Файл: Соотношение философии и науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. В научной деятельности очень важен личный опыт и личная ответственность.

Невербальное (неконцептуализированное) знание, присутствующее в научном познании,

Полани обозначал термином личностное (неявное) знание. Установление истины

становится зависимым от ряда оснований и критериев, которые не поддаются

формальному определению.

Мастерство познания не поддается исчерпывающему описанию средствами языка, что

противоречит неопозитивистской задаче создания унифицированного языка науки. Явно

выраженное научное знание --- это всего лишь некоторая часть знания, находящаяся в

фокусе сознания. Периферийное (неявное) знание составляет другую часть научного

знания. Акт познания осуществляется посредством упорядочивания ряда предметов,

которые используются как инструменты или ориентиры, и оформления их в

теоретический или практический результат. В этом случае наше сознание является

"периферическим" по отношению к главному "фокусу сознания": той целостности,

которой мы достигаем в результате.

Лидеры научных школ оказывают влияние на других членов данных школ, показывая

образцы деятельности, которым могут подражать другие ученые. Кроме того, личностное

знание включено в семантическую трактовку теоретических терминов, т. е. связано с

процессами понимания: в реальной практике научных сообществ ученый постепенно

вживается в ту или иную принятую сообществом теорию.

Личностное знание возникает в процессе ознакомления с объектом, в результате которого

данный объект включается в жизнедеятельность человека; формируются навыки и умения

обращения с ним. Попытка копирования чужого навыка неизбежно порождает

собственный пласт личностного знания.

Основные новации концепции науки М. Полани: 1. Смысл научных положений

обусловливается неявным контекстом скрытого знания ("знания как", имеющего

инструментальный характер); смысл научных утверждений неотделим от

неартикулированного инструментального знания.

2. Смысл научных утверждений неотделим от личной уверенности в истинности провозглашаемого научного суждения.

3. Полани отметил роль невербализуемых традиций в функционировании и развитии


научного знания

55. Понятие информационной культуры. Информационные ресурсы, информационные технологии и биотехнологии как условие социального прогресса.

Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную

с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном

обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг

каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания

законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В

противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к

изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение

числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.

информационной культура - информационная компонента человеческой культуры в

целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе

информационных процессов и существующих информационных отношений.

В узком смысле – это оптимальные способы обращения со знаками, данными,

информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения

теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред

производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки

человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека,

совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений,

обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному

удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как

традиционных, так и новых информационных технологий.

Это способность эффективно использовать информационные ресурсы и средства

информационных коммуникаций для достижения своих целей. Выражается в наличии у

человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во

взаимодействии с информационной средой.Термин «информационные ресурсы» означает совокупность данных, получаемых и



накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей для

многоцелевого использования в общественном производстве и управлении, культуре,

образовании, личной жизни и т.п.

Информационные ресурсы - это вся накопленная информация об окружающей нас

действительности, зафиксированная на материальных носителях и в любой другой форме,

обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными

потребителями, в том числе и для решения научных, производственных, управленческих и

иных задач.

Информацио́нные техноло́гии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки,

предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов

и методов


Билет 7



Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Эмпиризм и рационализм.

эмпиризм и рационализм – это противоположные направления

Представители первого (Бэкон, Милль, позитивисты, сторонники интерпретации познания

как отражения) считали первичным, абсолютно-истинным и надежным фундаментом

научного знания эмпирические данные, получаемые с помощью якобы абсолютно

объективных восприятий, на содержание которых не оказывают существенного влияния

другие структуры сознания (мышление, воля, язык и др.). Согласно эмпиристам, все научное знание должно быть логически выведено из непреложных эмпирических данных,

Все научные теории должны быть логическим обобщением эмпирических данных

— вот гносеологическое кредо эмпиризма. В философии науки эта концепция индуктивистского эмпиризма (включая неоиндуктивизм) оказалась раскритикована лишь в середине XX в. Было убедительно показано, что концепция индуктивистского эмпиризма серьезно противоречит как экспериментальным данным психологии восприятия, так и методам научной практики и, в частности, реальным способам построения научных теорий, реальной практике их выдвижения, обоснования и принятия научным сообществом. Одним из вариантов спасения эпистемологического фундаментализма явилась феноменологическая философия (Э.

Гуссерль и др.). Однако, как показал опыт ее восприятия учеными и большинством

философов науки, она не только не была поддержана ими, но и оценена как модель

познания, весьма далекая от реальной научной практики.

Второе направление фундаменталистской эпистемологии — рационализм. Рационалисты

(Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель, Брауэр, Гейтинг и др.) пытались утвердить в качестве абсолютно надежного фундамента научного познания те или иные априорные структуры

сознания и мышления:

а) врожденные идеи, интеллектуальную интуицию и дедукцию (Декарт);

б) рефлексивную деятельность сознания и мышления (Лейбниц);

в) самополагание и саморазворачивание Абсолютной идеей своего истинного

содержания по внутренне присущим ей законам диалектического развития (Гегель);

г) априорные формы созерцания и категории рассудка (Кант);

д) глобальную математическую интуицию (Брауэр, Гейтинг).


Долгое время научной опорой рационалистического фундаментализма были математика, логика и теоретическая механика, которые рассматривались как системы неоспоримых, доказательных и абсолютных истин. Вплоть до середин XIX в. в математике и логике общепризнанными теориями были классическая арифметика, евклидова геометрия и аристотелевская силлогистика, не имевшие альтернатив. Однако во второй половине XIX в. произошел качественный перелом в развитии этих областей знания — возникла серия альтернативных им систем геометрии, арифметики и логики
44. Селекционная модель науки. С.Тулмин.

В 1972 Тулмин опубликовал свою работу «Человеческое понимание», в которой он

утверждает, что развитие науки есть эволюционный процесс. Тулмин критикует точку

зрения Томаса Куна относительно процесса развития науки, который считал, что развитие

науки — это революционный процесс (процесс противоположный эволюционному

процессу), в течение которого взаимоисключающиеся парадигмы ведут борьбу за то,

чтобы занять главенствующее место, то есть одна парадигма стремится встать на место

другой. Тулмин критически высказывался относительно идей Куна и придерживался мнения, что взаимоисключающие парадигмы не предусматривают основание для сравнения. В противовес революционной модели Куна, Тулмин предложил эволюционную модель развития науки, схожую с Дарвиновской моделью эволюции. Тулмин утверждает, что развитие науки — это процесс инновации и отбора. Инновация означает появление множества вариантов теорий, а отбор – выживание наиболее стабильных из этих теорий.

Инновация возникает, когда профессионалы в отдельной области начинают воспринимать

привычные вещи по-новому, не так как воспринимали их раньше; отбор подвергает

инновационные теории процессу обсуждения и исследования. Наиболее сильные теории,

прошедшие обсуждения и исследования, встанут на место традиционных теорий, либо в

традиционные теории будут внесены дополнения. С точки зрения абсолютизма, теории

могут быть либо надежными, либо ненадежными