Файл: Курсовая работа по дисциплине методика обучения и воспитания (по профилю подготовки физика).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Дидактические основы формирования универсальных учебных действий при реализации пропедевтических курсов физики и их значение в общем курсе физики.

§1.1. Содержание универсальных учебных действий с учетом возрастных особенностей учащихся и процесса обучения физике.

§1.2. Значение пропедевтических курсов физики для подготовки учащихся к изучению базовых учебных курсов

§1.3. Анализ наиболее распространенных пропедевтических курсов физики для 5-6 классов

Раздел 2. Методические особенности проектной деятельности в программе пропедевтического курса физики.

§2.1 Метод проектов и его место в современной методике

§2.2. Преимущества метода проектов

§2.3 Использование метода проекта в программе пропедевтического курса физики.

§2.4. Практико-ориентированный проект как один из основных видов деятельности в образовательном пропедевтическом курсе физики для 5-6 классов.

Раздел 3. Применение конструктора «Знаток» в процессе преподавания пропедевтического курса физика для 5-6 классов.

§3.1. Описание конструктора «Знаток»

§3.1. Применение конструктора «Знаток» при проведении проектно-практических занятий в образовательном пропедевтическом курсе физики 5-6 классов.

Раздел 4. Разработка занятий по теме «Альтернативные источники энергии» с использованием конструктора «Знаток»

§4.1. Актуальность проведения занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

§4.1 Разработка технологических карт занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В




§3.1. Применение конструктора «Знаток» при проведении проектно-практических занятий в образовательном пропедевтическом курсе физики 5-6 классов.


Проектно-практические работы на занятиях физики призваны связать теоретические основы изучаемых явлений и процессов с их практическим применением. Использование конструктора «Знаток» на данном типе занятий позволяет визуализировать исследуемые процессы, а также формирует начальные знаний об устройстве электрических схем, электроизмерительных приборов и различных элементов цепи.

Электронный конструктор, представленный наборами разной степени сложности, может быть использован как при проведении учебных занятий в общеобразовательных школах по курсу физики, так и при проведении занятий в радиотехнических центрах и кружках. Предложенные набором элементы и схемы позволяют познакомить учащихся на начальном этапе с основами составления электрической цепи, а также изучать основы электроники от физической природы явлений. Наглядность демонстраций помогает показать связь между физической природой процессов и явлений, и техникой, при этом наборы позволяют на простых примерах проиллюстрировать основные физические законы разных разделов физики.

При работе с конструктором у обучающихся формируются умения анализировать исходные условия, понимать внутреннюю суть явлений и на основе этого предлагать техническое решение. А большой выбор готовых схем и процесс их сборки повышает уровень мотивации учеников и способен заинтересовать их в получении конкретных результатов.

В комплекте к некоторым наборам идет методическое сопровождение практических занятий, которые согласуются с разделами физики, изучаемыми в школе, в том числе в различных опережающих курсах. Разделение заданий на уровни сложности позволяет достичь дифференцирования процесса образования, что положительно влияет на результаты.

Предлагаемые практические задания могут выполняться при изучении следующих тем и разделов: «Электрическая цепь и ее основные части», «Механические колебания и волны. Звук», «Электрические явления. Постоянный ток», «Электрический ток в различных средах», «Энергия», «Превращение энергии».



Основной целью использования конструктора в пропедевтическом курсе физики может являться организация работы учащихся с конструктором для формирования у них умения конструировать и моделировать, развитие технической грамотности, а также ознакомление их с электрической цепью и ее основными элементами.

Основными дидактическими задачами являются:

  • Формирование у обучающихся представлений об электрической цепи и ее основных элементах;

  • Усвоение учащимися основных физических понятий и явлений в разделах «Электричество» и «Электрическая цепь»;

  • Знакомство с методами проектирования;

  • Проектирование и изготовление электрических приборов и устройств для различных измерений и исследований, а также решения задач практического характера;

  • Формирование универсальных учебных действий;

  • Повышение уровня интереса к предмету;

  • Воспитание у детей усидчивости и трудолюбия.


Применение конструктора «Знаток» на занятиях позволяет добиться следующих образовательных результатов:

Предметные образовательные результаты:

- изучение основных физических понятий раздела «Электричество», усвоение понятий электронные детали, алгоритм, схема, батарея, монтажная плата и т.д.;

- овладение умениями читать и составлять схемы электрических цепей, собирать и конструировать их;

- рациональное использование технологической информации для проектирования и создания объекта труда;

- знакомство с устройством различных систем «умного дома».

Метапредметные образовательные результаты:

- умение формулировать свои мысли и излагать их окружающим;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение работать с информацией: выделять необходимую для решения поставленной задачи информацию, работать с различными видами информации (графической, текстовой);

- ознакомиться с основными методами познания: наблюдение, опыт, эксперимент, лабораторная работа.


Личностные образовательные результаты:

- развитие чувства ответственности за результат работы и принимаемы решения;

- умение работать с электрическими приборами с соблюдением техники безопасности;

- умение работать сообща, в коллективе, группе;

- формирование самостоятельности и активности;

- воспитание бережного отношения к природе и энергетическим ресурсам;

- развитие критического мышления в процессе выполнения практических задач.

В итоге проведения занятий с использованием электронного конструктора «Знаток» станут сформированные универсальные учебные действия:

Личностные:

  • Интерес к физике, как к элементу человеческой жизни и культуры

  • Способность видеть закономерности связи наблюдаемых явлений;

  • Уверенность в возможности познания окружающего мира.

Регулятивные:

    • Прогнозирование и планирование;

    • Рационально распределение времени;

    • Пользование измерительными приборами и измерение физических величин;

    • Учет правил техники безопасности.

Познавательные:

  • Формулирование целей и задач;

  • Описание наблюдаемых явлений;

  • Оформление результатов (схемы, таблицы, графики)

  • Обоснование выбранных методов и действий;

Коммуникативные:

  • Правильное распределение обязанностей при работе в группе;

  • Взаимоконтроль и самоконтроль;

  • Обсуждение процесса деятельности и результатов с учителем и сверстниками.




Раздел 4. Разработка занятий по теме «Альтернативные источники энергии» с использованием конструктора «Знаток»

§4.1. Актуальность проведения занятий по теме «Альтернативные источники энергии»


Альтернативная энергетика - совокупность перспективных способов получения, передачи и использования энергии, которые распространены не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при, как правило, низком риске причинения вреда окружающей среде.[Альтернативные источники энергии.https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoetvorchestvo/2018/05/22/proekt-alternativnye-istochniki-energii]

В современном мире изучение альтернативных источников энергии с каждым годом все боле актуально. Фактор ограниченности полезных ископаемых заставляет людей все больше и больше использовать альтернативные источники в качестве основных. Главным преимуществом последних, безусловно, является их неисчерпаемость.

Знакомство учащихся с данной темой в пропедевтическом курсе позволит расширить кругозор детей на основе социально значимой проблемы, что полезно с точки зрения воспитательного аспекта образовательного процесса. При этом содержание темы очень разнообразно, что позволяет преподавателю самому регулировать уровень сложности материала, в зависимости от возрастных и интеллектуальных особенностей детей. Например в 5 классе рациональным будет ознакомительный урок, на котором рассматриваются существующие источники альтернативной энергии, при это нет необходимости углубляться в сущность протекающих физических процессов, так как они довольно сложны для понимания в таком возрасте и у детей нет достаточного количества знаний. Однако при всей сложности, тема помогает связать изучение теории физики с реальностью, что приводит к повышению интереса со стороны учащихся, а значит, их мотивация к познавательной деятельности возрастает.

Набор электронного конструктора «Знаток. Альтернативные источники энергии» может помочь учителю при проведении не только практических, но и теоретических занятий на данную тему. Собираемые схемы позволяют визуализировать объясняемый материал, что положительно влияет на уровень усвоения учащимися получаемых знаний.