Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 423

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОДУКТ КЛИЕНТРис. 7 Формулировка ценностного предложенияИсточник: А. Остервальдер, Ценностное предложение.Ключевые вопросы для формулировки ценностного предложения: Что является головной болью клиента? Как клиент решает эту проблему на данный момент? Насколько он недоволен решением? Разрешима ли эта «боль» альтернативными методами? Хочет ли клиент решить эту проблему другим способом? На данном этапе мы пытаемся найти ответы на перечисленные выше вопросы с помощью качественных исследований (интервью) среди экспертов и потенциальных клиентов; структуру интервью мы рассмотрим ниже.Исходя из полученной информации, нужно будет определить минимальный набор характеристик для MVP и в короткие сроки сделать его, он будет решать актуальный набор проблем клиентов и приносить им пользу. Стоит отметить, что большинство продуктов являются своего рода «витаминками» для клиентов, которые не решает основную проблему клиента, а лишь смягчает симптомы, действует терапевтически. Хороший бизнес должен строиться на «лекарстве» — продукте, который решает проблему клиента.Для того, чтобы понять чем является ваш бизнес в жизни клиента (витаминками или лекарством) нужно проводить Customer Development и Customer Discovery - выявлять проблемы своей целевой аудитории и смотреть насколько ваше решение в виде.Как составить ценностное предложение для вашего продукта?Процесс написания ценностного предложения начинается с вас и вашей организации, а также всех, кто соотноситься с вашей компанией: конкуренты, клиенты. Следующие вопросы вам помогут начать работу над ценностным предложением компании. Напишите от 3-х до 5-ти преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо? Напишите от 3-х до 5-ти аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас, вы уже готовы составить ценностное предложение продукта, используя данные характеристики (не более одного двух предложений, которые покроют ваше ценностное предложение). Не останавливайтесь на одной идеи , будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых, это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых, отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих, можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых, заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Мониторинг (оценка) ценностиЦель - это мониторинг ценности получаемой потребителем и компанией от потребителя.Мониторинг состоит из нескольких этапов: Ценность (требуемая потребителем) - недавний опыт в сравнении с ожиданиями Предоставленная Ценность - в сравнении с предложением. Полученная ценность - по сравнению с целями Предоставление/коммуникация ценности в сравнении с маркетинговыми стратегиям - продукт/услуга в сравнении с планом (НИОКР, Операции); цена в сравнении с планом; продвижение в сравнении с планом; продажи (place) в сравнении с планом продаж. Как результат, мы определим эффективность плана. Дополнительные материалыАлександр Остервальдер и др. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг. // Альпина Паблишер, 2015 г. Задание Сформулируйте, чем полезен ваш продукт для потребителя: какие боли он снимает / какую выгоду он приносит / какую работу пользователя выполняет Сформулируйте ценностное предложение своего проекта. Протестируйте его на 5 представителях целевой аудитории. Представьте доработанное ценностное предложение. Шаблон для выполнения задания по лекцииЭтот шаблон-алгоритм поможет сформулировать ценностное предложение.1. Напишите от 3 до 5 преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо?2. Напишите от 3 до 5 аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Ключевые слова: Ключевые фразы: Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас вы уже готовы сделать самое главное: составить ценностное предложение продукта, используя характеристики из пункта 5 (не более одного - двух предложений). Не останавливайтесь на одной идее, будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых: это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых: отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих: можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых: заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Пояснение к заданиюВ качестве результата студенты представляют только само ценностное предложение, это 1-2 предложения. На что обращать внимание в обратной связиОбращайте внимание на то, чтобы ценностное предложение демонстрировало потребительскую выгоду от продукта, чтобы оно отличалось от конкурентов (демонстрировало конкурентное преимущество).Ценностное предложение должно говорить не о компании, а о решении боли потребителя и том, что получает потребитель от продукта.Чтобы оно было ясным, понятным и конкретным. Необходимо избегать общих слов.Оно должно быть лаконичным и при этом отражать суть проекта. Анализ рынка. Оценка потенциала рынка ТерминыТАМ, SAM, SOM Ключевые идеиВ данной лекции будут отражены следующие разделы: На что могу рассчитывать Какой офис и какую команду я могу себе позволить Есть предмет разговора с инвестором или нет Показатель компетентности (я не думал...) Размер рынкаЧто не так? Ищем инвестиции в 10 млн рублей Готовы отдать 10% компании Наш оборот через 3 года будет 100 млн рублей Инвестор планирует заработать:десятикратно к вложенной сумме, инвестируя 10 млн - планирует забрать 100 млн.А есть ли рынок чтобы заработать 100 000 000?Пример: решение для навигации на выставках

(Нехватка средств - это отрицательный свободный финансовый поток по результатам операционной деятельности, Free Cash Flow from Operations. Операционный финансовый поток считается определённым образом, подробнее тут: http://www.investopedia.eom/terms/c/cash-flow-from-operatinq-activities.asi ,http://www.investinqanswers.com/financial-dictionary/financial-statement-analysis/free- cash-flow-1 ООО).Пусть стоимость компании составила 566 млн. рублей (как ее считать - это вопрос отдельный, сейчас примем на веру), а требуемые инвестиции 112 млн. рублей.Тогда доля инвестора после инвестиций составит 20% (112667/566356), основателям после инвестиций достанется не 100%, а 80%. Следовательно, инвестор получит свои 20% от распределения будущей чистой прибыли.Обратим внимание, что в примере выше сосчитаны «дисконтированные» потоки (подробнее про дисконтирование тут: http://book.ivo-welch.info/ed3/toc.html, раздел Present Value).В примере выше посчитана терминальная стоимость («Terminal Value»), исходя из прогнозирования в бесконечность финансовых потоков. (Подробнее про методы ее расчета и про темп роста можно прочитать тут: http://www.investopedia.eom/terms/t/terminalvalue.asp, http://paqes.stern.nyu.edu/adamodar/New Home Paqe/valquestions/termvalapproach es.htm, раздел Stable Growth Model)При вычислении стоимости проекта очень важна норма прибыли или «ставка дисконтирования». В нашем примере это было значение 51%.Инвесторы ожидают, что стартапах этот показатель должен быть в разы больше ставок на возврат капитала в более стабильных бизнесах, ставок по кредитам или ставок по облигациям.Почему же требуемая ставка такая высокая? Главным образом, из-за большого количества обанкротившихся проектов, из-за потенциально высокого риска.По данным ФРИИ, смертность на рынке стартапов на посевной и предпосевной стадиях составляет 90%. Израиль: 6,6% стартапов продано из 10 000, с 1999 по 2014 гг. Из них

фрииРасходы на персоналПример расчета: Зарплата: 100 000 руб., НДФЛ = 13%, 100 000/0,87=114 943 руб. • Доход: 114 943 * 12 мес= 1 379 310 руб. в годВыплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации 711 000 * 22% = 156 420 - (1 379 310 - 711 000) * 10% = 66 931Выплаты в Фонд социального страхования• 670 000 * 2,9% = 19 430Выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования Нужно учесть выходные, больничные, праздникиСотрудник будет еще дороже


Что вызывает аллергию у инвестора:

  • Маленький или сужающийся рынок

  • Планы напрямую конкурировать с гигантами (привет, Google и Facebook)

  • Спорная или неподтвержденная бизнес-модель

  • Абсурдный маркетинговый план или его отсутствие

  • Отрицательные отзывы экспертов или их полное отсутствие

Команда

Инвестору важно видеть, что:

  • Есть люди, которые могут реализовать все, что написано

  • Команда горит и готова посвящать проекту все свое время

  • У членов команды релевантный проекту опыт и образование

  • Команда сфокусирована на создание стоимости

  • В команде есть лидер и остальные роли распределены корректно

Что вызывает аллергию у инвестора:

  • Запрос на большие зарплаты

  • Невнимательность к деталям

  • Работа в нескольких проектах одновременно

  • Отрицательные отзывы о команде

  • Множество ошибок и неудач в прошлом

  • Короткое время работы на предыдущих местах работы

  • Несовместимость или неприязнь к кому-то из команды инвестора

  • Отсутствие лидера в проекте

План развития проекта

Что обязательно показать инвестору:

  • Четкий план разработки

  • Расходы (burn rate)

  • Доходы (партнерские программы или иные драйверы доходов)

  • Ориентиры по дивидендам или по выходу из проекта (суммы, сроки, покупатели)

  • Ориентиры по денежной оценке проекта

Мы должны понимать, как конкретно команда доберется до поставленной цели!

Инвестору важно видеть, что:

  • Команда уже проинвестировала время и деньги в проект

  • Ключевые точки проекта и даты достижения результатов реалистичны

  • Команда готова брать на себя обязательства

  • Команда понимает, как может заработать деньги себе и инвестору

Что вызывает аллергию у инвестора:


  • Нереальные прогнозы по выручке

  • Нереальные сроки проекта

  • Высокий burn-rate или запрос огромного финансирования

  • Отсутствие понимания возможностей выхода или выплаты дивидендов

Задание

Подготовьте презентацию своего проекта для инвестора.

Шаблон для выполнения задания по лекции

Структура презентации:

  1. Команда проекта

  2. Возможность

  3. Продукт/решение

  4. Бизнес-модель

  5. Метрики и экономика (не для всех видов проектов):

  6. Рынок

  7. Потребность в финансировании

  8. План разработки

  9. Маркетинговый план

  10. Финансовый план

  11. Оценка проекта

  12. Возможная стратегия выхода инвестора

Приложения

Программа курса

«Интернет-предпринимательство»

Москва, ФРИИ, 2015

Автор: к.э.н. М.Р. Зобнина

Аннотация курса

Интерес к интернет-предпринимательству в последние годы активно растет, поскольку интернет - это наиболее открытая для идей среда, что привлекает в нее множество начинающих предпринимателей. При этом многие стартапы не доживают до вывода продукта на рынок: смертность стартапов в первый год работы составляет около 90% (данные AngelList). Данный курс с одной стороны удовлетворит спрос на знания в стартапах, с другой - повысит качество стартапов. Курс по технологической стороне создания интернет-стартапа (программирование) есть в ведущих университетах мира.

Курс предназначен для студентов, интересующихся интернет- предпринимательством как на уровне малых венчурных предприятий, так и в крупных корпорациях. Исследуются различные вопросы, стоящие перед маркетологами, менеджментом и консультантами при выведении интернет - проектов на рынок и их развития.

Цели освоения дисциплины

Курс имеет целью формирование компетенций в области управления в интернет-сфере, понимание ключевых параметров, влияющих на развитие компании в данной области, механизмов продвижения компаний и их услуг, а так же формирования конкурентоспособного продукта для потребителя.



Цели освоения дисциплины «Интернет-предпринимательство»:

  • Сформировать понимание процесса создания жизнеспособного стартапа у студентов - потенциальных предпринимателей.

  • Ознакомление студентов с моделями и инструментарием предпринимателя применительно к предприятиям, работающим в интернет- сфере;

  • Формирование практических навыков в области управления интернет-проектом и развития малого предприятия в интернет-сегменте.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать

  • практику организации работы предприятия в интернет-сфере;

  • специфику потребительского поведения и маркетинговых аспектов интернет-предпринимательства;

  • инструменты исследования и анализа рынка;

  • основные бизнес-модели компаний, работающих в интернет-сфере;

  • стратегический инструментарий и современные технологии интернет- предпринимательства;

  • возможности для формирования устойчивых конкурентных преимуществ компаний в интернет-сфере.

Уметь

  • вести предпринимательскую деятельность в компаниях высокотехнологичных секторов.

  • разрабатывать и реализовывать бизнес-модели;

  • использовать методы, приемы, инструментарий создания интернет- компании;

  • планировать и оценивать результаты предпринимательской деятельности в интернет-сфере.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно- производственного профиля своей деятельности

Лекции, семинары, анализ кейсов

Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность

Анализ кейсов, задания промежуточного контроля

Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

Итоговый проект

Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления; осуществлять сбор данных, как в полевых условиях, так и из основных источников социально-экономической информации: отчетности организаций различных форм собственности, ведомств и т.д., баз данных, журналов, и др., анализ и обработку этих данных, информацию отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях

Задания промежуточного контроля (одно из заданий - проведение исследования потребителей)

Способен представлять результаты проведенного исследования в виде отчета, статьи или доклада

Задания промежуточного контроля, итоговый проект

Способен разрабатывать корпоративную стратегию, стратегию бизнеса и функциональные стратегии организации

Итоговый проект

Способен находить и оценивать новые рыночные возможности, формировать и оценивать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания нового бизнеса

Анализ кейсов, итоговый проект





Компетенция

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен представлять результаты проведенного исследования в виде отчета по консультационному проекту в сфере менеджмента

Итоговый проект

Для достижения баланса между теоретическими основами и практическими навыками, лекционный материал и обсуждения прочитанного материала сочетаются с кейсами и практическими заданиями, направленными на творческое использование получаемых знаний и навыков. Курс включает в себя кейсы из интернет-сферы. Экзаменационный проект, кейсы и выполнение домашних заданий призваны способствовать выработке навыков, позволяющих использовать комплекс инструментов, пригодных для решения вопросов, возникающих перед интернет-предпринимателем.

Данный курс обеспечит студентов практическими знаниями, необходимыми для оценки, продвижения и управления интернет-проекта. Для этого предполагается создать у студентов понимание того, какие факторы должны учитываться при работе с интернет-проектом, включая риски и выгоды, понимание поведения потребителей, тактические знания, необходимые для выведения и управления новым интернет-продуктом.

Курс рассчитан на 42 аудиторных часа.


Содержание дисциплины

Название темы

Все го часов

Аудиторные часы

Самостоятель ная работа

Лекц

ИИ

Семина

ры

Практичес кие занятия




1. Вводная мотивационная лекция: технологический бизнес и Интернет- предпринимательство

4

2







2

2.Идея: источники идей для стартапа, как проверить свою идею. Концепция.

8

2




2

4

3. Команда стартапа. Как собрать и мотивировать команду стартапа

8

2




2

4

4. Бизнес-модель.

Ценностное предложение

14

2




2

10