Файл: Протокол 4 от 17. 05. 2021 Принято на педагогическом совете протокол 1 от 31. 08. 2021 года Рассмотрено.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
С целью привлечения к сотворчеству и сотрудничеству с педагогическим коллективом в организации внеурочной воспитательной деятельности в школе работает орган ученического самоуправления «Феникс». Обучающиеся реализуют своё право на участие в управлении образовательным учреждением.
Совет старшеклассников - это высший орган ученического самоуправления, призванный активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся, формированию у каждого из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.
Совет старшеклассников создан и действует в школе в целях развития инициативы ученического коллектива, расширения коллегиальных, демократических форм управления. Совет старшеклассников как орган, представляющий интересы обучающихся, работает в тесном контакте с администрацией МБОУ СОШ №5.
-
Руководство деятельностью Совета старшеклассников осуществляет председатель совета, избираемый из числа обучающихся 8-11 классов. -
Основные задачи Совета старшеклассников: -
организация жизнедеятельности ученического коллектива на основе взаимодействия классных коллективов; -
организация работы активов классов по взаимодействию классных коллективов; -
вовлечение обучающихся в активную жизнь МБОУ СОШ №5. -
Ученическое самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы: через деятельность Совета старшеклассников:
-
Принимает участие в разработке годового плана работы МБОУ СОШ №5. -
Разрабатывает план собственной деятельности и помогает осуществлять планирование других органов, представляющих интересы обучающихся. -
Изучает и оценивает, систематизирует и обобщает состояние деятельности всех органов, представляющих интересы обучающихся, общественное мнение обучающихся МБОУ СОШ №5. -
Определяет цели, функции и содержание деятельности всех органов, представляющих интересы обучающихся. -
Координирует деятельность всех органов, представляющих интересы обучающихся. -
Обеспечивает мобилизацию коллективных усилий обучающихся и отдельных органов, представляющих интересы обучающихся. -
Создает при необходимости инициативные группы обучающихся. -
Вносит в вышестоящие органы, представляющие интересы обучающихся, предложения по улучшению качества деятельности МБОУ СОШ №5. -
Организует и проводит общешкольные дела и мероприятия. -
Изучает, обобщает и распространяет опыт проведения коллективных творческих дел, организует выявление творческого потенциала обучающихся. -
Осуществляет контроль за реализацией предложений и критических замечаний ученического коллектива. -
Оказывает помощь и поддержку руководителям и членам Советов классов. -
Выражает мотивированное (согласованное) мнение обучающихся при принятии локальных нормативных актов образовательного учреждения, затрагивающих их права и обязанности. -
Для решения текущих вопросов Совет старшеклассников может избирать Советы дел, Советы клубов по интересам и т. п. -
Совет старост объединяет старост классов для облегчения распространения значимой для обучающихся информации и получения обратной связи от классных коллективов.
На уровне классов:через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса.
Актив класса выбирают из числа учащихся класса путем голосования.
Староста класса:
-
замещает классного руководителя в его отсутствие; -
выясняет, кто и по какой причине отсутствует; -
отвечает за состояние дисциплины на уроке и за успеваемость класса; -
отвечает за сохранность учебников и материальной базы школы; -
обеспечивает связь класса с учителями и администрацией; -
координирует работу актива класса; -
распределяет полномочия и обязанности по секторам своего класса и осуществляет контроль за их выполнением.
Заместитель старосты выполняет обязанности старосты класса во время его отсутствия.
Ответственные за спорт и пропаганду здорового образа жизни; за организацию и проведение культурно-массовых мероприятий в классе, участие класса в проведении школьных мероприятий; за дежурство; редколлегия класса; учебный сектор.
На индивидуальном уровне:
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и классных дел; через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за кабинетом, комнатными растениями и т.п.
Благодаря инициативной группе ученического самоуправления проводится большое количество мероприятий, акций и конкурсов. Ребята пробуют себя в роли ведущих, организаторов, постановщиков, журналистов, аниматоров, спортивных тренеров, жюри. Это готовит их к взрослой жизни.
Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
3.6. Модуль «Экологическое воспитание (экскурсии, экспедиции, походы)»
Формирования экологического воспитания является в настоящее время одним из приоритетных направлений. Любовь к природе помогает детям стать справедливее, великодушнее, ответственнее.
Чем раньше начинается формирование экологического ответственного отношения к природе, тем быстрее дети учатся чувствовать, понимать, что природа представляет огромную ни с чем не соизмеримую ценность, как источник природных ресурсов, как среда жизни человека, а также источник восстановления его сил и здоровья, как объект научного познания законов природы и их практического применения, как средство развития личности.
Формирование экологического воспитания должно строиться исходя из признания его непрерывности. Оно обхватывает все возрастные этапы развития детей:
-
формирование научного экологического мировоззрения; -
воспитание созидательного отношения к окружающей среде; -
привитие необходимых практических навыков и умений поведения в природе; -
выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности; -
формирование духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера; -
развитие интереса к экологии как науке; -
формирование потребности в здоровом образе жизни.
Основные направления формирования экологического воспитания:
-
Организация и проведение природоохранных акций; -
Осуществление межпредметных связей в развитии экологической культуры; -
Использование природного окружения и других пространств в образовательных целях; -
Практическая природосберегающая деятельность воспитанников и педагогов; -
Взаимодействие образовательного учреждения с общественными организациями; -
Разработка и реализация спецпроектов. -
Организация мероприятий, связанных с благоустройством территории и помещений учреждения -
Проведение регулярных практических мероприятий (субботники, спортивно-досуговая деятельность).
Экскурсии, походы в МБОУ СОШ №5 помогают детям расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях и в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
-
в каждом классе предусматриваются регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музеи, на предприятия, на природу. -
школьное лесничество «ЯМАЛ» организует изучение родного края, изучения природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны, знакомства с интересными людьми и династиями.
3.7. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное
по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). В школе существует:
• Детское общественное объединение Союз Творческой Молодёжи «Феникс» (5-11 классы)
• Детское школьное объединение «Совята» (1-4 классы)
• Школьное добровольческое объединение «ЗОЖигайки»
• Школьное волонтёрское объединение «Право на жизнь»
• Школьное лесничество «Ямал»
• Отряд юных инспекторов дорожного движения (ЮИД)
• Отряд «ЮнАрмия»
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
• реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
• организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной
на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать
и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися бездомным животным (акция по сбору корма для бездомных животных, организованная волонтёрским объединением «Право на жизнь», участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (акция «Школьный двор», акция «Чтобы деревья были большими»);
• рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения
в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.) – День рождение ДО СТМ «Феникс» - 1 октября;
• поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения;
• участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.