Файл: Протокол 4 от 17. 05. 2021 Принято на педагогическом совете протокол 1 от 31. 08. 2021 года Рассмотрено.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3.5. Модуль «Самоуправление»




Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.

С целью привлечения к сотворчеству и сотрудничеству с педагогическим коллективом в организации внеурочной воспитательной деятельности в школе работает орган ученического самоуправления «Феникс». Обучающиеся реализуют своё право на участие в управлении образовательным учреждением.

Совет старшеклассников - это высший орган ученического самоуправления, призванный активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся, формированию у каждого из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.

Совет старшеклассников создан и действует в школе в целях развития инициативы ученического коллектива, расширения коллегиальных, демократических форм управления. Совет старшеклассников как орган, представляющий интересы обучающихся, работает в тесном контакте с администрацией МБОУ СОШ №5.

  • Руководство деятельностью Совета старшеклассников осуществляет председатель совета, избираемый из числа обучающихся 8-11 классов.

  • Основные задачи Совета старшеклассников:

  • организация жизнедеятельности ученического коллектива на основе взаимодействия классных коллективов;

  • организация работы активов классов по взаимодействию классных коллективов;

  • вовлечение обучающихся в активную жизнь МБОУ СОШ №5.

  • Ученическое самоуправление в школе осуществляется следующим образом.

На уровне школы: через деятельность Совета старшеклассников:

  • Принимает участие в разработке годового плана работы МБОУ СОШ №5.

  • Разрабатывает план собственной деятельности и помогает осуществлять планирование других органов, представляющих интересы обучающихся.

  • Изучает и оценивает, систематизирует и обобщает состояние деятельности всех органов, представляющих интересы обучающихся, общественное мнение обучающихся МБОУ СОШ №5.

  • Определяет цели, функции и содержание деятельности всех органов, представляющих интересы обучающихся.

  • Координирует деятельность всех органов, представляющих интересы обучающихся.

  • Обеспечивает мобилизацию коллективных усилий обучающихся и отдельных органов, представляющих интересы обучающихся.

  • Создает при необходимости инициативные группы обучающихся.

  • Вносит в вышестоящие органы, представляющие интересы обучающихся, предложения по улучшению качества деятельности МБОУ СОШ №5.

  • Организует и проводит общешкольные дела и мероприятия.

  • Изучает, обобщает и распространяет опыт проведения коллективных творческих дел, организует выявление творческого потенциала обучающихся.

  • Осуществляет контроль за реализацией предложений и критических замечаний ученического коллектива.

  • Оказывает помощь и поддержку руководителям и членам Советов классов.

  • Выражает мотивированное (согласованное) мнение обучающихся при принятии локальных нормативных актов образовательного учреждения, затрагивающих их права и обязанности.

  • Для решения текущих вопросов Совет старшеклассников может избирать Советы дел, Советы клубов по интересам и т. п.

  • Совет старост объединяет старост классов для облегчения распространения значимой для обучающихся информации и получения обратной связи от классных коллективов.


На уровне классов:через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса.

Актив класса выбирают из числа учащихся класса путем голосования.

Староста класса:

  • замещает классного руководителя в его отсутствие;

  • выясняет, кто и по какой причине отсутствует;

  • отвечает за состояние дисциплины на уроке и за успеваемость класса;

  • отвечает за сохранность учебников и материальной базы школы;

  • обеспечивает связь класса с учителями и администрацией;

  • координирует работу актива класса;

  • распределяет полномочия и обязанности по секторам своего класса и осуществляет контроль за их выполнением.

Заместитель старосты выполняет обязанности старосты класса во время его отсутствия.

Ответственные за спорт и пропаганду здорового образа жизни; за организацию и проведение культурно-массовых мероприятий в классе, участие класса в проведении школьных мероприятий; за дежурство; редколлегия класса; учебный сектор.

На индивидуальном уровне:

через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ

общешкольных и классных дел; через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за кабинетом, комнатными растениями и т.п.

Благодаря инициативной группе ученического самоуправления проводится большое количество мероприятий, акций и конкурсов. Ребята пробуют себя в роли ведущих, организаторов, постановщиков, журналистов, аниматоров, спортивных тренеров, жюри. Это готовит их к взрослой жизни.

Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.



3.6. Модуль «Экологическое воспитание (экскурсии, экспедиции, походы)»

Формирования экологического воспитания является в настоящее время одним из приоритетных направлений. Любовь к природе помогает детям стать справедливее, великодушнее, ответственнее.

Чем раньше начинается формирование экологического ответственного отношения к природе, тем быстрее дети учатся чувствовать, понимать, что природа представляет огромную ни с чем не соизмеримую ценность, как источник природных ресурсов, как среда жизни человека, а также источник восстановления его сил и здоровья, как объект научного познания законов природы и их практического применения, как средство развития личности.

Формирование экологического воспитания должно строиться исходя из признания его непрерывности. Оно обхватывает все возрастные этапы развития детей:

  • формирование научного экологического мировоззрения;

  • воспитание созидательного отношения к окружающей среде;

  • привитие необходимых практических навыков и умений поведения в природе;

  • выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности;

  • формирование духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

  • развитие интереса к экологии как науке;

  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

Основные направления формирования экологического воспитания:

  • Организация и проведение природоохранных акций;

  • Осуществление межпредметных связей в развитии экологической культуры;

  • Использование природного окружения и других пространств в образовательных целях;

  • Практическая природосберегающая деятельность воспитанников и педагогов;

  • Взаимодействие образовательного учреждения с общественными организациями;

  • Разработка и реализация спецпроектов.

  • Организация мероприятий, связанных с благоустройством территории и помещений учреждения

  • Проведение регулярных практических мероприятий (субботники, спортивно-досуговая деятельность).



Экскурсии, походы в МБОУ СОШ №5 помогают детям расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.

На экскурсиях и в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • в каждом классе предусматриваются регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музеи, на предприятия, на природу.

  • школьное лесничество «ЯМАЛ» организует изучение родного края, изучения природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны, знакомства с интересными людьми и династиями.



3.7. Модуль «Детские общественные объединения»


Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное

по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). В школе существует:

• Детское общественное объединение Союз Творческой Молодёжи «Феникс» (5-11 классы)

• Детское школьное объединение «Совята» (1-4 классы)

• Школьное добровольческое объединение «ЗОЖигайки»

• Школьное волонтёрское объединение «Право на жизнь»

• Школьное лесничество «Ямал»

• Отряд юных инспекторов дорожного движения (ЮИД)

• Отряд «ЮнАрмия»

Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

• реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;


• организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной

на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать

и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися бездомным животным (акция по сбору корма для бездомных животных, организованная волонтёрским объединением «Право на жизнь», участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (акция «Школьный двор», акция «Чтобы деревья были большими»);

• рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения

в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.) – День рождение ДО СТМ «Феникс» - 1 октября;

• поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения;

• участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.