Файл: Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ Профессионалитет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пункты 5.4 и 5.5 в ОПОП-П переносятся без изменений из ПОП-П.
Таблица 1 – Рекомендуемый объем образовательной программы в форме практической подготовки

Цикл

Объем образовательной программы
в форме практической подготовки
от общего объема учебной нагрузки

Общеобразовательный

до 40%

Социально-гуманитарный или ОГСЭ и ЕН

до 40%

Общепрофессиональный цикл

от 30 до 60%

Профессиональный цикл

от 60 до 80%


Раздел 6. Условия реализации образовательной программы

В пункте 6.1 указываются требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы.

В подпункте 6.1.1 должен быть представлен перечень специальных помещений, достаточных для проведения занятий всех видов, в том числе
для групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, а также помещения для самостоятельной
и воспитательной работы, оснащенные мебелью, системами хранения документации, оборудованием, техническими средствами обучения и демонстрационными материалами, учитывающими требования действующих ФГОС СПО и отвечающие запросам соответствующего сектора экономики. В первом абзаце п. 6.1.1 необходимо заменить словосочетание «должны представлять» на слово «представляют».

Перечень специальных помещений представляет собой список кабинетов, лабораторий и мастерских, которые необходимы для подготовки по профессии или специальности, а также: спортивный комплекс, библиотека, читальный зал
с выходом в Интернет; актовый зал и др.

Кабинет – это специально оборудованное учебное помещение, предназначенное для проведения теоретических и/или практических занятий
по одной дисциплине, циклу учебных дисциплин или междисциплинарному курсу, входящих в учебный план по профессии или специальности.

В перечне кабинетов, обеспечивающих реализацию дисциплин профессионального (обязательного и дополнительного) блока, следует указать наименования кабинетов в соответствии с общепрофессиональными дисциплинами, циклами учебных дисциплин и междисциплинарными курсами, входящими

в учебный план по профессии или специальности. Возможна реализация одной или нескольких дисциплин (курсов) в одном кабинете, при условии, что его оснащение будет для этого достаточным.

Лаборатория – это специально оборудованное учебное помещение, предназначенное для проведения лабораторных работ, практических занятий, учебной практики обучающихся по одной дисциплине, циклу учебных дисциплин или междисциплинарному курсу, входящих в учебный план по профессии
или специальности.

Мастерская – это специально оборудованное учебное помещение, предназначенное для проведения практических занятий, учебной
и/или производственной (при необходимости) практики обучающихся
по общепрофессиональным дисциплинам, междисциплинарным курсам и иных компонентов, входящих в учебный план по профессии или специальности.

Специальные помещения для проведения учебных занятий, практических занятий и лабораторных работ могут располагаться как в образовательной организации, так и на территории работодателя, в порядке, установленном действующим законодательством на момент реализации образовательной программы.

При формировании перечня лабораторий и мастерских указываются только те, которые отражают специфику реализуемой образовательной программы
в соответствии с требованиями ФГОС СПО и ведущих работодателей отрасли. Возможна реализация одной или нескольких дисциплин (модулей) в одной лаборатории/мастерской, при условии, что их оснащение будет для этого достаточным. В перечне специальных помещений могут быть указаны и другие их типы (полигон, студия и пр.).

Спортивный комплекс предполагает наличие спортивной инфраструктуры, обеспечивающей проведение всех видов занятий, предусмотренных программой дисциплины «Физическая культура». Объекты спортивной инфраструктуры перечисляются при разработке ОПОП-П.

В подпункте 6.1.2 прописывается материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских и баз практики по профессии
или специальности.

Образовательная организация, реализующая программу по профессии/ специальности, должна располагать достаточной материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной, междисциплинарной
и профессиональной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным
и противопожарным правилам и нормам (в том числе нормам охраны труда).



Перечень материально-технического обеспечения включает в себя пункты:

6.1.2.1. Оснащение кабинетов;

6.1.2.2. Оснащение помещений, задействованных при организации самостоятельной и воспитательной работы;

6.1.2.3. Оснащение лабораторий;

6.1.2.4. Оснащение мастерских;

6.1.2.5. Оснащение баз практик.

Оснащение специальных помещений корректируется и дополняется образовательной организацией исходя из своей материально-технической базы.

В перечень оборудования, технических средств и пр. при описании оснащения кабинетов дисциплин (модулей) профессиональных блоков (обязательного
и дополнительного) включаются позиции, необходимые и достаточные
для преподавания соответствующих дисциплин (модулей).

Помещения для организации самостоятельной и воспитательной работы
(п. 6.1.2.2) должны быть оснащены комплектами презентационного оборудования,
а также компьютерной техникой с возможностью подключения
к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обеспечением доступа
в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации. При описании оснащения помещений, задействованных
при организации самостоятельной и воспитательной работы, также перечисляется основное и дополнительное оборудование без указания технических характеристик, марок оборудования и его количества.

При описании оснащения баз практик (п. 6.1.2.5) необходимо учитывать,
что реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную
и производственную практику.

В четвертом абзаце п. 6.1.2.5 необходимо заменить словосочетание «должно соответствовать» на слово «соответствует» и слово «дать» на слово «дает»:

«Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики соответствует содержанию профессиональной деятельности и дает возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по видам деятельности, предусмотренными программой,
с использованием современных технологий, материалов и оборудования».


Для проведения учебной и производственной практики необходимо дать описание как мастерских образовательной организации, так и находящихся
на территории работодателя, указав основное и дополнительное оборудование рабочих мест обучающихся и преподавателя с его техническим описанием, но без указания марок оборудования и его количества. Наименование помещений должно соответствовать указанным в плане обучения на предприятии (рабочем месте).


Пункт 6.1.3 «Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами» не удаляется.

В пунктах 6.2.1 и 6.2.2 необходимо удалить словосочетания «должен быть», заменить «должна обеспечиваться» на слово «обеспечивается».

Перечень необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства, указывается при наличии и необходимости применения программного обеспечения в соответствии с квалификацией выпускника СПО.

Пункт 6.3 остается без изменений.

В пункте 6.4 удаляется подпункт 6.4.2 с корректировкой дальнейшей нумерации подпунктов.

Во втором абзаце пункта 6.5.1 заменить словосочетание «должна отвечать»
на слово «отвечает», в четвертом заменить словосочетание «должна быть» на слово «составляет»

Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации

Текст раздела «Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации» переносится из ПОП-П без изменений,
за исключением п. 7.3: необходимо заменить слово «разрабатывается»
на «разработана».

2.3. Разработка Приложений к ОПОП-П

В приложения к ОПОП-П входят:

  • матрица компетенций выпускника;

  • рабочие программы по каждому профессиональному модулю;

  • рабочие программы по каждой дисциплине, в том числе
    по общеобразовательным (при реализации программы на базе основного общего образования);

  • рабочая программа воспитания, включающая календарный план воспитательной работы;

  • оценочные материалы для государственной итоговой аттестации
    по профессии/специальности;

  • дополнительный профессиональный блок.

Приложение 1. Матрица компетенций выпускника по профессии/ специальности

Матрица компетенций является одним из ключевых документов, который ложится в основу конструирования учебного плана, графика учебного процесса, определяет направление и содержание программы обучения и воспитания, представляет собой ожидаемый результат освоения ОПОП-П.

Матрица компетенций состоит из двух частей – матрицы компетенций выпускника в соответствии с ФГОС СПО и матрицы компетенций, разработанной по запросу работодателя и включенной в дополнительный профессиональный блок.


Приложение 1 «Матрица компетенций выпускника» переносится из ПОП-П
без изменений, так как является основой реализации единого подхода подготовки кадров по данной профессии/специальности. Все дополнительные требования работодателя к квалификационным характеристикам выпускника оформляются
в соответствующем разделе дополнительного профессионального блока.

В таблице 2 приведен пример заполненной матрицы компетенций
по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ, включающей все виды деятельности по выбору. При наличии в матрице компетенций видов деятельности
по выбору разработчики оставляют определенные совместно с работодателем, лишние столбцы удаляют.


Таблица 2 – Матрица компетенций выпускника по профессии
08.01.27 Мастер общестроительных работ

Трудовые функции в соответствии
с профессиональными стандартами
(или иными нормативными документами)


Виды деятельности в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ

Выполнение каменных работ (по выбору)

Выполнение бетонных и опалубочных работ (по выбору)

Выполнение арматурных работ (по выбору)

Выполнение монтажных работ при возведении всех типов зданий и сооружений из сборных железобетонных
и металлических конструкций
(по выбору)


16.048 Каменщик













ОТФ А

Подготовка и кладка простейших каменных конструкций

ТФ A/01.02

ПК 1.1










ТФ А/02.02

ПК 1.2










ПК 1.6










ОТФ В

Гидроизоляция, кладка
и разборка простых стен

ТФ В/01.02

ПК 1.5










ТФ В/02.02

ПК 1.2










ОТФ С

Устройство и ремонт стен
и каменных конструкций средней сложности

ТФ С/01.03

ПК 1.3

ПК 1.4










ТФ С/02.03

ПК 1.6

ПК 1.7










16.044 Бетонщик













ОТФ А

Выполнение комплекса простых работ при бетонировании

ТФ A/01.02




ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.4







16.026 Арматурщик













ОТФ А

Выполнение простых работ
при изготовлении и монтаже армоконструкций

ТФ А/01.03







ПК 3.1

ПК 3.2

ПК 3.3

ПК 3.4




16.053 Монтажник опалубочных систем













ОТФ А

Выполнение комплекса подготовительных
и вспомогательных работ
при монтаже и демонтаже различных опалубочных систем для конструкций прямолинейного очертания

ТФ А/01.02










ПК 4.1

ПК 4.2

ПК 4.3

ПК 4.4

16.047 Монтажник бетонных и металлических конструкций













ОТФ B

Выполнение комплекса работ
при монтаже металлических, сборных бетонных
и железобетонных конструкций зданий и сооружений пониженного уровня ответственности

ТФ В/01.02










ПК 4.1

ТФ В/02.02










ПК 4.2

ТФ В/03.02










ПК 4.3

ТФ В/04.02










ПК 4.4