Файл: Руководство для учителей 7 класса общеобразовательной школы Рекомендовано Министерством образования и науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
73
– Какое значение имеет чтение данных из файла в ходе программирования?
Рефлексия
Конец урока
7 мин
Закрепление урока.
Задает вопросы:
– В чем отличие между использованием команд
write() и
print()?
– Какова разница между использованием команд
read() и
input()? Обоснуйте ответ.
– Зачем после открытия файла для записи обязательно нужно использовать команду
close()?
– Какие различия можно отметить при вводе данных из файла и вводе их с клавиатуры при выполнении программы?
Отвечают на вопросы
Оценивание. Учитель проводит итоговое оценивание, используя аплодисменты.
Домашнее задание
Учитель объясняет домашнее задание.
Какие результаты выведутся в выходной файл при выполнении следующего программного кода
(рис. 5)? Проанализируйте код программы и прокомментируйте результат письменно.
Ученики отмечают домашнее задание и записывают в тетрадь.
74
Урок 18
Раздел IV. Программирование алгоритмов на языке Python
Школа
Дата:
Ф.И.О. учителя:
Класс:
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Тема урока
4.2. Функции для работы с файлами
Цели обучения, которые
достигаются на данном уроке
(ссылка на учебную
программу)
7.3.3.1 – запись и чтение из файла на языке программирования Python
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Цели урока
Все учащиеся:
знакомятся с файловыми функциями.
Большинство учащихся:
рассматривают два типа файловых функций на Python.
Некоторые учащиеся:
осуществляют запись и чтение из файла данных на языке Python
Критерии оценивания
Анализируют программные коды задач
Решают простые задачи использую методы записи и чтение из файла
Создают программы, используя файловые функции
Языковые цели
Предметная лексика и терминология:
Readline
Оutput
Seek
Вопросы для диалога и письменной работы:
•
Какие функции и методы существуют для работы с файлами на языке программирования Python?
•
Какие функции и методы для работы с файлами вам известны?
•
На что следует обратить особое внимание при записи и чтении данных в файл?
Привитие ценностей
Развивается творческое и критическое мышление, функциональная грамотность, способность к общению и ответственность.
1.
В соответствии с общенациональной идеей «Мәңгілік Ел» формируется ценность и значимость
«Общества всеобщего труда».
75 2. Сотрудничество: в процессе групповой работы создается дружеская атмосфера, развиваются навыки сотрудничества и конструктивное отношение, формируются навыки критического мышления.
3. Академическая честность: уважает идеи и мнение других, то есть придерживается принципов академической честности.
4. Обучение в течение всей жизни, формируются навыки казахстанского патриотизма и гражданской ответственности
Межпредметные связи
Английский и русский язык
Предыдущие знания
Знакомы с методами создания и открытия файла
Ход урока
Этапы урока/ Время
Действия учителя
Действия учащихся
Оценивание
Ресурсы
Начало урока
Организационный этап:
1. Приветствие.
2. Отметка учащихся.
3. Создание благоприятной психологической атмосферы в классе.
4. Объединение в группы.
5. Ознакомление учащихся с темой и целями урока, с критериями оценивания.
С помощью метода «Мозаика»
трем группам раздаются листы бумаги
Учащиеся делятся на две группы методом
«Считай до двух».
Участники групп, объединяя листы бумаги, объявляют: І группа – тему урока, ІІ группа – цели урока, ІІІ группа – критерии урока.
Оценивание.
Группы оценивают друг друга методом
«Большой палец».
Листы бумаги
Коллективная работа.
Мозговой штурм.
Чтобы связать предыдущие знания с сегодняшними, учитель организует метод «Мозговой штурм». Учитель в целях объснения нового раздела ведет вводную речь с учащимися.
Для получения дополнительной информации учитель направляет учащихся поработать с учебником
Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
•
Какие функции и методы существуют для работы с файлами на языке программирования
Python?
•
Какие функции и методы для работы с файлами вам известны?
Интерактивная доска
Учебник
76
•
На что следует обратить особое внимание при записи и чтении данных в файл?
Ученики для получения дополнительной информации продолжают работу с учебником.
Середина урока
Учитель организует групповую работу.
І группа: Функция readline()
ІІ группа: Функция seek ()
•
Обсуждают возможности функции Readline()
•
Обсуждают возможности функции Seek
Ученики осваивают информацию, которую получили на новом уроке в ходе группового обсуждения.
Оценивание.
Группы оценивают друг друга методом
«Большой палец».
Учебник
Дает задание работать в паре по практической работе.
1
задание.
Первая строка текстового файла
Input.txt содержит строчные латинские буквы “a”...“z”, а вторая строка – арабские цифры от 0 до 9.
Запишите первые 10 букв первой строки и первые 5 цифр второй строки в файл output.txt.
Код Программы:
fin=open (“Input.txt”, “r”) fout=open (“Output.txt”, “w”) p=fin.readline(10) fin.readline () h=fin.readline (5)
•
Чтобы прочитать первые
10 символов из первой строки, используют метод
readline(10) и присваивают результат на переменную
р.
•
Чтобы считывать первые
5 цифр из второй строки, остальную часть алфавита из первой строки считывают с помощью метода readline
()без параметра и спускаются на нижнюю строку
•
Чтобы записать данные, считываемые/читаемые из файла в отдельной строке, используют функцию
‘\n’.
Оценивание.
Группы оценивают друг друга методом
«Большой палец».
Учебник
77 fout.write (p+’/n’) fout.writelines (h) fin.close () fout.close ()
Результат : abcdefghij
01234
Ученики формируют навыки создания программ, применяя теоретические знания на практике.
Задает вторую задачу.
Задание №3
Дан текстовый файл Input.txt состоящий из трехзначных, четырехзначных и пятизначных чисел, которые разделены пробелом. Найдите сумму этих чисел. Сумму данных чисел запишите на файл Оutput.txt.
Input.txt
Output.txt
256 4584 69581 74421
Код программы:
fin=open (“Input.txt”, “r”) fout=open (“Output.txt”, “w”) a=int(fin.read(3)) fin.seek (4) b=int (fin.read (4)) fin.seek (9) c=int(fin.read(5)) fout.write (str(a+b+c)) fin.close () fout.close ()
Результат: 74421
Дескриптор
•
Устанавливают курсор на нужные позиции с помощью функции
seek().
•
Используя функцию
Read (n), считывают/ читают строковые значения.
•
Преобразует строковые значения в числа с помощью функции int ().
Развивать навыки использования функций seek () и read ().
Оценивание.
Группы оценивают друг друга методом
«Большой палец».
Учебник
Конец урока
Рефлексия.
Ученики пишут свои мнения по критериям, которые показаны. Закрепляют знания по новой теме
Оценивание.
Группы оценивают друг друга методом
«Большой палец».
Листочки
«5 пальцев»
78
Учащимся раздает листочки «5 пальцев» с вопросами:
– Как я себя почувствовал?
– Смог ли я помочь другим?
– Какое у меня сегодня настроение?
– Понравился ли мне сегодняшний урок?
– Чему я сегодня научился?
Учитель объясняет, как выполнить домашнее задание.
Домашнее задание
Письмо другу. Напишите письмо другу о том, как прочитать данные из файла.
Опишите особенности чтения из файла и его значение в программировании.
С какими трудностями вы столкнулись при изучении этой темы?
Расскажите о том, какие новые возможности в программировании можно получить, если успешно освоить эту тему
Интерактивная доска
79
Урок 19
Раздел IV. Программирование алгоритмов на языке Python Школа:
Дата:
Ф.И.О. учителя:
Класс:
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Тема урока
4.3. Программирование алгоритмов ветвления (Урок 1)
Цели обучения, которые
достигаются на данном уроке
(ссылка на учебную
программу)
7.3.2.1 – запись алгоритмов ветвления на языке программирования Python
Уровень мыслительных
навыков
Знание и Понимание
Цели урока
Все учащиеся:
знают виды алгоритма.
Большинство учащихся:
знают способы составления алгоритмов ветвления.
Некоторые учащиеся:
приводят примеры алгоритмов ветвления на Python
Критерии оценивания
Знают виды алгоритма.
Приведут примеры на условные алгоритмы.
Приведут примеры алгоритмов ветвления на Python
Языковые цели
Предметная лексика и терминология:
Егер → Если → If
Немесе → Или → Or
Енгізу → Ввод → Input
Вопросы для диалога и письменной работы:
•
Какие виды алгоритмов вам известны?
•
Приведите примеры линейных алгоритмов.
•
Как вы думаете, можно ли решить все задачи программирования, используя только линейные алгоритмы? Объясните причину.
•
Приведите примеры ситуаций, которые могут помешать нашей повседневной деятельности.
Например, если утром идет ливень, то сможем ли мы сделать утреннюю зарядку во дворе под открытым небом?
•
Как можно создавать алгоритмы ветвления на Python?
80
Привитие ценностей
По общенациональной идее «Мәңгілік Ел» формируется ценность «Общества всеобщего труда»
Межпредметные связи
Английский язык, русский язык, математика.
Предыдущие знания
Алгоритм и его виды
Ход урока
Этапы урока/
Время
Действия учителя
Действия учащихся
Оценивание
Ресурсы
Начало урока
2 мин.
5 мин.
Организационный момент:
1. Приветствие.
2. Отметка учащихся.
3. Создание благоприятной психологической атмосферы.
4. Ознакомление учащихся с темой и целями урока, с критериями оценивания.
5. Объединение в группы.
С помощью метода
«Мозаика»
трем группам раздаются листы бумаги.
Учащиеся делятся на две группы методом
«Считай
до 2».
Участники групп, объединяя листы бумаги, объявляют:
І группа – тему урока,
ІІ группа – цели урока,
ІІІ группа – критерии урока.
Оценивание. Группы оценивают друг друга методом «Фейерверк»
Листы бумаги
Коллективная работа.
Мозговой штурм.
Чтобы связать предыдущие знания с сегодняшними, учитель организует метод «Мозговой штурм».
Учитель в целях объяснения нового раздела говорит вводную речь.
Для получения дополнительной информации учитель направляет учащихся поработать с учебником.
Словарная работа. Метод
«Заметка».
Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
•
Какие виды алгоритмов вам известны?
•
Приведите примеры линейных алгоритмов.
•
Как вы думаете, можно ли решить все задачи программирования, используя только линейные алгоритмы?
Объясните причину.
•
Приведите примеры ситуаций, которые могут помешать нашей повседневной
Интерактивная доска
81 деятельности. Например, если утром идет ливень, то сможем ли мы сделать утреннюю зарядку во дворе под открытым небом?
•
Как можно создавать алгоритмы ветвления на
Python?
Ученики для получения дополнительной информации продолжают работу с учебником.
Середина урока
26 мин.
Учитель организует групповую работу.
Задание № 1
Проанализируйте код программы поиска наибольшего из заданных чисел a, b и c в соответствии со следующими вопросами:
Код программы:
a=int (input () ) b=int (input () ) c=int (input () ) max=a if max < b: max=b if max < c: max=c print (max)
І группа: На какой алгоритм опирается поиск наибольшего числа из трех заданных чисел в программе?
Дескриптор
•
Объясняют, на какой алгоритм опирается поиск наибольшего числа из трех заданных чисел в программе.
•
Объясняют структуру оператора проверки условий, использованных в программе.
•
Анализируют программный код и составляют блок-схему.
Ученики осваивают информацию, которую получили на новом уроке в ходе группого обсуждения.
Оценивание. Группы оценивают друг друга методом «Фейерверк»
Учебник
82
ІІ группа: Какая форма оператора условия используется в программе?
ІІІ группа: Проанализируйте программный код и постройте блок-схему.
Задает задание работать в паре по практической работе.
Составьте тексты задач, направленные на использование краткой и полной форм условного оператора. Покажите пути решения задач, которые вы составили.
Дескриптор
•
Составляют текст задачи на краткую или полную форму оператора проверки условий.
•
Показывают пути решения составленной задачи.
Оценивание.
Пары оценивают друг друга методом «Фейерверк»
Учебник
Практическую работу продолжает, задавая вторую задачу.
Оцените значимость оператора проверки условий в программировании.
Дескриптор
•
Знают операторы проверки условий.
•
Оценивают важность в программировании операторов проверки условий.
Оценивание. Учащиеся оценивают друг друга с помощью метода
«Фейерверк»
Учебник
Конец урока
7 мин.
Рефлексия. Учащимся показывает вопросы на интерактивной доске:
1. Какой алгоритм является алгоритмом ветвления?
2. Какой пример из повседневной жизни вы можете привести на использование алгоритма ветвления?
3. Что вы узнали о структуре оператора проверки условия?
4. В чем отличие между краткой и полной формой записи
Учащиеся отвечают на вопросы, которые показаны на доске.
Оценивание. Итоговое оценивание учителя, проводится методом
«Фейерверк»
Интерактивная доска