Файл: Guide to Accompany McConnell and.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1415

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Часть I МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Тема 9. МОНОПОЛИЯ

Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД

Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ

Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Часть II МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН

Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ

Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ

Тема 20. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ

Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Тема 26. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕЙНСИАНЦЕВ» НЕОКЛАССИКОВ И СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Тема 28 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Тема 29. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Тема 30. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ



г) См. рисунок 28.3.
Тесты
1. б; 2. б; 3. в; 4. в; 5. б; 6. б; 7. в; 8. б; 9. г; 10. в; 11. г; 12. в; 13. в; 14. г; 15. в; 16, б; 17. в; 18. а.
Верно/Неверно


  1. Н; 2. В; 3. Н; 4. Н; 5. В; 6. Н; 7. В; 8. Н; 9. В; 10. В; П. Н; 12. Н; 13. Н; 14. В; 15. Н; 16. Н; 17. Н; 18. Н; 19. В.



Рис. 28.3. Кривая среднего продукта труда

Проблемы
1. а) ВНП в условиях полной занятости увеличится на З'/з млн долл.

б) 12/з%.

в) 31/з%

г) -27з%; -2/з%.

2. а) 5 млрд долл. б) 22,5 млрд долл.
в) Если объем ВНП равен 22,5 млрд долл., расходы на потребление составят 16,25 млрд долл. В этом случае инвестиции составят 6,25 млрд долл.

3. См. таблицу 28.7.
Таблица 28.4




ВНП

Сбережения

Инвестиции

Изменения в величине ВНП

Год










в условиях полной занятости










млн долл.




1992

1000

200

200

100

1993

1100

220

220

по

1994

1210

242

242

121

1995

1331

266,2

266,2

133,1




Тема 29. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА



Теория международной торговли основана на концепции сравнительных преимуществ, сформулированной Давидом Рикардо в начале XIX столетия.

Страна А обладает абсолютным преимуществом по отношению к стране Б в производстве какого-либо товара, если она производит этот товар с меньшими затратами ресурсов. Однако товарообмен между странами может быть взаимовыгодным даже в том случае, когда^одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров. Абсолютное преимущество не играет роли при определении международной специализации и структуры торговли. В данном случае имеет значение только сравнительное преимущество в производстве товаров.

Если принять во внимание межстрановые различия в соотношении издержек, то страна обладает сравнительным преимуществом в производстве товара, если она способна производить этот товар с меньшими альтернативными издержками, чем ее потенциальный торговый партнер. Каждая страна всегда обладает сравнительным преимуществом в каком-либо производстве, даже не имея абсолютного преимущества ни в одной отрасли.

Анализ показывает, что в результате международной специализации и свободной торговли, основанной на использовании принципа сравнительного преимущества, суммарное производство товаров увеличивается, а страны достигают такого уровня потребления, который превышает их внутренние производственные возможности.

В целях защиты местных производителей от иностранной конкуренции правительство может устанавливать на пути свободной торговли различные барьеры. Такая политика, ограничивающая объем торговли, называется протекционизмом. Торговые ограничения выступают в форме импортных пошлин (тарифов) и нетарифных барьеров.

Пошлина – это акцизный налог, устанавливаемый правительством на импортируемый товар. Нетарифные барьеры включают в себя импортные квоты, лицензии, добровольные экспортные ограничения. Все торговые ограничения приводят к повышению внутренних цен на импортные товары и снижают объем импорта.

Основными аргументами, которые приводят сторонники протекционизма для оправдания торговых барьеров

, являются:

– необходимость обеспечения национальной обороны;

– сохранение рабочих мест;

– защита молодых отраслей от иностранной конкуренции.

Исторический опыт убедительно опровергает эти аргументы Издержки практической реализации протекционистской торговой политики превосходят получаемую выгоду.
Учебные цели
1. Понять, каким образом принцип сравнительного преимущества можно применить к процессу международной специализации и торговли.

2. Выяснить различие между абсолютным преимуществом и сравнительным преимуществом страны в производстве товаров и услуг.

3. Объяснить, почему международная торговля приносит выгоды всем странам – участницам этого процесса.

4. Рассмотреть основные формы торговых барьеров и экономические последствия введения импортных пошлин и нетарифных ограничений.

5. Оценить основные аргументы в пользу политики протекционизма и представить контраргументы.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
а. Экспорт

6. Импорт

в. Абсолютное преимущество

г. Сравнительное преимущество

д. Линия торговых возможностей

е. Условия торговли

ж. Выигрыш от торговли

з. Протекционизм

и. Импортная пошлина (тариф)

к. Импортная квота

л. Нетарифные барьеры

м. Демпинг

н. Экспортная субсидия

0. Свободная торговля п. ГАТТ (GATT)

1. Налог, устанавливаемый на импортируемый товар.

2. Способность страны производить товар или услугу с меньшими затратами ресурсов по сравнению с другими торговыми партнерами.

3. Показывает варианты выбора, которые имеются у страны при специализации на одном продукте и его обмене (экспорте) для получения другого продукта.

4. Всякие барьеры (за исключением таможенных пошлин), ограничивающие международную тбрговлю: импортные квоты, специальные лицензии и т. д.

5. Товары и услуги, которые одна страна предает гражданам и фирмам других стран.

6. Инструмент торговой политики, с помощью которого правительство может стимулировать местных производителей – экспортеров продукции.

7. Количественный лимит на ввоз товара из других стран.

8. Продажа на иностранном рынке товаров по ценам ниже их себестоимости.

9. Процесс международного обмена, основанный на принципе сравнительного преимущества и исключающий всякое вмешательство государства.

10. Товары и услуги, которые мы покупаем у граждан и фирм других стран.

11. Способность страны производить товар или услугу с относительно меньшими альтернативными издержками по сравнению с другими торговыми партнерами.


12. Отношение экспортных цен к импортным ценам.

13. Установление барьеров на пути свободной торговли.

14. Страны, участвующие в процессе международной торговли, достигают уровня потребления, который превышает их внутренние производственные возможности.

15. Соглашение между государствами, направленное на сокращение пошлин и на устранение различных нетарифных ограничений в международной торговле.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Предположим, что спрос и предложение на рынке транзисторных радиоприемников в США имеют следующую динамику:

Цена (долл.) Объем спроса (млн шт.) Объем предложения (млн шт.)

5 5 2

i0 4 3

15 3 4

20 , 2 5

Спрос и предложение на рынке транзисторных радиоприемников в Японии имеют следующую динамику:

Цена (долл.) Объем спроса (млн шт.) Объем предложения (млн шт.)

5 2,5 1

10 2,0 3

15 1,5 5

20 1,0 7

а) Предположим, что между двумя странами осуществляется свободная взаимная торговля. Какова будет равновесная uetfa на радиоприемник?

б) Какая страна будет экспортировать радиоприемники в другую страну?

в) Каков будет объем экспорта?

г) Предположим, что США вводят импортную пошлину в размере 10 долл. на каждый радиоприемник. Что произойдет с объемом экспорта и импорта?

Рис. 29.1. Введение тарифной пошлины
2. Рисунок 29.1 иллюстрирует внутренний спрос (DD) и предложение (SS) на рынке магнитофонов в стране X. Мировая цена магнитофона равна отрезку ОВ.

а) Определите внутреннюю цену на магнитофон и объем импорта при условии свободной международной торговли.

Предположим теперь, что на каждый импортируемый магнитофон правительство вводит пошлину, равную отрезку ВС.

б) Определите внутреннюю цену на магнитофон и объем импорта после введения пошлины.

в) Как изменится объем внутреннего производства магнитофонов?

г) Определите на графике площадь фигуры, отражающей дополнительные расходы потребителей на покупку магнитофонов после введения импортной пошлины.

д) Какая часть этих дополнительных расходов поступит в госбюджет как доходы от введения пошлины и какая часть составит дополнительную ренту местных производителей?

е) Каковы чистые потери общества от введения импортной пошлины?

3. Рисунок 29.2 иллюстрирует внутренний спрос (DD) и предложение (SS) на рынке одежды в стране X. ОА – мировая цена на одежду.


а) Каков был бы импорт одежды в страну при отсутствии торговых ограничений?

Правительство устанавливает импортную квоту, ограничивая ввоз одежды в страну до уровня FJ.


Рис. 29.2. Установление импортной квоты
б) Какая цена на одежду установится на внутреннем рынке после введения импортной квоты?

в) Как изменится внутреннее производство и потребление одежды?

г) Что показывает площадь прямоугольника FGKJ?

д) Каковы чистые потери общества от установления импортной квоты?
ТЕСТЫ
1. Страна А может производить 1 т пшеницы или 4 т угля, используя одну единицу ресурсов. Страна Б может производить 2 т пшеницы или 5 т угля, используя также одну единицу ресурсов.

а) Страна А будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь.

б) Страна Б будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь.

в) Страна А не будет экспортировать и импортировать пшеницу.

г) Страна Б не будет экспортировать и импортировать уголь.

д) Все предыдущие ответы неверны.
2. Если Франция экспортирует в Англию вино, а Англия экспортирует во Францию текстиль, то повышение цены на вино относительно цены на текстиль означает:

а) Улучшение условий торговли для Франции.

б) Изменение угла наклона линии торговых возможностей Франции.

в) Изменение угла наклона линии торговых возможностей Англии.

г) Все предыдущие ответы верны.

д) Верны только ответы а) и б).
3. Различие между импортной пошлиной и квотой состоит в том, что только пошлина:

а) Приводит к сокращению международной торговли.

б) Приводит к повышению цен.

в) Приносит доходы в госбюджет.

г) Способствует снижению жизненного уровня в стране.

д) Все предыдущие ответы неверны.
4. Принцип сравнительного преимущества впервые сформулировал:

а) Томас Мальтус.

б) Адам Смит.

в) Пол Самуэльсон.

г) Давид Рикардо.

д) Альфред Маршалл.
5. Сторонники протекционизма утверждают, что пошлины, квоты и другие торговые барьеры необходимы для:

а) Защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции.

б) Увеличения внутренней занятости.

в) Предотвращения демпинга.

г) Обеспечения обороны страны.

д) Все предыдущие ответы верны.


  1. Страны А и Б производят следующие количества товаров X и Y (в единицах):




Если каждая страна специализируется на основе принципа сравнительного преимущества, то обменный коэффициент (условия торговли) составит:-