Файл: 13. Основные проблемы и вопросы Культурологии 6 15. Синонимы и антонимы слова культура. Объем и структура понятия культуры. 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Проблема определения культурологии: от стереотипов к научным формулировкам.
2. Теоретическая модель «природа-культура». Науки о природе и науки о культуре.
4. Язык описания культуры и «языковые ловушки» слова «культура».
5. Культурология как наука о способах и принципах производства культуры.
7. Методы культурологии: семиотический, психологический, аксиологический.
8. Методы культурологии: социологический, биографический, диалоговый, компаративистский.
9. Отношения культурологии и философии.
10. Объект, предмет, цель, задачи культурологии.
11. История культурологии как науки и профессии.
13. Основные проблемы и вопросы Культурологии
15. Синонимы и антонимы слова «культура». Объем и структура понятия культуры.
16. Теории происхождения культуры: магическая, сакральная, космологическая, натуралистическая.
20 вопрос. Генезис и структура понятия искусства.
23.Понятия культурологии: время и пространство
26. Понятия культурологии: истина, постправда.
28. Понятие культурологии: кинематограф
30. понятия «личность» и «индивидуальность
31 Понятия культурологии: нарратив, речь, текст
32. Понятия культурологии: норма, ментальность
33. Понятия культурологии: миф, цивилизация.
34. Понятие культурологии. Отстранение, сюжет, фабула.
35 вопрос. Понятия культурологии: парадигма, смысл, эпистема.
37. Понятия культурологии: реальность, симулякр, симуляция.
38. Понятия культурологии: творчество, искусство
41. Кризис культуры в истории европейской культуры XIX-XXI вв.
44. Реализм, натурализм, классицизм. Реализм как художественный стиль.
45. Взаимоотношения классики и модерна
46. Модернизм как философское и художественное течение
47 Реформа приемов и жанров в модернистской парадигме
49. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернизма: пастиш, монтаж, фантазм.
52. эстетика повседневности и поп-культура
55. Особенности культуры Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, реализм. Секуляризация культуры
Орудиино-трудовая теории происхождения культуры изложена в работе Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где утверждается, что мышление, речь, знания появляются в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда. Широко известно заявление Энгельса: «Труд создал человека». Это обусловлено тем, что в процессе трудовой деятельности возникает необходимость организовать совместные усилия и согласовать их, для чего требуются средства общения. Язык и сознание, развивавшиеся параллельно, привели к переходу обезьяноподобных предков в качественно новое состояние — человека. Так труд породил культуру.
Социальная концепция культурогенеза дополняет данную теорию. Одним из ее авторов может быть назван Б. Малиновский. Он подчеркивает не ценность труда самого по себе, а необходимость объединения людей в коллектив в процессе труда для выполнения возникавших перед ними проблем — совместной охоты, обработки земли, строительства жилищ и т.п. Поэтому на первый план выступают социальные отношения, связывающие людей, а также необходимость регулирования этих отношений.
Игровые концепции культурогенеза - среди сторонников — Й. Хейзинга, считающий, что культура возникла из игры, известной еще животным. Вначале была игра как специфическая организация, а позже из нее возникли спорт, искусство, религия, философия и другие сферы культуры. Игра всегда служила тренировкой разных человеческих качеств и навыков, в ней прорабатывались сценарии будущих действий человека.
Символическая концепция культурогенеза —Э. Кассирер, К.Г. Юнг, М. Хайдепер. Сознание по своей природе связано с символами, которые относятся не к предмету, а к означению его смысла. Придавать какой-то смысл предметам и явлениям (как естественного, так и искусственного происхождения) может только человек на основе своей деятельности и рефлексии этой деятельности. Через символ происходит одухотворение вещи, открытие за ее предметным планом ее значения, смысла, ее духовного бытия для человека. Появление этой способности и есть рождение культуры — нового уровня взаимодействия человека и окружающего мира.
Психоаналитическая теория культурогенеза. Фрейд. По его мнению, культура появляется при подавлении первичных влечений и инстинктов (либидо и мортидо) с помощью норм и запретов. В результате происходит ограничение агрессивных, разрушительных форм поведения, доставшихся от обезьяньих предков. Можно сказать, что культура возникает как способ обуздания животных инстинктов, толкающих на кровосмешение, насилие и убийство. Однако, как известно, культура, запрещая агрессивные влечения, часто сама создает условия для их появления.
18. Искусство как особый феномен культуры.
Искусство как феномен культуры - теория, выявляющая общекультурные истоки процессов художественного творчества и художественного восприятия. В истории искусствознания можно обнаружить разное понимание роли, которую играют внешние (культурный менталитет, картина мира) и внутренние (художественная традиция, обновление приемов языка) факторы в историческом движении искусства.
Истолкование искусства как феномена культуры позволяет объяснить столь сложные проблемы, как:
-
истоки возникновения устойчивых типов художественного мышления одновременно в разных видах искусства -
единые композиционные приемы в художественных произведениях обществ, никогда не вступавших в прямое взаимодействие, и др.
Таким образом, можно обнаружить множество «капилляров» как прямого, так и обратного влияния между особыми состояниями культуры и процессом формообразования в искусстве.
19 вопрос. Теория происхождения искусства
В настоящее время существует много теорий происхождения искусства, основывающихся на археологических, этнографических, языкознаньческих исследованиях. Перечислим лишь некоторые из них:
1. Биологическая теория происхождения искусства, основывающаяся на теории Ч. Дарвина.
Теория утверждает, что способность к искусству является врожденной способностью человека, полученной им от природы. Однако "законы красоты" складывались в течение многих тысяч лет. Человек, общаясь с природой, в процессе трудовой деятельности стал чувствовать красоту, затем воплощать ее в своих произведениях и, наконец, понимать законы красоты. В этом процессе художественного творчества возникло и развилось эстетическое чувство человека.
2. Теория эротического происхождения искусства возникла под влиянием учения Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.
Сторонники теории считают, что произведение искусства содержит образы, рожденные фантазией человека и являющимися своеобразными "снами наяву", а художественное творчество – выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение.
3. Игровая теория происхождения искусства. Основоположники данной теории – Ф. Шиллер, Г.Спенсер, Г.Аллен, К.Гросс и К. Ланге
Основной причиной возникновения искусства считается потребность расходования энергии, которая осталась нерастраченной в трудовой деятельности. Поэтому они определяют игру как деятельность, связанная с избытком у человека силы, которая не направляется на конкретные цели, а выражается свободно.
4. Магическая теория происхождения искусства - разработана С. Рейнаком.
Согласно этой теории, корни искусства лежат в многочисленных первобытных магических обрядах. Для этих обрядов люди создавали изображения животных, пронзенных стрелами, которые выполняли магическую цель – принесение удачи, привлечение добычи, оберег охотника.
5.Теория прагматизма, приверженцы которой считают, что создание первых произведений искусства – преследовало четкие социальные цели. Общение, объединение общины, познание мира и т.п. То есть, все эти произведения созданы для конкретных социальных целей данного племени.
20 вопрос. Генезис и структура понятия искусства.
Искусство - важный аспект культуры. Это особый вид творческой деятельности, который создает образные и символические структуры. Искусство обладает художественной, познавательной и коммуникативной функциями. Будучи важной частью духовной культуры, искусство с первых страниц истории человечества являлось средством осознания мира и духовного развития личности. Каждая историческая эпоха характеризуется своим пониманием искусства и его места в культуре. Так возникают характерные оппозиции национальной и глобальной культур, высокой и низкой, массовой и элитарной.
Искусство - это особый вид духовно-практического освоения действительности по законам красоты. Особенность этого освоения заключается в том, что оно выступает в художественно-образной форме.
Образ - это художественное видение, которому искусство придает выразительности и художественной ценности.
Искусство формирует такие качества человека, как воображение, творческий подход к жизни. Благодаря искусству, человек может понять и осознать то, что не в состоянии получить от собственного жизненного опыта, поскольку опыт отдельного человека всегда ограничен.
Сила искусства в его целостном воздействии на человека, что обусловлено образной природой художественных произведений.
Причиной разделения искусства на виды являются многоаспектность типов практики человека в сфере художественного освоения мира.
Все виды искусства равноценны между собой, а их разнообразие позволяет познавать мир во всей его сложности и многогранности.
Последовательность рассмотрения видов искусства начинается с рассмотрения изобразительных искусств: архитектуры, скульптуры, и живописи. Далее виды искусства, природа которых в той или иной степени основывается на принципе "синтеза": хореография, театр и кинематограф.
Музыка, как абстрактное из всех искусств, занимает "золотую середину", и литература, которая занимает особое место в структуре видовой специфики искусства.
Как виды искусства выделяются цирк, фотография и телевидение, хотя их и не относят к классическим.
*Архитектура - искусство создания сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности человека.
* Скульптура - это один из древнейших видов искусства, который связан с созданием объемных художественных форм в реальном пространстве, объектом которого преимущественно выступает человек или животное. Гегель определял скульптуру как "телесное воплощение духовного".
* Живопись - воспроизведение художественных образов на плоскости. Языком живописи является цвет и рисунок. Цвет - душа живописи, фотография играет дополнительную роль.
* Музыка - это вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков, который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека.
*Хореография - искусство танцевать. Материалом этого вида искусства является поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве движения и позы человеческого тела.
*Театр - это вид искусства, художественно осваивающий мир в формах драматического действия. В театре акт творчества (создание образа актером) протекает на глазах у зрителя, углубляет духовное влияние на него. Если в кино зритель видит результат творческого процесса, то в театре - сам процесс. Воздействие настоящего театрального искусства, вызывает чувство эмпатии - сопереживание у зрителя, приводит его к катарсису - духовному очищению, а именно в этом и заключается сверхзадача искусства вообще.
*Кинематограф - это вид искусства, сочетающий в себе элементы литературы, театра, живописи, музыки, хореографии. Киноискусство дает возможность изображать действительность подвижной, динамичной.
* Литература - форма художественной деятельности человека, эстетически осваивает мир через слово. Литература имеет уникальные познавательные возможности - с помощью слова действительность исследуется комплексно, во всей многогранности - не только чувственно, но и через умозаключение.
21. Назначение искусства
Что заставляет человека творить это удивительное многообразие, казалось бы, повторяющее жизнь и в то же время не похожее на нее, являющееся и не являющееся действительностью? И почему события самой жизни, будучи воспроизведенными в искусстве, притягивают к себе? Почему прекрасное, отраженное в художественном произведении