Файл: Методические рекомендации по суммативному.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Селективное размножение и эволюция»


Критерий оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий

Средний

Высокий

Аргументирует роль наследственности и изменчивости в эволюции

Затрудняется в описании роли наследственности/ изменчивости в эволюции

Допускает ошибки в описании роли наследственности / изменчивости в эволюции

Описывает роль наследственности и изменчивости в эволюции

Описывает значение искусственного отбора в селекции организмов

Затрудняется в описании искусственного отбора для селекции организмов

Допускает ошибки в определении термина селекция/ в описании роли искусственного отбора для селекции организмов

Описывает значение искусственного отбора в селекции организмов

Указывает центры происхождения культурных растений и домашних животных

Затрудняется в указании двух центров происхождения культурных растений и животных

Допускает ошибки в указании первого / второго центров происхождения культурных

Указывает центры происхождения культурных растений и домашних животных

растений и животных







Описывает сорта значимых культурных растений и пород домашних животных

Затрудняется в описании сортов значимых культурных растений и пород домашних животных

Допускает ошибки в описании сортов значимых культурных растений и пород домашних животных

Описывает сорта значимых культурных растений и пород домашних животных


Суммативное оценивание за разделы «Биосфера, экосистема, популяция» и «Влияние человеческой деятельности на окружающую среду»


Цели обучения

        1. составлять схему общей структуры экосистем;

        2. сравнивать водные и наземные экосистемы

        3. описывать основные характеристики и особенности структуры популяции;

        4. исследовать различные стратегии выживания организмов;

        5. устанавливать причины изменений численности популяций на примере взаимоотношений хищник-жертва

        6. описывать типы взаимоотношений между организмами;

        7. объяснять механизм адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды

        1. обосновывать необходимость сохранения и поддержания биологического разнообразия

        2. оценивать значение Всемирного банка семян

        3. объяснять причины возникновения и пути решения экологических проблем на территории Казахстана

Критерий оценивания

Обучающийся

  • Составляет схему общей структуры экосистем

  • Сравнивает водные и наземные экосистемы

  • Описывает основные характеристики и особенности структуры популяции

  • Исследует различные стратегии выживания организмов;

  • Устанавливает причины изменений численности популяций на примере взаимоотношений хищник-жертва

  • Описывает типы взаимоотношений между организмами;

  • Объясняет механизм адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды

  • Обосновывает необходимость сохранения и поддержания биологического разнообразия;

  • Оценивает значение Всемирного банка семян

  • Объясняет причины возникновения и пути решения экологических проблем на территории Казахстана

Уровень мыслительных навыков

Навыки высокого порядка

Время выполнения

25 минут


Задания


  1. (а) Дайте определение понятию «экосистема».


(b) Охарактеризуйте экосистему, представленную на рисунке.




  1. Сравните водные и наземные экосистемы на рисунке и заполните таблицу.






Водная экосистема

Наземная экосистема

Среды жизни







Абиотические

факторы







Продуценты







Консументы







Редуценты










  1. Определите соответствие основных характеристик и особенностей структуры популяции.




1

Половая структура популяции

A

в составе популяции особи разного возраста,

представляющие один или разные приплоды одного или нескольких поколений.

2

Возрастная структура популяции

B

представляет собой разделение всякой популяции на группы особей, по-разному взаимодействующие с

факторами среды.

3

Генетическая структура популяции

C

характер размещения и распределения отдельных членов популяции и их группировок в ареале.

Пространственная структура популяций заметно










различается у оседлых и кочующих или

мигрирующих животных.

4

Пространственная структура популяции

D

определяется изменчивостью и разнообразием генотипов, частотами вариаций отдельных генов — аллелей, а также разделением популяции на группы генетически близких особей, между которыми при скрещивании происходит постоянный обмен

аллелями

5

Экологическая

структура популяции

E

представляет собой соотношение в ней особей

разного пола





1

2

3

4

5



















  1. Охарактеризуйте стратегии выживания организмов.














  1. Объясните причины изменений численности популяций на примере взаимоотношений хищник-жертва, представленных на рисунке.






  1. Определите и опишите типы взаимоотношений между организмами, представленными на рисунках.














  1. Определите, о каких механизмах адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды идёт речь в приведённых примерах.


(а) Многие пустынные животные перед наступлением засушливого сезона накапливают много жира: при его окислении образуется большое количество воды. Птицы и млекопитающие способны регулировать потери воды с поверхности дыхательных путей. Например, верблюд при лишении воды резко сокращает испарение, как с дыхательных путей, так и через потовые железы.
Ответ:
(b) Яйца птиц, откладываемые на песок или на землю, имеют серый и бурый цвет с пятнышками, сходный с цветом окружающей почвы. В тех случаях, когда яйца недоступны для хищников
, они обычно лишены окраски. Гусеницы бабочек часто зелёные, под цвет листьев, или тёмные, под цвет коры или земли. Донные рыбы обычно окрашены под цвет песчаного дна (скаты и камбалы).
Ответ:
(с) Обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде. Маховые и контурные перья, покрывающие тело птицы, полностью сглаживают его форму. Птицы лишены выступающих ушных раковин, в полёте они обычно втягивают ноги. В результате птицы по скорости передвижения намного превосходят всех других животных.
Ответ:


  1. Прочитайте внимательно текст.


«В1992годубылапринята«Конвенцииобиологическомразнообразии».

Конвенция была открыта для подписания 5 июня 1992 года на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Конвенция о биологическом разнообразии является отражением растущей приверженности мирового сообщества принципам устойчивого развития. Она является существенным шагом вперед на пути сохранения биологического разнообразия, устойчивого использования его компонентов и совместного получения на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов».
(а) Определите, какие угрозы биоразнообразию привели к принятию «Конвенции о биологическом разнообразии».




(b) Дайте определение термину «Красная книга». Красная книга -


(с) Объясните роль Красной книги в сохранении биоразнообразия.




  1. Рассмотрите рисунки Всемирного банка семян.








(а) Объясните причины, по которым был создан Всемирный банк семян.