Файл: Бакалавра по направлению подготовки 44. 03.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 369

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сфере обслуживания достигается вежливостью персонала и его отзывчивостью»1. Речь идет не только и не столько о расширении технических возможностей предприятия, сколько об усилении заинтересованности в борьбе за потребителя через профессиональное и культурное развитие работников этих предприятий.

В связи с этим, для выстраивания эффективной работы персонала менеджменту предприятиям питания необходимо внедрять новые подходы и технологиями управления персонала. Если обратиться к новейшей литературе по вопросам управления персоналом, можно уверенно сказать, что на протяжении последних лет наблюдается движение от концепции «управления кадрами» к стратегии «управления человеческими ресурсами».

Так исследователи Е.В. Бусыгина, И.В. Алтухова2, Т.Н. Лустина3 отмечают, что сегодня как ученые-теоретики, так и управленцы-практики




1 ЖашаеваМ.Т.Особенности управления персоналом в индустрии питания [Электронный ресурс] / М.Т. Жашаева, З.М. Карданова З.М. Карданова // Евразийский союз ученых. 2015. № 10-5 (19). С. 57-59 Режим доступа: http://euroasia-science.ru/ekonomicheskie- nauki/osobennosti-upravleniya-personalom-v-industrii-pitaniya/

2 Алтухова И.В. Проблемы кадрового обеспечения на предприятиях общественного питания [Электронный ресурс] / И.В. Алтухова // Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы: Сборник материалов научно-практической конференции. Омский государственный институт сервиса. 2015. С. 234. https://elibrary.ru/item.asp?id=26396587

3 ЛустинаТ.Н.Влияние системы управления персоналом
на конкурентоспособность предприятий индустрии гостеприимства [Электронный ресурс] / Т.Н. Лустина, А.Г. Панова, И.А. Суслова // Сервис в России и за рубежом. 2018. №2 (80). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sistemy-upravleniya-personalom-na-konkurentosposobnost- predpriyatiy-industrii-gostepriimstva

приходят к полному понимаю того, что именно персонал играет в организации решающую роль, а в сфере услуг данная составляющая оказывается определяющей для любого предприятия питания, будь это демократичное кафе или дорогой ресторан.

Е.В. Бусыгина указывает: «Именно в сфере обслуживания персонал является ключевым компонентом бизнеса. Только в последние годы стали работать с персоналом, как с ключевым фактором успеха… Задача грамотного управления персоналом является приоритетной задачей. Ранее в России управлению персоналом уделялось недостаточное внимание, поэтому многие вопросы остаются непроработанными»1.

Исследователи М. Павлова и Е.Ю. Никольская пишут: «За последние десятилетия отношение к работникам индустрии гостеприимства резко изменилось; произошел переход от понятия «кадры» и «персонал» к понятию

«человеческие ресурсы», которые нужно самостоятельно формировать, эффективно использовать и обеспечивать их развитие в соответствии со стратегией предприятия»2.

Рассмотрим более внимательно, что понимается под «человеческими ресурсами». Данное понятие сформировалось в рамках нового концептуального подхода (Human Resources Management - HRM), сформировавшегося на Западе в начале 70-х годов 20 века3

.

«Акцентирование внимания на человеческих ресурсах способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься





1 Бусыгина Е.В. Особенности управления персоналом в сфере обслуживания [Электронный ресурс] / Е.В. Бусыгина // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/60094

2 Павлова М. Особенности системы управления персоналом в индустрии гостеприимства [Электронный ресурс] / М. Павлова, Е.Ю. Никольская // Инновационная наука. 2016. №3-1 (15). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sistemy-upravleniya-personalom-v-industrii- gostepriimstva

3 Управление персоналом: учебник [Электронный ресурс] / О.А. Горленко. Москва: Юрайт, 2018. С. 13. Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/upravlenie-personalom-415096#page/2

как живая система, существующая в окружающей среде»1. В рамках данного подхода персонал рассматривается как «инвестиции, которые необходимо развивать, а также как издержки, которые необходимо контролировать управление человеческими ресурсами нацелено на развитие целостной корпоративной культуры и сбалансированность текущих потребностей интегрированной организации и окружающей деловой среды»2.

Таким образом, в управлении персоналом начали применяться

«инновационные методы, позволяющие полнее раскрыть творческий потенциал каждого работника. Человек признается важнейшей ценностью общества и организации. Желания и способности работников, их профессионализм, интеллектуальный и культурный уровень имеют решающее значение при формировании
стратегии и структуры компании»3.

Главным конкурентным преимуществом современных компаний становятся их сотрудники, носители уникальных профессиональных и личностных качеств, навыков, идей, форм поведения.

Менеджеры стремятся максимально раскрыть потенциал каждого работника и использовать его умения для процветания компании. Для этого активно разрабатываются и применяются развивающие программы. Снижается потребность в малоквалифицированном и однообразном труде, при этом активно поощряется участие персонала в самоорганизации производства и улучшении деятельности компании.





1 Управлениеперсоналом [Электронный ресурс] / Михайлина Г.И. Москва: Дашков и К, 2018.

С. 21. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=415303

2 Тамже.С. 22-23.

3 Темнова И.О. Развитие работников организации в рамках основных концепций управления персоналом [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы управления. 2016: сборник. вып. 1. Москва: Издательский дом ГУУ, 2016. Режим доступа: https://guu.ru/wp-content/uploads/

В учебном пособии А.Я. Кибанова «Управление персоналом в России»1 приводится следующая таблицу, в которой автор сравнивает подходы управление персоналом и управление человеческими ресурсами (см. табл. 1).

Таблица 1 Сравнительная характеристика показателей работы с персоналом

организации при «традиционном» и «новом» подходах

Показатели

Управление персоналом

Управление человеческими

ресурсами

Ресурсы организации

Физический и денежный

капитал

Человеческий капитал, физический

капитал

Расходы на персонал

Преимущественно

текущие расходы

Долгосрочные инвестиции, текущие

расходы

Методы привлечения

персонала

Денежные стимулы,

социальные льготы

Активный поиск, реклама,

социальные льготы

Расходы на обучение

Минимальные

Зависят от критерия «стоимость-

выгода»

Формы обучения

На рабочем месте, вне

рабочего места

Все формы, включая и общее

образование

Социальная

инфраструктура

Зависит от возможностей

организации

Формируется в зависимости от

критерия «стоимость-выгода»

Стиль руководства

Преимущественно

авторитарный

Определяется в зависимости от

ситуации

Регламентация

выполнения функций

Преимущественно жесткая

Разная степень свободы в

организации

Методы организации

труда

Индивидуальные,

групповые

Групповые, индивидуальные

Методы мотивации и стимулирования трудовой деятельности

Индивидуально-групповое материальное и моральное стимулирование и

мотивация, принуждение

Сочетание экономических и морально-психологических стимулов, возрастание мотивов

более высокого уровня

Горизонт (срок)

планирования

Преимущественно

краткосрочный

Трудовой цикл человеческих

ресурсов

Функции кадровых

служб

Преимущественно

учетные, аналитические

Преимущественно аналитические и

организационные