Файл: Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ Профессионалитет.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы с учетом сетевой формы реализации программы
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Раздел 5. Структура образовательной программы
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации
СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Раздел 2. Планируемые результаты освоения дополнительного профессионального блока
профессии/специальности.
Удалить четвертый абзац.
В п. 1.2 удалить приказ Минпросвещения России от 08 апреля 2021 № 153
«Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы
и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования».
Дополнить перечень нормативных оснований разработки ОПОП-П нормативными актами Минтруда России об утверждении профессиональных стандартов.
Исключить из перечня сокращений неиспользуемые в ОПОП-П, дополнить другими (при необходимости).
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
с учетом сетевой формы реализации программы
Выбрать (при необходимости) наименование направленности
(в соответствии с квалификацией работодателя) и соответствующий вид деятельности. При сетевой форме реализации образовательной программы приводятся наименования направленностей и виды деятельности, определенные работодателями. В ПОП-П перечень направленностей указан в полном объеме (все возможные сочетания, предусмотренные ФГОС СПО), а образовательная организация выбирает наименование направленности, выбранное конкретным работодателем. При отсутствии направленности данные строчки удаляются
из таблицы.
Указать виды деятельности, сформированные совместно с работодателем
для реализации в дополнительном профессиональном блоке, который является обязательным структурным элементом ОПОП-П.
Форма обучения в рамках реализации образовательной программы «Профессионалитет» – очная.
Объем образовательной программы является расчетной величиной, указывается с учетом сокращения срока обучения согласно внесенным изменениям в соответствующий ФГОС СПО. Порядок расчета объемов и сроков обучения указан в разделе, регламентирующем оформление учебного плана и календарного учебного графика. Возможности сокращения сроков обучения оцениваются
по каждому элементу программы, общий объем сокращения может быть
не более 40% от объема нагрузки по образовательной программе, реализуемой
на базе среднего общего образования. Срок обучения по профессии, для которой ФГОС СПО предусматривает срок освоения 10 месяцев, не сокращается. Объем образовательной программы
, предусмотренный на освоение общеобразовательных дисциплин, не сокращается, реализуется в полном объеме, указанном в ФГОС СПО. Данная информация вносится после разработки и согласования учебного плана.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Приводится без изменений.
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
В таблице указываются все общие компетенции, сформулированные
в ФГОС СПО, а также показатели освоенности по ним (знания и умения). Все перечисленные в ПОП-П общие компетенции должны быть приведены в Разделе 4 без изменений. Список компетенций может быть расширен на основе требований работодателей, каждый обозначенный показатель должен найти отражение
в требованиях к результатам освоения по модулям и дисциплинам. Новые показатели (знания и умения) вносятся в конце списка.
4.2. Профессиональные компетенции.
В ПОП-П указаны виды деятельности и соответствующие
им профессиональные компетенции из ФГОС СПО.
При разработке ОПОП-П в таблицу вносятся дополнительные виды деятельности по запросу работодателя, соответствующие им профессиональные компетенции и показатели, прописанные в дополнительном профессиональном блоке.
В графе «Показатели освоения компетенции» по каждой компетенции указаны навыки, знания и умения, разработанные с учетом отраслевой специфики
и требований ПС (при отсутствии ПС – на основе классификаторов и справочников Минтруда России). Показатели могут расширяться или дополняться. Новые показатели (навыки, знания и умения) вносятся в конце списка.
Показатели «навыки» формулируются с помощью конструкций, начинающихся с существительного в форме родительного падежа, показатели «знания» – в форме именительного падежа, показатели «умения» – с помощью конструкций, начинающихся с глагола в неопределенной форме (по аналогии
с профессиональными стандартами).
Раздел 5. Структура образовательной программы
Раздел предполагает заполнение трех пунктов: «Учебный план» (далее – УП), «План обучения на предприятии (на рабочем месте) и «Календарный учебный график» (далее – КУГ), которые связаны между собой единством наименования дисциплин и местом освоения каждой из дисциплин междисциплинарных курсов, профессиональных модулей и практик в графике учебного процесса. В зависимости от вида образовательной программы выбирается учебный план и календарный график: для профессии – по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС); для специальности – по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
В учебный план программы, реализуемой на базе основного общего образования, включается блок общеобразовательных дисциплин (далее – блок ООД), в структуре образовательной программы предусматриваются общеобразовательные дисциплины, разрабатываемые на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии/специальности. В учебном плане программы, реализуемой
на базе среднего общего образования, блок ООД не предусматривается.
Примерный учебный план и примерный календарный учебный график
в ПОП-П разработаны с учетом единого подхода подготовки рабочих кадров. Часы на освоение дисциплин/модулей указаны в двух вариантах: в соответствии
с ФГОС СПО и с учетом интенсификации образовательной деятельности
(с сокращением) на 40%. Для профессий со сроком обучения 10 месяцев интенсификация образовательной деятельности не указывается.
Разработчики ОПОП-П вносят коррективы в количество часов после определения общего объема образовательной программы с учетом интенсификации и по согласованию с работодателем.
Разработка учебного плана и календарного учебного графика осуществляется исходя из следующих правил.
Все дисциплины и профессиональные модули разделены на блоки:
Циклы, указанные в соответствующих ФГОС СПО, распределяются внутри данных блоков.
Обязательный профессиональный блок:
Дополнительный профессиональный блок:
Дополнительный профессиональный блок формируется из вариативной части образовательной программы. Объем профессионального модуля, включаемого
в ДПБ, должен быть не менее 4 зачетных единиц, объем дисциплины – не менее
1 зачетной единицы. При принятии решения распределить объем вариативной части на расширение профессиональных компетенций в обязательную часть образовательной программы, составляется обоснование распределения.
Профессиональные модули включают междисциплинарные курсы, учебную практику и/или производственную практику. В составе профессионального модуля могут предусматриваться один или несколько междисциплинарных курсов. Виды практик образовательная организация определяет самостоятельно.
Форма ГИА и количество часов, отводимое на государственную итоговую аттестацию, определяется в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 № 800.
План обучения на предприятии (на рабочем месте)
План обучения на предприятии (на рабочем месте) заполняется образовательной организацией при формировании основной профессиональной образовательной программы исходя из наличия помещений для организации образовательного процесса на базе предприятия-партнера. Работодатель обеспечивает реализацию плана обучения необходимым оборудованием, инструментами, расходными материалами, обеспечивающими выполнение всех видов работ, определенных содержанием рабочих программ профессиональных модулей.
План обучения на предприятии (на рабочем месте) содержит тематический
и календарный план-график обучения в форме практической подготовки и служит основой для составления расписания для обучения студентов на предприятии.
В план обучения на предприятии (на рабочем месте) включаются часы, относящиеся только к тем элементам образовательной программы, освоение которых осуществляется на предприятии.
Составление календарного учебного графика
При составлении календарного учебного графика в первую очередь распределяются недели каникул в соответствии с Порядком организации
и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 (далее – Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности), затем отводятся недели
на государственную итоговую аттестацию, затем недели практик. Оставшиеся свободными недели относятся к теоретическому циклу. Каждый учебный цикл окрашивается в разные цвета: каникулы – желтый, промежуточная аттестация – оранжевый, практика – синий, ГИА – красный, теоретическая часть ДПБ – серый. Теоретическая часть ОПБ остается не окрашенной.
Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности объем обязательных аудиторных занятий и практики
не должен превышать 36 академических часов в неделю.
При распределении часов обязательной части образовательной программы рекомендуется придерживаться кратности по блокам (циклам), равной 36.
По каждой неделе рассчитывается суммарная нагрузка, которая не должна превышать 36 часов. При распределении часов необходимо учесть сквозное распределение часов дополнительного профессионального блока, сформированного за счет вариативной части образовательной программы.
Практика входит в обязательный профессиональный блок и дополнительный профессиональный блок и имеет следующие виды – учебная практика
и производственная практика, которые реализуются в форме практической подготовки. Учебная и производственная практики реализуются как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с учебными занятиями. Виды практики устанавливаются разработчиками ОПОП-П с учетом приведенного распределения
в ПОП-П.
Объем образовательной программы в форме практической подготовки выделяется во всех циклах и блоках (социально-гуманитарном, обязательном профессиональном блоке и дополнительном профессиональном блоке), учитывая рекомендации, содержащие общие подходы к реализации образовательных программ среднего профессионального образования (отдельных их частей) в форме практической подготовки (таблица 1).
Удалить четвертый абзац.
В п. 1.2 удалить приказ Минпросвещения России от 08 апреля 2021 № 153
«Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы
и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования».
Дополнить перечень нормативных оснований разработки ОПОП-П нормативными актами Минтруда России об утверждении профессиональных стандартов.
Исключить из перечня сокращений неиспользуемые в ОПОП-П, дополнить другими (при необходимости).
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
с учетом сетевой формы реализации программы
Выбрать (при необходимости) наименование направленности
(в соответствии с квалификацией работодателя) и соответствующий вид деятельности. При сетевой форме реализации образовательной программы приводятся наименования направленностей и виды деятельности, определенные работодателями. В ПОП-П перечень направленностей указан в полном объеме (все возможные сочетания, предусмотренные ФГОС СПО), а образовательная организация выбирает наименование направленности, выбранное конкретным работодателем. При отсутствии направленности данные строчки удаляются
из таблицы.
Указать виды деятельности, сформированные совместно с работодателем
для реализации в дополнительном профессиональном блоке, который является обязательным структурным элементом ОПОП-П.
Форма обучения в рамках реализации образовательной программы «Профессионалитет» – очная.
Объем образовательной программы является расчетной величиной, указывается с учетом сокращения срока обучения согласно внесенным изменениям в соответствующий ФГОС СПО. Порядок расчета объемов и сроков обучения указан в разделе, регламентирующем оформление учебного плана и календарного учебного графика. Возможности сокращения сроков обучения оцениваются
по каждому элементу программы, общий объем сокращения может быть
не более 40% от объема нагрузки по образовательной программе, реализуемой
на базе среднего общего образования. Срок обучения по профессии, для которой ФГОС СПО предусматривает срок освоения 10 месяцев, не сокращается. Объем образовательной программы
, предусмотренный на освоение общеобразовательных дисциплин, не сокращается, реализуется в полном объеме, указанном в ФГОС СПО. Данная информация вносится после разработки и согласования учебного плана.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Приводится без изменений.
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
В таблице указываются все общие компетенции, сформулированные
в ФГОС СПО, а также показатели освоенности по ним (знания и умения). Все перечисленные в ПОП-П общие компетенции должны быть приведены в Разделе 4 без изменений. Список компетенций может быть расширен на основе требований работодателей, каждый обозначенный показатель должен найти отражение
в требованиях к результатам освоения по модулям и дисциплинам. Новые показатели (знания и умения) вносятся в конце списка.
4.2. Профессиональные компетенции.
В ПОП-П указаны виды деятельности и соответствующие
им профессиональные компетенции из ФГОС СПО.
При разработке ОПОП-П в таблицу вносятся дополнительные виды деятельности по запросу работодателя, соответствующие им профессиональные компетенции и показатели, прописанные в дополнительном профессиональном блоке.
В графе «Показатели освоения компетенции» по каждой компетенции указаны навыки, знания и умения, разработанные с учетом отраслевой специфики
и требований ПС (при отсутствии ПС – на основе классификаторов и справочников Минтруда России). Показатели могут расширяться или дополняться. Новые показатели (навыки, знания и умения) вносятся в конце списка.
Показатели «навыки» формулируются с помощью конструкций, начинающихся с существительного в форме родительного падежа, показатели «знания» – в форме именительного падежа, показатели «умения» – с помощью конструкций, начинающихся с глагола в неопределенной форме (по аналогии
с профессиональными стандартами).
Раздел 5. Структура образовательной программы
Раздел предполагает заполнение трех пунктов: «Учебный план» (далее – УП), «План обучения на предприятии (на рабочем месте) и «Календарный учебный график» (далее – КУГ), которые связаны между собой единством наименования дисциплин и местом освоения каждой из дисциплин междисциплинарных курсов, профессиональных модулей и практик в графике учебного процесса. В зависимости от вида образовательной программы выбирается учебный план и календарный график: для профессии – по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС); для специальности – по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
В учебный план программы, реализуемой на базе основного общего образования, включается блок общеобразовательных дисциплин (далее – блок ООД), в структуре образовательной программы предусматриваются общеобразовательные дисциплины, разрабатываемые на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии/специальности. В учебном плане программы, реализуемой
на базе среднего общего образования, блок ООД не предусматривается.
Примерный учебный план и примерный календарный учебный график
в ПОП-П разработаны с учетом единого подхода подготовки рабочих кадров. Часы на освоение дисциплин/модулей указаны в двух вариантах: в соответствии
с ФГОС СПО и с учетом интенсификации образовательной деятельности
(с сокращением) на 40%. Для профессий со сроком обучения 10 месяцев интенсификация образовательной деятельности не указывается.
Разработчики ОПОП-П вносят коррективы в количество часов после определения общего объема образовательной программы с учетом интенсификации и по согласованию с работодателем.
Разработка учебного плана и календарного учебного графика осуществляется исходя из следующих правил.
Все дисциплины и профессиональные модули разделены на блоки:
-
социально-гуманитарный цикл (СГ) – в соответствии
с актуализированными по новому макету ФГОС СПО, общий гуманитарный
и социально-экономический цикл (ОГСЭ), математический и общий естественно-научный цикл (ЕН) – при наличии в соответствующем
ФГОС СПО, либо физическая культура (ФК) – в соответствии с ФГОС СПО
(для ФГОС более раннего периода); -
обязательный профессиональный блок (ОПБ); -
дополнительный профессиональный блок (ДПБ).
Циклы, указанные в соответствующих ФГОС СПО, распределяются внутри данных блоков.
Обязательный профессиональный блок:
-
общепрофессиональный цикл, включающий дисциплины, указанные
в ФГОС СПО, -
профессиональный цикл, включающий профессиональные модули, соответствующие видам деятельности по ФГОС СПО.
Дополнительный профессиональный блок:
-
дополнительные общепрофессиональные дисциплины, выбранные работодателем (при необходимости), -
дополнительные профессиональные модули, сформированные
по запросу работодателя; -
образовательный модуль по формированию компетенций для цифровой экономики.
Дополнительный профессиональный блок формируется из вариативной части образовательной программы. Объем профессионального модуля, включаемого
в ДПБ, должен быть не менее 4 зачетных единиц, объем дисциплины – не менее
1 зачетной единицы. При принятии решения распределить объем вариативной части на расширение профессиональных компетенций в обязательную часть образовательной программы, составляется обоснование распределения.
Профессиональные модули включают междисциплинарные курсы, учебную практику и/или производственную практику. В составе профессионального модуля могут предусматриваться один или несколько междисциплинарных курсов. Виды практик образовательная организация определяет самостоятельно.
Форма ГИА и количество часов, отводимое на государственную итоговую аттестацию, определяется в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 № 800.
План обучения на предприятии (на рабочем месте)
План обучения на предприятии (на рабочем месте) заполняется образовательной организацией при формировании основной профессиональной образовательной программы исходя из наличия помещений для организации образовательного процесса на базе предприятия-партнера. Работодатель обеспечивает реализацию плана обучения необходимым оборудованием, инструментами, расходными материалами, обеспечивающими выполнение всех видов работ, определенных содержанием рабочих программ профессиональных модулей.
План обучения на предприятии (на рабочем месте) содержит тематический
и календарный план-график обучения в форме практической подготовки и служит основой для составления расписания для обучения студентов на предприятии.
В план обучения на предприятии (на рабочем месте) включаются часы, относящиеся только к тем элементам образовательной программы, освоение которых осуществляется на предприятии.
Составление календарного учебного графика
При составлении календарного учебного графика в первую очередь распределяются недели каникул в соответствии с Порядком организации
и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 (далее – Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности), затем отводятся недели
на государственную итоговую аттестацию, затем недели практик. Оставшиеся свободными недели относятся к теоретическому циклу. Каждый учебный цикл окрашивается в разные цвета: каникулы – желтый, промежуточная аттестация – оранжевый, практика – синий, ГИА – красный, теоретическая часть ДПБ – серый. Теоретическая часть ОПБ остается не окрашенной.
Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности объем обязательных аудиторных занятий и практики
не должен превышать 36 академических часов в неделю.
При распределении часов обязательной части образовательной программы рекомендуется придерживаться кратности по блокам (циклам), равной 36.
По каждой неделе рассчитывается суммарная нагрузка, которая не должна превышать 36 часов. При распределении часов необходимо учесть сквозное распределение часов дополнительного профессионального блока, сформированного за счет вариативной части образовательной программы.
Практика входит в обязательный профессиональный блок и дополнительный профессиональный блок и имеет следующие виды – учебная практика
и производственная практика, которые реализуются в форме практической подготовки. Учебная и производственная практики реализуются как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с учебными занятиями. Виды практики устанавливаются разработчиками ОПОП-П с учетом приведенного распределения
в ПОП-П.
Объем образовательной программы в форме практической подготовки выделяется во всех циклах и блоках (социально-гуманитарном, обязательном профессиональном блоке и дополнительном профессиональном блоке), учитывая рекомендации, содержащие общие подходы к реализации образовательных программ среднего профессионального образования (отдельных их частей) в форме практической подготовки (таблица 1).