Файл: Рабочая программа (id 405141) учебного предмета Изобразительное искусство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 370

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

МЕСТО МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве

Древние корни народного искусства

Убранство русской избы

Народный праздничный костюм

Народные художественные промыслы

Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов

Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека

Гражданское воспитание

Трудовое воспитание

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Базовые логические и исследовательские действия:

Работа с информацией:

Овладение универсальными коммуникативными действиями

Самоорганизация:

Самоконтроль:

Эмоциональный интеллект:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»

МЕСТО МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»

Общие сведения о видах искусства

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства

Жанры изобразительного искусства

Натюрморт

Портрет

Пейзаж

Бытовой жанр в изобразительном искусстве

Исторический жанр в изобразительном искусстве

Библейские темы в изобразительном искусстве

Духовно-нравственное воспитание

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Базовые логические и исследовательские действия:

Работа с информацией:

Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

Самоконтроль:

Эмоциональный интеллект:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:

Жанры изобразительного искусства:

Натюрморт:

Портрет:

Пейзаж:

Бытовой жанр:

Исторический жанр:

Библейские темы в изобразительном искусстве:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

МЕСТО МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

Графический дизайн

Макетирование объёмно-пространственных композиций

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Образ человека и индивидуальное проектирование

Гражданское воспитание

Ценности познавательной деятельности

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические и исследовательские действия:

Работа с информацией:

Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

Самоконтроль:

Эмоциональный интеллект:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Графический дизайн:

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ





5.2.

Конструкция головы человека

1

0

1




Знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы.;

Иметь представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

5.3.

Графический портретный рисунок

1

0

1




Иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека.;

Приобрести опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

5.4.

Свет и тень в изображении головы человека

1

0

1




Уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании портретного образа.;

Наблюдать изменения образа человека в зависимости от изменения положения источника освещения.;

Иметь опыт зарисовок разного освещения головы человека;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

5.5.

Портрет в скульптуре

1

0

1




Обрести опыт восприятия скульптурного портрета в работах выдающихся художников- скульпторов.;

Анализировать роль художественных материалов в создании скульптурного портрета.; Иметь начальный опыт лепки головы человека;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

5.6.

Живописное изображение портрета

1

0

1




Иметь опыт создания живописного портрета.;

Характеризовать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

Раздел 6. Пейзаж

6.1.

Правила построения линейной перспективы в изображении пространства

1

0

1




Сравнивать и различать характер изображения природного пространства в искусстве Древнего мира, Средневековья и Возрождения.;

Понимать и применять на практике рисунка понятия «линия горизонта низкого и высокого»,

«точка схода», «перспективные сокращения», «центральная и угловая перспектива».; Обрести практический навык построения линейной перспективы при изображении пространства пейзажа на листе бумаги;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

6.2.

Правила воздушной перспективы

1

0

1




Освоить содержание правил воздушной перспективы для изображения пространства пейзажа.; Обрести навыки построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажного пространства;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

6.3.

Особенности изображения разных состояний природы и её освещения

1

0

1




Характеризовать средства художественной выразительности в пейзажах разных состояний природы.;

Иметь представление о романтическом образе пейзажа в европейской и отечественной живописи.;

Узнавать и характеризовать морские пейзажи И. Айвазовского.;

Объяснять особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов.;

Иметь опыт изображения разных состояний природы в живописном пейзаже;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

6.4.

Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре

1

0

1




Анализировать развитие образа природы в отечественной пейзажной живописи.; Называть имена великих русских живописцев и характеризовать известные картины А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана.;

Рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.;

Приобрести творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/





6.5.

Пейзаж в графике

1

0

1




Рассуждать о средствах выразительности в произведениях графики и образных возможностях графических техник в работах известных мастеров.;

Овладевать навыками наблюдательности, развивая интерес к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению путём создания графических зарисовок.; Приобретать навыки пейзажных зарисовок;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

6.6.

Городской пейзаж

1

0

1




Иметь представление о развитии жанра городского пейзажа в изобразительном искусстве.; Овладевать навыками восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа.;

Осваивать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения.;

Осознавать роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

Раздел 7. Бытовой жанр в изобразительном искусстве

7.1.

Изображение бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох

1

0

1




Объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.;

Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных народов и эпох.;

Осознавать многообразие форм организации жизни и одновременного единства мира людей.; Различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине.;

Выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

7.2.

Работа над сюжетной композицией

1

0

1




Освоить новые навыки в работе над сюжетной композицией.;

Понимать композицию как целостность в организации художественных выразительных средств;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

Раздел 8. Исторический жанр в изобразительном искусстве

8.1.

Историческая картина в истории искусства, её особое значение

1

0

1




Объяснять, почему историческая картина понималась как высокий жанр.;

Объяснять, почему картины на мифологические и библейские темы относили к историческому жанру.;

Характеризовать произведения исторического жанра как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, воплощение мировоззренческих позиций и идеалов;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

8.2.

Историческая картина в русской живописи

1

0

1




Анализировать содержание картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».; Анализировать содержание исторических картин, образ народа в творчестве В. Сурикова.; Характеризовать исторический образ России в картинах М. Нестерова, В. Васнецова,

А. Рябушкина;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

8.3.

Работа над сюжетной композицией

1

0

1




Разрабатывать эскизы композиции на историческую тему с опорой на сбор материалов по задуманному сюжету;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

Раздел 9. Библейские темы в изобразительном искусстве

9.1.

Библейские темы в истории европейской и отечественной живописи

1

0

1




Знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства.;

Объяснять значение великих вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как

«духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений.;

Узнавать и объяснять сюжеты картин на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта и др.;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

9.2.

Библейские темы в русском искусстве XIX в.

1

0

1




Узнавать и объяснять содержание картин отечественных художников (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов.

«Христос и грешница»);

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/





9.3.

Иконопись в истории русского искусства

1

1

0




Знать о смысловом различии между иконой и картиной.;

Знать о творчестве великих русских иконописцев: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия.; Осознавать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ:

34

3

31







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Основные формы учебной деятельности практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию
и непрерывному образованию.

Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств, обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Для оценки качества образования кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями.

В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации.

Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата.

Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме,