Файл: Курсовая работа по дисциплине методика обучения и воспитания (по профилю подготовки физика).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Дидактические основы формирования универсальных учебных действий при реализации пропедевтических курсов физики и их значение в общем курсе физики.

§1.1. Содержание универсальных учебных действий с учетом возрастных особенностей учащихся и процесса обучения физике.

§1.2. Значение пропедевтических курсов физики для подготовки учащихся к изучению базовых учебных курсов

§1.3. Анализ наиболее распространенных пропедевтических курсов физики для 5-6 классов

Раздел 2. Методические особенности проектной деятельности в программе пропедевтического курса физики.

§2.1 Метод проектов и его место в современной методике

§2.2. Преимущества метода проектов

§2.3 Использование метода проекта в программе пропедевтического курса физики.

§2.4. Практико-ориентированный проект как один из основных видов деятельности в образовательном пропедевтическом курсе физики для 5-6 классов.

Раздел 3. Применение конструктора «Знаток» в процессе преподавания пропедевтического курса физика для 5-6 классов.

§3.1. Описание конструктора «Знаток»

§3.1. Применение конструктора «Знаток» при проведении проектно-практических занятий в образовательном пропедевтическом курсе физики 5-6 классов.

Раздел 4. Разработка занятий по теме «Альтернативные источники энергии» с использованием конструктора «Знаток»

§4.1. Актуальность проведения занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

§4.1 Разработка технологических карт занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

развитие творческих способностей учеников, активизацию познавательной деятельности, овладение УУД.

В то же время курс способствует более легкому для учеников введению в базовый курс физики в средней школе. Переходя к изучению физики в седьмом классе, школьники будут обладать базовыми знаниями о предмете, действиями по изучению различных процессов и явлений, а также иметь представление о современной научной картине мира. Все это дает учителю возможность сфокусироваться на более важных и сложных разделах или темах, разбирая их более подробно.

Пропедевтический курс физики своей целью ставит подготовку младших школьников к систематическому обучению школьным дисциплинам и развитию умственных способностей, развитию и формированию познавательных универсальных учебных действий. В ходе его прохождения учащиеся овладевают знаниями и умениями, которые потом смогут применять при изучении курса физики, предусмотренного программой. По окончанию изучения курса ученик должен приобрести следующие умения:

  • правильного использования физического оборудования и измерительных приборов;

  • умение пользоваться физическими проборами и правильно снимать показания с них;

  • анализировать данные, полученные в ходе выполнения лабораторной работы или эксперимента;

  • делать выводы.

При правильном построении курса, он будет активизировать у детей интерес к предмету «физика», раскрывать его значимость в прикладном плане. В свою очередь освоение обучающимися умений и навыков к самостоятельному поиску новых знаний будет способствовать повышению уровня мотивации к образовательному процессу в целом.

При изучении пропедевтического курса физики ученики овладевают способами следующих видов деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Виды деятельности



Вид деятельности

Описание

1

Познавательная

Курс подразумевает работу не только с учебниками, но и с внешними источниками информации (пособия, инструкции, Интернет). Самостоятельное проведение опытов, экспериментов, разработка и реализация проектов. Наблюдение различных физических явлений и процессов.

2

Практическая

Ученики работают с различными физическими приборами, оборудованием, измерительными инструментами. Решают элементарные физические задачи прикладного характера.

3

Организационная

Составляют план своей познавательной деятельности. Занимаются организацией своего рабочего места, проведения опыта или эксперимента. Организуют работу в группах.

4

Оценочная

Оценивают важность полученной в ходе эксперимента информации. Оценивают величину физических величин.

5

Самоконтроль

Выбирают и контролируют свои действия при выполнении практических задач. Оценивают и контролируют результаты процесса обучения, уровень овладения навыками.



Основной проблемой получения и дальнейшего развития обучающимися необходимых умений является сложность вовлечения их в процесс обучения. Пропедевтика в изучении физики способствует повышению мотивации учеников к изучению физики. С помощью большого количества экспериментальных задач, демонстраций, лабораторных работ и опытов, курс формирует познавательные и практические умения детей, что имеет большую роль в дальнейшем изучении и качественном усвоении теоретических и практических основ физики.

Исходя из этого, введение в образовательный процесс пропедевтического курса физики в 5-6 классах, положительно повлияет на успешное выполнение требований ФГОС к физическому образованию.

Опережающее обучение физике помогает школьникам в дальнейшем, уже более осознанном, изучении фундаментальных понятий и законов физики, формирует начальную естественнонаучную картину мира. Способствует формированию и развитию познавательных, практических и теоретических знаний и умений, которые в свою очередь необходимы школьникам в различных учебных курсах. Во время обучения ученики учатся формулировать и правильно излагать свои мысли, делать выводы на основе полученной информации. Правильное построение курса способно полностью устранить у детей страх перед учебным предметом «физика», продемонстрировать его важность. Таким образом, пропедевтический курс физики способствует развитию познавательных универсальных учебных действий, таких как: умение ставить учебную задачу, находить необходимую информацию для решения конкретной задачи, умение анализировать полученные знания и так далее.

§1.3. Анализ наиболее распространенных пропедевтических курсов физики для 5-6 классов


Идея введения в образовательную программу пропедевтического курса физики возникла еще в прошлом веке, поэтому на данный момент разработано достаточно большое количество уже готовых программ, пользующихся не малой популярностью. Наиболее распространены программы следующих авторов: Даммер М.Д., Гуревича А.Е, Исаев Д.А., Понтак Л.С., Степанова Г.Н. Ознакомившись с представленными программами был выявлен общих черт, а также различий.

Пропедевтический курс Гуревича А.Е., Исаева Д.А., Понтак Л.С. – «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5-6 классы», включает в себя учебник «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 - 6 классы» и рабочие тетради, соответствующие ходу программы учебника. Программа соответствует ФГОС и разрешена для применения в учебных учреждениях.

Программа Степановой Г.Н. – «Физика с 5-го класса», включает в себя раздельные учебники для 5 и 6 классов. Содержание заключает в себе вводный курс физики. Также разработаны рабочие тетради для 5 и 6 классов отдельно.

Программа пропедевтического курса Степановой Г.Н. – «Физика с 5-го класса», представляет собой вводный курс физики для 5 и 6 классов. Данный курс, включает в себя два учебника, ориентированных, один на 5, другой на 6 класс. В комплект к обоим учебникам предлагается рабочие тетради [13].

Курс Даммера М.Д. состоит из двух учебников, для 5 и 6 классов – «Физика 5: учебное пособие для 5 класса», «Физика 6: учебное пособие для 6 класса». Однако более распространенным является курс созданный Даммер М.Д. в соавторстве с Хохловой В.В., в учебно-методический комплекс, которого входит учебник «Опережающий курс физики 5-6 класс».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что пропедевтический курс Гуревича А.Е., и его соавторов, и курс Степановой Г.Н. имеют преимущество благодаря своим рабочим тетрадям, что в свою очередь дает больше возможностей учителю и упрощает его работу.

В результате анализа вышеперечисленных курсов, выявлены следующие общие сходства:

  1. Формулировка заданий нацелена, в первую очередь, на развитие самостоятельности учеников при изучении, анализе и описании физических процессов и явлений;

  2. Высокая степень иллюстрированности предлагаемого школьникам материала;

  3. В каждую из программ включены большое количество лабораторных работ, в том числе домашние экспериментальные задания;

  4. Учебный материал сопровождается большим количеством аналогий с наблюдаемыми в жизни явлениями, которые понятны для учеников пятых и шестых классов;

  5. В программах присутствует материал для самостоятельного изучения, дополнительного чтения;

  6. Параграфы разграничены и каждый из них представляет самостоятельный завершенный этап познания.

  7. Предлагаемый пособиями материал соответствует современной научной картиной мире.


Проанализируем и сравним примерные учебные программы Даммер М.Д., Хохловой В.В. «Опережающий курс физики 5-6 класс» и «Естествознание 5-6 классы» Гуревича А.Е., Исаева Д.А., Понтак Л.С. более подробно. В ходе анализа выявлено:

В каждом учебнике предполагается выполнение большого количества опытов, экспериментальных задач и лабораторных работ. При этом дано достаточное количество иллюстраций к ним, что повышает уровень понимания со стороны учеников пятых и шестых классов. При этом в учебном пособии Даммер М.Д. есть темы для самостоятельной работы учащихся в виде сочинений, чего нет у Гуревича А.Е.

Учебная программа первых авторов (Даммер М.Д., Хохловой В.А.) содержит раздел «Знакомство с физическими величинами», что безусловно полезно для учеников на начальном этапе изучения физики. Он помогает познакомиться с физическими величинами, способами их измерения, физическими приборами. На мой взгляд, это очень важный раздел в изучении физики, который способствует повышению успешности усвоения знаний в дальнейшем курсе физического образования. В программе Гуревича А.Е., Исаева Д.А., Понтак Л.С., большее внимание уделяется изучению физических и химических характеристик тела и вещества. Такой подход может привести к замешательству учеников, по той причине, что разделение понятий физических и химических процессов играет большую роль при дальнейшем изучении предметов, поэтому стоит заострить внимание на их различиях, чётко разграничивай понятия тело и вещество.

Раздел «Взаимодействие тел» присутствует в обеих программах. При этом Даммер М.Д. и Хохлова В.В. большее внимание уделяют механическому движению, траектории и скорости. При этом данные понятия в программе Гуревича А.Е. изучают на более позднем этапе. В разделе «Взаимодействие тел» акцент сделан на изучение различных сил в природе. На мой взгляд, программа Даммер М.Д. в этом плане более предпочтительна, так как механическое движение, скорость и траектория должны изучаться раньше, чем силы в природе, так как этот материал является более простым, и при этом он становится базой для изучения многих других понятий и процессов.


Пропедевтический курс Даммер М.Д. включает в себя раздел «Давление твердых тел, жидкостей и газов», где изучаются соответствующие темы. В то время как программа Гуревича А.Е. не обособляет данные темы в отдельную главу, изучая их после электрических сил и магнитного взаимодействия.

Разделы «Электрические явления» и «Магнитные явления» разделены и изучаются последовательно друг за другом в программе Даммер М.Д. и Хохлова В.В., что является более правильным с точки зрения логически-последовательного изучения физики. В программе Гуревича А.Е. темы электричества и магнитное действие объединенные в разделе « Электромагнитные явления» и представлены там в меньшем объеме, что не дает учащимся полной картины по данным темам. При первом изучении данных явлений целесообразно разделить электричество и магнетизм на два раздела, для более ясного изложения материала.

В конечном итоге сравнении можно сделать вывод, что более предпочтительной является программа пропедевтического курса Даммер Д.М. и Хохлова В.В.. В данном ими учебном пособии наиболее логично выстроена последовательность изучения разделов, при это сами разделы раскрыты более подробно и качественно. При этом программа полностью удовлетворяет современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Так же несомненным плюсом программы является то, что она не дублирует программу физики 7 класса Перышкина А.В., которая применяется в большинстве современных школ, что позволяет сохранять интерес и мотивацию к изучению предмета «физика» в 7 классе.