Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Определение педагогики, её объект и предмет
Тема 2. Основные этапы развития педагогический науки
Свойства современного образования
Тема 3. Педагогический процесс
Основные системы организации педагогического процесса
Тема 5. Современные образовательные технологии и роль педагога в их реализации
Роль педагога в реализации образовательных технологий
Тема 6. Изменения в образовательной и социокультурной сфере
Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения
Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Общая педагогика»
К концу ХХ в. в европейском сообществе возникла необходимость пересмотра системы высшего образования для создания образовательного пространства в Европе и повышения международного престижа европейского высшего образования. В 1999 г. была принята совместная Болонская Декларация европейских министров 29 европейских стран. Для достижения этой цели предусматривается:
– введение системы точно определенных и сопоставимых степеней;
– введение системы двухэтапного высшего образования: базового и последипломного. Базовый уровень обучения (не менее трех лет), признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;
– принятие системы кредитов как средства, обеспечивающего широкую мобильность студентов;
– стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения:
– для студентов – обеспечение доступа к образованию, обучению и связанных с ними услугам;
– для преподавателей, исследователей, административного персонала – признание и оценка их работы в странах Европы без ущемления их законных прав;
– развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;
– развитие европейских аспектов высшего образования.
К концу 80-х годов система общего среднего и профессионального образования находилась в глубоком системном кризисе, причина которого заключалась в остаточном принципе финансирования, разрушающейся материальной базе, сама система перестала соответствовать запросам общества, изменившимся общественным взглядам.
После подписания Болонского процесса в России начался период реформы образования в России.
Реформа образования предусматривает среднее одиннадцатилетнее образование. Вводится обязательное тестирование – как итоговая аттестация обучающихся. Особое внимание реформа высшего образования уделяет развитию научных школ в стране. Выпускники наших вузов имеют возможность поступать в европейские учебные заведения и устраиваться на работу в организации и компании за рубежом. Вузы России перешли на систему бакалавриат – магистрат.
К концу XX в. существенные изменения произошли в управлении учебными заведениями, сроках обучения, социальный состав обучающихся.
В России действуют две системы школ: государственная (бесплатная) и частная школы. К концу XX века сложилась следующая школьная система:
-
начальное образование; -
базовая средняя школа (5-9 классы); -
полная средняя школа (10-11 классы).
В 2004 г. был введен государственный образовательный стандарт (первое поколение стандартов), цель которого был предметный результат, в центр ставился набор информации, обязательной для изучения, подробно описывалось содержание образования: темы, дидактические единицы. Личность ушла на второй план, в результате чего стандарт быстро устарел.
ФГОС второго поколения действуют до 2020 года. Упор сделан на развитие универсальных учебных умений: способность самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Во главе - личность ребёнка. На первый план выходит проектная и внеурочная деятельность, патриотическое воспитание обучающихся, уважение закона, толерантность, стремление к здоровому образу жизни.
С сентября 2021 г. главная задача ФГОС третьего поколения - конкретизация требований к обучающимся. ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
-
чётко прописаны обязательства ОУ перед учениками и родителями; -
развитие «мягких» навыков (дополнительные знания, умения и личные качества) — метапредметных и личностных; -
подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи); -
расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее). -
зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное); -
строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения, содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). -
учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов; уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Свойства современного образования
Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется такими свойствами, как гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
Гуманизация образования – это ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на осуществление следующих моментов: развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.
Гуманитаризация – это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, ориентирование его независимо от уровня и типа на изучение социальных проблем, на благо человека, на умение его свободно общаться с людьми других национальностей и народов, имеющими любые профессии и специальности, на хорошее знание родного языка, истории и культуры, на свободное владение иностранными языками, на юридическую и экономическую грамотность человека и, таким образом, на формирование личностной зрелости учащихся.
Дифференциация – это ориентирование учебного процесса на учет, удовлетворение и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, группированием учащихся по признаку их успеваемости, разделением учебных дисциплин на обязательные и по выбору, разделением учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии, составлением индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д. В 1980—90 гг. была разработана концепция дифференциации образования в средней общеобразовательной школе.
Диверсификация – это ориентирование образовательной системы на широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Стандартизация – это ориентирование образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса для достижения успеха, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления.
Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе уровня образованности, соответствующего интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе характеризуется качественной завершенностью образования.
Фундаментализация предполагает усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовок молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.
Информатизация образования – это часть процесса информатизации общества, комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с внедрением вычислительной техники и информационных технологий в учреждения образования, в образовательный процесс. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие – в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой использования разных видов современной видео-, аудио-техники и компьютеров.
Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности,