ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2012
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
силы (Р1) и силы (Р2), направленной горизонтально (б) (Е.И.Гаврилов).
На схеме (рис.69) тело мостовидного протеза представлено балкой с длиной L. Сила, действующая на балку при разрушении пищевого комка, обозначена буквой Р. При действии силы Р на балку, которую мы принимаем как идеально жесткий брус, возникает момент изгиба (Мизг). Величина его равна произведению PL, и тогда Мизг = P1L. Под действием указанной силы коронка и часть корня будут наклоняться дистально, а корень - медиально. Следовательно, для опорного зуба возникает перегрузка, необычная по направлению. Это в конечном счете приведет к образованию патологического кармана на стороне движения зуба и резорбции лунки у верхушки корня на противоположной стороне.
Несколько иное расположение сил возникает при трансверсальных движениях свободного плеча протеза. При этом балка (промежуточная часть протеза), смещаясь вправо или влево, создает вращение опорного зуба -крутящий момент (Мкрут). Его величина определяется произведением трансверзального усилия (Р2) на длину балки (тела протеза), т.е. Мкрут = Р2 • LВращение (кручение) также служит для пародонта необычным функциональным раздражителем по направлению. Следствие этого -дистрофия пародонта, патологическая подвижность зуба, изменение его положения с внедрением искусственного зуба в слизистую оболочку альвеолярного гребня. Из приведенного несложного анализа биомеханики мостовидного протеза с односторонней опорой, применяемой при
замещении концевых дефектов, следует, что момент кручения, как и момент
170
Изгиба, зависят от длины тела мостовидного протеза и прилагаемого уси- лия. Чем длиннее тело мостовидного протеза, тем больше функциональ- ная перегрузка. Поэтому мостовидные протезы с односторонней опорой не могут иметь больше одного искусственного зуба, а в качестве опоры нужно использовать два премоляра, покрывая их коронками, спаянными вместе.
Биомеханика мостовидных протезов, опирающихся на передние зубы. Мостовидные протезы, замещающие отсутствующие передние зубы, имеют одну конструктивную особенность. Она заключается в том, что промежуточная часть их располагается по дуге. Биомеханику этих протезов можно лучше понять, если анализировать распределение напряжений при отсутствии пищи в двух окклюзиях - центральной и передней. На рис.70 показано разложение силы, возникающей при смыкании зубов в положении центральной окклюзии. Сила Р по закону параллелограмма разлагается на две составляющие Т1 и>П.СилаТ1 направлена лабиально и способствует протрузии резцов. Действие ее особенно демонстративно у лиц, страдаю- щих системным заболеванием пародонта. Передние зубы при этом расходятся веерообразно, выдвигаясь вперед. Сила N направлена вдоль коня
Рис. 70. Распределение жевательного Давления на передних зубах в центра- льной окклюзии (Е.И.Гаврилов).
Рис. 71. Схема распределения жевательного давления в мосто- видном протезе при передней ок- клюзии (Е.И.Гаврилов).
зуба, благоприятнее для пародонта передних зубов, приспособленных к откусыванию пищи, т.е. к вертикальной нагрузке. На нижней челюсти Разложение сил происходит несколько иначе. Одна из слагаемых (сила Т2) направлена в язычную сторону, как бы собирая, уплотняя нижние зубы.
Разложение сил при смыкании мостовидных протезов в положении передней окклюзии демонстрирует рис.71. При фиксации мостовидного
171
протеза на клыках тело мостовидного протеза располагается по дуге. Хорда, соединяющая опорные зубы, является как бы осью, вокруг которой воз- можно вращение. Смещение тела протеза вниз невозможно, так как этому мешают нижние зубы. Остается единственный путь смещения всего блока вперед и вверх. Усилие, под влиянием которого происходит протрузия тела мостовидного протеза, зависит от расстояния от резцовой точки до пере- сечения с хордой (h линия) и величины угла а, который характеризует размер дуги. Таким образом, при протезировании мостовидными протезами с опорой на клыки для пародонта последних создается травматическая ок- клюзия, необычная по направлению. При здоровом пародонте опорных клыков его ткани обычно компенсируют функциональную перегрузки и протезы служат долго. Если дефект переднего отдела зубного ряда будет расширен до пересечения линии h с
хордой, увеличится, больше станет и угол а. Функциональная перегрузка будет настолько значительной, что опорные зубы быстро потеряют устойчивость. Отсюда следует вывод: при потере всей передней группы зубов протезирование мостовидным протезом противопоказано и план лечения больного следует составлять с учетом применения съемного протеза.
К ЗАМЕЩЕНИЮ ДЕФЕКТОВ ЗУБНОГО РЯДА МОСТОВИДНЫМИ ПРОТЕЗАМИ
Мостовидные протезы чаще всего показаны при замещении малых и средних включенных дефектов и реже - концевых. Последние могут быть замещены мостовидными протезами только с односторонней опорой. На показаниях к протезированию этими конструкциями следует остановиться подробно.
Вопрос о целесообразности применения указанных конструкций про- тезов при замещении концевых дефектов тесно связан с их влиянием на пародонт опорных зубов. Все мостовидные протезы в той или иной сте- пени перегружают опорные зубы, но функциональная перегрузка при од- носторонних мостовидных протезах имеет свои особенности, порожден- ные принципом одностороннего крепления протезов. Наибольший вред от подобных протезов для пародонта опорных зубов отмечается при заме- щении больших коренных зубов.
Исследования Х.А.Каламкарова показали, что функциональная пере- грузка зубов при односторонних мостовидных протезах, замещающих ко- ренные зубы, ведет к патологической подвижности зубов, наклону их в сторону дефекта, отчего дистальный конец тела протеза при низких кли- нических коронках начинает опираться на слизистую оболочку, вызывая пролежни.
172
Наблюдаются также отломы тела протеза с внедрением его в слизис- тую оболочку альвеолярной части.
Рентгенологически отмечают расшире- ние периодонтальной щели, атрофию костной лунки, главным образом той ее стороны, которая испытывает функциональную перегрузку от наклона зуба.
Перечисленные изменения наиболее глубоки при наличии длинного плеча (тело протеза) и большой жевательной поверхности искусственного зуба. Они еще более выражены, если перегрузка возникает на фоне па- родонта или пародонтоза. В отдельных случаях опорные зубы остаются устойчивыми продолжительное время.
Таким образом, при замещении концевых дефектов использовать мостовидные протезы можно только в том случае, если имеются проти- вопоказания к протезированию съемными протезами. Их нельзя приме- нять при пародонтозе, пародонтите, низких клинических коронках зубов, пограничных с дефектом, патологической подвижности их. Если в силу ряда обстоятельств приходится прибегать к указанной конструкции мосто- видного протеза, то следует: 1) хорошо выровнять окклюзионные соотно- шения; 2) искусственный зуб не моделировать шире премоляра; 3) для опоры использовать два зуба. Применение мостовидных протезов с одно- сторонней опорой, когда тело его представлено блоком из двух искус- ственных зубов, следует признать ошибкой.
Мостовидные протезы противопоказаны при следующих клинических условиях: 1) больших дефектах, ограниченных зубами с различной функ- циональной ориентировкой; 2) дефектах, ограниченных дистально зубом с патологической подвижностью. Например, при опоре на j 3,7 патологи- ческая подвижность |_7, передаваемая через промежуточную часть на |_3, будет создавать для него грубую функциональную
На схеме (рис.69) тело мостовидного протеза представлено балкой с длиной L. Сила, действующая на балку при разрушении пищевого комка, обозначена буквой Р. При действии силы Р на балку, которую мы принимаем как идеально жесткий брус, возникает момент изгиба (Мизг). Величина его равна произведению PL, и тогда Мизг = P1L. Под действием указанной силы коронка и часть корня будут наклоняться дистально, а корень - медиально. Следовательно, для опорного зуба возникает перегрузка, необычная по направлению. Это в конечном счете приведет к образованию патологического кармана на стороне движения зуба и резорбции лунки у верхушки корня на противоположной стороне.
Несколько иное расположение сил возникает при трансверсальных движениях свободного плеча протеза. При этом балка (промежуточная часть протеза), смещаясь вправо или влево, создает вращение опорного зуба -крутящий момент (Мкрут). Его величина определяется произведением трансверзального усилия (Р2) на длину балки (тела протеза), т.е. Мкрут = Р2 • LВращение (кручение) также служит для пародонта необычным функциональным раздражителем по направлению. Следствие этого -дистрофия пародонта, патологическая подвижность зуба, изменение его положения с внедрением искусственного зуба в слизистую оболочку альвеолярного гребня. Из приведенного несложного анализа биомеханики мостовидного протеза с односторонней опорой, применяемой при
замещении концевых дефектов, следует, что момент кручения, как и момент
170
Изгиба, зависят от длины тела мостовидного протеза и прилагаемого уси- лия. Чем длиннее тело мостовидного протеза, тем больше функциональ- ная перегрузка. Поэтому мостовидные протезы с односторонней опорой не могут иметь больше одного искусственного зуба, а в качестве опоры нужно использовать два премоляра, покрывая их коронками, спаянными вместе.
Биомеханика мостовидных протезов, опирающихся на передние зубы. Мостовидные протезы, замещающие отсутствующие передние зубы, имеют одну конструктивную особенность. Она заключается в том, что промежуточная часть их располагается по дуге. Биомеханику этих протезов можно лучше понять, если анализировать распределение напряжений при отсутствии пищи в двух окклюзиях - центральной и передней. На рис.70 показано разложение силы, возникающей при смыкании зубов в положении центральной окклюзии. Сила Р по закону параллелограмма разлагается на две составляющие Т1 и>П.СилаТ1 направлена лабиально и способствует протрузии резцов. Действие ее особенно демонстративно у лиц, страдаю- щих системным заболеванием пародонта. Передние зубы при этом расходятся веерообразно, выдвигаясь вперед. Сила N направлена вдоль коня
Рис. 70. Распределение жевательного Давления на передних зубах в центра- льной окклюзии (Е.И.Гаврилов).
Рис. 71. Схема распределения жевательного давления в мосто- видном протезе при передней ок- клюзии (Е.И.Гаврилов).
зуба, благоприятнее для пародонта передних зубов, приспособленных к откусыванию пищи, т.е. к вертикальной нагрузке. На нижней челюсти Разложение сил происходит несколько иначе. Одна из слагаемых (сила Т2) направлена в язычную сторону, как бы собирая, уплотняя нижние зубы.
Разложение сил при смыкании мостовидных протезов в положении передней окклюзии демонстрирует рис.71. При фиксации мостовидного
171
протеза на клыках тело мостовидного протеза располагается по дуге. Хорда, соединяющая опорные зубы, является как бы осью, вокруг которой воз- можно вращение. Смещение тела протеза вниз невозможно, так как этому мешают нижние зубы. Остается единственный путь смещения всего блока вперед и вверх. Усилие, под влиянием которого происходит протрузия тела мостовидного протеза, зависит от расстояния от резцовой точки до пере- сечения с хордой (h линия) и величины угла а, который характеризует размер дуги. Таким образом, при протезировании мостовидными протезами с опорой на клыки для пародонта последних создается травматическая ок- клюзия, необычная по направлению. При здоровом пародонте опорных клыков его ткани обычно компенсируют функциональную перегрузки и протезы служат долго. Если дефект переднего отдела зубного ряда будет расширен до пересечения линии h с
хордой, увеличится, больше станет и угол а. Функциональная перегрузка будет настолько значительной, что опорные зубы быстро потеряют устойчивость. Отсюда следует вывод: при потере всей передней группы зубов протезирование мостовидным протезом противопоказано и план лечения больного следует составлять с учетом применения съемного протеза.
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
К ЗАМЕЩЕНИЮ ДЕФЕКТОВ ЗУБНОГО РЯДА МОСТОВИДНЫМИ ПРОТЕЗАМИ
Мостовидные протезы чаще всего показаны при замещении малых и средних включенных дефектов и реже - концевых. Последние могут быть замещены мостовидными протезами только с односторонней опорой. На показаниях к протезированию этими конструкциями следует остановиться подробно.
Вопрос о целесообразности применения указанных конструкций про- тезов при замещении концевых дефектов тесно связан с их влиянием на пародонт опорных зубов. Все мостовидные протезы в той или иной сте- пени перегружают опорные зубы, но функциональная перегрузка при од- носторонних мостовидных протезах имеет свои особенности, порожден- ные принципом одностороннего крепления протезов. Наибольший вред от подобных протезов для пародонта опорных зубов отмечается при заме- щении больших коренных зубов.
Исследования Х.А.Каламкарова показали, что функциональная пере- грузка зубов при односторонних мостовидных протезах, замещающих ко- ренные зубы, ведет к патологической подвижности зубов, наклону их в сторону дефекта, отчего дистальный конец тела протеза при низких кли- нических коронках начинает опираться на слизистую оболочку, вызывая пролежни.
172
Наблюдаются также отломы тела протеза с внедрением его в слизис- тую оболочку альвеолярной части.
Рентгенологически отмечают расшире- ние периодонтальной щели, атрофию костной лунки, главным образом той ее стороны, которая испытывает функциональную перегрузку от наклона зуба.
Перечисленные изменения наиболее глубоки при наличии длинного плеча (тело протеза) и большой жевательной поверхности искусственного зуба. Они еще более выражены, если перегрузка возникает на фоне па- родонта или пародонтоза. В отдельных случаях опорные зубы остаются устойчивыми продолжительное время.
Таким образом, при замещении концевых дефектов использовать мостовидные протезы можно только в том случае, если имеются проти- вопоказания к протезированию съемными протезами. Их нельзя приме- нять при пародонтозе, пародонтите, низких клинических коронках зубов, пограничных с дефектом, патологической подвижности их. Если в силу ряда обстоятельств приходится прибегать к указанной конструкции мосто- видного протеза, то следует: 1) хорошо выровнять окклюзионные соотно- шения; 2) искусственный зуб не моделировать шире премоляра; 3) для опоры использовать два зуба. Применение мостовидных протезов с одно- сторонней опорой, когда тело его представлено блоком из двух искус- ственных зубов, следует признать ошибкой.
Мостовидные протезы противопоказаны при следующих клинических условиях: 1) больших дефектах, ограниченных зубами с различной функ- циональной ориентировкой; 2) дефектах, ограниченных дистально зубом с патологической подвижностью. Например, при опоре на j 3,7 патологи- ческая подвижность |_7, передаваемая через промежуточную часть на |_3, будет создавать для него грубую функциональную