отверстие в траверсе и закрепляется
гайкой, опирающейся на сферическую шайбу (при грузоподъёмности до 3,2 т). Эти подшипники выбирают по статической грузоподъёмности по расчётной нагрузке, превышающей вес номинального груза на 25%. Во избежание самопро- извольного свинчивания гайка должна быть зафиксирована стопорной планкой, закреплённой на торце хвостовика крюка и входящей в пазы гайки. Согласно пра- вилам Госгортехнадзора стопорение гайки посредством штифтов, шплинтов или стопорных болтов не допускается.