ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1428
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ
Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ
Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД
Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ
Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ
Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН
Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ
Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ
Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ
Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ
Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ
Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
а) Получает положительную прибыль.
б) Выбирает объем производства, соответствующий точке, расположенной правее минимума кривой средних издержек.
в) Не прекратит производство.
г) Все предыдущие ответы верны.
д) Все предыдущие ответы неверны.
4. Кривая предложения конкурентной фирмы на краткосрочных временных интервалах – это:
а) Кривая предельных издержек.
б) Линия цены товара.
в) Снижающаяся часть кривой средних издержек.
г) Возрастающая часть кривой средних издержек.
д) Часть кривой предельных издержек, расположенная выше кривой средних переменных издержек.
5. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?
а) Стали.
б) Услуг парикмахерских.
в) Автомобилей.
г) Акций и облигаций фирм.
д) Бензина.
6. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы:
а) Имеет отрицательный наклон.
б) Горизонтальная линия при данном уровне цены.
в) Вертикальная линия при данном объеме предложения.
г) Имеет наклон 1/п, где п – число фирм в отрасли.
д) Имеет положительный наклон.
7. Рост экономической прибыли на конкурентном рынке не способствует:
а) Расширению производства в действующих фирмах.
б) Притоку в отрасль новых фирм.
в) Повышению рыночной цены продукта.
г) Повышению цен на используемые ресурсы.
д) Возникновению сил, которые постепенно сведут эту прибыль к нулю.
8. Если цена продукта недостаточна, чтобы покрыть средние затраты на его производство, то фирма должна:
а) Остановить производство как можно скорее.
б) Продолжать производство товаров на уровне, где Р = МС, если Р > AVC.
в) Выбрать новую технологию.
г) Сократить накладные расходы.
д) Продолжать производство до тех пор, пока цена покрывает все постоянные издержки.
9. Экономическая прибыль:
а) Не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде.
б) Эквивалентна нормальной бухгалтерской прибыли.
в) Имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают общий доход фирмы.
г) Существует всегда, когда предельный доход превышает предельные издержки.
д) Все предыдущие ответы неверны.
10. В отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные затраты при производстве 5 единиц продукта в месяц составляют $2, 6 единиц – $ 3, 7 единиц – $ 5. Если рыночная цена единицы продукта равна $ 3, то отраслевой выпуск в месяц составит:
а) Не более 5000 единиц.
б) 5000 единиц. .
в) 6000 единиц.
г) 7000 единиц.
д) Более 7000 единиц.
11. Если рыночная цена в предыдущем примере поднимется до $6, то отраслевой выпуск в месяц составит:
а) Не более 5000 единиц.
б) 5000 единиц.
в) 6000 единиц.
г) 7000 единиц.
д) Не менее 7000 единиц.
12. Какое из следующих определений наиболее точно соответствует понятию «нормальная прибыль»?
а) Прибыль, получаемая фирмой при МС = MR.
б) Прибыль, получаемая типичной фирмой в отрасли.
в) Прибыль, которую фирма получила бы при нормальном ведении дел.
г) Минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма оставалась в пределах данного направления деятельности.
д) Прибыль, обеспечивающая предпринимателю комфортный уровень жизни.
13. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
а) Значительное число фирм^ оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары. ,
б) Имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене.
в) Все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке.
г) Имеет место свободный вход и выход на этот рынок.
д) Все предыдущие ответы верны.
14. Кривая предложения на долгосрочных временных интервалах для:
а) Отрасли с возрастающими издержками – вертикальная линия.
б) Отрасли с постоянными издержками – имеет отрицательный наклон.
в) Отрасли с убывающими издержками – горизонтальная линия.
г) Отрасли с постоянными издержками – вертикальная линия.
д) Все предыдущие ответы неверны.
15. На рис. 8.4 показана динамика общего дохода и общих издержек фирмы. Очевидно, что:
а) Фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции.
б) Постоянные издержки фирмы равны $ 2000 в месяц.
в) Фирма максимизирует свою прибыль, если будет выпускать около 4 единиц продукции в месяц.
г) Все предыдущие ответы верны.
д) Верно только а) и б).
16. Основываясь на рис. 8.4, можно утверждать, что:
а) Предельные издержки ниже предельного дохода, когда выпуск продукции меньше 3 единиц в месяц. ,
б) Предельные издержки выше предельного дохода, когда выпуск продукции больше 5 единиц в месяц.
в) Средние издержки равны среднему доходу только при одном конкретном объеме выпуска.
Рис. 8.4. Кривые TR и ТС фирмы
г) Все предыдущие ответы верны.
д) Верно только а) и б).
ВЕРНО/НЕВЕРНО
1. Если рыночная цена товара постоянна, то увеличение объема выпуска продукции не повлияет на размер прибыли фирмы.
2. Если кривая общего дохода фирмы лежит ниже кривой общих издержек, то при любых объемах выпуска продукции прибыль фирмы имеет отрицательное значение.
3. «Золотое» правило для оперирующей на конкурентном рынке фирмы: выбирайте такой объем производства, при котором предельные издержки равны рыночной цене продукта.
4. Фирма максимизирует прибыль, сокращая производство до нуля, если цена продукта ниже средних переменных издержек.
5. В реальной экономике не было и нет рынков, удовлетворяющих всем условиям совершенной конкуренции.
6. Когда фирма получает экономическую прибыль, то говорят, что она имеет только нормальную прибыль.
7. Кривая - спроса для конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон.
8. Спрос на продукцию конкурентной отрасли абсолютно эластичен по цене.
9. Конкурентная фирма в долгосрочном равновесии получает нормальную прибыль.
10. Если кривая предельных издержек фирмы пересекает кривую ее средних переменных издержек в точке, соответствующей $ 400, то фирма остановит производство при текущей цене продукта меньше $ 400.
11. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде определяется возрастающей частью кривой средних переменных издержек.
12. Для конкурентной фирмы цена продукта равна предельному доходу.
13. Фирма получает нулевую экономическую прибыль, когда ее общий доход равен общим издержкам при данном объеме выпуска продукции.
14. На конкурентном рынке в долгосрочном периоде нормальная прибыль равна нулю.
15. Фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции на долго-. срочных временных интервалах, выбирают объем выпуска продукции, при котором Р = минимум LAC.
16. Реакция отрасли на изменения в рыночном спросе зависит в частности от длительности рассматриваемого периода.
ПРОБЛЕМЫ
1. В табл. 8.1 содержатся данные об издержках и доходах фирмы, оперирующей на рынке совершенной конкуренции. Используя эту информацию, выполните следующие задания.
а) Рассчитайте соответствующие показатели и заполните таблицу.
Таблица 8.1
Переменный ресурс | (Q) | (PN) | (Pq) | (TR) | (AR) | (MR) | (ТС) | (TFC) | (TVC) | (АТС) | (AVC) | (AFC) | (MC) |
единицы | долл. | ||||||||||||
0 1 | 0 20 2 150 | ||||||||||||
2 | 15 | ||||||||||||
3 | 30 | ||||||||||||
4 | 50 | ||||||||||||
5 | 75 | ||||||||||||
6 | 95 | ||||||||||||
7 8 9 | 110 120 125 | ||||||||||||
10 | 125 | |
(Q) Объем продукции (TVC) Общие переменные
(Pn) Цена переменного ресурса издержки
(Pq) Цена единицы продукции (АТС) Средние издержки
(TR) Общий доход (AVC) Средние переменные
(AR) Средний доход издержки
(MR) Предельный доход (AFC) Средние постоянные
(ТС) Общие издержки издержки
(TFC) Общие постоянные издержки (МО Предельные издержки
б) При каком объеме выпуска фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки?
в) На рис. 8.5 постройте кривые AR, MR, АТС, AVC, AFC, MC, Покажите оптимальный объем производства. Объясните свой выбор.
2. Ниже представлена функция общих издержек конкурентной фирмы в краткосрочном периоде:
Выпуск продукции (в ед.) 0 12 3 4 5
Общие издержки (в долл.) 10 12 16 22 30 ' 40
а) Какой объем выпуска продукции выберет фирма, если рыночная цена товара составит: (1) – $ 3, (2) – $ 5, (3) – $ 7, (4) – $ 9?
б) Какую прибыль получит фирма, если рыночная цена товара составит: (1) - $ 3, (2) - $ 5, (3) - $ 7, (4) - $ 9?
в) Если отрасль состоит из 1000 фирм, и каждая из них имеет такую-же функцию издержек, как показано выше, то функция рыночного предложения будет выражена следующим образом:
Цена (в долл.) 3 5 7 9
Объем предложения (в ед.)
г) Если функция рыночного спроса выглядит так, как показано ниже, то какова будет равновесная цена продукта?
Цена (в долл.) 3 5 7 9
Объем спроса (в ед.) 3000 2000 1500 1000
д) Какова величина объема выпуска продукции каждой фирмы?
е) Какую прибыль будет получать каждая фирма?
ж) Что будут делать фирмы в долгосрочном периоде: вступать в отрасль или покидать ее?
3. На рис. 8.6 показаны кривые дохода и издержек двух различных фирм, функционирующих в конкурентной отрасли. Используя эту информацию, определите: верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения.
а) При объеме выпуска qо фирма I не сможет минимизировать убытки.
б) При объеме выпуска qo фирма II получает только нормальную прибыль.
в) Обе фирмы оперируют на краткосрочном временном интервале.
г) Фирма I несет экономические убытки, равные площади PZab.
д) Фирма II получает экономическую прибыль, равную площади ZPab.
е) Общий доход, получаемый фирмой I, равен площади OZaqo.
ж) Постоянные издержки фирмы II равны площади WZbc.
з) Общие переменные издержки фирмы I равны площади OWcqo. и) Постоянные издержки фирмы I равны площади OVdqQ.
к) Спрос на продукцию фирмы I совершенно неэластичен по цене, л) Спрос на продукцию фирмы II совершенно эластичен по цене. м) Общие издержки фирмы I равны площади OPbqo. н) Общие издержки фирмы II равны площади OZbqo.
Рис. 8.6. Кривые издержек и дохода
ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ
Основные термины и понятия
1. е; 2. с; 3. л; 4. б; 5. к; 6. з; 7. о; 8. ж; 9. д; 10. а; 11. в; 12. г; 13. р; 14. и; 15. м; 16. и; 17. п; 18. т.
Упражнения
1. См. рис. 8.7.
а) Прибыль максимальна при выпуске ОА, где МС = MR = Р.
б) Площадь прямоугольника BPDC,
в) Этот график отражает краткосрочное равновесие, т. к. фирма получает экономическую прибыль свыше «нормальной прибыли*. В долгосрочном равновесии новые фирмы войдут в отрасль, и каждая фирма получит лишь нормальную прибыль.
г) Снижение спроса первоначально привело бы к падению рыночной цены товара и к уменьшению прибыли фирм. В долгосрочном периоде некоторые фирмы покинули бы отрасль, рыночное предложение товара уменьшилось, и цена товара вновь возросла.
2. а) ОВ: цена, при которой фирма точно покрывает минимальные средние переменные издержки.
б) OD. ,
в) CDRP.
г) Между ОВ и OD.
д) Часть кривой SMC выше точки К.
е) Выше OD.
3. в).
4. а) График соответствует рынку совершенной конкуренции, т. к. рыночная цена для данной фирмы постоянна (линия общего дохода – прямая).
б) Краткосрочный период, т. к. имеются постоянные издержки.
в) 2 долл.
г) 30 долл.
д) 25 и 45 единиц.
е) Около 35 единиц.
Тесты
-
в; 2. в; 3. г; 4. д; 5. г; 6. б; 7. в; 8. б; 9. а; 10. в; 11. д; 12. г; 13. д; 14. д; 15. г; 16. д. -
Верно/Неверно
-
Н; 2. В; 3. В; 4. В; 5. В; 6. Н; 7. Н; 8. Н; 9. В; 10. В; 11. Н; 12. В; 13. В; 14. Н; 15. В; 16. В.
Проблемы
1. а) См. табл. 8.2.
Таблица 8.2
Переменный ресурс | (Q) | | (Pq) | (TR) | (AR) | (MR) | (TO | (TFC) | (TVC) | (ATO | (AVC) | (AFC) | (MO |
единицы | долл. | ||||||||||||
0 | 0 | 20 | 2 | 0 | 2 | 2 | 150 | 150 | 0 | – | – | – | – |
1 | 5 | 20 | 2 | 10 | 2 | 2 | 170 | 150 | 20 | 34,00 | 4,00 | 30,00 | 4,00 |
2 | 15 | 20 | 2 | 30 | 2 | 1 | 190 | 150 | 40 | 12,66 | 2,66 | 10,00 | 2,00 |
3 | 30 | 20 | 2 | 60 | 2 | 2 | 210 | 150 | 60 | 7,00 | 2,00 | 5,00 | 1,33 |
4 | 50 | 20 | 2 | 100 | 2 | 2 | 230 | 150 | sc | 4,60 | 1,60 | 3,00 | 1,00 |
5 | 75 | 20 | 2 | 150 | 2 | 2 | 250 | 150 | 100 | 3,33 | 1,33 | 2,00 | 0,80 |
S | 95 | 20 | 2 | 190 | 2 | 2 | 270 | 150 | 120 | 2,84 | 1,26 | 1,58 | 1,00 |
7 | ПО | 23 | 2 | 220 | i | 2 | 290 | 150 | 140 | 2,63 | 1,27 | 1,36 | 1,33 |
8 | 120 | 20 | 2 | 240 | 2 | 2 | 310 | 150 | 160 | 2,58 | 1,33 | 1,25 | 2,00 |
9 | 125 | 20 | 2 | 250 | 2 | 2 | 330 | 150 | 180 | 2,64 | 1,44 | 1,20 | 4,00 |
10 | 125 | 20 | 2 | 250 | I | 2 | 350 | 150 | 200 | 2,80 | 1,60 | 1,20 | – |