Файл: Протокол 4 от 17. 05. 2021 Принято на педагогическом совете протокол 1 от 31. 08. 2021 года Рассмотрено.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3.8. Модуль «Волонтерство»




Волонтерство - это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом.

Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

Волонтёры школы проводят встречи с интересными людьми и узкими специалистами, проводят просветительскую работу среди обучающихся и родителей, организуют спортивные праздники, а также мероприятия, направленные на защиту окружающей среды, на оказание помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
На внешкольном уровне:

  • участие школьников в организации флеш-мобов в целях пропаганды ЗОЖ;

  • посильная помощь пожилым людям, проживающим в микрорайоне школы;

  • участие в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для воспитанников детского сада, для учеников школы (занятия по ПДД, День книгодарения и др.);

  • участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) в сборе корма для бездомных животных, акция «Большая помощь маленькому другу».

  • участие в городских мероприятиях и акциях, организованных НГОО СДО «Я-МАЛ», РДШ, ЮнАрмия.



На уровне школы:

  • участие школьников в организации мероприятий для ветеранов всех поколений;

  • участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение игровых перемен для

  • обучающихся 1-4 классов, интерактивных игр по ПДД, организация и проведение практических занятий в рамках Дня защиты детей.

  • участие школьников в работе на прилегающей к школе территории: высадка деревьев, субботник по уборке мусора, размещение кормушек для птиц.

  • участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий (торжественная линейка к 1 сентября, День учителя, новогодние мероприятия, День Защитника Отечества, Международный женский день – 8 марта и т.п.);

  • участие в традиционных акциях таких как «Спаси дерево», «Спаси ежика», «Крышки добра», «Ягодка», «Автоледи», «Каждой пичужке – своя кормушка» и т.п.



3.9. Модуль «Профориентация»


Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

  • на уровне начальной школы уроки по предметам «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство», которые знакомят обучающихся с различными видами профессий, также в рамках внеурочной деятельности встреча с представителями различных видов профессий из числа родных обучающихся;

  • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

  • экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

  • просмотр всероссийских открытых онлайн-уроков «ПроеКТОриЯ»;

  • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, дней открытых дверей, в том числе и дистанционных, в средних специальных учебных заведениях и вузах;

  • на базе пришкольных лагерей обучающиеся пробуют себя в роли вожатых, что помогает им самоопределиться в своей будущей профессии;

  • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;

  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков;

  • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

  • освоение школьниками основ профессии в рамках различных профориентационных курсов и курсов внеурочной деятельности, а также курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.

  • подготовка обучающихся к выполнению индивидуального проекта профориентационной направленности, участие обучающихся в учебных практических конференциях


В системе проофориентационной деятельности МБОУ СОШ №5 выделяются две вертикальные линии: диагностическая и развивающая.

1 этап. «Профессии моей семьи». 1-4 классы.

  • Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям.

  • Профориентационный курс «Все профессии нужны, все профессии важны».

  • Профориентационные минутки на уроках.

  • Конкурсы (школьный, муниципальный уровни).

  • Экскурсии на предприятия, где работают родители (1 в полугодие).

  • Встречи с родителями – представителями различных профессий.

  • Система дополнительного образования (кружки, секции).

  • Конкурсы творческих работ: «Мой папа – инженер», «Моя мама – учитель», «Мой дедушка – летчик» и т.д.

  • День профориентации.

  • Мониторинг профориентационной работы.

  1. этап. «Я и профессии вокруг меня». 5-8 классы.

  • Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.



    • Профориентационные минутки на уроках.

    • Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).

    • Система дополнительного образования (кружки, секции, клубы).

    • Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».

    • Конкурсы (школьный, муниципальный, региональныйуровни).

    • Экскурсии на предприятия и организации города (1 раз в четверть).

    • Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций города.

    • Знакомство с рынком труда города и округа.

    • День профориентации.

    • Мониторинг профориентационной работы.

    1. этап. «Мир профессий». 9 классы.

  • Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития.

  • Профориентационные минутки на уроках.

  • Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).

  • Система дополнительного образования (кружки, секции, клубы).

  • Конкурсы ( школьный, муниципальный, региональный, всероссийскийуровни).

  • Экскурсии на предприятия и организации города, района, области (2раза в четверть).

  • Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций города, района, области.


  • Знакомство с рынком труда в области, округе.

  • Предпрофильная подготовка (информационная работа, профильная ориентация, курсы по выбору).

  • Трудоустройство подростков.

  • Дополнительные образовательные курсы (Основы налоговой грамотности, Основы юридической грамотности и т.д.)

  • Открытые дни в средних специальных учебных заведениях.

  • День профориентации.

  • Мониторинг поступления учащихся в Сузы, ПУ, профильные классы ОУ.

  • Мониторинг профориентационной работы.



    1. этап. «Я в мире профессий». 10-11 классы

  • Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития, профессиональной направленности.

  • Профориентационный курс «Мой выбор».

  • Профориентационные минутки на уроках.

  • Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).

  • Система дополнительного образования «Найди себя» (секции, клубы).

  • Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».

  • Конкурсы (школьный, районный, областной, республиканский уровни).

  • Экскурсии на предприятия и организации города, района, области (2 в период).

  • Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций города, района, области.

  • Знакомство с рынком труда в стране.

  • НОУ «Эврика». Научно-практическая конференция, секция «Я и профессия» (школьный, районный, областной, российский уровни).

  • Профильное обучение (профильные предметы, элективные курсы,

    «индивидуальные маршруты движения»).

    • Трудоустройство подростков.

    • Дополнительные образовательные курсы (Основы налоговой грамотности, Основы экономики и т.д.)  Дистанционное и профессиональное обучение.

    • Профессиональные пробы.

    • Открытые дни, встречи с представителями, экскурсии в ВУЗы и Сузы.

    • День профориентации.

    • Довузовская подготовка.

    • Встречи с выпускниками школы, успешными в своих профессиях.

    • Мониторинг профориентационной работы.

    1. этап. «Моя профессия»

  • Мониторинг поступления учащихся в ВУЗы, Сузы, колледжи, в армию и т.п.

  • Мониторинг трудоустройства выпускников после получения профессионального образования.

  • Мониторинг успешности профессионального роста.

  • Мониторинг профориентационной работы.

    Традиционные мероприятия по профориентации, в которых обучающиеся принимают участие:


    • проект по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее»;

    • профориентационные онлайн-мероприятия на портале «ПроеКТОриЯ»;

    • региональный чемпионат международного движения «Молодые профессионалы

    (Worldskills Russia)»;

    • Всероссийский конкурс «Большая перемена»;

    • городская «Инженерная школа»;

    • неделя профориентации – мероприятия профориентационной направленности, проводимые совместно с Центром активного отдыха «Поиск» г. Ноябрьска;

    • городской проект «КарьераStart89», в рамках которого школьники «погружаются» в профессию;

    • встречи с представителями учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования (Уральского Федерального университета, Тюменского индустриального университета, Тюменского государственного университета, Ноябрьского филиала Московского финансово-промышленного университета «Синергия», Санкт-Петербургской горной академии);

    • встречи с представителями разных профессий (юристконсультом правовой группы ОМВД по г. Ноябрьску; представителем ОПП 4 ПСЧ ФГКУ «2 ОФПС по Ямало-Ненецкому автономному округу»; представителями УРФУ, ТГУ, Синергии; тренерами СДЮСШОР г. Ноябрьска, и др.);

    • профессиональные пробы, проводимые КПиИТ в рамках мероприятия «Матрица успеха»;

    • проект для учеников начальных классов «Профессии наших родителей»;

    • участие в открытой научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее»;

    • чемпионаты по робототехнике;

    • городская Неделя предпринимательства и права и др.